Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2014 г. N 127-КГ14-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе территориальной избирательной комиссии города Евпатории Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Апелляционного суда Республики Крым от 1 сентября 2014 года, которым отменено решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 августа 2014 года об отказе в удовлетворении заявления Лутьева В.Г. об отмене решения территориальной избирательной комиссии города Евпатории Республики Крым от 6 августа 2014 года N 18/271-1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Евпаторийского городского совета по одномандатному избирательному округу N 5 Лутьеву В.Г.".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что апелляционное определение подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением территориальной избирательной комиссии города Евпатории Республики Крым от 30 июня 2014 года N 3/9-1 выборы депутатов Евпаторийского городского совета Республики Крым первого созыва назначены на 14 сентября 2014 года.
Решением территориальной избирательной комиссии города Евпатории Республики Крым от 6 августа 2014 года N 18/271-1 Лутьеву В.Г. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Евпаторийского городского совета первого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 на основании недостаточного количества представленных для регистрации достоверных подписей избирателей.
Лутьев В.Г. обратился в суд с заявлением об отмене данного решения и обязании территориальной избирательной комиссии города Евпатории Республики Крым зарегистрировать его кандидатом в депутаты Евпаторийского городского совета первого созыва по одномандатному избирательному округу N 5, ссылаясь на несоответствие оспариваемого решения итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения, поскольку по результатам проверки подписи недостоверными не признавались, а исходя из указанного решения в регистрации кандидата отказано на основании недостаточного количества именно достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Кроме того, по мнению заявителя, судом неправильно применены положения законодательства Российской Федерации о выборах, согласно которым избиратели, а также лица, осуществляющие сбор подписей избирателей, указывают в подписном листе адрес места жительства, включающий наименование субъекта Российской Федерации, так как в настоящем случае данные лица не имеют паспортов граждан Российской Федерации.
Заявитель также полагал, что проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей была проведена ненадлежащим образом, поскольку в нарушение пунктов 3 и 3.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" территориальная избирательная комиссия города Евпатории Республики Крым в Управление Федеральной миграционной службы по Республике Крым не обращалась, Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы", включая регистр избирателей, не использовала.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 августа 2014 года Лутьеву В.Г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Апелляционного суда Республики Крым от 1 сентября 2014 года данное решение суда отменено и принято новое решение, которым решение территориальной избирательной комиссии города Евпатории Республики Крым от 6 августа 2014 года N 18/271-1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Евпаторийского городского совета по одномандатному избирательному округу N 5 Лутьеву В.Г." признано незаконным, территориальная избирательная комиссия города Евпатории Республики Крым обязана зарегистрировать Лутьева В.Г. кандидатом в депутаты Евпаторийского городского совета первого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 в течение трех дней со дня вынесения апелляционного определения.
В кассационной жалобе территориальная избирательная комиссия города Евпатории Республики Крым просит указанное апелляционное определение отменить, оставив в силе решение Евпаторийского городского суда Республики Крым.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 13 сентября 2014 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Удовлетворяя требования заявителя, судебная коллегия по гражданским делам Апелляционного Суда Республики Крым, руководствуясь подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), исходила из того, что избиратели, поддержавшие выдвижение Лутьева В.Г., и лица, осуществлявшие сбор их подписей, имели паспорта граждан Украины, сведения в которых не могли содержать наименование субъекта другого федеративного государства; спора же о наличии у данных лиц активного избирательного права не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает указанные выводы ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 указанного Федерального закона предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Аналогичное требование содержится в Законе Республики Крым от 5 июня 2014 года N 17-ЗРК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым", согласно частям 1 и 6 статьи 42 которого регистрация кандидата подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, а в силу части 18 статьи 47 данного Закона кандидат не регистрируется, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 47 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 года N 17-ЗРК для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей соответствующая избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа своих членов, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. В соответствии с законодательством к такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата приведено в пункте 7 части 3 статьи 48 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 года N 17-ЗРК.
На основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме. Аналогичное основание для признания подписей недействительными содержится в пункте 8 части 12 статьи 47 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 года N 17-ЗРК.
Решением территориальной избирательной комиссии города Евпатории Республики Крым от 3 июля 2014 года N 4/15-1 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Евпаторийского городского совета первого созыва по одномандатному избирательному округу N 5, равное 32 подписям, а также их максимально допустимое количество, равное 35 подписям.
Как усматривается из материалов дела, Дутьевым В.Г. в территориальную избирательную комиссию представлены 5 подписных листов, содержащих 90 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
Согласно части 9 статьи 47 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 года N 17-ЗРК проверке подлежат все представленные подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах.
4 августа 2014 года членами рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию города Евпатории Республики Крым кандидатами в депутаты Евпаторийского городского совета первого созыва, проведена проверка оформления подписных листов и достоверности содержащихся в них сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Лутьева В.Г. По результатам проверки составлен итоговой протокол, в соответствии с которым из проверенных 35 подписей (максимальное количество подписей) избирателей все 35 подписей признаны недействительными по основаниям, предусмотренным подпунктами "г", "ж" и "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
При рассмотрении и разрешении дела установлено, что во всех представленных Дутьевым В.Г. в избирательную комиссию подписных листах сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме, а именно не указано наименование субъекта Российской Федерации - Республика Крым.
Между тем в силу пункта 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает, среди прочего, адрес своего места жительства, под которым согласно подпункту 5 статьи 2 данного Федерального закона понимается адрес, состоящий из наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации Республика Крым является субъектом Российской Федерации, поэтому отсутствие у лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, паспортов граждан Российской Федерации в настоящем случае правового значения не имело и не освобождало их от соблюдения требований федерального закона.
Из системного толкования пунктов 1, 6.1, 6.3 и 6.4, подпунктов "г.1" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ следует, что регистрация кандидата осуществляется при наличии необходимого количества достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения. Поскольку все подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Лутьева В.Г. признаны недействительными на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона, следовательно, достоверные подписи, необходимые для его регистрации, отсутствовали.
В этой связи Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение территориальной избирательной комиссии города Евпатории Республики Крым от 6 августа 2014 года N 18/271-1 принято на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и отменено быть не может.
Необходимости обращения территориальной избирательной комиссии города Евпатории Республики Крым в Управление Федеральной миграционной службы по Республике Крым не имелось, поскольку по основанию подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ подписи избирателей недействительными не признавались, а для выявления полноты сведений о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, информация Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым не требуется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом апелляционной инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, в силу чего оно подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Апелляционного суда Республики Крым от 1 сентября 2014 года приведено в исполнение, оно по правилам статей 443 и 445 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит повороту.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 443 и 445 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Апелляционного суда Республики Крым от 1 сентября 2014 года отменить, оставив в силе решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 августа 2014 года.
Произвести поворот исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Апелляционного суда Республики Крым от 1 сентября 2014 года, отменив решение территориальной избирательной комиссии города Евпатории Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 27/352-1 "О регистрации Лутьева В.Г. кандидатом в депутаты Евпаторийского городского совета Республики Крым первого созыва по одномандатному избирательному округу N 5".
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2014 г. N 127-КГ14-4
Текст определения официально опубликован не был