Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В.3. Расчет армированной дорожной конструкции в соответствии с подразделом 6.2 настоящих Рекомендаций
В.3.1. Исходные данные те же (по п. В.1). Требуется запроектировать дорожную одежду с учетом того, что слой щебня армируется георешеткой Славрос СД-20.
Предварительно назначается следующая конструкция дорожной одежды: покрытие - 2 слоя асфальтобетона; верхний слой искусственного основания - фракционированный гранитный щебень фракции 20-40 мм, георешетка Славрос СД-20, нижний слой искусственного основания - песок средней крупности. При этом снижаем толщину слоя щебня с 28 см до 18 см.
Материал слоя |
h, см |
Модуль упругости E, МПа, при расчете |
Расчет монолитных слоев на растяжение при изгибе |
||||
по допустимому упругому прогибу |
по сдвигоустойчивости |
E, МПа |
, МПа |
m |
|||
Асфальтобетон плотный на битуме марки БНД 60/90 |
7 |
3200 |
1800 |
4500 |
9,8 |
5,2 |
5,5 |
Асфальтобетон пористый на битуме марки БНД 60/90 |
12 |
2000 |
1200 |
2800 |
8,0 |
5,9 |
4,3 |
Щебень изверженных пород фр. 20-40 мм Георешетка Славрос СД-20 |
28 |
350 |
350 |
350 |
- |
- |
- |
Песок средней крупности |
55 |
120 |
120 |
120 |
- |
- |
- |
В.3.2. Расчет по допускаемому упругому прогибу
Расчет ведется послойно, начиная с подстилающего грунта.
Общий модуль упругости неармированной конструкции составит МПа.
Армирование слоя щебня георешеткой Славрос СД-20 увеличивает общий модуль упругости дорожной конструкции (п. 6.2.3):
,
где - коэффициент увеличения общего модуля упругости дорожной конструкции, принимаемый в соответствии с выражением (6.3):
,
где ;
;
; МПа;
; МПа;
;
МПа;
МПа - для георешетки Славрос СД-20 (таблица Д.7);
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , - коэффициенты уравнения, принимаемые по таблице Д.1.
Таким образом, общий модуль упругости армированной дорожной конструкции равен:
МПа.
Проверка выполнения критерия прочности по упругому прогибу:
.
Условие прочности выполнено.
В.3.3. Расчет конструкции по условию сдвигоустойчивости грунта
Расчет аналогичен расчету п. В.2.5 (повторяется для пониженной толщины слоя щебня).
Средневзвешенный модуль упругости верхнего слоя МПа.
По отношениям и и при с помощью номограммы рисунка 3.2 [2.15] находится единичное активное напряжение сдвига: , тогда T = 0,01255 x 0,6 = 0,00753 МПа.
Предельное активное напряжение сдвига в грунте рабочего слоя:
МПа.
Проверка выполнения условия прочности по сдвигоустойчивости грунта:
.
Условие прочности выполнено.
В.3.4. Расчет конструкции по условию сдвигоустойчивости в слое песка
Действующие в грунте активные напряжения сдвига вычисляются по формуле (3.13) [2.15]. Для определения предварительно назначенная дорожная конструкция приводится к двухслойной расчетной модели.
Нижнему слою модели присваиваются следующие характеристики:
МПа, , c = 0,002 МПа.
Средневзвешенный модуль упругости верхнего слоя МПа.
По отношениям , и при с помощью номограммы рисунка 3.2 [2.15] находится единичное активное напряжение сдвига: , тогда T = 0,03098 x 0,6 ~= 0,01859 МПа.
При армировании щебня георешеткой Славрос СД-20 при динамическом воздействии нагрузки величина активных напряжений сдвига в слое песка уменьшится в раз, т.е.:
,
где ;
;
; МПа;
;
;
МПа;
МПа - для георешетки Славрос СД-20;
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , - коэффициенты уравнения при , принимаемые по таблице Д.3.
Предельное активное напряжение сдвига в слое песка:
МПа.
Проверка выполнения условия прочности по сдвигоустойчивости слоя песка:
.
Условие прочности выполнено.
В.3.5. Расчет армированной конструкции на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе
Расчет выполняется в следующем порядке:
а) Конструкция приводится к двухслойной модели, в которой нижний слой - часть конструкции, расположенная ниже пакета асфальтобетонных слоев, т.е. слои основания и грунт рабочего слоя. Модуль нижнего слоя определяется как общий модуль слоев основания и грунта рабочего слоя.
Общий модуль упругости нижнего слоя ,
где - модуль упругости нижнего слоя без учета эффекта армирования несущего слоя основания георешеткой.
МПа.
,
где ;
;
;
МПа;
; МПа;
;
МПа;
МПа - для георешетки Славрос СД-20 (табл. Д.7);
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , - коэффициенты уравнения, принимаемые по таблице Д.2.
Таким образом, общий модуль упругости основания армированной дорожной конструкции равен:
МПа.
К верхнему слою относятся все асфальтобетонные слои.
Модуль упругости верхнего слоя МПа.
б) По отношениям и определяется .
Расчетное растягивающее напряжение вычисляется по формуле:
МПа.
в) Рассчитывается предельное растягивающее напряжение по формуле (3.17) [2.15]:
при МПа; ; t = 1,71; = 5,9; m = 4,3;
;
(таблица 3.6 [2.15]);
(таблица 3.6 [2.15]);
МПа.
Проверка выполнения условия прочности по сопротивлению монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе:
.
Условие прочности выполнено.
В.3.6. Таким образом, армирование слоя щебня георешеткой в данном случае позволило снизить толщину щебня с 28 см до 18 см, т.е. примерно на 36%. Конструкция дорожной одежды должна отвечать требованиям по морозоустойчивости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.