Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
Примеры расчета армированных дорожных одежд
В.1. Исходные данные для расчета
1. Категория дороги - III;
2. Дорожно-климатическая зона - II;
3. Расчетный срок службы дорожной одежды лет;
4. Заданная надежность ;
5. Тип нагрузки - (нагрузка на одиночную ось F = 100 кН, P = 0,6 МПа);
6. Интенсивность движения на конец срока службы авт./сут; приращение интенсивности движения q = 1,02;
7. Грунт рабочего слоя земляного полотна - песок пылеватый, =48 МПа (), c = 0,003 МПа, = 8°, = 33°;
8. Схема увлажнения рабочего слоя земляного полотна - 3;
9. Материалы искусственного основания: несущий слой - щебень изверженных пород фр. 20-40 мм, М 1000 I класса прочности по ГОСТ 8267-93*, дополнительный слой - песок средней крупности по ГОСТ 8736-93*.
В.2. Расчет неармированной дорожной конструкции (в соответствии с ОДН 218.046-01 [2.15])
В.2.1. Вычисляется суммарное количество приложений расчетных нагрузок за срок службы по формуле (3.7) [2.15]:
авт.,
где ;
дней;
.
В.2.2. Предварительно назначается следующая конструкция дорожной одежды: покрытие - 2 слоя асфальтобетона; верхний слой искусственного основания - фракционированный гранитный щебень фракции 20-40 мм, укладываемый по методу заклинки; нижний слой искусственного основания - песок средней крупности.
Материал слоя |
h, см |
Модуль упругости E, МПа, при расчете |
Расчет монолитных слоев на растяжение при изгибе |
||||
по допустимому упругому прогибу |
по сдвигоустойчивости |
E, МПа |
, МПа |
m |
|||
Асфальтобетон плотный на битуме марки БНД 60/90 |
7 |
3200 |
1800 |
4500 |
9,8 |
5,2 |
5,5 |
Асфальтобетон пористый на битуме марки БНД 60/90 |
12 |
2000 |
1200 |
2800 |
8,0 |
5,9 |
4,3 |
Щебень изверженных пород фр. 20-40 мм |
28 |
350 |
350 |
350 |
- |
- |
- |
Песок средней крупности |
55 |
120 |
120 |
120 |
- |
- |
- |
В.2.3. Требуемые коэффициенты прочности проектируемой дорожной одежды, соответствующие коэффициенту надежности 0,95 для дороги III категории:
- по допустимому упругому прогибу ;
- по сдвигоустойчивости грунта и слабосвязных слоев ;
- по усталостному разрушению монолитных материалов от растяжения при изгибе .
В.2.4. Расчет по допускаемому упругому прогибу
Расчет ведется послойно, начиная с подстилающего грунта ( МПа).
Общий модуль упругости на поверхности слоя песка:
МПа;
м.
Общий модуль упругости на поверхности слоя щебня:
МПа;
м.
Общий модуль упругости на поверхности нижнего слоя асфальтобетона:
МПа;
МПа;
м
Общий модуль упругости на поверхности покрытия:
МПа;
м.
Таким образом, МПа.
Минимальный требуемый модуль упругости определяется по формуле (3.10) [2.15]:
МПа.
Проверка выполнения условия прочности:
.
Условие прочности выполнено.
В.2.5. Расчет конструкции по условию сдвигоустойчивости грунта
Действующие в грунте активные напряжения сдвига вычисляются по формуле (3.13) [2.15]:
.
Для определения предварительно назначенная дорожная конструкция приводится к двухслойной расчетной модели. В качестве ее нижнего слоя принимается грунт (песок пылеватый) со следующими характеристиками ( авт.):
МПа; ; c = 0,003 МПа (табл. П 2.4 и П 2.5 [2.15]).
Средневзвешенный модуль упругости верхнего слоя МПа.
По отношениям и и при с помощью номограммы рисунка 3.2 [2.15] находится единичное активное напряжение сдвига: , тогда T = 0,01088 x 0,6 = 0,00653 МПа.
Предельное активное напряжение сдвига в грунте рабочего слоя:
МПа.
Проверка выполнения условия прочности по сдвигоустойчивости грунта:
.
Условие прочности выполнено.
В.2.6. Расчет конструкции по условию сдвигоустойчивости слоя песка
Действующие в слое песка активные напряжения сдвига вычисляются по формуле (3.13) [2.15]. Для определения предварительно назначенная дорожная конструкция приводится к двухслойной расчетной модели.
Нижнему слою модели присваиваются следующие характеристики:
МПа (общий модуль упругости на поверхности песчаного слоя),
МПа;
; c = 0,002 МПа.
Средневзвешенный модуль упругости верхнего слоя МПа.
По отношениям , и при с помощью номограммы рисунка 3.2 [2.15] находится единичное активное напряжение сдвига: , тогда T = 0,0234 x 0,6 = 0,01405 МПа.
Предельное активное напряжение сдвига в слое песка:
МПа.
Проверка выполнения условия прочности по сдвигоустойчивости слоя песка:
.
Условие прочности выполнено.
В.2.7. Расчет конструкции на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе
Расчет выполняется в следующем порядке:
а) Конструкция приводится к двухслойной модели, в которой нижний слой - часть конструкции, расположенная ниже пакета асфальтобетонных слоев, т.е. слои основания и грунт рабочего слоя. Модуль нижнего слоя определяется как общий модуль слоев основания и грунта рабочего слоя.
Общий модуль упругости нижнего слоя МПа.
К верхнему слою относятся все асфальтобетонные слои.
Модуль упругости верхнего слоя МПа.
б) По отношениям и определяется .
Расчетное растягивающее напряжение вычисляется по формуле (3.16) [2.15]:
МПа.
в) Рассчитывается предельное растягивающее напряжение по формуле (3.17) [2.15]:
при МПа; ; t = 1,71; а = 5,9; m = 4,3;
;
(таблица 3.6 [57]);
МПа.
Проверка выполнения условия прочности по сопротивлению монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе:
.
В.2.8. Коэффициенты прочности по критериям сдвига в слое песка и усталостному разрушению монолитного слоя от растяжения при изгибе имеют наименьшие значения, значит уменьшение толщины любого слоя дорожной одежды приведет к невыполнению, в первую очередь, данных критериев прочности.
В.4. Исходные данные для расчета
1. Категория дороги - IV;
2. Дорожно-климатическая зона - II, Московская обл.;
3. Расчетный срок службы дорожной одежды лет;
4. Заданная надежность ;
5. Тип нагрузки - (нагрузка на одиночную ось F = 100 кН, P = 0,6 МПа);
6. Интенсивность движения на конец срока службы авт./сут; приращение интенсивности движения q = 1,01;
7. Грунт рабочего слоя земляного полотна - суглинок легкий, МПа (), c = 0,005 МПа, , ;
8. Схема увлажнения рабочего слоя земляного полотна - 3;
9. Материалы искусственного основания: несущий слой - щебень изверженных пород фр. 20-40 мм, М 1000 I класса прочности по ГОСТ 8267-93*, дополнительный слой - песок средней крупности по ГОСТ 8736-93*.
В.4.1. Расчет неармированной дорожной конструкции (в соответствии с ОДН 218.046-01 [2.15])
В.4.1.# Вычисляется суммарное количество приложений расчетных нагрузок за срок службы по формуле (3.7) [2.15]:
авт.,
где ;
дней;
.
В.4.2. Предварительно назначается следующая конструкция дорожной одежды: покрытие - ЩГПС оптимального состава, обработанная органическим вяжущим; верхний слой искусственного основания - фракционированный гранитный щебень фракции 20-40 мм, укладываемый по методу заклинки; нижний слой искусственного основания - песок средней крупности.
Материал слоя |
h, |
Модуль упругости E, МПа, при расчете |
|
по допустимому упругому прогибу |
по сдвигоустойчивости |
||
ЩГПС оптимального состава, обработанная органическим вяжущим |
10 |
450 |
450 |
Щебень изверженных пород фр. 20-40 мм, устроенный с заклинкой мелким щебнем |
38 |
350 |
350 |
Песок средней крупности |
40 |
120 |
120 |
В.4.3. Требуемые коэффициенты прочности проектируемой дорожной одежды, соответствующие коэффициенту надежности 0,80 для дороги IV категории:
- по допустимому упругому прогибу ;
- по сдвигоустойчивости грунта и слабосвязных слоев .
В.4.4. Расчет по допускаемому упругому прогибу
Расчет ведется послойно, начиная с подстилающего грунта ( МПа).
Общий модуль упругости на поверхности слоя песка:
МПа;
м.
Общий модуль упругости на поверхности слоя щебня:
МПа;
м.
Общий модуль упругости на поверхности покрытия:
МПа;
м.
Таким образом, МПа.
Требуемый модуль упругости определяется по формуле (3.10) [2.15]:
МПа.
Проверка выполнения условия прочности:
.
Условие прочности выполнено.
В.4.5. Расчет конструкции по условию сдвигоустойчивости грунта
Действующие в грунте активные напряжения сдвига вычисляются по формуле (3.13) [2.15]:
.
Для определения предварительно назначенная дорожная конструкция приводится к двухслойной расчетной модели. В качестве ее нижнего слоя принимается грунт (суглинок легкий) со следующими характеристиками ( авт.):
МПа; ; c = 0,005 МПа (таблица П.2.4 и П.2.5 [2.15].
Средневзвешенный модуль упругости верхнего слоя МПа.
По отношениям и и при с помощью номограммы рисунка 3.2 [2.15] находится единичное активное напряжение сдвига: , тогда T = 0,0164 x 0,6 ~= 0,00984 МПа.
Предельное активное напряжение сдвига в грунте рабочего слоя:
МПа.
Проверка выполнения условия прочности по сдвигоустойчивости грунта:
.
Условие прочности выполнено.
В.4.6. Расчет конструкции по условию сдвигоустойчивости слоя песка
Действующие в слое песка активные напряжения сдвига вычисляются по формуле (3.13) [2.15]. Для определения предварительно назначенная дорожная конструкция приводится к двухслойной расчетной модели.
Нижнему слою модели присваиваются следующие характеристики:
МПа, ; c = 0,003 МПа.
Средневзвешенный модуль упругости верхнего слоя МПа.
По отношениям , и при с помощью номограммы рисунка 3.2 [2.15] находится единичное активное напряжение сдвига: , тогда T = 0,0307 x 0,6 ~= 0,01842 МПа.
Предельное активное напряжение сдвига в слое песка:
МПа.
Проверка выполнения условия прочности по сдвигоустойчивости слоя песка:
.
Условие прочности выполнено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.