Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2014 г. N 92-АПГ14-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Салчака Ю.Ш.
на решение Верховного Суда Республики Тыва от 19 августа 2014 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления об отмене решения территориальной избирательной комиссии Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва по выборам депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по одномандатному избирательному округу N 8 от 8 августа 2014 года N 10/8-3 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Салчака Ю.Ш.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Салчака Ю.Ш. - Кыныраа Д.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя территориальной избирательной комиссии Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва Рязанова А.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 11 июня 2014 года N 2622 ВХ-I на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 2622" имеется в виду "N 2622 ВХ-I"
Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 11 июня 2014 года N 77/389-6 полномочия окружных избирательных комиссий возложены на территориальные избирательные комиссии, в том числе на территориальную избирательную комиссию Бай-Тайгинского кожууна - полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по одномандатному избирательному округу N 8.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 20 мая 2014 года N 75/384-6 политическая партия "Республиканская партия России - Партия народной свободы" допущена к выдвижению политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением списков кандидатов без сбора подписей на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Тыва.
Решением конференции регионального отделения политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Республике Тыва Салчак Ю.Ш. был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по Бай-Тайгинскому одномандатному избирательному округу N 8.
Решением территориальной избирательной комиссии Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва по выборам депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по одномандатному избирательному округу N 8 от 8 августа 2014 года N 10/8-3 Салчаку Ю.Ш. отказано в регистрации кандидатом в депутаты.
Салчак Ю.Ш. обратился в суд с заявлением об отмене данного решения и обязании избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты, ссылаясь на нарушения избирательной комиссией норм избирательного права.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 19 августа 2014 года в удовлетворении заявления Салчаку Ю.Ш. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, в котором определяется по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (пункт 1.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию пакет документов, предусмотренный пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован (пункт 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в статье 31 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года N 1031 ВХ-I "О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва", предусматривающей, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты избирательным объединением в составе республиканского списка кандидатов по единому избирательному округу, в составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом.
Частью 7 статьи 35 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года N 1031 ВХ-I "О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва" предусмотрена необходимость заверения Избирательной комиссией Республики Тыва списков кандидатов, представленных избирательным объединением.
Согласно подпункту "а" пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат.
Документы, необходимые для регистрации кандидата, в силу части 1 статьи 40 вышеуказанного Закона Республики Тыва должны быть представлены в территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, в данном случае - не позднее 30 июля 2014 года до 18 часов по местному времени.
Как следует из материалов дела и установлено судом, список кандидатов в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва, выдвинутых избирательным объединением "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Республике Тыва по одномандатным избирательным округам, представлен в Избирательную комиссию Республики Тыва и заверен ею 30 июля 2014 года после 18 часов по местному времени, т.е. по истечении срока, предусмотренного частью 1 статьи 40 Закона Республика Тыва "О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва" для представления избирательных документов для регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 35 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидат - лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Таким образом, по состоянию на 30 июля 2014 года 18 часов по местному времени Салчак Ю.Ш. статусом кандидата не обладал, поскольку в установленном избирательным законом порядке выдвинут не был.
Учитывая, что соответствующей избирательной комиссией в силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ осуществляется регистрация кандидата, оспариваемое заявителем решение территориальной избирательной комиссии Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва по выборам депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по одномандатному избирательному округу N 8 от 8 августа 2014 года N 10/8-3 об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты следует признать законным и обоснованным.
Суд первой инстанции, хотя и ошибочно исходил из того, что Салчак Ю.Ш., являясь кандидатом, не представил в избирательную комиссию до 18 часов 30 июля 2014 года первый финансовый отчёт, что этот недостаток не мог быть восполнен в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, по существу принял правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводов, по которым такое решение могло бы быть отменено и принято новое решение об обязании избирательной комиссии зарегистрировать лицо, не являющееся кандидатом, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 19 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Салчака Ю.Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2014 г. N 92-АПГ14-12
Текст определения официально опубликован не был