Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2014 г. N 64-АПГ14-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.A. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Сахалинской области на решение Сахалинского областного суда от 30 мая 2014 года об удовлетворении заявления региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия постановления Правительства Сахалинской области от 4 февраля 2014 года N 48 "О внесении изменений в постановление администрации Сахалинской области от 19 февраля 2009 года N 51-па "Об утверждении границ и режима особой охраны территории памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведённой в 2007 году".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" Якель Ю.Я., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., просившего решение суда первой инстанции оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением администрации Сахалинской области от 19 февраля 2009 года N 51-па утверждены границы и режим особой охраны территории памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведённой в 2007 году.
В соответствии с абзацем шестнадцатым пункта 2.3 данного постановления, действующего в редакции постановления Правительства от 7 октября 2011 года N 415, на территории памятника природы "Река Анна" запрещалось промышленное рыболовство (за исключением добычи (вылова) тихоокеанских лососей на рыбоучётных заграждениях для предотвращения заморных явлений), все виды рыболовства.
Согласно абзацу двадцать восьмому пункта 2.6 названного постановления в этой же редакции постановления Правительства на территории памятника природы "Лагуна Буссе" запрещалось промышленное рыболовство (за исключением промышленной добычи анфельции для обеспечения сырьём Корсаковского агарового завода в объёмах общих допустимых уловов (ОДУ), утверждённых в установленном порядке, в сроки, местах и орудиями лова, согласованными с ФГУП "СахНИРО").
Постановлением Правительства Сахалинской области от 4 февраля 2014 года N 48 в постановление администрации Сахалинской области от 19 февраля 2009 года N 51-па внесены изменения, а именно абзац шестнадцатый подпункта 2.3 изложен в следующей редакции: "На территории памятника природы "Река Анна" запрещается промышленное рыболовство (за исключением промышленного рыболовства тихоокеанских лососей на рыбопромысловых участках для предотвращения заморных явлений в сроки, местах и объёмах, утверждённых решениями комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области), все виды рыбоводства"; абзац двадцать восьмой подпункта 2.6 после слова "СахПИРО" дополнен словами "за исключением промышленного рыболовства тихоокеанских лососей на рыбопромысловых участках для предотвращения заморных явлений в сроки, местах и объемах, утверждённых решениями комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области".
С учётом внесённого дополнения абзац двадцать восьмой подпункта 2.6 постановления администрации Сахалинской области от 19 февраля 2009 года N 51-па гласит: "На территории памятника природы "Лагуна Буссе" запрещается промышленное рыболовство (за исключением промышленной добычи анфельции для обеспечения сырьем Корсаковского агарового завода в объёмах общих допустимых уловов (ОДУ), утверждённых в установленном порядке, в сроки, местах и орудиями лова, согласованными с ФГУП "СахНИРО"; за исключением промышленного рыболовства тихоокеанских лососей на рыбопромысловых участках для предотвращения заморных явлений в сроки, местах и объёмах, утверждённых решениями комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области)".
Указанное постановление опубликовано на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области 13 февраля 2014 года и от 21 февраля 2014 года в газете "Губернские ведомости, N 31(4439).
26 марта 2014 года региональная общественная организация "Экологическая вахта Сахалина" обратилась в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащим статьям 18 и 19 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", статье 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и недействующим со дня принятия постановления Правительства Сахалинской области от 4 февраля 2014 года N 48 "О внесении изменений в постановление администрации Сахалинской области от 19 февраля 2009 года N 51-па "Об утверждении границ и режима особой охраны территории памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведённой в 2007 году", полагая его принятым с нарушением требований, предъявляемых федеральным законодательством к порядку принятия нормативных правовых актов, изменяющих режим особой охраны памятников природы.
В судебном заседании был поставлен также вопрос о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 11 апреля 2014 года пункта 11.3 постановления Правительства Сахалинской области от 7 октября 2011 года N 415 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Сахалинской области в сфере особо охраняемых природных территорий регионального значения" в части слов "на территории памятника природы "Река Анна" запрещается промышленное рыболовство (за исключением добычи (вылова) тихоокеанских лососей на рыбоучётных заграждениях для предотвращения заморных явлений), все виды рыболовства". Определением Сахалинского областного суда от 30 мая 2014 года в принятии заявления в указанной части отказано.
Представители Правительства Сахалинской области Швецов А.В. и Радченко И.Б. против удовлетворения заявленных требований возражали.
Решением Сахалинского областного суда от 30 мая 2014 года заявление региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" удовлетворено.
Постановление Правительства Сахалинской области от 4 февраля 2014 года N 48 "О внесении изменений в постановление администрации Сахалинской области от 19 февраля 2009 года N 51-па "Об утверждении границ и режима особой охраны территории памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведённой в 2007 году" признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.
В апелляционной жалобе Правительство Сахалинской области просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" отказать.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвующим в деле и региональной общественной организацией "Экологическая вахта Сахалина" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния, могут особо иметь региональное значение и находиться в ведении соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Решение о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменение режима их особой охраны согласовывается с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи тех земельных участков, где находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы (статьи 2, 26, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Из наименования и содержания оспариваемого постановления Правительства Сахалинской области весьма ясно и определённо следует, что регулирование направлено на изменение существующего режима особой охраны памятников природы "Река Анна" и "Лагуна Буссе", оно разрешает на территории указанных памятников природы промышленное рыболовство тихоокеанских лососей для предотвращения заморных явлений.
Судом достоверно установлено, что до принятия и опубликования оспариваемого региональной общественной организацией постановления решение об изменении режима охраны памятников природы "Река Анна" и "Лагуна Буссе" с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды не было согласовано.
Обращает на себя внимание и тот факт, что изменение режима особой охраны памятников природы и разрешение промышленного рыболовства на их территории не исключает негативного воздействия на окружающую среду и природные комплексы данных особо охраняемых природных территорий, однако установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду, не проводилось.
Между тем, по смыслу статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ в редакции Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", государственная экологическая экспертиза проводится как в отношении материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения, так в случае внесения изменений в документацию, в отношении которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также проекты нормативнотехнических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1, 4 и 5).
При таких обстоятельствах суд справедливо расценил оспариваемое заявителем постановление Правительства Сахалинской области от 4 февраля 2014 года N 48 "О внесении изменений в постановление администрации Сахалинской области от 19 февраля 2009 года N 51-па "Об утверждении границ и режима особой охраны территории памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведённой в 2007 году" принятым с нарушением требований, предъявляемых федеральным законодательством к порядку принятия нормативных правовых актов, изменяющих режим особой охраны памятников природы и, как следствие, признал его недействующим с момента его принятия.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в апелляционной жалобе, не приводится, у суда нет поводов для отмены в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильного по существу решения.
Руководствуясь статьями 193, 199, 251 - 253, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Сахалинского областного суда от 30 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Сахалинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
Л.A. Калинина |
|
Е.В. Горчакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2014 г. N 64-АПГ14-4
Текст определения официально опубликован не был