Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 августа 2014 г. N 58-АПГ14-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Дарькине А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" о признании недействующим пункта 1 постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 4 октября 2013 г. N 20-Ц "Об установлении предельного максимального тарифа на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом на территории городского округа "Город Хабаровск" по апелляционной жалобе заявителя на решение Хабаровского краевого суда от 23 апреля 2014 г., которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" Петряшиной Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
4 октября 2013 г. Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет, регулирующий орган) принято постановление N 20-Ц "Об установлении предельного максимального тарифа на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом на территории городского округа "Город Хабаровск" (далее - Постановление), вступившее в силу 20 октября 2013 г.
9 октября 2013 г. текст документа опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://law.khv.gov.ru., 12 ноября 2013 г. - в сборнике "Собрание законодательства Хабаровского края", N 10 (часть II).
Пунктом 1 Постановления установлен для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом категории М2, М3, предельный максимальный тариф на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом независимо от протяжённости оборотного рейса и маршрута на территории городского округа "Город Хабаровск" в размере 16,00 рублей.
При этом указано, что перевозчики самостоятельно определяют тариф на перевозки пассажиров и багажа в общественном автомобильном транспорте на территории городского округа "Город Хабаровск", но не выше предельного максимального тарифа, установленного Постановлением.
Автотранспортное предприятие обратилось в суд с заявлением о признании недействующими приведённых положений регионального акта по тем основаниям, что они противоречат актам большей юридической силы, а именно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлению губернатора Хабаровского края от 20 марта 2006 г. N 60 "Об утверждении порядка организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края", постановлению Комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края от 9 августа 2011 г. N 26-ц "Об утверждении методических указаний по расчёту тарифов на перевозки пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом и автомобильным транспортом общего пользования в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Хабаровского края", и нарушают права заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Хабаровским краевым судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, и о принятии нового судебного акта о признании Постановления недействующим в части просит в апелляционной жалобе Автотранспортное предприятие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного постановления.
Отказывая в удовлетворении заявления Автотранспортного предприятия, суд исходил из того, что оспариваемое нормативное правовое регулирование не противоречит федеральным актам, имеющим большую юридическую силу.
Данный вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено определять с учётом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239), изданным во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации, утверждён перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этот перечень входит регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным, республиканским в пределах Российской Федерации маршрутам, включая такси.
Право органов исполнительной власти устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) закреплено Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Согласно подпунктам 12, 55 пункта 2 статьи 26.3 этого закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и муниципальное сообщение), установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением.
Постановлением губернатора Хабаровского края от 30 апреля 2002 г. N 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" утверждён перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется комитетом по ценам и тарифам правительства Хабаровского края. В данный перечень включены перевозки пассажиров и багажа всем видами общественного транспорта в городском, пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Из изложенного следует, что рассматриваемое регулирование принято Комитетом в пределах предоставленной ему компетенции.
Постановлением губернатора Хабаровского края от 20 марта 2006 г. N 60 "Об утверждении порядка организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края" утверждён названный порядок (далее - Порядок).
В целях организации государственного регулирования Комитет утверждает типовые перечни расчётных и обосновывающих материалов, представляемых субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность, в Комитет для осуществления государственного регулирования путем установления (согласования) или изменения тарифов на услуги;
проводит экспертизу экономической обоснованности тарифов на услуги по расчётным и обосновывающим материалам, представленным субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность;
в случае отсутствия расчётных и обосновывающих материалов, предусмотренных типовыми перечнями, дополнительно запрашивает у субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность, расчётные и обосновывающие материалы, необходимые для принятия решения об установлении (согласовании) или изменении тарифов на услуги, с обязательным указанием формы их предоставления и требований к ним;
определяет метод регулирования тарифов на услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края;
принимает решения об установлении (согласовании) или изменении тарифов на услуги (пункт 4 Порядка).
Установление или изменение тарифов на услуги осуществляется Комитетом по заявлениям субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность с приложением расчётных и обосновывающих материалов. Тарифы на услуги устанавливаются на неопределённый срок (пункт 6 Порядка).
После представления заявителями заявления об установлении, изменении тарифов со всеми обосновывающими материалами Комитетом проводится экспертиза экономической обоснованности тарифов на услуги, срок проведения которой не может превышать 45 календарных дней (пункт 9 Порядка).
Результаты экспертизы экономической обоснованности тарифов на услуги оформляются в виде экспертного заключения (пункт 11 Порядка).
Размер предельного максимального тарифа на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом при равных условиях оказания услуг перевозки потребителям для хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом (далее - перевозчики), определяется в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Хабаровского края:
в городском сообщении - на основании расчётных и обосновывающих материалов перевозчиков, осуществляющих перевозки по городским маршрутам на территории муниципального образования, а в случае, когда на территории данного муниципального образования оказывают услуги более пяти перевозчиков - при наличии расчётных и обосновывающих материалов не менее 50 процентов перевозчиков, обслуживающих не менее 50 процентов маршрутов (пункты 10, 10.1 Порядка).
Решения Комитета по установлению или изменению предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта (кроме железнодорожного транспорта) принимаются с учётом рекомендаций экспертного совета.
Постановлением Комитета от 29 июня 2006 г. N 19-Ц утверждён типовой перечень материалов, представляемых субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность.
В ходе разбирательства по делу установлено, что в 2012 году Автотранспортное предприятие обратилось в Комитет с заявлением об увеличении действующего предельного максимального тарифа за проезд пассажира и провоз одного места багажа, установленного постановлением Комитета от 30 декабря 2010 г. N 70-Ц, в связи с ростом цен на бензин, дизельное топливо, шины, запасные части.
Кроме того в конце 2012 года - первом полугодии 2013 года с заявлениями об увеличении предельного максимального тарифа за проезд пассажиров в Комитет обратились 54 коммерческих перевозчика (из 101 перевозчика), в том числе 4 юридических лица, 50 индивидуальных предпринимателей, которые обслуживают более 50 процентов автобусных маршрутов в г. Хабаровске.
Комитет рассмотрел заявления всех обратившихся перевозчиков, в том числе Автотранспортного предприятия, исследовал представленные ими расчётные материалы, провёл экспертизу, по результатам которой подготовлено экспертное заключение от 27 сентября 2013 г., на основании которого, а также итогов заседания экспертного совета по вопросам регулирования тарифов на социально значимые услуги на территории Хабаровского края от 3 октября 2013 г. принято решение об установлении предельного максимального тарифа на проезд пассажиров и провоз багажа в размере 16,00 рублей.
В связи с этим вывод в решении суда о том, что рассматриваемое регулирование согласуется с актами большей юридической силы, является правильным.
Суд проверил и признал несостоятельными доводы заявителя о противоречии оспариваемого акта пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239, постановлению губернатора Хабаровского края от 20 марта 2006 г. N 60 "Об утверждении порядка организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края", постановлению Комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края от 9 августа 2011 г. N 26-ц "Об утверждении методических указаний по расчёту тарифов на перевозки пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом и автомобильным транспортом общего пользования в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Хабаровского края".
Указанные выводы суда мотивированы, и оснований не согласиться с ними Судебная коллегия не имеет.
Также правомерно отвергнуты судом, как несостоятельные, ссылки на невключение в тариф прибыли на регулируемую услугу, существенное занижение стоимости дизельного топлива.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении заявления прокурора является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального права, норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 23 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
Л.В. Борисова |
|
Л.А. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 августа 2014 г. N 58-АПГ14-10
Текст определения официально опубликован не был