В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения лиц, находящихся в пунктах временного размещения, вынужденно покинувших территорию Украины, Минэкономразвития России и ФАС России сообщают следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 г. N 692 "О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения" (далее - Постановление N 692) утверждены Правила предоставления в 2014 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил под пунктами временного размещения понимаются места временного пребывания лиц, вынужденно покинувших территорию Украины (за исключением жилых помещений, находящихся в собственности граждан, и жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам социального найма), определенные решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 692 на финансовое обеспечение в 2014 году мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации направляются бюджетные ассигнования, предусмотренные Министерству финансов Российской Федерации пунктом 13 части 1 статьи 23 Федерального закона от 02 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" по подразделу "Общеэкономические вопросы" раздела "Национальная экономика".
Закупки товаров, работ и услуг для обеспечения лиц, находящихся в пунктах временного размещения, вынужденно покинувших территорию Украины, государственными органами, казенными учреждениями, бюджетными учреждениями должны осуществляться в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, в том числе с применением способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных статьей 24 данного закона.
При этом обращаем внимание, что с учетом срочности таких закупок могут быть применены предусмотренные Законом N 44-ФЗ процедуры, не требующие длительных временных затрат для их проведения.
При условии, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, возможно проведение электронного аукциона, извещение о проведении которого согласно части 2 статьи 63 Закона N 44-ФЗ размещается заказчиком не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Отмечаем, что в соответствии с частью 3 статьи 59 Закона N 44-ФЗ заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки любых товаров, работ, услуг.
Кроме того, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных Перечнем товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 1765-р, и применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени, осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ вследствие непреодолимой силы.
В соответствии с определением, указанным в пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, непреодолимая сила характеризуется двумя связанными между собой признаками: чрезвычайностью и непредотвратимостью при данных условиях обстоятельств.
К обстоятельствам непреодолимой силы можно отнести такие чрезвычайные события, как военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях.
Прибытие граждан Украины на территорию Российской Федерации в поисках убежища в связи со сложной внутриполитической ситуацией на Украине содержит в себе признаки непреодолимой силы.
Таким образом, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Российской Федерации, возможно осуществление закупок товаров, работ, услуг на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 93 Закона N 44-ФЗ для осуществления таких закупок не требуется размещение заказчиком в единой информационной системе извещения об осуществлении такой закупки. При этом заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке.
Обращаем внимание, что применение пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при указанных обстоятельствах возможно при обязательном соблюдении следующих условий:
заказчики по объективным причинам не располагают временем для проведения конкурентных процедур закупок;
осуществляются закупки товаров, работ и услуг только для обеспечения физических лиц, находящихся в пунктах временного размещения, вынужденно покинувших территорию Украины, в рамках расходования бюджетных ассигнований, выделенных в соответствии с Постановлением N 692;
закупаемые товары, работы и услуги не должны быть включены в Перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
При этом заказчик вправе осуществить закупку таких товаров, работ, услуг на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ для обеспечения лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Российской Федерации, в количестве и объеме, необходимом с целью ликвидации последствий, возникших вследствие указанных обстоятельств непреодолимой силы, а также на срок, необходимый для осуществления закупки соответствующих товаров, работ, услуг согласно нормам Закона N 44-ФЗ, а также в течение срока, необходимого для осуществления закупки соответствующих товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.
Заместитель Министра |
Е.И. Елин |
Статс-секретарь - заместитель |
А.Ю. Цариковский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что при закупках товаров, работ и услуг для обеспечения украинских беженцев, находящихся в пунктах временного размещения, должен применяться Закон о контрактной системе.
При этом с учетом срочности таких закупок могут использоваться предусмотренные законом процедуры, не требующие длительных временных затрат для их проведения.
Если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб., разрешается организовать электронный аукцион. Извещение о его проведении размещается заказчиком не менее чем за 7 дней до окончания подачи заявок на участие в торгах.
Кроме того, заказ может быть размещен у единственного поставщика. Для этого должны выполняться следующие условия. Во-первых, заказчики по объективным причинам не располагают временем для проведения конкурентных процедур закупок. Во-вторых, товары (работы, услуги) приобретаются за счет межбюджетных трансфертов, выделяемых регионам на временное социально-бытовое обустройство беженцев. В-третьих, закупаемые товары, работы и услуги не должны быть включены в перечень тех, которые необходимы для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера (данный список утвержден Правительством РФ).
Письмо Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 16 октября 2014 г. NN 25361-ЕЕ/Д28и, АЦ/41845/14 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения лиц, находящихся в пунктах временного размещения, вынужденно покинувших территорию Украины"
Текст разъяснений официально опубликован не был