Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Министерство образования Российской Федерации Управление дополнительного профессионального образования
Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана
Роль и место Центров содействия занятости и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования в федеральной системе занятости
Методические материалы по проведению организационно-методической работы в области содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования
Москва
2001
В процессе формирования в стране рыночной экономики и рынка труда произошли значительные сдвиги в структурах занятости населения, в спросе на различные категории работников.
Профессиональная школа во многом адекватно реагирует на эти процессы. В соответствии с формирующимся спросом в значительной мере изменились содержание и структура подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования, вводится новая система содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Разработана Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования. Во все учреждения профессионального образования разосланы рекомендации по проведению организационно-методической работы в области содействия занятости (примерное положение о Центре содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (далее - ЦСЗУМ), а также Рекомендации по разработке программ содействия занятости, профессиональной ориентации, развития профессионального образования и социальной адаптации выпускников учреждений профессионального образования), которые направлены образовательным учреждениям в январе 2001 года (N 39-52-1ин/39-16 от 10.01.2001), а также письмо заместителя Министра образования Российской Федерации от 06.08.2001 г. N 39-52-58ин/39-20.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана создан Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. В соответствии с концепцией и планом работ Центра данные материалы представляют собой предварительный результат по разработке рекомендаций по созданию и совершенствованию деятельности аналогичных центров (ЦСЗУМов) учреждений профессионального образования. Как предполагается, сеть ЦСЗУМов станет основой создаваемой в Российской Федерации системы содействия трудоустройству.
Как отмечалось в разработанных Рекомендациях, система содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования должна иметь следующую структуру с точки зрения разделения задач между федеральным, региональным и местным уровнями власти.
Помимо разделения задач на разных уровнях государственной власти, значение имеет разделение задач между разными подразделениями и организациями, осуществляющими содействие трудоустройству выпускников на одинаковых уровнях.
Таким образом, в рамках деятельности по содействию занятости выпускников учреждений профессионального образования существуют различные задачи, соответствующие направлениям Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования. Можно выделить 4 главные группы задач:
N |
Задача |
Какую деятельность включает |
Существует ли, или на какой базе может создаваться |
1 |
Непосредственная деятельность по трудоустройству выпускников УПО *(1). |
Организация стажировок и практик, обеспечение временной занятости, трудоустройство по окончании УПО |
В большинстве случаев такая деятельность, официально или неофициально (напр., на базе студ. профкома), ведется в УПО, однако нет согласованности и единых целей. |
2 |
Предоставление информации о спросе и предложении на рынке труда. |
Создание информационной системы, обеспечивающей выпускников и работодателей данными о рынке труда и РОУ *(2). |
Во многих УПО и вне их такие системы уже реализованы, напр., на основе Интернета, тем не менее, их разрозненность препятствует их эффективности. Базой для создания единой системы должна стать сеть РЦИ/ЦНИТ *(3) Минобразования России. |
3 |
Переподготовка и дополнительное профессиональное обучение незанятых выпускников. |
Организация дополнительных курсов в рамках существующих в УПО учебных программ, "второе образование", краткосрочные программы профессиональной переподготовки и подготовки незанятых выпускников |
Базой для решения этой задачи в настоящее время являются существующие организации: МРЦПК *(4), ИПК *(5), Центры, курсы. Необходимо лишь повысить эффективность их работы. |
4 |
Стратегические задачи по содействию трудоустройству. |
Работа с промышленными предприятиями и другими работодателями, анализ спроса на специалистов, прогноз развития ситуации, определение специфики УПО на рынке образовательных услуг, взаимодействие с другими УПО, органами власти, общественными организациями, определение стратегических ориентиров подготовки специалистов в данном УПО и т.п. |
Частично реализуется в некоторых Центрах занятости, но в недостаточном количестве. Требует организации специального Центра содействия занятости, или выделения отдельной рабочей группы в рамках существующего Центра (службы) занятости. Сеть таких центров должна стать основой создаваемой системы содействия занятости. |
______________________________
*(1) - УПО - учреждение(я) профессионального образования
*(2) - РОУ - рынок образовательных услуг
*(3) - РЦИ/ЦНИТ - региональные центры информатизации/центры новых информационных технологий
*(4) - МРЦПК - Межотраслевой центр повышения квалификации
*(5) - ИПК - Институт повышения квалификации
Мы видим, что помимо уже существующих или вероятно существующих структур необходимо создание организаций двух типов:
1. Региональные Центры содействия трудоустройству (занятости) выпускников учреждений профессионального образования. Их создание наиболее целесообразно при региональной администрации (например, при Комитете труда и занятости или Комитете по образованию) либо в одном из вузов региона, который в этом случае становится головным в регионе по этой проблеме.
2. Центры содействия трудоустройству (занятости) выпускников, которые должны создаваться в учреждениях профессионального образования.
Региональные Центры содействия трудоустройству (занятости) выпускников учреждений профессионального образования могут осуществлять следующие функции:
координация |
- информационная - целевая (стратегическая) - сотрудничество - совместные семинары, конференции, советы |
мониторинг |
- анализ взаимодействия РОУи рынка труда в регионе |
внешние контакты |
- установление связей: с другими регионами, с федеральными органами исполнительной власти, с ЦСЗУМами. - зарубежные контакты |
оказание научно-методической помощи центрам |
- консультации - обмен опытом - проведение семинаров, конференций - обучение персонала центров |
Функции вузовского ЦСТ(З)В * УПО:
стратегия выпуска специалистов для рынка труда |
- прогнозирование потребностей - сегмент РОУ |
профориентация |
- работа со студентами - предоставление информации о рынке труда |
выработка рекомендаций руководству образовательных учреждений по корректировке учебных планов и программ |
- в соответствии с текущими требованиями работодателей в соответствии с перспективами развития рынка труда |
стратегия взаимодействия с ЦНИТ, ЦПК * и др. подобными организациями |
- внутри УПО - вне УПО |
взаимодействие с органами управления по труду и занятости и другими работодателями, молодежными организациями |
- презентации профессий - проведение ярмарок вакансий |
______________________________
* - ЦПК - Центр повышения квалификации
Таким образом, предлагаются новые подходы по организации работы по трудоустройству выпускников УПО.
Выше были разделены две группы задач, которые должен решать ЦСТ(З)В УПО: задачи непосредственного трудоустройства и стратегические задачи. Здесь условно разделяется решение разных задач между двумя структурами: Центром занятости учащейся молодежи и Центром содействия занятости выпускников УПО. Реально стратегическими задачами может заниматься специально выделенная группа в едином Центре занятости. Существует и другой вариант - непосредственной деятельностью по трудоустройству, профориентации, организации практик и стажировок и т.п., - могут заниматься специально назначенные сотрудники/группы в едином Центре содействия трудоустройству выпускников. Окончательный выбор организационной структуры зависит от специфики учебного заведения и является прерогативой руководителей учебных заведений.
При этом рекомендуется выбрать следующий вариант (для образовательного учреждения): в УПО создается Центр содействия трудоустройству выпускников, который реализует стратегические задачи в области занятости, разрабатывает политику учреждения профессионального образования в области занятости, и при этом занимается сам или координирует деятельность соответствующих подразделений и студенческих организаций по непосредственному трудоустройству выпускников, организации программ временной занятости студентов, профориентации, предоставлению информации и консультированию студентов. Уже существующие организации в этом случае не ликвидируются, а объединяются в рамках ЦСТ(З)В, или просто согласовывают с ним свою деятельность.
Далее описываются основные задачи Центра занятости учащейся молодежи и Центра содействия занятости выпускников УПО (на примере вуза).
Основные задачи подразделения вуза, ответственного за трудоустройство выпускников:
1(А). Стажировки (практика).
2(А). Временная занятость (во время обучения).
3(А). Трудоустройство после окончания вуза.
4(Б). Проведение сравнительного анализа образовательно-профессиональных программ вузов, готовящих специалистов в регионе по одним и тем же специальностям с целью выявления специфики вуза и определения своего сегмента на рынке образовательных услуг.
5(Б). Определение "целевой группы" - предприятий (групп предприятий), для которых вуз готовит специалистов, специальностей по которым готовятся специалисты, сравнение с другими вузами, выпускники которых предназначены для той же целевой группы, т.е. определение своего сегмента на рынке труда.
6(Б). Работа с выпускниками: создание базы данных, ассоциации (партнерств).
7(Б). Работа со
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.