Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Юридический центр "Законный бизнес" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), единой комиссией Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Единая комиссия) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию серверной инфраструктуры, включая программно-аппаратный комплекс информационной безопасности, аппаратное обеспечение СЭДО и программно-аппаратный комплекс аттестации специалистов (номер извещения 0195100000514000048) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Технической части документации об Аукционе не установлены технические и качественные характеристики используемых Заказчиком модернизируемой системы аттестации специалистов, а также расширяемой системы информационной безопасности на базе системы Рутокен.
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование о поставке для программно-аппаратного комплекса сертифицированного электронного идентификационного ключа USB-ключ рутокен S без возможности поставки эквивалента.
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки, подаваемой на участие в Аукционе, лицензий, а также списков сотрудников участника закупки, имеющих 2-ю и 3-ю формы допуска с указанием номеров справок допуска.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 17.09.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 30 100 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 09.10.2014.
1. В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по созданию серверной инфраструктуры, включая программно-аппаратный комплекс информационной безопасности, аппаратное обеспечение СЭДО и программно-аппаратный комплекс аттестации специалистов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Подпунктами 1.1.3. и 1.1.4. пункта 1 Технической части документации об Аукционе соответственно установлено, что в том числе целью выполнения работ является модернизация системы аттестации специалистов и повышение информационной безопасности инфраструктуры и информационных систем. Также в пункте 3.1 "Этапы, содержание и основные результаты работ" Технической части документации об Аукционе выделены:
IV этап "Модернизация системы аттестации специалистов", который включает в себя следующие работы: "Разработка технорабочего проекта по модернизации системы. Поставка, монтаж, пуско-наладка дополнительного оборудования. Сдача в промышленную эксплуатацию".
V этап "Создание (расширение функционала) системы информационной безопасности для снижения рисков утечки конфидженциальной информации", который включает в себя следующие работы: "Разработка технорабочего проекта по расширению функционала системы. Поставка, монтаж и пуско-наладка дополнительного оборудования. Сдача в промышленную эксплуатацию".
На заседании Комиссии представителями Заказчика даны объяснения, из которых следует, что у Заказчика в настоящее время имеется система аттестации специалистов, система информационной безопасности, и в рамках исполнения контракта будет осуществляться модернизация системы аттестации специалистов и расширение системы информационной безопасности, в том числе поставка дополнительного оборудования.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Техническая часть документации об Аукционе не содержит описание имеющихся у Заказчика системы аттестации специалистов и системы информационной безопасности, а также описание имеющегося у Заказчика оборудования.
Таким образом, Заказчиком в Техниченскую часть документации об Аукционе не включены технические и качественные характеристки модернизируемой системы аттестации специалистов и расширяемой системы информационной безопасности, в том числе имеющегося у Заказчика оборудования, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Позиция 101 пункта 5 "Требования к программно-аппаратному комплексу" Технической части документации об Аукционе по товару "Сертифицированный электронный идентификационный ключ" содержит следующие показатели: "Сертифицированный электронный идентификационный ключ USB-ключ Рутокен S, защищенная память 64 КБ (сертификат ФСТЭК). В связи с расширением системы информационной безопасности на базе системы Рутокен, предложение эквивалентов не допустимо".
Вместе с тем, представителями Заказчика на заседание Комиссии не представлено доказательств того, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе требования к "Сертифицированному электронному идентификационному ключу" требуют совместимости с каким-либо оборудованием, имеющимся у Заказчика, и подтверждающих невозможность использования эквивалентных USB-ключу Рутокен S сертифицированных электронных идентификационных ключей.
Таким образом, Заказчиком в Техниченской части документации об Аукционе не установлена возможность поставки эквивалентного сертифицированного электронного идентификационного ключа, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком в пункте 7 "Требования к содержанию и составу заявки" раздела I.3 документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать:
- "лицензию Участника на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) или ее копию;
- лицензию Участника на осуществление деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации или ее копию;
- лицензию Участника на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации или ее копию;
- документы или копии документов, подтверждающих, что Участник является правообладателем программ для ЭВМ или имеет право на передачу неисключительных прав на программы для ЭВМ, в отношении лицензий на программы для ЭВМ, указанные Участником в первой части Заявки на участие в электронном аукционе;
- список сотрудников Участника, имеющих 2-ю форму допуска с указанием номеров справок допуска;
- список сотрудников Участника, имеющих 3-ю форму допуска с указанием номеров справок допуска".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контарктной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов. При этом частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии представители Заказчика посянили, что работы, являющиеся предметом Аукциона включают работы по созданию (расширению) системы информационной безопасности инфраструктуры и информационных систем (V этап). Для обеспечения выполнения данных работ Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки подаваемой на участие в Аукционе указанных лицензий.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено надлежащих доказательств того, что установленное Заказчиком в документации об Аукционе требование о предоставлении указанных лицензий неправомерно и не позволяет участникам закупки подать заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки, подаваемой на участие в Аукционе, лицензий не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, установленное Заказчиком в пункте 7 "Требования к содержанию и составу заявки" раздела I.3 документации об Аукционе требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки, подаваемой на участие в Аукционе, списков сотрудников участника закупки, имеющих 2-ю и 3-ю формы допуска, с указанием номеров справок допуска, не соответствует требованиям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Нарушения, указанные в пунктах 1, 2, 3 настоящего решения содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Юридический центр "Законный бизнес" обоснованной в части не установления Заказчиком в Технической части документации об Аукционе технических и качественных характеристик используемых Заказчиком модернизируемой системы аттестации специалистов, а также расширяемой системы информационной безопасности на базе системы Рутокен, установления Заказчиком в документации об Аукционе требования о поставке для программно-аппаратного комплекса сертифицированного электронного идентификационного ключа USB-ключ рутокен S без возможности поставки эквивалента, неправомерного установления Заказчиком в документации об Аукционе требования о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки, подаваемой на участие в Аукционе, списков сотрудников участника закупки, имеющих 2-ю и 3-ю формы допуска с указанием номеров справок допуска.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контраткной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контраткной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.10.2014 N К-1456/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 октября 2014 г. N К-1456/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был