Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Спецстрой" (далее - Заявитель) на действия СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Реконструкция Оборонной ул. от Заводского пр. до Лагерного шоссе со строительством моста через Ижорский пруд и путепровода через ж.д. пути Московского направления. 1 этап строительства. Реконструкция Оборонной ул. от ул. Веры Слуцкой до Тверской ул. со строительством моста через Ижорский пруд" для нужд Санкт-Петербурга. (номер извещения 0172200002514000128) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего критерий оценки заявок на участие в Конкурсе "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в Конкурсной документации с нарушением Закона о контрактной системе;
2) установившего в Конкурсной документации требование к банковской гарантии по выполнению принципалом предусмотренных контрактом работ в объеме выданного бенефициаром аванса и/или возврат принципалом неиспользованного аванса бенефициару в установленные контрактом сроки, влекущее за собой в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2010 N 1435 "Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по подготовке решений о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга и порядке формирования и реализации Адресной инвестиционной программы" (далее - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2010N 1435), ограничение количества банков, имеющих право выдачи банковской гарантии.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 15.08.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 145 177 987 рублей;
3) дата окончания подачи заявок 19.09.2014.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В пункте 2.2 части II Конкурсной документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". В отношении критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлены следующие показатели:
Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки;
Качество работ, выраженное в наличии у участника закупки системы контроля качества, соответствующей ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008);
Качество работ, выраженное в наличии у участника закупки системы экологического менеджмента ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ISO 14001);
Качество работ, выраженное в наличии у участника закупки аттестованной испытательной лаборатории.
Также, в пункте 11.2 части II Конкурсной документации Заказчиком установлен порядок присвоения баллов по вышеуказанным показателям критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик в нарушение Закона о контрактной системе установил в Конкурсной документации порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе в отношении критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в подпункте 3 пункта 6 части II. "СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ИНСТРУКЦИЯ УЧАСТНИКАМ" Конкурсной документации установлены следующие требования к банковской гарантии:
"Безотзывная банковская гарантия должна содержать следующие условия исполнения гарантом своих обязательств в части неисполнения принципалом своих обязательств по контракту:
а) если принципал не выполнил предусмотренные контрактом обязательства при выполнении работ;
б) если принципал нарушил установленные заказчиком сроки устранения обнаруженных им недостатков в выполненных работах;
в) если принципал некачественно выполнил работы, предусмотренные контрактом;
г) выполнение принципалом предусмотренных контрактом работ в объеме выданного бенефициаром аванса и/или возврат принципалом неиспользованного аванса бенефициару в установленные контрактом сроки"
При этом Заявитель полагает, что действие указанного подпункта "г" распространяется на случай ненадлежащего (несвоевременного) погашения принципалом авансового платежа, выданного Заказчиком при исполнении государственного контракта. Вместе с тем, порядок авансирования государственных контрактов в Санкт-Петербурге регулируется Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2010 N 1435, в состав которого входит Приложение N 6 к Положению об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по подготовке решений о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга и порядке формирования и реализации Адресной инвестиционной программы (далее - Приложение N 6). Пунктом 2 Приложения N 6 определены условия авансирования работ по государственным контрактам и требования к банковской гарантии, обеспечивающей возврат банковского платежа, а также ее обязательные условия, согласно которым основное требование к банкам - размер собственных средств должен быть более 5 млрд. рублей, вместе с тем, количество банков соответствующих указанному требованию менее 40 единиц, в то время как количество банков, соответствующих Закону о контрактной системе - более 350 единиц.
Представителем Заказчика на заседании Комиссии представлено Постановление от 18 июня 2014 по делу N А56-54795/2013 Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного Округа о признании недействующим, как не соответствующим Закону о контрактной системе пункта 2 Приложения N 6. Также представитель Заказчика пояснил, что извещение о проведении Конкурса и Конкурсная документация размещены Заказчиком 14.08.2014, т.е. после признания Федеральным Арбитражным Судом Северо-Западного Округа указанной нормы Приложения N 6.
Кроме того, Заказчиком в Конкурсной документации не установлены требования к банковской гарантии по обеспечению исполнения государственного контракта, противоречащие Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно разделу 3 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению" Конкурсной документации "Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе в соответствие с инструкцией по ее заполнению, по месту и до истечения срока, указанные в специальной части".
В соответствии с пунктом 7.3 раздела 2 Конкурсной документации "Объем, содержание работ и другие предъявляемые требования установлены в проектно-сметной документации (приложение N 2 к техническому заданию, являющееся неотъемлемой частью конкурсной документации) и расчете начальной (максимальной) цены контракта (приложение N 1 к техническому заданию, являющееся неотъемлемой частью конкурсной документации)".
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 11.2 части II Конкурсной документации Заказчиком "Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должна быть представлена форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" по форме приложения N 3 к специальной части, в том числе с пояснительной запиской на усмотрение участника закупки, составленная на основе технического задания, содержащие все виды (наименования) выполняемых работ и затрат, указанные в техническом задании, а также описание технологии производства работ, используемого оборудования и машин в полном объеме по всем видам работ, указанным в техническом задании, с учетом специфики объекта".
В соответствии с разделом 5 части III "Техническое задание" Конкурсной документации: "Перечень приложений, являющихся неотъемлемой частью технического задания:
приложение N 1 - Расчет начальной (максимальной) цены
приложение N 2 - Проектно-сметная документация
приложение N 3 - Положительное заключение управления государственной экспертизы".
Вместе с тем, из указанных положений Конкурсной документации не представляется возможным определить исчерпывающий перечень работ, затрат, подлежащих описанию участниками закупки в своих заявках на участие в Конкурсе, а также где именно в техническом задании Конкурсной документации содержатся указанные работы и затраты. Вместе с тем, полнота описания, в том числе указанных работ и затрат, подлежит оценке единой комиссией Заказчика.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе, позволяющая определить, какие именно документы подлежат заполнению участниками закупки при формировании заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе нарушает пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель 01.09.2014 обратился в ФАС России с жалобой на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Комиссия, рассмотрев 08.09.2014 жалобу Заявителя, решила признать указанную жалобу необоснованной. При этом в результате осуществления внеплановой проверки Комиссией выявлено нарушение в действиях Заказчика пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в отсутствии в Конкурсной документации надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе.
На основании решения от 08.09.2014 по делу N К-1316/14, принятого по итогам рассмотрения жалобы Заявителя, Заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее - Предписание), в соответствии с которым Заказчику предписано привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 08.09.2014 по делу N К-1316/14 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте, назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и дату подведения итогов Конкурса. Срок исполнения предписания - 18.09.2014
На заседании Комиссии установлено, что Предписание не исполнено Заказчиком в установленный срок.
Таким образом, действия Заказчика, не исполнившего Предписание в установленный срок, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Спецстрой" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 22 статьи 99, пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела от 01.10.2014 N К-1428/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 октября 2014 г. N К-1428/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был