Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Геолайф Эшелон" (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение в 2014 году второй очереди работ по созданию комплексной информационно-аналитической системы контроля транспортных средств, шифр "КИАСК-ТС" (номер извещения 0173100013914000077) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации установлено право Заказчика предоставлять исполнителю материалы, необходимые для выполнения работ, а не его обязанность предоставить необходимые материалы.
2. Техническое задание Конкурсной документации содержит требование о предоставлении в ходе выполнения работ специального программного обеспечения базовой платформы навигационных приложений, в том числе лицензии на программу "Базовая платформа навигационных приложений для обеспечения функционирования навигационно-информационных систем "М2М-NaviBasis", вместе с тем, указанное программное обеспечение не реализуется в настоящее время.
3. Техническое задание Конкурсной документации содержит указание на АРМ контроля за пассажирским транспортом с техническими характеристиками, в том числе процессор Core_i5-2500 без сопровождения товара словами "или эквивалент".
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 02.09.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 68 962 127 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки.
1. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 5.4.1 "Заказчик вправе: предоставлять исполнителю все материалы, необходимые для выполнения Работ и требовать отчеты о ходе выполнения Работ".
На заседании Комиссии установлено, что проект контракта Конкурсной документации содержит приложение N 1 "Техническое задание". Вместе с тем, согласно Техническому заданию Конкурсной документации:
"3.17 Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты подписания Государственного контракта предоставляет Исполнителю список должностных лиц Ространснадзора, уполномоченных на взаимодействие с Исполнителем в рамках работ в управлениях Ространснадзора.
3.18 Заказчик совместно с Ространснадзором обеспечивают:
- наличие в течение пяти рабочих дней с даты подписания Государственного контракта монтируемых аппаратно-программных и программных средств КИАСК-ТС в управлениях Ространснадзора;
- доступ на объекты Ространснадзора сотрудников Исполнителя, по предоставленному Исполнителем списку в течение двух рабочих дней с даты подписания Государственного контракта;
- наличие в управлениях Ространснадзора канала с доступом в сеть Интернет с безлимитным трафиком и пропускной способностью в обоих направлениях не менее 10 Мбит/с;
- наличие в управлениях Ространснадзора подготовленных помещений для проведения монтажных и пусконаладочных работ, в которые подведено электропитание 220 вольт мощностью не менее 15 кВт;
- предоставление сотрудникам Исполнителя установочных ключей и ключей активации лицензий для устанавливаемого программного обеспечения;
- наличие в управлениях Ространснадзора установочного комплекта прикладного программного обеспечения КИАСК-ТС.
При этом представители Заказчика также пояснили, что Техническое задание Конкурсной документации устанавливает обязанность Заказчика обеспечить исполнителя исходными материалами и документами, необходимыми для выполнения работ по контракту.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно доводу жалобы Заявителя, пункт 68 Технического задания Конкурсной документации содержит требование о предоставлении в ходе выполнения работ специального программного обеспечения базовой платформы навигационных приложений, в том числе лицензии на программу "Базовая платформа навигационных приложений для обеспечения функционирования навигационно-информационных систем "М2М-NaviBasis", вместе с тем, указанное программное обеспечение не реализуется в настоящее время.
На заседании Комиссии установлено, что Техническое задание Конкурсной документации содержит раздел "Спецификация оборудования и программного обеспечения Заказчика". Представители Заказчика пояснили, что согласно пункту 68 указанного раздела Технического задания Конкурсной документации Заказчиком приобретена лицензия на программу "Базовая платформа навигационных приложений для обеспечения функционирования навигационно-информационных систем "М2М-NaviBasis". Таким образом, у исполнителя отсутствует обязанность в приобретении программы "Базовая платформа навигационных приложений для обеспечения функционирования навигационно-информационных систем "М2М-NaviBasis", в рамках выполнения работ по контракту необходимо установить указанную программу на сервер Заказчика.
Таким образом, довод Заявителя признан необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Техническое задание Конкурсной документации содержит указание на АРМ контроля за пассажирским транспортом с техническими характеристиками, в том числе: процессор Core_i5-2500 без сопровождения товара словами "или эквивалент".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно пункту 69 раздела "Спецификация оборудования и программного обеспечения Заказчика" Технического задания Конкурсной документации Заказчиком приобретено АРМ контроля за пассажирским транспортом с техническими характеристиками в составе, в том числе системного блока с процессором Core_i5-2500.В этой связи, Заказчиком не сопровождалась данная техническая характеристика системного блока словами "или эквивалент".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. . Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
По данному критерию Заявителем установлен показатель "Качество работы" в соответствии с которыми:
"По каждой заявке конкурсная комиссия оценивает предлагаемые и обоснованные порядок и инструментарий выполнения работы с учетом целей и задач, предусмотренных техническим заданием (часть VII настоящей конкурсной документации), с точки зрения достижения положительного результата, эффективности и обоснованности предлагаемого порядка и инструментария выполнения работы.
Оценка заявок по указанному показателю проводится в соответствии со следующей шкалой оценки:
N |
Перечень значений шкалы оценки заявки (предложения) по показателю "Качество работы" |
Количество баллов, присуждаемое заявке (предложению) за определенное значение, предложенное участником открытого конкурса |
Предложение участника открытого конкурса по порядку выполнения работы и инструментарию для достижения целей и задач работы, установленных техническим заданием: | ||
1. |
1) направлено на достижение целей и задач работы, |
76-100 баллов |
2) из представленного описания очевидно достижение положительного результата, | ||
3) описание подтверждено объективными фактами (копиями патентов, свидетельств и пр.) | ||
2. |
1) направлено на достижение целей и задач работы, |
51-75 баллов |
2) из представленного описания очевидно достижение положительного результата | ||
3. |
1) направлено на достижение целей и задач работы, |
26-50 баллв |
2) из представленного описания может быть сделан вывод о достижении положительного результата | ||
4. |
1) направлено на достижение целей и задач работы, |
1-25 баллов |
2) из представленного описания достижение положительного результата неочевидно | ||
5. |
1) описание не соответствует целям и задачам работы, |
0 |
2) либо из представленного описания невозможно сделать вывод о достижении положительного результата работы |
Оценка по показателю "Качество работы" осуществляется в сравнении с заявками, поданными всеми участниками открытого конкурса".
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Геолайф Эшелон" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 29.09.2014 N К-1420/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 сентября 2014 г. N К-1420/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был