Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Энергостар" (далее - Заявитель) на действия Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию инженерных систем Министерства регионального развития Российской Федерации (номер извещения 0173100004614001199) (далее -Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товаров, использующихся при выполнении работ.
2. Заказчиком в документации об Аукционе не установлен конкретный срок оказания услуг.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 25.08.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 30 000 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона 15.09.2014 ;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
7) минимальное предложение о цене контракта - 29 550 000 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об Аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении Аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к техническим характеристикам товаров (материалов), применяемых при выполнении работ указаны в Приложении N 1 к части III Техническая часть "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" (далее - Приложение N 1) документации об Аукционе.
Согласно инструкции по заполнению Приложения N 1 "Участник аукциона обязан представить конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным техническим заданием, документацией об электронном аукционе, Приложениями к Техническому заданию.
По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, использующимся при выполнении работ, связанные с определением соответствия товаров потребностям Заказчика, а именно:
а) в пункте 1 "Краски масляные" Приложения N 1 документации об Аукционе установлено требование к массовой доле плёнкообразующего вещества: "должна составлять значение >19%".
На заседании Комиссии Заявитель сообщил, что установление указанного требования нарушает часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, кроме того, фраза "должна составлять значение >" не является числовым значением и вставлена в таблицу для того, чтобы ввести участников закупки в заблуждение.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе "указываются максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться".
На заседании Комиссии установлено, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе "символ ">" следует читать как более (не включая крайние значения)".
б) в пункте 14 "Трубы стальные водогазопроводные оцинкованные для водоснабжения" Приложения N 1 документации об Аукционе установлено требование к гидравлическому давлению: "должно быть >/= 2,3 (23)".
Заявитель пояснил, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не позволяет определить, что обозначает термин ">/=".
На заседании Комиссии установлено, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе "символ ">" следует читать как более (не включая крайние значения; символ "=" следует читать как равно; символ "/" означает, что необходимо указать один из показателей".
в) в пункте 16 "Краска" Приложения N 1 документации об Аукционе установлены требования к марке алюминия, чистоте алюминия, марки сольвента, марки пудры.
Заявитель пояснил, что алюминий, сольвент и пудра не являются компонентами краски.
Представители Заказчика пояснили, что используемая краска приготавливается с использованием алюминиевой пудры непосредственно перед нанесением и требование заказчика о составе алюминиевой пудры соответствует ГОСТ 5494-95, указанному в документации об Аукционе.
г) в пункте 4 "Лампы люминесцентные ртутные" Приложения N 1 документации об Аукционе установлены требования к Amax, B, Cmax, Dmax, но не указана их расшифровка.
Представители Заказчика пояснили, что в соответствии с ГОСТ 6825-91, указанным в документации об Аукционе, Amax, B, Cmax, Dmax являются размерами ламп. Кроме того, Amax, B, Cmax, Dmax находятся в графе "размеры" Приложения N 1 документации об Аукционе.
д) в пункте 13 "Бруски хвойных пород обрезные" Приложения N 1 установлены требования к количеству и размеру сучков и трещин.
Заявитель пояснил, что указанные требования не относятся к стандартным показателям и регламентируются сортом пиломатериалов.
Представители Заказчика пояснили, что в зависимости от сорта пиломатериалов предъявляются различные требования к порокам древесины в соответствии с ГОСТ 8486-86, указанным в документации об Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлены доказательства того, что в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, связанных с определением соответствия товаров потребностям Заказчика.
Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе не установлен конкретный срок оказания услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно документации об Аукционе срок оказания услуг установлен с момента заключения контракта до 31.12.2014.
На заседании Комиссии установлено, что в Приложении N 1 документации об Аукционе "Обоснование начальной (максимальной) цены Государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию инженерных систем Министерства регионального развития Российской Федерации" указано, что сумма контракта рассчитывалась исходя из обслуживания инженерных систем на протяжении 3 месяцев.
Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе установлен конкретный срок оказания услуг.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В пункте 4 Приложения N 1 Заказчиком установлено требование "Amax: Должно составлять значение менее 1199,3 но более 1195,5".
При этом, согласно ГОСТ 6825-91, значение Amax не может быть одновременно менее 1199,3 но более 1195,5 мм.
В пункте 4 Приложения N 1 Заказчиком установлено требование "Коэффициент мощности балласта: Должен составлять 0,9< но >0,11".
Представители Заказчика пояснили, что должно было быть установлено "0,9< но <0,11".
В пункте 22 Приложения N 1 Заказчиком установлено требование "pH краски: Должен составлять значение >10,6 но <6,7".
При этом, согласно ГОСТ 28196-89, pH краски не может быть одновременно более 10,6 но менее 6,7.
В пункте 22 Приложения N 1 "Морозостойкость краски: Должна составлять не менее" Заказчиком не установлено значение параметра.
В пункте 19 Приложения N 1 "Трубы стальные электроварные прямошовные" Заказчиком установлено требование "Химический состав стали Ст3пс: массовая доля элементов углерода - должна быть >0,05 но <0,28; массовая доля элементов кремния - должна быть >0,25 но <0,71; массовая доля элементов марганца - должна быть >0,01 но <0,38".
При этом, согласно ГОСТ 380-2005, массовая доля углерода 0,14-0,22; марганца 0,40-0,65; кремния 0,05-0,15.
В пункте 20 Приложения N 1 "Фланцы плоские стальные приварные с соединительным выступом" Заказчиком установлено требование "Химический состав стали Ст3сп: массовая доля элементов углерода - должна быть >0,13 но <0,23; массовая доля элементов кремния - должна быть >0,39 но <0,66; массовая доля элементов марганца - должна быть >0,14 но <0,31".
При этом, согласно ГОСТ 380-2005, массовая доля углерода 0,14-0,22; марганца 0,40-0,65; кремния 0,15-0,30.
Таким образом, требуемые Заказчиком значения противоречат друг другу.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не установлены требования к характеристикам ряда товаров, использующихся при выполнении работ, связанные с определением соответствия товаров потребностям Заказчика.
Нарушения Заказчиком положений Закона контрактной системе, указанные в пункте 3 настоящего решения, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на процедуру определения поставщика, потому что Заказчик, Аукционная комиссия не отклоняли заявки участников Аукциона по этим основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Энергостар" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на процедуру определения поставщика, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 15.09.2014 N К-1353/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 сентября 2014 г. N К-1353/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был