Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии представителей ООО "Санкт-Петербургская Трубная Компания" Никульшиной Я.С., Жилин А.В., представители Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Санкт-Петербургская Трубная Компания" (далее - Заявитель) на действия СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик) при проведении Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Строительство транспортно-пересадочных узлов. Реконструкция Сенной площади" для нужд Санкт-Петербурга (номер извещения 0172200002514000126) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) установившего критерий оценки заявок на участие в Конкурсе "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в Конкурсной документации в нарушение Закона о контрактной системе;
2) не установившего в Конкурсной документации надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 14.08.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 209 702 442 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 08.09.2014
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 16.09.2014.
5) Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В пункте 2.4 части II Конкурсной документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". В отношении критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлены следующие показатели:
Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки;
Качество работ, выраженное в наличии у участника закупки системы контроля качества, соответствующей ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008);
Качество работ, выраженное в наличии у участника закупки системы экологического менеджмента ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ISO 14001);
Качество работ, выраженное в наличии у участника закупки аттестованной испытательной лаборатории.
Также, в пункте 11.2 части II Конкурсной документации Заказчиком установлен порядок присвоения баллов по вышеуказанным показателям критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик в нарушение Закона о контрактной системе установил в Конкурсной документации порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе в отношении критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно разделу 3 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению" Конкурсной документации "Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе в соответствие с инструкцией по ее заполнению, по месту и до истечения срока, указанные в специальной части".
В соответствии с пунктом 7 раздела 2 Конкурсной документации "объем, содержание работ и другие предъявляемые требования установлены в проектно-сметной документации (приложение N 2 к части III "Техническое задание"), являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации".
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 11.2 части II Конкурсной документации Заказчиком "для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должна быть представлена форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" по форме приложения N 3 к специальной части, в том числе с пояснительной запиской на усмотрение участника закупки, составленная на основе технического задания, содержащие все виды (наименования) выполняемых работ и затрат, указанные в техническом задании, а также описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин в полном объеме по всем видам работ, указанным в техническом задании, с учетом специфики объекта.
В соответствии с разделом 5 части III "Техническое задание" Конкурсной документации: "Перечень приложений, являющихся неотъемлемой частью технического задания:
приложение N 1 - Расчет начальной (максимальной) цены
приложение N 2 - Проектно-сметная документация
приложение N 3 - Положительное заключение управления государственной экспертизы".
Вместе с тем, из указанных положений Конкурсной документации не представляется возможным определить исчерпывающий перечень работ, затрат, подлежащих описанию участниками закупки в своих заявках на участие в Конкурсе, а также где именно в техническом задании Конкурсной документации содержатся указанные работы и затраты. Вместе с тем, полнота описания, в том числе указанных работ и затрат, подлежит оценке единой комиссией Заказчика.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе нарушает пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 11 части II Конкурсной документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе по критерию "Квалификация участников закупки":
Наименование показателя Количество баллов Значимость показателя %
Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженных в объеме выполненных работ по строительству и/или реконструкции автомагистралей, дорог, улиц, прочих автомобильных или пешеходных дорог (начало и окончание выполнения работ осуществлялось в период с 01.01.2012 по дату окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе)
100% от начальной (максимальной) цены контракта и более 100 баллов 100
50% от начальной (максимальной) цены контракта и более, но менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта 30 баллов
15% от начальной (максимальной) цены контракта и более, но менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта 10 баллов
менее 15% от начальной (максимальной) цены контракта или не предоставление подтверждающих документов 0 баллов
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком в Конкурсной документации критерий "Квалификация участников закупки" порядка оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, поскольку порядок оценки заявок по указанному критерию не предусматривает присвоение баллов пропорционально опыту выполнения работ сопоставимого характера и объема.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки", нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Санкт-Петербургская Трубная Компания" обоснованной в части не установления надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 08.09.2014 N К-1315/14, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что для устранения выявленных нарушений выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу от 08.09.2014 N К-1315/14, материалы по настоящему делу не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 сентября 2014 г. N К-1352/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был