Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ДИФ" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Азов" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них. Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-23 Ростов-на-Дону - Таганрог до границы с Украиной (на Харьков, Одессу). Реконструкция автомобильной дороги А-280 Ростов-на-Дону - Таганрог - граница с Украиной на участке км 29+300 - км 36+000, Ростовская область (номер извещения 0358100002314000130) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком частично размещена на сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) проектная документация в формате "dwg", что не позволяет Заявителю полноценно и быстро ознакомится с проектной документацией.
2) Заказчиком внесены изменения в Конкурсную документацию таким образом, что Заявителю не представляется возможным заполнить заявку на участие в Конкурсе в связи со сложностью ознакомления с Конкурсной документацией.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 14.08.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 822 737 970 рублей;
3) дата срока окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.09.2014.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 12.09.2014 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено на 15.09.2014.
1. В соответствии с положениями части 1 статьи 49, части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе информация о проведении Конкурса на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается в единой информационной системе и доступна для ознакомления без взимания платы.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы регистрация заказчиков и иных лиц, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом на заседании Комиссии установлено, что в составе Конкурсной документации имеются файлы, размещенные на Официальном сайте в формате "dwg".
Согласно сведениям, размещенным в справочных базах информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", "dwg" - бинарный формат файла, используемый для хранения двухмерных и трёхмерных проектных данных и метаданных, является основным форматом для систем автоматизированного проектирования, поддерживается несколькими программами, в том числе AutoCAD, nanoCAD, IntelliCAD и его вариаций, Caddie. При этом формат "dwg" поддерживается многими приложениями систем автоматизированного проектирования косвенно: то есть данные из одного формата данных перемещаются в другой через функции импорт-экспорт.
Учитывая, что "dwg" является форматом для систем автоматизированного проектирования и поддерживается несколькими программами, Комиссия не усматривает ограничений для ознакомления с файлами, размещенными на Официальном сайте.
На заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация размещена Заказчиком на Официальном сайте и доступна для ознакомления, в том числе, проектная документация размещена в формате, обеспечивающем возможности поиска и копирования фрагментов.
При этом в жалобе Заявителя не содержатся доказательства, подтверждающие, что Конкурсная документация содержит ограничения для ознакомления.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Конкурсная документация, размещенная Заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления, не нашел своего подтверждения.
2. Заказчиком на Официальном сайте 02.09.2014 внесены изменения в Конкурсную документацию, путем публикации Распоряжения N 162 от 01.09.2014, содержащего новые редакции ряда пунктов и разделов Конкурсной документации.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не содержатся доказательства, подтверждающие невозможность и сложность ознакомления с Конкурсной документацией, в связи с внесением Заказчиком изменений в Конкурсную документацию.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила 2), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил 2, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил 2 установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (в денежных единицах). (Значимость критерия: 60%). "Качественные характеристики объекта закупки" (Значимость критерия: 15%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 25%).
По критерию "Качественные характеристики объекта закупки" установлен показатель: "Качество работ": в рамках показателя Качество работ оценивается описание участником открытого конкурса выполняемых работ. Члены единой комиссии выставляют оценку в соответствии с представленными участником закупки развернутым описанием порядка оформления и выполнения каждого раздела проектной документации в соответствии с требованиями нормативных документов и Государственного контракта. По каждой заявке членами единой комиссии оценивается качество работ на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе. Наибольший балл присваивается заявке, соответствующей лучшим условиям исполнения государственного контракта, предложенной участником открытого конкурса. Оценка заявок по показателю "Качество работ" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов). Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов единой комиссии, присуждаемых заявке по показателю. При оценке заявок по показателю "Качество работ" наибольшее количество балов присваивается заявке с лучшим, подробным и детальным предложением по качеству работ и содержащей наиболее полные и качественные сведения".
Исходя из указанного, порядок оценки по показателю "Качество работ" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
По указанному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен, в том числе показатель "Опыт участника выполнения работ": Опыт выполнения участником конкурса в качестве генподрядчика сопоставимых предмету конкурса работ за последние 5 лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе сопоставимых по объему и виду работам, на заключение контракта по выполнению которых проводится настоящий конкурс, с ценой контракта не менее 50% от начальной (максимальной) цены, установленной по настоящему конкурсу (сопоставимыми работами считаются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог с искусственными сооружениями не нижу II технической категории), подтверждается представленными в составе заявки копиями контрактов (договоров), заключенных ранее с организацией-участником закупок, копиями оформленных актов приемки-сдачи выполненных работ). Шкала величин значимости этого показателя при определении лучшего условия исполнения контракта следующая:
- не менее одного подтверждения наличия опыта выполнения участником конкурса в качестве генподрядчика сопоставимых по предмету конкурса работ за последние 5 лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе сопоставимых по объему и виду работам, на заключение контракта по выполнению которых проводится настоящий конкурс, с ценой контракта не менее 50% от начальной (максимальной) цены - 100 баллов;
- не менее одного подтверждения наличия опыта выполнения участником конкурса в качестве генподрядчика сопоставимых по предмету конкурса работ за последние 5 лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе сопоставимых по объему и виду работам, на заключение контракта по выполнению которых проводится настоящий конкурс, с ценой контракта не менее 30% от начальной (максимальной) цены, но до 50% от начальной (максимальной) цены - 70 баллов;
- не менее одного подтверждения наличия опыта выполнения участником конкурса в качестве генподрядчика сопоставимых по предмету конкурса работ за последние 5 лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе сопоставимых по объему и виду работам, на заключение контракта по выполнению которых проводится настоящий конкурс, с ценой контракта не менее 10% от начальной (максимальной) цены, но до 50% от начальной (максимальной) цены - 40 баллов;
- не менее одного подтверждения наличия опыта выполнения участником конкурса в качестве генподрядчика сопоставимых по предмету конкурса работ за последние 5 лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе сопоставимых по объему и виду работам, на заключение контракта по выполнению которых проводится настоящий конкурс, с ценой контракта до 10% от начальной (максимальной) цены, либо отсутствие документов, подтверждающих опыт - 0 баллов.
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком критерий "Опыт участника выполнения работ" порядка оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, поскольку порядок оценки заявок по указанному критерию не предусматривает присвоение баллов пропорционально опыту выполнения работ сопоставимого характера и объема, что выражается, в том числе в присвоении различного количества баллов (а именно 40 и 70 баллов), в случае наличия опыта выполнения в качестве генподрядчика сопоставимых по предмету конкурса работ за последние 5 лет с ценой контракта от 30% до 50% от начальной (максимальной) цены контракта.
4. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 1.2 Конкурсной документации "Заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, включая конкурсное предложение, составленное по форме приложения N 1 к конкурсной документации. Требования к описанию участниками закупки предложения о качестве работ изложены в разделе 3 настоящей конкурсной документации".
В соответствии с пунктом 3 "Требования к описанию участниками закупки выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик" Конкурсной документации "Участник закупки описывает выполняемые работы в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией (приложение 5 к конкурсной документации) требованиями нормативно-технической документации обязательной при выполнении дорожных работ (приложение N 6 к проекту государственного контракта) с учетом Ведомости объемов работ (Приложение N 4 к конкурсной документации)".
В соответствии с подпунктом 19.9.1 пункта 19.9 Конкурсной документации Заказчиком "При оценке заявок по показателю "Качество работ" наибольшее количество балов присваивается заявке с лучшим, подробным и детальным предложением по качеству работ и содержащей наиболее полные и качественные сведения" по форме приложения 1 к Конкурсной документации, в том числе с пояснительной запиской (в свободной форме) на усмотрение участника закупки, составленной на основе технического задания, содержащие все виды (наименования) выполняемых работ и затрат, указанные в техническом задании, а также описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин в полном объеме по всем видам работ, указанным в техническом задании, с учетом специфики объекта.
В соответствии с положениями Конкурсной документации, указанные приложения, являются неотъемлемой частью Конкурсной документации:
приложение N 4 к конкурсной документации - Ведомости объемов работ;
приложение N 5 к конкурсной документации - Проектно-сметная документация;
приложение N 6 к проекту государственного контракта - Нормативно-техническая документация (обязательная при выполнении дорожных работ).
Вместе с тем, из указанных положений Конкурсной документации не представляется возможным определить исчерпывающий перечень работ, затрат, подлежащих описанию участниками закупки в своих заявках на участие в Конкурсе, а также где именно в техническом задании содержатся указанные работы и затраты. Вместе с тем, полнота описания, в том числе указанных работ и затрат, подлежит оценке единой комиссией Заказчика.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе нарушает пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ДИФ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела от 15.09.2014 N К-1349/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 сентября 2014 г. N К-1349/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был