Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 44. Основные художественные требования.
44.1. Выразительность замысла.
Выразительность замысла, как правило, заключается:
а) в чётком выделении тематических вариантов, воплощающих замысел автора (нетематические варианты не должны затушевывать тематические варианты);
б) в повторении идей в ряде аналогичных вариантов (принцип "эхо"), либо в синтезе нескольких идей в одном варианте, либо в создании тематических ложных следов, иллюзорной игры;
в) в эффекте пуантировки (концентрации идеи в каком-либо ходе решения), комбинационных жертвах, изобретательной контригре другой стороны.
44.2. Экономичность формы.
Экономичность формы состоит в выполнении авторского замысла минимальными средствами. Общие принципы экономичности формы конкретизируются в частные принципы экономичности начальной позиции, игры, финальной позиции.
44.2.1. Экономичность начальной позиции заключается в том, что все фигуры должны принимать участие в решении. Основная группа фигур, необходимая для осуществления задуманной идеи, составляет схему композиции. Остальные фигуры являются техническими, и играют вспомогательную роль, устраняя побочные решения, дуали, нерешаемость.
Необходимо добиваться:
- использования всех белых фигур в тематических вариантах и уменьшения числа технических фигур;
- лёгкости построения (равномерное распределение фигурного материала по всей доске, отсутствие скученности в расположении фигур);
- естественности построения, особенно в этюде (приближение начального положения к позиции практической партии).
44.2.2. Экономичность игры в задаче заключается в том, что число ходов решения должно соответствовать замыслу композиции. Если для полного представления идеи достаточно, например, трёх ходов, то может быть неоправданным выполнение замысла в многоходовой форме.
44.2.3. Экономичность игры в этюде заключается в том, что все фигуры должны максимально выявлять свои возможности (что, в частности, выражается в их подвижности, в динамичности игры). Желательно, чтобы для создания вступительной игры был использован тот же материал, который реализует основную игру, раскрывает главную идею этюда. Экономичность игры не нарушается, если искусственно удлиняется решение, и через несколько ходов возвращается к авторскому решению.
44.2.4. Экономичность финальной позиции заключается в том, что в ней должны участвовать по возможности все оставшиеся на доске фигуры.
44.2.5. Экономичность мата (пата) не нарушается, если в его создании не участвуют король и пешки противника. Чистота мата (пата) не нарушается, если фигура, блокирующая поле у короля, находится в связке и это существенно для создания мата (пата).
44.3. Красота решения.
Красота решения в этюде или задаче достигается скрытыми, трудными для нахождения ходами (манёврами) обеих сторон.
В этюде красивым считается решение, достигаемое динамичной, жертвенной и тонкой игрой, сопровождаемое сильными ложными следами. Желательно добиваться органического единства вступительной игры и финала.
В задаче красивым считается решение, в котором ходы белых не содержат значительного усиления их позиции или грубого ослабления позиции чёрных, ограничения свободы и подвижности их фигур. Поэтому предпочтительнее ходы тихие (без шахов, взятия фигур), а также без отнятия полей у чёрного короля. Красивым вступлением задачи считается ход, создающий видимость ослабления белых и, наоборот, усиления чёрных. Поэтому нежелательны объявление шаха чёрному королю, превращение пешки в ферзя.
В этюдах или ортодоксальных задачах взятие фигуры на первом ходу является недостатком и допускается при реализации рекордных замыслов. Взятие пешки на первом ходу допускается, если это оправдано содержанием композиции или техническими трудностями реализации вступления иным способом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.