Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть I. Высший пилотаж на поршневых самолетах
(международное название AEROBATICS)
Цели и задачи соревнований по высшему пилотажу:
1. Развитие и пропаганда высшего пилотажа в России.
2. Укрепление дружбы между спортсменами-летчиками и судьями.
3. Повышение летного и спортивного мастерства пилотов России.
4. Определение Чемпионов и победителей.
5. Выявление сильнейших спортсменов для формирования сборных команд России по высшему пилотажу для участия в чемпионатах Мира и Европы и других международных соревнованиях согласно календарю FAI (ФАИ).
6. Выявление команд - победителей и призеров.
7. В случае если при проведении соревнований по высшему пилотажу возникают разумные основания для сомнений в интерпретации данных Правил и других применяемых положений, спорные вопросы должны решаться в пользу спортсмена.
1. Условия допуска к соревнованиям по высшему пилотажу
Здесь и далее нумерация приводится в соответствии с источником
1.2. Соревнования могут содержать от одной до пяти групп дисциплин, в зависимости от квалификации спортсменов.
1.3. В соревнованиях по группе дисциплин "ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Третий могут участвовать спортсмены, прошедшие подготовку и допущенные к выполнению пилотажа по программе "ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Третий (не менее двух комплексов с суммарным коэффициентом каждого комплекса не более 120). Спортсмены должны иметь:
- перерыв в полетах не более 10 дней до начала соревнований;
- налет не менее 15 часов за предыдущие 6 месяцев, из них не менее 10 часов на типе самолета, на котором производятся соревновательные полеты;
- допуск к полетам на сложный пилотаж;
- зачетный полет в зону на типе самолета, на котором заявлен спортсмен, с выводом о допуске к соревнованиям по программе "ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Третий (с записью в летную книжку);
- и успешно выполнить зачетный полет с проверяющим (см. 2.7.2).
1.4. В соревнованиях по группе дисциплин "ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Второй могут участвовать спортсмены, прошедшие подготовку и допущенные к выполнению пилотажа по программе "ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Второй (не менее двух комплексов с суммарным коэффициентом каждого комплекса не более 200). Спортсмены должны иметь:
- не ниже третьего спортивного разряда;
- перерыв в полетах не более 10 дней до начала соревнований;
- налет не менее 15 часов за предыдущие 6 месяцев, из них не менее 5 часов на типе самолета, на котором производятся соревновательные полеты;
- допуск к полетам на высший пилотаж;
- зачетный полет в зону на типе самолета, на котором заявлен спортсмен, с выводом о допуске к соревнованиям по программе "ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Второй (с записью в летную книжку);
- и успешно выполнить зачетный полет с проверяющим (см. 2.7.2)
1.5. В соревнованиях по группе дисциплин "ПСВП класс Як-52" могут участвовать спортсмены, прошедшие подготовку и допущенные к выполнению пилотажа по программе "ПСВП класс Як-52" (соответствует Yak-52 международной классификации), имеющие:
- не ниже второго спортивного разряда;
- перерыв в полетах не более 10 дней до начала соревнований;
- налет не менее 15 часов за предыдущие 6 месяцев, из них не менее 10 часов на Як-52/на типе самолета, на котором производятся соревновательные полеты;
- допуск к полетам на обратный пилотаж;
- зачетный полет в зону на типе самолета, на котором заявлен спортсмен, с выводом о допуске к соревнованиям по программе "ПСВП класс Як-52" (с записью в летную книжку);
- и успешно выполнившие зачетные полеты с проверяющим (см. 2.7.2).
1.6. В соревнованиях по группе дисциплин "ПСВП класс с ограничениями" могут участвовать спортсмены, прошедшие подготовку и допущенные к выполнению пилотажа по программе "ПСВП класс с ограничениями" (соответствует advanced международной классификации), имеющие:
- не ниже второго спортивного разряда;
- перерыв в полетах не более 15 дней до начала соревнований;
- налет не менее 7 часов в текущем сезоне, из них не менее 5 часов на типе самолета, на котором производятся соревновательные полеты;
- допуск к полетам на обратный пилотаж;
- зачетный полет в зону на типе самолета, на котором заявлен спортсмен, с выводом о допуске к соревнованиям по программе "ПСВП класс с ограничениями" (advanced, на одноместных самолетах с наблюдением с земли с использованием средств объективного контроля, с записью в летную книжку).
1.7. В соревнованиях по группе дисциплин "ПСВП класс неограниченный" могут участвовать спортсмены, прошедшие подготовку по программе "ПСВП класс неограниченный" (соответствует unlimited международной классификации), имеющие:
- не ниже первого спортивного разряда;
- перерыв в полетах не более 15 дней до начала соревнований;
- налет не менее 7 часов в текущем сезоне, из них не менее 5 часов на типе самолета, на котором производятся соревновательные полеты;
- допуск к полетам на обратный пилотаж;
- зачетный полет в зону на типе самолета, на котором заявлен спортсмен, с выводом о допуске к соревнованиям по программе "ПСВП класс неограниченный" (unlimited, на одноместных самолетах с наблюдением с земли с использованием средств объективного контроля, с записью в летную книжку).
1.8. Перед началом соревнований спортсмены должны предоставить в мандатную комиссию следующие документы:
- паспорт или удостоверение личности (для иностранных пилотов дополнительно - пилотское свидетельство);
- летная книжка с оформленным допуском к полетам по программе соревнований соответствующего класса;
- медицинская книжка или карта (медицинское свидетельство);
- полис страхования жизни, здоровья, от несчастных случаев;
- свидетельство спортивной квалификации (для иностранных летчиков - спортивная лицензия ФАИ);
- формы А, В, С произвольных комплексов.
2. Программы соревнований
2.1. Общие правила.
2.1.1. Спортивные соревнования проводятся по следующей системе:
- На каждую программу пилоту отводится один полет. Допускается выполнение двух программ в одном полете для участников соревнований в группе дисциплин "ПСВП класс с ограничениями уровень сложности третий".
- К выполнению известной программы допускаются все пилоты по результатам проверки документов и выполнения зачетных (в случае необходимости) полетов. Программа является квалификационной. Спортсмены, набравшие менее 60% от максимально возможного количества очков, до выполнения последующих программ допускаются только по решению жюри и судейской коллегии исходя из безопасности полетов.
- К выполнению Неизвестной программы 1 допускаются пилоты, получившие не менее 60% от максимально возможного количества очков, по крайней мере, в одной из предыдущих программ.
- К выполнению Неизвестной программы 2 допускаются пилоты по результатам суммы разыгранных программ. Жюри имеет право ограничить число участников розыгрыша этой программы спортсменами, показавшими лучшие результаты, сократив его не более чем на 25%.
- К выполнению программы ПСВП класс неограниченный - фристайл допускаются сильнейшие спортсмены по результатам многоборья. Число участников розыгрыша программы определяется жюри.
- В результаты многоборья включаются все разыгранные программы классического стиля (известная, произвольная, неизвестные 1 и 2).
2.1.2. Фигуры пилотажа в комплексах выполняются последовательно с соблюдением установленной очередности и направления фигур.
Начало комплексов "ПСВП класс неограниченный", "ПСВП класс с ограничениями", "ПСВП класс Як-52" могут быть в прямом и перевернутом полете.
После прерывания по оси Y пилот должен возобновить полет в том же направлении.
2.1.3. Обязательные известные комплексы (Приложение N 1) обновляются ежегодно и публикуются на сайте Общероссийской спортивной федерации Общероссийской общественной организации "Федерация самолетного спорта России" (далее - ФСС России)
2.1.4. Список фигур для составления произвольных комплексов ПСВП класс с ограничениями уровень сложности 2 (Приложение N 2) уточняется ежегодно и публикуется на сайте ФСС России
2.1.5. Список фигур для составления неизвестных комплексов (Приложение N 3) уточняется ежегодно и публикуется на сайте ФСС России.
2.1.6. Формы А, В, С произвольных комплексов должны быть представлены участником организатору соревнований для проверки не менее, чем за 48 часов до начала упражнения в электронном виде, используя обновленную на текущий год компьютерную программу (Aresti или OLAN).
В форме "А" показаны все символы, каталоговые номера и коэффициенты фигур, а также номера "Суперсемей", к которым принадлежат фигуры.
В форме "В" показан весь комплекс, который выполняется, если ветер дует справа.
В форме "С" показан весь комплекс, который выполняется, если ветер дует слева.
В формах "В" и "С" должен быть указан символ направления ветра.
В обязанность официальных лиц соревнований входит проверка бланков "А" каждого участника на соответствие Положению о соревнованиях. В качестве основного критерия берется каталоговый номер.
Окончательная ответственность за правильность составления форм лежит на спортсмене-летчике.
2.1.7. При составлении комплекса и заполнении форм необходимо придерживаться следующих правил:
а. Характер и графический рисунок базовых фигур не должен меняться при соединении с ними других фигур;
б. Направление вращений не указывается, но:
- верхушки вращений, выполняемых слитно в одном направлении (связанные вращения), должны быть связаны небольшой линией.
- Если вращения выполняются в противоположных направлениях, верхушки символов должны изображаться в различных направлениях.
- Несвязанные вращения, выполняемые в одном направлении, должны быть различных типов.
в. Приняты три типа вращений:
- элеронные вращения (управляемые и фиксированные);
- штопорные вращения (положительные и отрицательные);
- штопора (прямые и обратные).
г. Каждая фигура с линией ввода/вывода вдоль оси X должна быть выполнена в соответствии с тем, как линия ввода/вывода изображена на форме B или C, против или по официальному ветру, в противном случае фигура оценивается HZ.
Кроме фигур Семей 2, 5 и 6: любой сегмент внутри фигуры, линейный или часть петли, изображенный по оси X, должен быть выполнен в направлении, изображенном на форме B или C, против или по официальному ветру, в противном случае фигура оценивается HZ.
Любая фигура с вводом и выводом по оси Y должна быть выполнена с выводом в направлении относительно направления ввода, изображенном на форме B или C, т.е. в том же или противоположном вводу направлении, в противном случае фигура оценивается HZ.
2.1.8. Фигуры для составления всех неизвестных комплексов в каждой группе представляются участниками на брифинге, проводимом как можно ранее после завершения тренировочных полетов в этой группе. Право и очередность представления фигур для составления неизвестных комплексов определяется жеребьевкой среди всех участников соревнований в данной группе.
Повторение каталоговых номеров представленных участниками соревнований фигур в одном комплексе и повторение фигуры целиком в последующей программе не разрешается.
Для выбора фигур для связки используется полный каталог фигур Системы Арести. Каталоговые номера фигур для связки могут повторяться.
В случае, если в группе менее 10 спортсменов, жюри соревнований добавляет недостающие до 10 фигуры для составления неизвестного комплекса. Фигуры должны соответствовать средней представленной спортсменами сложности и представлять семьи, не представленные спортсменами. Повторение каталоговых номеров не допускается.
При составлении неизвестного комплекса характер и графический рисунок представленных фигур не должен меняться - официальные фигуры с входом и выходом на одной оси должны быть использованы в комплексе как нарисованы - выход в том же или противоположном направлении. Тренировка фигур или элементов фигур неизвестных комплексов после их опубликования не разрешается. Частичное выполнение неизвестного комплекса в случае правомочного прерывания полета по метеоусловиям или из-за технической неполадки (3.3.5., 3.4.2.) не считается тренировкой.
2.1.9. Обязательный неизвестный комплекс.
В течение 2 часов после объявления выбранных фигур каждый участник может представить в жюри вариант неизвестного комплекса.
Окончательный вариант комплекса принимается:
- в группе "ПСВП класс неограниченный" - на брифинге общим голосованием спортсменов. Каждый спортсмен имеет право голосовать не более, чем за два варианта комплекса. В отсутствии спортсмена за него имеет право проголосовать любой представитель команды.
- в группе "ПСВП класс с ограничениями" - решением жюри.
- в группе "ПСВП класс Як-52" - решением жюри.
Начало соревновательных полетов по данному упражнению должно быть не менее, чем через 12 часов после утверждения комплекса жюри.
2.1.10. Произвольный неизвестный комплекс
Из представленных участниками фигур жюри составляет вариант неизвестного комплекса, добавляя не более 4-х фигур для связки. Суммарный коэффициент фигур для связки принимается равным 24 и распределяется по фигурам поровну, независимо от их реальной сложности. (Пример: используются 3 фигуры для связки - коэффициент каждой из этих фигур будет принят равным 8). Вариант жюри должен быть опубликован не позднее, чем через 48 часов после представления фигур.
Каждый спортсмен имеет право составить свой вариант комплекса по тем же принципам, и предъявляет организаторам формы А, В, С в электронном виде на проверку.
Все проверки и исправления форм А, В, С должны быть закончены за 12 часов до планируемого срока начала розыгрыша этой программы. К этому сроку спортсмен должен сообщить организатору, какой вариант комплекса (общий или индивидуальный) он будет выполнять. Спортсмен, не уведомивший Организатора, летает версию комплекса жюри.
2.1.11. Организатор должен обеспечить, чтобы при выполнении полетов по неизвестным программам пилоты имели достаточное для подготовки время. Все пилоты должны иметь не менее 6 часов между выполнением полетов по двум неизвестным комплексам.
2.1.12. Начало и окончание программ, а также прерывания в пилотаже, должны быть обозначены тремя явно видимыми покачиваниями крыльями (отмашками).
Отмашки выполняются одна за другой с креном не менее 45° в прямом или перевернутом полете (в соответствии с фигурой, следующей или предшествующей отмашке) в горизонте, наборе высоты или на снижении.
2.1.13. Участники соревнований (кроме "ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Третий) перед выполнением отмашек на начало упражнения могут выполнить в квадрате фигуры для проверки состояния кабины и привязной системы, включающие две полубочки и одну из следующих фигур:
"ПСВП класс Як-52" и "ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Второй |
"ПСВП класс неограниченный" и "ПСВП класс с ограничениями" |
Фигуры с входом и выходом в перевернутом полете должны быть сделаны между двумя разрешенными полубочками. |
|
| |
|
|
Если выполняется одна из этих фигур, горизонтальная полубочка из перевернутого полета не выполняется. |
Выполнение указанных фигур не обязательно. Если фигуры выполняются, они должны выполняться одна за другой (с одного захода) в квадрате и могут следовать в любом порядке. Повторение указанных фигур, выполнение других фигур и пилотаж в зоне ожидания не разрешается.
2.1.14. Полеты по программе соревнований "ПСВП класс с ограничениями" уровней сложности Второй и Третий выполняются только на самолетах с двойным управлением.
2.2. Зачетные и тренировочные полеты.
2.2.1. Участники соревнований в группах "ПСВП класс неограниченный", "ПСВП класс с ограничениями", "ПСВП класс Як-52" имеют право выполнить перед началом соревнований один 10-минутный тренировочный полет над квадратом.
Выполнение пилотажа в зоне ожидания запрещается.
За участником, выполняющим тренировочный полет, обязан наблюдать находящийся на тренерской радиостанции и готовый в любой момент дать необходимую команду тренер соответствующей команды (спортсмен, допущенный к работе на тренерской радиостанции) совместно с помощником главного судьи по безопасности.
2.2.2. Участники соревнований "ПСВП класс Як-52", не участвовавшие или дисквалифицированные в чемпионате России предыдущего года, а также набравшие менее 60% максимального количества очков в чемпионате России предыдущего года, и "ПСВП класс с ограничениями" уровней сложности Второй и Третий выполняют перед началом соревнований один зачетный полет в квадрате с проверяющим на допуск к соревнованиям. Спортсмен не допускается к соревнованиям, если в процессе зачетного полета он допускает:
- нарушение летных ограничений самолета;
- нарушение высоты дисквалификации при пилотировании;
- непреднамеренный вывод самолета на срывные режимы;
- потерю пространственной ориентировки.
По решению организатора соревнований всем участникам может быть предоставлен тренировочный полет.
2.2.3. Участник выполняет все соревновательные полеты на том самолете, на котором он выполнял тренировочный (зачетный) полет, исключая случаи отказов авиатехники.
2.2.4. Если по технической причине пилот вынужден сменить самолет, ему/ей разрешается выполнение следующих фигур в дополнение к фигурам безопасности для ознакомления с самолетом:
- "ПСВП класс с ограничениями" - горизонтальная бочка, фиксированная через 90 градусов (9.4.3.4), горизонтальная положительная штопорная бочка (9.9.3.4), поворот на вертикали с восходящей полубочкой (5.2.1.1 + 9.1.1.2);
- "ПСВП класс неограниченный" - горизонтальная бочка, фиксированная через 90 градусов (9.4.3.4), горизонтальная положительная штопорная бочка (9.9.3.4), горизонтальная отрицательная штопорная бочка с перевернутого полета (9.10.3.4 с управляемыми полубочками до и после 9.1.3.2), поворот на вертикали с восходящей бочкой (5.2.1.1 + 9.1.1.4).
Эти фигуры разрешены, но не обязательны.
Правило не применимо, когда самолеты не приписаны пилотам на все время проведения соревнований, а совместно используются пилотами на основе ротации.
2.3. Программы соревнований "ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Третий:
2.3.1. Программа N 1 - обязательный известный комплекс N 1 (Приложение N 1).
2.3.2. Программа N 2 - произвольный комплекс, составленный не более чем из 7 фигур, с суммарным коэффициентом не более 118.
Каталоговые номера фигур/частей фигур в комплексе не должны повторяться. Исключение составляют фигуры семей 1 и 9. Тем не менее, комплекс не должен содержать двух совершенно одинаковых сочетаний фигур семей 1 + 9.
Для удобства составления комплекса допускается уменьшать коэффициент самой дорогой фигуры в комплексе не более чем на 2.
Участнику разрешается использовать второй известный комплекс (Приложение N 1) в качестве произвольного.
2.4. Программы соревнований "ПСВП класс с ограничениями" уровней сложности Второй:
2.4.1. Программа N 1 - обязательный известный комплекс (Приложение N 1).
2.4.2. Программа N 2 - произвольный комплекс, составленный не более чем из 12 фигур, взятых из перечня фигур (Приложение N 2), с суммарным коэффициентом не более 180.
Каталоговые номера фигур/частей фигур в комплексе не должны повторяться. Исключение составляют фигуры семей 1 и 9. Тем не менее, комплекс не должен содержать двух совершенно одинаковых сочетаний фигур семей 1 + 9.
Для удобства составления комплекса допускается уменьшать коэффициент самой дорогой фигуры в комплексе не более чем на 2.
2.5. Программы соревнований "ПСВП класс Як-52":
2.5.1. Программа N 1 - обязательный известный комплекс (Приложение N 1).
2.5.2. Программа N 2 - произвольный комплекс, составленный не более чем из 12 фигур, с суммарным коэффициентом не более 180.
Все фигуры и комбинации фигур должны иметь каталоговый номер. Повторение каталогового номера не допускается.
Для обеспечения разнообразия в комплекс должны входить:
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 2, исключая 2.1.1, 2.2.1, 2.3.1, 2.4.1 |
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 5 |
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 7 |
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 8 |
- по крайней мере 1 фигура |
из каждой семьи 9.1-9.8 |
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 9.9 |
- только одна фигура |
из семьи 9.11-9.12 |
Кроме того, хотя бы одна фигура должна содержать противоположные вращения из семей 9.1-9.10.
2.5.3. Программы N 3, 4 - обязательные неизвестные комплексы N 1 и 2.
Комплексы составляются из 10 фигур, представленных участниками, с добавлением не более 4 фигур для связки.
Фигуры для составления неизвестных комплексов 1 и 2 выбираются из перечня фигур для составления неизвестных комплексов (Приложение N 3).
На выбор фигур для составления неизвестного комплекса накладываются следующие ограничения:
а) Максимум одна фигура разрешена из Семьи 1.2.3-1.2.4, Колонки 3 и 4.
Максимум одна фигура разрешена из Семьи 7.8.1-7.8.8
Разрешается минимум 1, максимум 2 штопорных вращения (семья 9.9)
Разрешен максимум один штопор.
б) После штопора не разрешены ни штопорные, ни управляемые вращения.
в) Не должно быть более одного штопорного вращения на фигуре.
г) Штопорные вращения не разрешены:
- на входных горизонтальных линиях фигур колонок 1 и 2 и выходных горизонтальных линиях фигур колонок 3 и 4 рядов 7.2.1-7.2.3.
- на горизонтальных линиях фигур 7.8.4, 7.8.8.
- на горизонтальных выходных линиях фигур колонок 1 и 2 рядов 8.5.2, 8.6.1.
- на горизонтальных входных линиях фигур рядов 8.5.6 колонки 1 и 2.
д) Несвязанные и противоположные вращения разрешаются только на горизонтальных стабилизированных линиях (Не разрешены на фигурах 7.4.1.1, 7.4.3.1, верхушке фигуры 8.6.1.1, являющейся частью петли). Число остановок не должно превышать 10.
е) На фигуре 7.4.1.1. максимально разрешенная величина вращения - 360 градусов.
ж) Вращение 9.9.3.6 не разрешено на фигурах 7.2.1.1, 7.2.2.1, 8.5.1-8.5.4, 8.6.1-8.6.4.
з) Коэффициент сложности фигуры, представленной участниками, должен быть:
- Программа 2 - Минимальный K 12 - Максимальный K 20
- Программа 3 - Минимальный K 15 - Максимальный K 25.
а) Повторение каталоговых номеров представленных спортсменами фигур не допускается.
2.6. Программы соревнований "ПСВП класс с ограничениями":
2.6.1. Программа N 1 - обязательный известный комплекс (Приложение N 1).
2.6.2. Программа N 2 - произвольный комплекс, составленный не более чем из 12 фигур, с суммарным коэффициентом не более 300.
Все фигуры и комбинации фигур должны иметь каталоговый номер. Повторение каталогового номера не допускается.
Для обеспечения разнообразия в комплекс должны входить:
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 1 |
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 2, исключая 2.1.1, 2.2.1, 2.3.1, 2.4.1 |
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 5 |
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 7 |
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 8 |
- по крайней мере 1 фигура |
из каждой семьи 9.1-9.8 |
- по крайней мере 2 фигуры |
из семьи 9.9-9.10 |
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 9.11-9.12 |
Кроме того, хотя бы одна фигура должна содержать противоположные вращения из семей 9.1-9.10.
2.6.3. Программы N 3, 4 - неизвестные комплексы N 1 и 2.
- Чемпионат России - произвольные;
- Всероссийские соревнования - обязательные;
- соревнования других уровней - на усмотрение жюри соревнований.
Комплексы составляются из 10 фигур, представленных участниками, с добавлением не более 4 фигур для связки.
Фигуры для составления неизвестных комплексов 1 и 2 выбираются из перечня фигур для составления неизвестных комплексов (Приложение N 3).
На выбор фигур для составления неизвестного комплекса накладываются следующие ограничения:
а) Максимум одна фигура разрешена из Семьи 1.2.3-1.2.4, Колонки 3 и 4.
Максимум одна фигура разрешена из Семьи 7.8.1-7.8.8.
Разрешается минимум 2, максимум 4 штопорных вращения (Семья 9.9).
Разрешен максимум один штопор.
б) После штопора не разрешены ни штопорные, ни управляемые вращения.
в) Не должно быть более одного штопорного вращения на фигуре.
г) Штопорные вращения не разрешены:
- на входных горизонтальных линиях фигур колонок 1 и 2 и выходных горизонтальных линиях фигур колонок 3 и 4 рядов 7.2.1-7.2.4.
- на фигурах 8.4.13.1, 8.4.14.1.
- на горизонтальных выходных линиях фигур рядов 7.8.5-7.8.8, 8.5.1-8.5.4, 8.6.1-8.6.4. колонки 1 и 2.
- на горизонтальных входных линиях фигур рядов 7.8.1-7.8.4, 8.5.5-8.5.8, 8.6.5-8.6.8, колонки 1 и 2.
- на вертикальных нисходящих линиях фигур 8.6.5-8.6.8, колонки 1 и 2, когда есть вращение на верхушке петли.
- на вертикальных нисходящих линиях фигур 8.6.6.1 и 8.6.8.2.
- на нижней линии фигуры 7.4.5.1
- на восходящих линиях фигур рядов 5.3.1-5.3.2.
- на нисходящих линиях 45° фигур 8.4.15, 8.4.17 или 8.4.18.
д) Несвязанные и противоположные вращения разрешаются только на горизонтальных стабилизированных линиях), число остановок не должно превышать 10. (Не разрешены на фигурах Семей 7.4.1, 7.4.2, верхушках фигур 8.6.1-8.6.8 (колонки 1, 2), являющихся частями петель). Противоположные и несвязанные вращения не разрешены на фигурах 7.4.3.1, 7.4.3.2.
е) Разрешено не более 1/2 бочки на восходящей вертикали фигур 8.6.1.1, 8.6.2.1, 8.6.3.1, 8.6.4.1, не разрешены вращения на восходящей вертикали фигур 8.6.3.2, 8.6.4.2.
ж) Максимум 9.4.2.2 разрешено на линиях 45 градусов фигур рядов 5.3.1-5.3.2.
з) Максимум 9.1.1.1 разрешено на восходящих вертикальных линиях фигур рядов 5.3.1-5.3.2.
и) Разрешено не более 1/2 бочки на вертикали вниз фигур 8.6.6.1, 8.6.8.2.
к) После вращений 9.1.5.3, 9.1.5.4, 9.2.5.4, 9.4.5.2 вывод с вертикали разрешен только с положительной перегрузкой.
л) На фигуре 7.4.1.1. максимально разрешенная величина вращения - 360 градусов. На фигуре 7.4.1.2 разрешено только 9.1.3.4.
м) На нисходящей линии фигуры 8.5.3.4. максимально разрешенное вращение - 9.1.4.4.
н) В верхней части 3/4 петли в колонках 1 и 2 семей 8.6.5-8.6.8. максимально разрешенное количество вращения - 360 градусов.
о) Коэффициент сложности фигуры, представленной участниками, должен быть:
- Программа 2 - Минимальный K 15 - Максимальный K 35
- Программа 3 - Минимальный K 15 - Максимальный K 40.
п) Повторение каталогового номера не допускается.
2.7. Программы соревнований "ПСВП класс неограниченный":
2.7.1. Программа N 1 - обязательный известный комплекс (Приложение N 1).
Спортсмены, успешно выполнившие полет по этой программе на Чемпионате мира или Европы текущего года, освобождаются от выполнения полета по данной программе на чемпионате России.
2.7.2. Программа N 2 - произвольный комплекс, составленный не более чем из 9 фигур, взятых из Каталога, с суммарным коэффициентом не более 420.
Все фигуры и комбинации фигур должны иметь каталоговый номер. Повторение каталогового номера не допускается.
Для обеспечения разнообразия в комплекс должны входить:
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 1 |
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 2.2.3-2.2.6, 2.3.2-2.3.5, 2.4.2-2.4.8 |
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 5 |
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 6 |
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 7 |
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 8 |
- по крайней мере 2 фигуры |
из семьи 9.9 |
- по крайней мере 2 фигуры |
из семьи 9.10. |
- по крайней мере 1 фигура |
из семьи 9.11-9.12 |
Кроме того, хотя бы одна фигура должна содержать противоположные вращения из семей 9.1-9.10.
2.7.3. Программы N 3, 4 - произвольные неизвестные комплексы N 1, 2.
Комплекс составляется из 10 фигур, представленных участниками, с добавлением не более 4 фигур для связки.
Фигуры для составления неизвестных комплексов 1 и 2 выбираются из перечня фигур для составления неизвестных комплексов (Приложение N 3).
На выбор фигур для составления неизвестных комплексов накладываются следующие ограничения:
а) Максимум две фигуры разрешены из Семьи 1.1.6-1.1.11, Колонки 3 и 4.
Максимум 2 фигуры разрешены из Семьи 8.4.1-8.4.4, 8.4.15-8.4.18, 8.5.1,-8.5.2, 8.6.1, 8.6.2, колонки 3 и 4.
Максимум 8 штопорных вращений, 5 из которых могут быть из одной семьи (9.9 или 9.10).
б) Не должно быть более одного штопорного вращения на фигуре.
в) Управляемое или штопорное вращение разрешено после штопора.
г) Штопорные вращения не разрешены:
- на входных горизонтальных линиях фигур колонок 1 и 2 и выходных горизонтальных линиях фигур колонок 3 и 4 рядов 7.2.1-7.2.4.
- на фигурах колонок 3 и 4 рядов 7.4.1-7.4.4 и на нижних линиях фигур ряда 7.4.5.
- на горизонтальных выходных линиях фигур рядов 7.8.5-7.8.8, 8.5.1-8.5.4, 8.6.1-8.6.4. колонки 1 и 2.
- на горизонтальных входных линиях фигур рядов 7.8.1-7.8.4, 8.5.5-8.5.8, 8.6.5-8.6.8, колонки 1 и 2.
- на нисходящих вертикальных линиях фигур рядов 8.6.5-8.6.8 после фиксированного вращения на петле.
- на восходящих вертикальных линиях фигур семьи 6 (только для программы 2).
- на восходящих линиях фигур рядов 5.3.1-5.3.2
- на вершинах фигур 8.6.1-8.6.4 (колонки 1 и 2) после вертикального вращения, превышающего 360 градусов или 3 остановки.
д) Несвязанные и противоположные вращения разрешаются на горизонтальных стабилизированных линиях, число остановок не должно превышать 10 (не разрешены на фигурах Семей 7.4.1, 7.4.2, верхушках фигур 8.6.1-8.6.8 (колонки 1, 2), являющихся частями петель).
е) Разрешены противоположные элеронные вращения на вертикальных линиях. На восходящих вертикальных линиях могут быть добавлены противоположные элеронные вращения, суммарно не превышающие 450 градусов, с числом остановок, не превышающим 4. На вертикальных нисходящих линиях могут быть добавлены противоположные элеронные вращения, суммарно не превышающие 360 градусов, с числом остановок, не превышающим 3.
ж) Разрешены противоположные элеронные вращения на угле 45 градусов вверх, суммарно не превышающие 540 градусов, с числом остановок, не превышающим 3.
з) Разрешены комбинации элеронного (первое) и штопорного (второе) вращений на угле 45 градусов вверх на фигурах семей 1, 7 и 8, установленном первоначально в прямом полете после сегмента петли с положительной перегрузкой. Штопорные вращения должны быть с "однотипного" угла - положительные штопорные с прямого полета, отрицательные штопорные - с обратного полета (срывы с ножа не разрешены). Суммарная величина вращения не должна превышать 540 градусов с числом остановок, не превышающем 3-х.
и) Комбинации восходящих вращательных элементов (45 градусов плюс вертикаль) в Семьях 5.3.1 и 5.3.2 не должны превышать максимума, обозначенного в 2.6.5 е).
к) Не разрешается добавление бочек с 8 фиксациями (9.8.3.4) на нижних частях нисходящих петель (7.4.1.3. и 7.4.1.4).
л) Коэффициент сложности фигуры, представленной участниками, должен быть не менее 22 для обязательного и не менее 30 для произвольного неизвестного комплексов.
м) Повторение каталогового номера не допускается.
н) Базовые фигуры 1.1.1.1-1.1.1.4. могут быть использованы только в качестве фигур для связки.
Для составления комплекса Программы N 3 разрешаются дополнительно (при условии, что отборочные соревнования для участия в Чемпионате мира/Европы текущего года не совмещены с Чемпионатом России):
о) вращения 9.9.2.6, 9.10.2.6 и комбинации элеронного (первое) и штопорного (второе) вращений, суммарно не превышающие 540 градусов, с числом остановок, не превышающим 3 на углах 45° вверх фигур 1.1.2.1, 1.1.3.1, 1.2.1.1, 1.2.2.1, 1.2.3.1, 1.2.4.1, 1.2.5.4, 1.2.6.3, 1.2.7.4, 1.2.8.3.
п) комбинации элеронного (первое) и штопорного (второе) вращений, суммарно не превышающие 450 градусов, с числом остановок, не превышающим 3 на восходящих вертикальных линиях фигур 1.1.6.1, 1.1.7.1, 1.2.1.3, 1.2.2.3, 1.2.3.4, 1.2.4.4, 1.2.5.1, 1.2.6.1, 1.2.7.1, 1.2.8.1, 5.2.1.1, 5.2.1.3, 8.4.1.1, 8.4.1.4, 8.4.2.1, 8.4.2.4, 8.4.3.1, 8.4.3.3, 8.4.4.1, 8.4.4.3.
р) Штопорные вращения на восходящих вертикальных линиях фигур семьи 6.
2.7.4. Программа N 5 - финальный комплекс (фристайл).
Продолжительность программы от 3'30" до 4'. При составлении комплекса ссылка на Каталог ФАИ не делается, формы "А", "В", "С" для судей не заполняются.
Программа может выполняться с музыкальным сопровождением и использованием штатной системы дымогенерации.
Организация соревнований
3.1. Правила производства полетов.
2.1.1. Все участники соревнований должны знать и соблюдать правила безопасности полетов, соответствующие федеральные авиационные правила и правила производства полетов на аэродроме проведения соревнований.
2.1.2. Организатор соревнований согласовывает участие в соревнованиях спортсменов и эксплуатантов воздушных судов вне зависимости от их регистрации согласно действующему законодательству Российской Федерации в соответствующих органах, при условии подачи заявки от участников не позднее, чем за 1 месяц до начала соревнований.
3.2. Руководство соревнований.
3.2.1 Общее руководство, контроль подготовки и проведения соревнований осуществляют начальник соревнований и главный судья.
3.2.2 Начальник соревнований назначает группу руководства полетами, авиационно-технический и обслуживающий персонал, группы метеорологического и медицинского обеспечения соревнований.
3.2.3 Контроль соблюдения правил соревнований, правил судейства, положений о соревнованиях, рассмотрение протестов и решение спорных вопросов, утверждение результатов соревнований осуществляет жюри соревнований. В состав жюри соревнований входят: начальник соревнований, главный судья и представитель ФСС России.
3.2.4 Перед началом соревнований создаются техническая, мандатная комиссии, судейская коллегия, состав которых утверждается жюри.
3.2.5 Мандатная комиссия проверяет соответствия разряда спортсмена классу соревнований, наличие необходимых документов и допусков к полетам, утверждает список летчиков безопасности (проверяющих).
3.2.6 Техническая комиссия дает заключение о пригодности самолетов к выполнению программы соревнований на основании осмотра и предоставленных документов (формуляров самолета и двигателя, сертификата летной годности, свидетельства о регистрации воздушного судна, страховки в пользу третьих лиц, действующей на период проведения соревнования в месте проведения соревнования), дает заключение о причинах технических неисправностей, выявленных в процессе соревнований, следит за своевременностью подготовки самолетов к вылетам и своевременным вводом резервного самолета в случае необходимости.
3.2.7 Перед началом соревнований главный судья проводит брифинг для судей и участников соревнований по критериям судейства.
3.2.8 Во время тренировочных полетов главный судья организует для судей практический семинар.
3.2.9 Организатор соревнований обязан обеспечить видеосъемку всех полетов участников групп "ПСВП класс неограниченный", "ПСВП класс с ограничениями", "ПСВП класс Як-52" с линии судейских позиций или линии, противоположной им, и просмотр видеозаписи по запросу судей и решению главного судьи.
3.3. Условия проведения соревнований.
3.3.1 Все соревнования проводятся на аэродромах, пригодных для безопасного выполнения полетов по программе соревнований, оборудованных радиосвязью, зоной пилотажа, судейскими позициями.
3.3.2 Для осмотра самолета в случае технической неисправности выделяется техническая зона, доступ в которую разрешен только технической комиссии и жюри.
3.3.3 При выполнении полетов по финальной программе "ПСВП класс неограниченный фристайл" может использоваться музыкальное сопровождение. Музыка транслируется на судейские позиции, в кабину самолета и для публики.
3.3.4 Зона пилотажа представляет собой квадрат 1000х1000 м, центральной точкой которого является пересечение осей. Каждая ось размечается полотнищами размером 2х9 м. Концы осей и четыре угла квадрата должны быть четко обозначены. Направление главной оси пилотажа обозначается двумя стрелами. Полотнища должны хорошо просматриваться с рабочих высот. Цвет полотнищ должен быть четко контрастным по отношению к другим отметкам на аэродроме (которые желательно убрать) и по отношению к земле. Схема разбивки квадрата указана в Приложении N 4.
3.3.5 Полеты могут начинаться через 30 минут после восхода Солнца и должны заканчиваться не позднее 30 минут до захода Солнца.
3.3.6 Очередность выполнения полетов.
а) Чемпионат России.
Очередность выполнения полетов по каждой программе чемпионата определяется жеребьевкой, проводимой главным секретарем соревнований и членом жюри.
Члены судейской коллегии, ассистенты или другие помощники на судейской линии не могут присутствовать на жеребьевке.
Если программа прерывается на ночь или образовался длительный перерыв в течение одного дня, оставшиеся участники вновь проводят жеребьевку до возобновления полетов.
После каждой жеребьевки первый выступающий летчик должен иметь один час между жеребьевкой и взлетом.
б) На соревнованиях кроме чемпионата России очередность вылетов устанавливается по усмотрению начальника соревнований и жюри.
3.3.7 Самолеты Як-52 должны быть оборудованы калиброванным акселерометром. Организатор соревнований должен обеспечить проверку акселерометров всех участвующих в соревнованиях самолетов.
3.3.8 Для решения спорных вопросов применяется видеоконтроль ("ПСВП класс неограниченный", "ПСВП класс с ограничениями" и "ПСВП класс Як-52").
3.4. Метеоусловия
3.4.1 Метеоусловия должны соответствовать следующим минимумам:
Группа дисциплин |
"ПСВП класс с ограничениями" |
"ПСВП класс Як-52" |
"ПСВП класс неограниченный" |
|
||
Уровень сложности |
Третий |
Второй |
Первый |
|
||
Нижняя граница облачности, м |
1550 |
1550 |
1150 |
1250 |
1050 |
|
Нижняя граница облачности для полетов с прерыванием и "ПСВП класс неограниченный-фристайл", м |
- |
- |
800 |
950 |
800 |
|
Нижняя граница облачности для тренировочных/зачетных полетов |
1550 |
1550 |
800 |
950 |
800 |
|
Полетная видимость, км |
7 |
7 |
5 |
5 |
5/4* |
|
Максимальная встречная составляющая скорости ветра, м/сек. |
|
|
|
|
|
|
у земли, |
10 |
10 |
12 |
12 |
12 |
|
на высоте 500 м, |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
|
Максимальная боковая составляющая скорости ветра, м/сек. |
|
|
|
|
|
|
у земли |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
|
на высоте 500 м |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
|
______________________________
* - для тренировочных полетов.
Решение о направлении пилотажа будет приниматься с учетом преобладающего направления фактического ветра. В начале каждого дня и каждой программы полеты будут начинаться против наиболее преобладающего ветра.
Максимально допустимая попутная составляющая ветра на земле и на высоте 500 м - 3 м/сек.
Полеты в осадках запрещены
3.4.2 При неустойчивой погоде начальник соревнований должен каждые 30 минут предоставлять главному судье, жюри и спортсменам метеобюллетень, где должна быть информация о высоте нижнего края облачности, скорости и направлении ветра у земли и на высоте 500 м, времени изменения направления и скорости ветра, а также времени опубликования бюллетеня. Если метеоусловия не отвечают вышеуказанным требованиям, жюри принимает решение о прекращении полетов.
3.4.3 Если во время выполнения программ 1, 2, 3, 4 (кроме "ПСВП класс с ограничениями" уровней сложности Второй и Третий) высота нижнего края облачности находится в пределах, обозначенных в таблице 3.2.4. для полетов с прерыванием, жюри разрешает выполнение комплекса двумя частями.
а) В этом случае спортсмену разрешается не штрафуемое прерывание комплекса для обеспечения высоты на выполнение второй части комплекса. Место прерывания - на усмотрение пилота, в судейских записках заранее не обозначается.
б) После прерывания по оси Y пилот должен возобновить полет в том же направлении.
в) В случае разрешения прерывания летчик имеет право выполнять комплекс целиком.
г) Если нижний край облачности поднимается до пределов, установленных для полетов без прерывания, жюри оповещает спортсменов о продолжении полетов без разрешенного прерывания.
3.4.4 Летчик должен быть предупрежден о том, выполняется полет с прерыванием или без, не менее чем за 10 минут до выполнения полета.
3.4.5 Если при выполнении полетов классических программ на взгляд спортсмена горизонтальная видимость ухудшается до менее 5 км, или нижний край облачности в квадрате становится, ниже предписанной высоты (1050 м или 800 м), или осадки становятся очевидными, участник может прервать полет до или во время выполнения программы в горизонтальном полете в конце фигуры.
В этом случае члены жюри должны на самолете разведки проверить погодные условия в зоне пилотажа и принять решение о возможности повторного полета
Если участник прерывает полет без достаточных оснований, то ему не разрешается выполнять повторный полет.
3.5. Технические неисправности
3.5.1 В случае технической неисправности до начала полетов участник может использовать резервный самолет, если устранение дефекта затягивается на длительное время.
В случае выполнения полета на резервном самолете спортсмену разрешается:
- участникам, выступающим в соревнованиях "ПСВП класс с ограничениями" и "ПСВП класс неограниченный" - выполнить фигуры в соответствии с п. 2.7.4.;
- участникам остальных соревнований - выполнить три фигуры для облета самолета по усмотрению жюри.
3.5.2 Если участник обнаружил неисправность в полете, ему необходимо произвести посадку и зарулить в специально отведенную зону. Летчик должен оставаться в кабине самолета до прибытия членов технической комиссии или жюри, если ситуация не угрожает его жизни и здоровью.
3.6. Техническая комиссия должна определить причину неисправности, а жюри принять решение о возможности повторного полета.
3.7. Повторные полеты
3.6.1 Повторные полеты проводятся в порядке, определяемом жюри.
3.6.2 Во время повторного полета участник должен выполнить весь комплекс. В случае технической неполадки оценка полета возобновляется с фигуры, в процессе выполнения которой была обнаружена техническая неполадка. В случае прерывания полета при неблагоприятных погодных условиях - со следующей после выполненной до прерывания фигуры.
3.6.3 Если при повторном выполнении комплекса спортсмен пропускает фигуру или выполняет не ту фигуру в ранее оцененной части комплекса с целью получить преимущество в выполнении оставшейся части комплекса, то оценка за эту фигуру исправляется на "твердый ноль" (HZ).
3.8. Меры безопасности.
3.7.1 Начальник (директор) соревнований должен довести до всех участников правила безопасности полетов на данном аэродроме.
3.7.2 По каждому самолету должно быть заключение технической комиссии о пригодности к выполнению программ соревнований в письменном акте.
3.7.3 В случае отказа материальной части в процессе выполнения упражнения участник обязан прекратить задание.
3.7.4 При попадании в метеоусловия, не гарантирующие безопасность полета, участник обязан прекратить задание.
3.7.5 За участником, выполняющим тренировочный полет, обязан наблюдать находящийся на тренерской радиостанции и готовый в любой момент дать необходимую команду тренер соответствующей команды (спортсмен, допущенный к работе на тренерской радиостанции) совместно с помощником главного судьи по безопасности.
3.7.6 Для обеспечения безопасности полетов главному судье соревнований на все соревнования придается помощник (судья) по безопасности, подающий, в случае необходимости, команды по радиостанции. Помощник должен иметь в своем распоряжении комплексы, выполняемые участниками.
3.7.7 Главный судья после консультации и с согласия Жюри дисквалифицирует любого пилота, кто по их мнению демонстрирует недостаточно безопасную технику, чтобы позволить выполнение последующих программ. (Такое соглашение может быть достигнуто без обязательной ссылки на процент оценок, полученных за Программу 1).
3.7.8 Участник не должен превышать эксплуатационные ограничения самолета.
3.7.9 Участник должен не допускать снижения ниже нижнего предела пилотирования.
Группа дисциплин |
"ПСВП класс с ограничениями" |
"ПСВП класс Як-52" |
"ПСВП класс неограниченный" |
||
Уровень сложности |
Третий |
Второй |
Первый |
||
Нижний предел пилотирования |
600 м |
400 м |
200 м |
200 м |
100 м 200 м - упр. N 4 |
3.7.10 Спортсмены, выступающие в группах "ПСВП класс неограниченный" и "ПСВП класс с ограничениями", "ПСВП класс Як-52", допустившие снижение до высоты дисквалификации во время тренировочного полета, отстраняются от соревнований.
3.7.11 Спортсмены, выступающие в группе "ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Третий, выполняют соревновательные полеты с летчиком безопасности на борту. Не допускается, чтобы летчиком безопасности оказался тренер или представитель команды выступающего спортсмена.
3.9. Судейство соревнований.
3.8.1 Судейство Чемпионата России закрытое, всех других соревнований - по усмотрению организатора.
3.8.2 Судьями на Чемпионате России и# всех соревнованиях "ПСВП класс неограниченный", могут быть судьи по самолетному спорту, имеющие судейскую категорию не ниже Первой, прошедшие стажировку в данном сезоне и утвержденные ФСС России.
3.8.3 Судьями соревнований "ПСВП класс с ограничениями" и "ПСВП класс Як-52" могут быть судьи по самолетному спорту, имеющие судейскую категории не ниже Первой.
3.8.4 Судьями соревнований "ПСВП класс с ограничениями" уровней сложности Третий и Второй могут быть судьи по самолетному спорту всех категорий, изучившие действующие правила судейства и имеющие опыт судейства либо прошедшие стажировку в качестве помощника судьи.
3.8.5 Спортсмены имеют право участвовать в судействе выступления других групп:
- в качестве судьи, если они имеют соответствующую судейскую категорию или спортивное звание не ниже Мастера спорта, прошедшие стажировку в данном сезоне и утвержденные Президиумом ФСС России;
- в качестве помощника судьи;
- привлечение спортсменов к судейству осуществляется с учетом графика полетов.
3.8.6 В состав судейской коллегии входят:
- главный судья,
- заместители главного судьи,
- судья по безопасности,
- главный секретарь,
- судья по пилотажу (не менее пяти),
- 3 судьи-хронометриста ("ПСВП класс неограниченный - фристайл"),
- судья объективного контроля,
- секретариат (заместители главного секретаря, секретари судей по пилотажу, машинистка, художники-оформители, операторы ЭВМ).
- для наблюдения за полетами в зоне ожидания выделяется судья-наблюдатель.
3.8.7 Если количество присутствующих на соревнованиях судей больше девяти, их участие в судействе определяет главный судья.
3.8.8 Оценки главного судьи входят в зачет. В случае возникновения спорных вопросов главный судья имеет решающий голос.
3.8.9 Главный судья и главный секретарь обязаны в трехдневный срок сдать на бумажном и электронном носителях отчеты и протоколы соревнований организатору соревнований и ФСС России (3 экземпляра).
3. Определение результатов и награждение победителей
4.1. Соревнования в группе дисциплин (классе ПСВП) считаются разыгранными, если закончены не менее двух программ, не считая квалификационной.
4.2. Если из-за неблагоприятных метеоусловий кроме квалификационной программы была закончена только одна программа в группе "ПСВП класс неограниченный", "ПСВП класс с ограничениями" и "ПСВП класс Як-52", соревнования считаются разыгранными.
4.3. Полеты в каждом классе ПСВП проводятся для любого количества участников (для розыгрыша командных соревнований). Определение и награждение победителя в спортивной дисциплине проводится при условии участия не менее четырех спортсменов.
4.4. В зачет многоборья входят результаты розыгрыша программ: 1, 2, 3, 4 - "ПСВП класс неограниченный"; "ПСВП класс с ограничениями" и "ПСВП класс Як-52"; 1, 2 - "ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Второй и Третий.
4.5. Результаты "ПСВП класс неограниченный - двоеборье" определяются в общем среди мужчин и женщин зачете по сумме произвольной программы и фристайла. В случае, если фристайл на разыгрывается, в двоеборье включаются произвольная и вторая неизвестная программы.
4.6. Чемпионат России проводится в раздельных зачетах при условии участия не менее 3 спортсменов одного пола.
На соревнованиях всех остальных уровней женский зачет проводится по усмотрению организатора соревнований.
Командный результат определяется по сумме результатов трех лучших спортсменов команды в многоборье, вычисленных в процентах от максимально возможного количества очков. В случае, когда соревнования проводятся среди команд, состоящих из участников, выполняющих программы различных классов ПСВП и уровней сложности, командный результат определяется с учетом коэффициента:
"ПСВП класс неограниченный" - 1;
"ПСВП класс с ограничениями" - 0,9;
"ПСВП класс Як-52" - 0,9;
"ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Второй - 0,8;
"ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Третий - 0,7.
За члена команды моложе 21 года, принесшего баллы в командный результат, команда получает дополнительно 4 очка.
Пример: Лучшие спортсмены после розыгрыша программ классического стиля набрали 85% и 89% в "ПСВП класс неограниченный", 91% в "ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Второй. В зачет команды вошли двое мужчин и женщина 20 лет.
Результат выступления команды в этом случае равен 85 + 89 + 91 х 0,8 + 4 = 250,8
4.7. Чемпионат России:
4.7.1. Спортсменам, занявшим первое место в отдельных спортивных дисциплинах Чемпионата России, присваивается звание "Чемпион России 20___ года".
4.8. Награждение победителей соревнований всех уровней производится в соответствии с утвержденным Положением о соревнованиях.
4. Оценка выступления
5.1. Судейство программ классического стиля.
5.1.1. Судьи по пилотажу независимо друг от друга оценивают качество выполнения каждой фигуры по десятибалльной системе с точностью до 0,5 балла с последующим переводом баллов в очки путем умножения на коэффициент сложности (К) фигуры.
Оценка судей за качество выступления участника равна сумме очков за каждую фигуру комплекса.
5.1.2. Нарушение нижнего и верхнего пределов высоты, выполнение отмашек, прерывание фиксируются решением большинства судей. Решение о дисквалификации спортсмена принимается жюри.
Оценка судьи за выступление участника равна оценке за качество минус суммарный штраф из протокола штрафов главного судьи, который составляется согласно протоколам судей по пилотажу, судьи-прибориста.
5.1.3. Протоколы судей регулярно собираются и контролируются помощниками судей и главным судьей.
5.1.4. Если судья оценивает выполнение фигуры мягким нулем (0.0), его оценка остается действительной для определения результатов.
5.1.5. Если судья считает, что выполненная фигура не соответствует заданным параметрам, которые не могут быть подтверждены как факт (штопорной срыв, величина скольжения на хвост и т.п.), фигура оценивается "нулем по восприятию" (PZ). Судья должен обозначить причину, по которой он поставил эту оценку. Главный судья должен убедиться, что PZ поставлен за фигуру и по причине, по которой эта оценка может применяться.
5.1.6. Если судья ставит твердый ноль за выполнение фигуры (HZ), то:
- он обязан отметить в судейской записке причину (факт), за который поставлена оценка;
- в случае подтверждения факта главным судьей (с просмотром видеозаписи в случае необходимости) все другие оценки, данные судьями за эту фигуру исправляются на 0 (СHZ);
- в случае неподтверждения факта оценка 0 (HZ), данная судьей неправильно, исправляется на среднее значение в соответствии с принятой программой обсчета результатов.
В спорных случаях, если главный судья не может определить правильность оценки HZ из-за неточностей в правилах, вопрос направляется на решение жюри. После принятия жюри решения, оценки исправляются соответственным образом. В этом случае судьи не получают штрафных очков, влияющих на их рейтинг.
5.1.7. Видеоконтроль применяется только для определения "твердых" нулей в следующих случаях:
- определение наличия или отсутствия вращения,
- определение направления несвязанных вращений (в одну или в разные стороны),
- определение типа колокола (отмашка вперед или назад),
- определение количества фиксаций,
- отсутствие или несоответствие фигуры,
или:
- определение наличия или отсутствия прерывания,
- правильность выполнения отмашек,
- хронометража финальной программы.
5.1.8. Если судья по какой-то причине не видел или не может оценить фигуру, он отмечает ее оценкой "А" и эта оценка исправляется на среднее значение в соответствии с принятой программой обсчета результатов.
5.2. Оценки за фигуры.
5.2.1. Судьями по пилотажу при оценке выполнения фигур должны руководствоваться критериями судейства, принятыми Международной комиссией ФАИ по высшему пилотажу (СИВА, перевод с ежегодными уточнениями публикуется на сайте ФСС России).
Судьями должны приниматься во внимание следующие принципы:
- геометрия фигуры (рисунок, радиусы, углы, плоскость полета, направление);
- точность выполнения, которая определяется оценочными критериями, изложенными в "Критериях судейства фигур высшего пилотажа";
- наличие четкой горизонтальной площадки в начале и конце фигуры;
- выполненная фигура должна соответствовать последовательности, обозначенной в формах А, В, С. За правильность изображения фигур несет ответственность спортсмен;
- при оценке составной фигуры принимаются во внимание критерии судейства всех ее элементов, но оценка выставляется за фигуру в целом;
- фигуры обратные оцениваются по тем же критериям, что и прямые;
- за любую фигуру, начатую за судьями, дается нулевая оценка.
5.2.2. Отсутствие четкой горизонтальной площадки в начале и конце фигуры влечет за собой уменьшение оценки на 1 балл в каждом случае для каждой фигуры.
5.2.3. При завершении фигуры за каждое отклонение от правильного направления полета снимается 1 балл за каждые 5° отклонения (0,5 балла за 2,5°).
До начала следующей фигуры участник должен исправить все ошибки в направлении и т.д. Если этого не делается, то за каждую последующую фигуру, содержащую ошибку, снимается 1 балл за каждые 5° отклонения (0,5 балла за 2,5°).
5.2.4. За все другие отклонения от требуемой геометрии (плоскость полета, направление, угол крена) оценка снижается на 1 балл за каждые 5° (0,5 балла за 2,5°).
5.2.5. Проворот вращения с последующим возвратом крыльев в требуемое положение влечет снижение оценки на 1 балл за каждые 5° (0,5 балла за 2,5°) проворота. То же самое относится к завершению петель или частей петель, если нос самолета прошел через требуемое положение и затем возвращен на него.
5.2.6. Если фигура пилотажа имеет две или более линий, которые должны быть равной длины, то разница в длине линий должна штрафоваться:
- видимая разница - на один балл;
- длины выполненных линий различаются в отношении 1:2 - на 2 балла;
- далее - до 3 баллов.
За основу берется длина первой выполненной линии.
Отсутствие линии до или после вращения штрафуется на 1 балл дополнительно. Если линий нет до и после вращения - снимается только 2 балла.
Если единственным вращением на линии является штопор, линия после него может быть выполнена любой длины. Если первым из вращений на линии является штопор, линия после второго вращения может быть выполнена любой длины.
5.2.7. Вращения в комбинации с виражами или петлями должны иметь постоянную угловую скорость от начала до конца. Каждая остановка вращения влечет снижение оценки на 2 балла. Видимое изменение скорости вращения влечет снижение оценки на один балл.
5.2.8. Критерии оценки виражей и петель с вращениями подразумевают равномерное расположение вращений по фигуре. Если предписанное количество вращений закончено до (после) нужной точки на фигуре, оценка снижается на 1 балл за каждые 5° оставшегося сегмента виража или петли.
5.2.9. Несвязанные и противоположные вращения, включая таковые на виражах и штопор, должны быть выполнены как один непрерывный маневр; короткая остановка между вращениями должна быть минимальной, сравнимой с фиксацией при выполнении фиксированных вращений. Наличие линии между несвязанными или противоположными вращениями ведет к снижению оценки на 2 балла.
5.2.10. Оценка "0" выставляется за фигуру:
- "численный ноль" (обозначается 0,0 в судейской записке):
- суммарное снижение оценки достигает 10 баллов.
- "ноль по восприятию" судьи (обозначается PZ в судейской записке):
- судья ставит оценку "PZ", когда фигура не соответствует его понятию о выполнении элемента этой фигуры (штопорное вращение, штопор, скольжение на хвост и т.п.). Судья, поставивший "PZ", должен отметить в записке причину такой оценки.
- "твердый ноль" - за фактическое отклонение, которое может быть подтверждено просмотром видеозаписи (HZ в судейской записке):
- любое отклонение от установленного направления превышает 90°;
- когда вращение наложено на вираж или петлю (п. 7.2.8.):
- если вращение закончено, но 90° или более виража или петли еще надо выполнить;
- если вираж или петля выполнены, но 90° или более вращения еще надо выполнить.
- любое другое отклонение от геометрии фигуры/линии пути/положения самолета превышает 90°;
- пропущена установленная фигура или ее часть;
- выполнена любая другая фигура, отличающаяся от изображенной в форме, используемой судьей (обычно форма "В" или "С");
- фигура начата за судьями. Если судья считает, что фигура начата за головой судьи, соответствующая отметка должна быть сделана, но фигура должна быть оценена. Решение о том, была ли фигура выполнена за головами судей, принимается большинством голосов судей. Соответственно, оценки всех судей исправляются на HZ по решению большинства;
- любая часть не была видна, т.к. выполнялась за облаками. Если фигура была видима большинству судей, главный судья должен проинструктировать судей, не увидевших часть фигуры изменить их оценку с "HZ" на "A".
Судья обязан отметить в судейской записке причину (факт), за который поставлена оценка "HZ".
Если следующая за оцененной "0" фигура выполнена правильно в правильном направлении, она должна быть оценена нормальным образом.
Если полет участника был прерван по команде судьи по безопасности, все фигуры, выполненные до команды судьи оцениваются, за остальные участник получает "твердый ноль" (HZ).
5.2.11. Если участник выполняет фигуру внутри или вне зона пилотирования (квадрата) таким образом, что ее расположение не позволяет достаточно точно определить рисунок фигуры или положение самолета, снижение оценки на 2 балла должно применяться за каждый элемент фигуры, который не может быть должным образом оценен.
5.3. Оценка за место пилотажа.
Участники соревнований должны стараться выполнять свои программы в пределах зоны пилотажа (квадрата) и симметрично относительно вторичной (поперечной) оси. В зависимости от высоты и природы выполняемой фигуры, существует также оптимальное расстояние от судей для расположения каждой фигуры. На этом расстоянии геометрические ошибки в фигуре и точный характер фигуры ясны и легко оцениваются.
Высшая оценка дается, когда центральная точка соревновательного полета находится над поперечной осью и каждая фигура оптимально расположена внутри зоны пилотажа.
Для определения оценки за место пилотажа судьи могут пользоваться системой пометок:
Расположение фигуры: |
|
Пометка в графе 'Pos': |
Незначительно: |
левее идеального: |
"L" или "Л" |
правее идеального: |
"R" или "П" |
|
слишком близко к судьям: |
"N" или "Б" |
|
слишком далеко от судей: |
"F" или "Д" |
|
Значительно: |
левее идеального: |
"LL" или "ЛЛ" |
правее идеального: |
"RR" или "ПП" |
|
слишком близко к судьям: |
"NN" или "ББ" |
|
слишком далеко от судей: |
"FF" или "ДД" |
По окончании комплекса эти пометки должны быть использованы судьей для определения снижения оценки за место пилотажа:
- 1/2 балла за каждую единичную букву,
- 1 балл за двойную букву.
Пример: L, R, N, FF, LL и R соответствует снижению оценки на 4.0 балла.
Данная система является рекомендуемой и призвана помочь судье последовательно оценивать выступление спортсменов.
Коэффициент оценки за место пилотажа не меняется при наличии или отсутствии линейных судей.
Коэффициент оценки за место пилотажа:
"ПСВП класс неограниченный" - кроме фристайла - 40
"ПСВП класс с ограничениями", "ПСВП класс Як-52" - 30
"ПСВП класс с ограничениями" уровни сложности Второй и Третий - 10
5.4. Оценка программы "ПСВП класс неограниченный - фристайл".
5.4.1. Судьи оценивают комплекс в целом по десятибалльной системе с точностью до 0,5 балла по десяти критериям:
Техническое достоинство (160K)
| |
Использование многих различных разделов полетного пакета |
К = 40 |
Использование аэродинамического управления и гироскопических сил |
К = 40 |
Чистота исполнения отдельных элементов маневра |
К = 40 |
Комбинация элементов маневров в широком разнообразии фигур, выполненных на разных осях и траекториях |
К = 40 |
Артистическое впечатление (160K)
| |
Доставляющее удовольствие и непрерывное течение фигур |
К = 40 |
Контрастные периоды динамических и грациозных маневров |
К = 40 |
Презентация индивидуальных фигур в их лучшей ориентации |
К = 40 |
Размещение индивидуальных фигур в их оптимальные позиции |
К = 40 |
Место пилотажа (80K)
| |
Симметрия |
К = 40 |
Зона пилотирования |
К = 40 |
Перевод баллов в очки по каждому критерию производится путем умножения на коэффициент сложности.
5.4.2. Оценка судьи за качество выступления участника равна сумме очков по каждому критерию.
Оценка за выступление участника равна оценке за качество минус суммарный штраф за нарушение пределов высоты и времени.
5.4.3. Для хронометрирования полетов по программе "ПСВП класс неограниченный - фристайл" за начало программы принимается возвращение крыльев в первоначальное положение после третьей отмашки, за окончание программы принимается возвращение крыльев в первоначальное положение после третьей отмашки.
Хронометрирование производится тремя судьями, за время выполнения программы принимается среднее арифметическое показаний трех хронометров.
Метод вычисления результатов.
5.5.1. При использовании обычного метода отбрасываются наибольшее и наименьшее количество очков, данных судьями участнику за комплекс. Результат определяется как среднее арифметическое показателей оставшихся судей.
5.5.2. При использовании статистического метода результаты определяются по системе, принятой Комиссией ФАИ по высшему пилотажу (СИВА).
5.5. Штрафы.
5.6.1. Прерывание комплекса или добавление фигуры.
Класс ПСВП |
"ПСВП класс неограниченный" |
"ПСВП класс Як-52" |
"ПСВП класс с ограничениями" |
||
уровень сложности |
Первый |
Второй |
Третий |
||
Величина штрафа |
150 |
50 |
100 |
50 |
20 |
Спортсмен получает штрафные очки (см. таблицу), если он/она прерывает программу:
а) выполнив одну за другой три отмашки;
б) для восстановления направления или положения самолета между фигурами более (чем на 90°);
в) для набора или потери высоты,
Пилот, выполнивший штрафуемое прерывание для восстановления направления после неправильно выполненной фигуры (HZ), должен продолжить комплекс в правильном направлении для восстановления его непрерывности. При возобновлении комплекса в направлении поперечной оси после штрафуемого прерывания пилот не обязан возобновлять полет в направлении, установленном до прерывания.
После прерывания пилот может возобновить полет:
- с фигуры, непосредственно предшествующей прерыванию
- с фигуры, на которой комплекс был прерван
- с фигуры, следующей по комплексу после точки прерывания.
Ни при каких условиях оцененная до прерывания фигура (даже если оценка нулевая), не будет переоцениваться.
Если пилот возобновит комплекс с другого места, будут применяться соответствующие штрафы.
(Примеры: 1. Комплекс прерван между фигурами 3 и 4. Он может быть возобновлен с фигуры 3 или 4.
2. Комплекс прерван при выполнении 3-й фигуры. Он может быть возобновлен с 3 или 4 фигуры
Добавление фигуры к комплексу повлечет штраф за прерывание, но все последующие правильно выполненные фигуры должны быть оценены. Например, если добавочная фигура является повторением предыдущей, оценка за первую из них должна быть сохранена, даже если это "0". Ни при каких обстоятельствах спортсмен не должен получить преимущество за счет выполнения добавочной фигуры.
5.6.2. В случае, если пилот прерывает комплекс после неправильно выполненной фигуры, с завершением в неправильном направлении или положении, такое прерывание всегда будет штрафоваться. После этого последующее прерывание может быть рассмотрено как разрешенное, если оно сделано после правильно выполненной фигуры.
5.6.3. Нарушение пределов высоты.
Класс ПСВП, уровень сложности (УС) |
Нижний предел Н |
Штрафуемая высота |
Величина штрафа |
Штрафуемая высота |
Величина штрафа |
Высота дисквалификации |
"ПСВП класс неограниченный" |
|
|
|
|
|
|
Кроме фристайла |
100 м |
100-50 м |
250 |
|
|
ниже 50 м |
Фристайл |
200 м |
200-150 м |
150 |
150-100 м |
250 |
ниже 100 м |
"ПСВП класс Як-52" |
200 м |
200-100 м |
250 |
|
|
ниже 100 м |
"ПСВП класс с ограничениями" |
|
|
|
|
|
|
УС Первый |
200 м |
200-150 м |
150 |
150-100 м |
300 |
ниже 100 м |
УС Второй |
400 м |
400-300 м |
250 |
|
|
ниже 300 м |
УС Третий |
600 м |
600-400 м |
100 |
|
|
ниже 400 м |
За превышение верхнего предела высоты 1000 м при выполнении комплексов классического стиля спортсмены группы "ПСВП класс неограниченный" штрафуются на 50 очков
5.6.4. Нарушение пределов времени.
В программе "ПСВП класс неограниченный - фристайл" любое отклонение от времени, разрешенного для выполнения программы, влечет за собой наложение штрафа в 10 очков за каждую лишнюю (недостающую) секунду (долю секунды).
5.6.5. Если в результате неправильно выполненных отмашек невозможен хронометраж упражнения ("ПСВП класс неограниченный - фристайл") - спортсмен штрафуется на 500 очков.
5.6.6. За выполнение пилотажа в зоне ожидания пилоту выставляется "0" за программу. За выполнение пилотажа в зоне ожидания во время тренировочного полета спортсмен лишается права выполнения тренировочного полета, ему дается команда прекратить полет и произвести посадку.
5.6.7. За повторение разрешенных фигур безопасности или выполнение любых других фигур спортсмен получает 30 штрафных очков.
За тренировку элементов неизвестных комплексов (п. 2.1.4.а) спортсмен получает "0" за неизвестную программу.
5.6.8. За превышение максимально допустимой для данного типа самолета эксплуатационной перегрузки спортсмен дисквалифицируется на данную программу
5.6.9. Нарушение пределов квадрата.
Нарушение пределов зоны пилотирования ("ПСВП класс неограниченный" - кроме фристайла, "ПСВП класс с ограничениями", "ПСВП класс Як-52") штрафуется при наличии линейных судей.
За каждое нарушение зоны пилотажа на более, чем 50 м, и за каждую фигуру, начатую более, чем на 50 м, вне зоны пилотажа спортсмен получает штрафные очки.
Нарушением зоны пилотажа считается, когда линейный судья видит, что фюзеляж самолета пересекает обозреваемую им линию, даже если это случается несколько раз на одной и той же фигуре. Нарушение засчитывается, если оно подтверждено обоими судьями на одной и той же линии. Величина штрафа на нарушение зоны пилотажа:
"ПСВП класс неограниченный" |
30 очков |
"ПСВП класс с ограничениями", "ПСВП класс Як-52" |
20 очков |
5.6.10. Участники, опоздавшие к своему вылету по жеребьевке без уважительной причины, штрафуются:
Класс ПСВП |
"ПСВП класс неограниченный" |
"ПСВП класс Як-52" |
"ПСВП класс с ограничениями" |
||
уровень сложности |
Первый |
Второй |
Третий |
||
Величина штрафа |
250 очков |
100 очков |
200 очков |
100 очков |
50 очков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.