Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 04 сентября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 09 сентября 2014 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи - Блинниковой И.А. (120-490)
протокол ведет секретарь Гаврилов О.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по иску (заявлению) ФГКУ КОМБИНАТ "АЗОВСКИЙ" РОСРЕЗЕРВА
ответчик: ФАС России
третье лицо: Федеральное казначейство
о признании незаконным решения от 18.02.2014 г. по делу N П56/14
с участием:
от истца (заявителя): не явка
от ответчика: Смыслова О.М. дов. от 06.03.2014 г. N ИА/8220/14
от третьего лица: не явка, установил:
ФГКУ КОМБИНАТ "АЗОВСКИЙ" РОСРЕЗЕРВА (далее - Заказчик, заявитель, учреждение, комбинат) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения ФАС России от 18.02.2014 г. по делу N П56/14 о результатах проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает об отсутствии умысла на повторную публикацию извещений об аукционах в реестр закупок. По мнению заявителя, неоднократное создание и подписание извещений, вызвавших их дублирование на сайте zakupki.gov.ru, вызвано несовершенством функционала и интерфейса официального сайта закупок.
В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
ФАС России представил в материалы дела отзыв, а также копии материалов дела о нарушении законодательства о размещении заказа, возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве со ссылкой на то, что оспариваемое решение антимонопольного органа является законным, обоснованным, вынесенным в пределах компетенции ответчика и не нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Третье лицо не воспользовалось предоставленными ему АПК РФ процессуальными правами, отзыв или иную письменную позицию по делу не представило, в судебное заседание не явилось, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлено надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие заявителя и третьего лица.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя ответчика , оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Как усматривается из материалов дела, в Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заказчика, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении Закупки у единственного поставщика.
Из обращения Заказчика следует, что на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 17.01.2014 в результате технической ошибки размещены 4 извещения о Закупке у единственного поставщика.
На заседании Комиссии представитель Федерального казначейства сообщил, что в программно-аппаратном комплексе Официального сайта 17.01.2014 в период размещения извещений о Закупках у единственного поставщика технические сбои не зафиксированы и в настоящее время на Официальном сайте реализован функционал внесения изменений (отмены) закупок у единственного поставщика на основании решения контрольного органа, суда.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 17.01.2014 на Официальном сайте размещены извещения о проведении Закупок у единственного поставщика с номерами извещений 0318100026214000001, 0318100026214000002, 0318100026214000003, 0318100026214000004. При этом указанные извещения содержат идентичную информацию об условиях исполнения контракта, наименовании и описании объекта закупки, о количестве и месте оказания услуги, являющейся предметом контракта, а также сроках оказания услуг, начальной (максимальной) цене контракта.
Таким образом, Заказчиком на Официальном сайте размещены извещения об осуществлении Закупок у единственного поставщика с номерами извещений 0318100026214000002, 0318100026214000003, 0318100026214000004, по результатам которых не будут заключены контракты с единственными поставщиками, и которые являются идентичными извещению о проведении Закупки у единственного поставщика с номером извещения 0318100026214000001.
Придя к выводу, что указанные действия Заказчика не соответствуют части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 31.12.2013 N 893/13, Комиссия признала в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, о чем вынесено решение от 18.02.2014 г. по делу N П56/14, не согласившись с которым учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
В соответствии с приказом ФАС России от 31.12.2013 N 893/13 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" создана Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия). На Комиссию ФАС России возложены обязанности по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения, принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о Контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу данного закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного закона, сохраняют свою силу.
Согласно положениям, содержащимся в статье 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контроль в сфере закупок осуществляет, в том числе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за соблюдением, в том числе, заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется контрольным органом в сфере закупок путем проведения плановых и внеплановых проверок.
В части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе перечислены основания для проведения внеплановой проверки, к числу которых отнесены: поступление жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа; поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок; в целях контроля за исполнением выданных предписаний.
Таким образом, в силу вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе, самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки контрольным органом в сфере закупок выступает поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В результате рассмотрения обращения Общества и осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, приказа ФАС России от 31.12.2013 N 839/13 в действиях Заказчика было выявлено нарушение части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание вышесказанное, Комиссия ФАС России действовала в рамках действующего законодательства при рассмотрении обращения по существу в части нарушения Заявителем законодательства о размещении заказов и проведения внеплановой проверки.
Довод Заявителя о том, что в действиях Заказчика отсутствует нарушения части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Вместе с тем частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки, не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.
Из обращения Заказчика в ФАС России следует, что на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее -Официальный сайт) 17.01.2014 в результате технической ошибки размещены 4 извещения о Закупке у единственного поставщика.
Согласно материалам дела и графическим изображениям с Официального сайта на комиссии ФАС России установлен факт размещения Заказчиком на Официальном сайте 17.01.2014 извещений с номерами 0318100026214000001, 0318100026214000002, 0318100026214000003, 0318100026214000004. При этом, указанные извещения содержат идентичную информацию об условиях исполнения контракта, наименовании и описании объекта закупки, о количестве и месте оказания услуги, являющейся предметом контракта, а также сроках оказания услуг, начальной (максимальной) цене контракта.
Довод Заявителя о том, что идентичные извещения были созданы и опубликованы четыре раза в результате технической ошибки и несовершенства функционирования Официального сайта, не установлены Комиссией ФАС России и судом.
Также подтверждения отсутствия технической ошибки находят пояснения представителя Федерального казначейства о том, что в программно-аппаратном комплексе Официального сайта 17.01.2014 в период размещения извещений о Закупках у единственного поставщика технические сбои не зафиксированы и в настоящее время на Официальном сайте реализован функционал внесения изменений (отмены) закупок у единственного поставщика на основании решения контрольного органа, суда.
Вместе с тем, Заказчик указывает в обращении на техническую ошибку, без указания на виновную сторону и доказательств ее возникновения.
Кроме того, в заявлении и в обращении Заказчика в ФАС России Заявитель неоднократно подтверждает и не отрицает факт создания и повторного размещения информации о закупке у единственного поставщика до 22.01.2014, ссылаясь на отсутствие злого умысла.
Вместе с тем, установлено, что обращений в службу поддержки Федерального казначейства по данному заказу на устранение нарушений не зафиксировано, таким образом, Заказчиком не были предприняты попытки по предупреждению нарушения.
Таким образом, антимонопольным органом правомерно установлено, что Заявителем на Официальном сайте размещены извещения об осуществлении Закупок у единственного поставщика с номерами извещений 0318100026214000002, 0318100026214000003, 0318100026214000004, по результатам которых не будут заключены контракты с единственными поставщиками, и которые являются идентичными извещению о проведении Закупки у единственного поставщика с номером извещения 0318100026214000001.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в частности в абзаце втором пункта 1 установлено, что если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительным обжалуемого Заявителем акта ФАС России необходимо наличие двух обязательных условий, а именно: несоответствие его закону и наличие нарушения прав заявителя.
Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В силу статьи 4 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи права и законные интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств фактического нарушения его прав, не указал, какое именно его право было нарушено оспариваемым актом ФАС России и не представил доказательств фактического нарушения его прав, что является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Таким образом, на момент рассмотрения заявления Решение ФАС России не ограничивает Заявителя в осуществлении им предпринимательской деятельности, в том числе по размещению заказов, не возлагает на Заявителя каких-либо обязанностей и не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (Определение ВАС РФ от 27.03.08 N 618/08; Определение ВАС РФ от 20.07.2007 N 8603/07; Постановление ФАС МО от 11.11.2003 по делу N А40-15594/09-122-56; Постановление ФАС МО от 10.12.2009 по делу N А40-37890/2009-149-203).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату определения N 8603/07 следует читать как "13.07.2007"
Оспариваемое Решение не содержит каких-либо распоряжений и предписаний в отношении Заявителя, не предполагает совершение Заявителем каких-либо действий, не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на Заявителя каких-либо обязанностей и не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Признание недействительным Решения ФАС России от 18.02.2014 NП-56/14 не повлечет восстановления прав Заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, так же не изменит правовое положение Заявителя, так как государственный контракт N 02/02-14 при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по организации расчетов: плата за пользование подъездными путями; плата за пользование вагонами; плата за подачу, уборку вагонов; промывка вагонов (далее - Закупка у единственного поставщика) (номер извещения 0318100026214000001) заключен 11.03.2014 с ОАО "Российские железные дороги" на сумму в размере 1 933 600, 00 рублей и в настоящий момент находится в исполнении до 31.12.2014 года.
При указанных обстоятельствах, избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес заявителя к вынесенному ФАС России решению имеет абстрактный характер, а как следует из правового смысла части 1 статьи 4 АПК РФ обращение с иском в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных прав.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Расходы по госпошлине возлагаются на заявителя, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 110, 123, 156, 167 - 170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, решил:
Проверив на соответствие ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заявление ФГКУ КОМБИНАТ "АЗОВСКИЙ" РОСРЕЗЕРВА о признании незаконным решения ФАС России от 18.02.2014 г. по делу N П56/14 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья |
И.А. Блинникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 9 сентября 2014 г. N А40-71377/2014
Текст решения официально опубликован не был