Департамент направляет проект санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения" (далее - проект санитарных правил), доработанный Роспотребнадзором в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", а также с учетом замечаний и предложений участников Второго Всероссийского Съезда руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проходившего 22-26 сентября 2014 г. в г. Сыктывкаре.
Просим рассмотреть и направить замечания и предложения по содержанию проекта санитарных правил в установленном порядке, а также по адресу электронной почты: Lashkul-mv@mon.gov.ru до 15 октября 2014 года.
Приложение: на 25 л. в 1 экз.
Директор департамента |
Е.А. Сильянов |
Проект
Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
Постановление
от _____________ N _____________
- Об утверждении
- СанПиН 2.4. <...>
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; 12.12.2011, N 50, ст. 7359; 11.06.2012, N 24, ст. 3069; 25.06.2012, N 26, ст. 3446), Указом Президента Российской Федерации от 19.03.2013 N 211 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 25.03.2013, N 12, ст. 1245) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. <...> "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (приложение).
|
А.Ю. Попова |
Утверждены
постановлением Главного
государственного санитарного
врача Российской Федерации
от ____________ 2014 г. ___
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4....
______________________________________________________________
I. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, умственному и физическому развитию, оздоровлению, абилитации и реабилитации, а также уходу и присмотру в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот).
1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
- условиям размещения организаций для детей-сирот;
- условиям пребывания и проживания детей в организации;
- оборудованию и содержанию территории;
- зданию и оборудованию помещений,
- воздушно-тепловому режиму;
- естественному и искусственному освещению;
- водоснабжению и канализации;
- режиму дня и организации учебно-воспитательного процесса и социально-адаптационного процесса;
- организации питания;
- медицинскому обеспечению;
- санитарному состоянию и содержанию организаций для детей-сирот;
- соблюдению санитарных правил.
1.3. Санитарные правила распространяются на действующие, проектируемые, строящиеся и реконструируемые организации для детей-сирот, независимо от их типа, организационно-правовых форм и форм собственности.
1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией организаций для детей-сирот и не распространяются на семьи, воспитывающие детей в различных формах семейного устройства (опека, попечительство и т.п.).
1.5. Ранее построенные здания организаций для детей-сирот эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.
1.6. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
1.7. К организациям для детей-сирот относятся образовательные, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
1.7.1. В образовательной организации находятся дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными при условии, что невозможно организовать получение детьми дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.
1.7.2. В медицинской организации находятся дети от рождения и до достижения 3 лет в случае, если состояние здоровья ребенка требует оказания первичной специализированной медицинской помощи (медицинской реабилитации) в условиях этой организации.
Период пребывания ребенка может быть продлен до достижения ребенком возраста 4 лет включительно только по решению руководителя медицинской организации при наличии согласия органа опеки и попечительства.
1.7.3. В организации, оказывающей социальные услуги, находятся дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными.
Дети, находящиеся в организациях, оказывающих социальные услуги, получают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.
1.7.4. В образовательной организации или в организации, оказывающей социальные услуги, находятся дети от рождения и до достижения 3 лет при создании условий для воспитания и проживания детей такой возрастной группы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии обучаются по адаптированным общеобразовательным программам.
2. Требования к размещению организаций для детей-сирот
2.1. Организации для детей-сирот размещаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки и нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок.
2.2. Через территорию организаций для детей-сирот не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения - водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.
2.3. Организации для детей-сирот, не оказывающие образовательные услуги, рекомендуется размещать вблизи образовательных организаций с учетом радиуса пешеходной доступности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательных организациях. При расстояниях, свыше указанных в этих требованиях, необходима организация транспортного обслуживания до образовательной организации и обратно.
2.4. Допускается размещение организаций для детей-сирот в отдельно стоящих зданиях, встроенных, встроенно-пристроенных в жилые дома, пристройках к торцам жилых домов.
3. Требования к территории и ее содержанию
3.1. Территорию отдельно стоящего здания организации для детей-сирот по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений.
Территория должна быть благоустроена и озеленена. При озеленении не допускается использование ядовитых и колючих растений.
Территория отдельно стоящего здания организации для детей-сирот должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности во время пребывания детей на территории должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток, для слабовидящих детей - не менее 40 лк.
3.2. При наличии самостоятельной территории организации для детей-сирот в которой находятся дети дошкольного возраста территория оборудуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций; дети школьного возраста - в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.
3.3. Для предупреждения затопления и загрязнения территории обеспечивается отвод паводковых и ливневых вод.
3.4. На территории отдельно стоящих зданий организаций для детей-сирот рекомендуется не менее двух въездов (основной и хозяйственный).
3.5. Хозяйственную зону располагают на границе земельного участка вдали от игровых и физкультурных площадок.
На территории хозяйственной зоны могут размещаться: гараж, овощехранилище, складские помещения, места для сушки белья и выбивания ковровых изделий. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на ней может размещаться котельная, сооружения водоснабжения.
3.6. В хозяйственной зоне оборудуется площадка с твердым покрытием для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м от здания. На площадке устанавливаются контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов, в том числе с размещением их на смежных с территорией организации для детей-сирот контейнерных площадках жилой застройки.
Площадка оборудуется с трех сторон ограждением, превышающим высоту используемых контейнеров.
3.7. Въезды и входы на территорию организации, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадке для сбора мусора покрывают асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.
3.8. Территории вновь строящихся организаций для детей-сирот должны быть доступны детям с различными нарушениями развития и соответствовать принципам универсальной безбарьерной и безопасной среды.
3.9. На территории организации для детей-сирот с нарушениями опорно-двигательного аппарата уклон дорожек и тротуаров предусматривается не более 5 градусов, ширина дорожек и тротуаров - не менее 1,6 м. На поворотах и через каждые 6 м они должны иметь площадки для отдыха.
На территории организации для слепых и слабовидящих детей-сирот ширина прогулочных дорожек должна быть не менее 3 м и иметь двустороннее ограждение двух уровней: перила на высоте 90 см и планку - на высоте 15 см.
Объекты (деревья, кустарники, столбы и другие), находящиеся на территории организации для детей-сирот, не должны быть препятствием для ходьбы, прогулки и игр детей.
Около поворотов, вблизи перекрестков, у зданий, около столбов и других препятствий дорожки должны иметь крупнозернистую структуру покрытий, шероховатая поверхность которых служит сигналом для замедления ходьбы. Асфальтированные дорожки должны иметь дугообразный профиль в зависимости от их ширины (середина дорожки возвышается над боковыми сторонами на 5-15 см).
3.10. Уровни шума на территории организации для детей-сирот не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.
3.11. Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с организацией для детей-сирот не допускается.
3.12. При отсутствии самостоятельной территории для прогулок детей используют прилегающие территории скверов, парков и другие территории, приспособленные для прогулок и занятий физкультурой.
4. Требования к зданию и оборудованию помещений
4.1. Архитектурно-планировочные решения зданий и помещений организаций для детей-сирот должны обеспечивать:
- исключение вредного для жизни и здоровья детей воздействия факторов среды обитания;
- удобные и короткие связи между отдельными зданиями и группами помещений;
- безбарьерную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- наличие следующих функциональных помещений:
а) для проживания детей;
б) для хранения, приготовления и приема пищи;
в) для хранения средств индивидуального перемещения, технических средств реабилитации (далее TCP), спортивного инвентаря; г)# общевоспитательного назначения и организации занятий различными видами деятельности;
г) общевоспитательного назначения;
д) для медицинского обслуживания;
е) для проведения реабилитационных мероприятий;
ж) административно-хозяйственного назначения;
з) санитарно-бытовые помещения.
4.2. Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений для размещения помещений для пребывания детей.
4.3. Допускается совместное проживание и пребывание в организации для детей-сирот детей разного возраста и состояния здоровья, прежде всего полнородных и неполнородных братьев и сестер, детей - членов одной семьи или детей, находящихся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье.
4.4. В организациях для детей-сирот проживание детей организовывается по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу.
4.5. Численность детей в воспитательной группе в возрасте до 4-х лет не должна превышать 6 человек, в возрасте от 4-х и старше - 8 человек.
4.6. Набор помещений воспитательных групп включает: жилые комнаты (спальни); помещение для отдыха и игр (гостиная); помещение для занятий (приготовления уроков); помещение для приема и (или) приготовления пищи; санитарно-бытовые помещения (санитарные узлы, душевая или ванная комната); комнату воспитателя; раздевальную (прихожую).
Для детей школьного возраста жилые комнаты (спальни) предусматриваются раздельными для девочек и мальчиков. Не рекомендуется проживание в одной жилой комнате (спальне) более 4 детей.
Количество санитарных узлов и душевых (ванн) должно составлять не менее двух на одну воспитательную группу.
Для хранения уборочного инвентаря должно быть оборудовано специальное помещение или место.
Уборочный инвентарь, используемый для уборки туалетов, должен иметь отличильную маркировку.
4.7. Минимальные площади помещений приведены в таблице 1.
Таблица 1
Состав и площади помещений воспитательной группы
Наименование помещений в жилых ячейках |
Площадь (кв. м) на 1 человека, не менее |
жилые комнаты (спальни) |
4,5 на человека |
помещение для отдыха и игр (гостиная) |
2,0 |
помещение для занятий (приготовления уроков) |
2,0 |
помещение для приема и (или) приготовления пищи |
1,5 |
санитарный узел и душевая (ванная комната) |
1,5 |
комната воспитателя |
6,0 |
раздевальная (прихожая) |
1,2 |
4.8. Жилые комнаты (спальни) оборудуют стационарными кроватями в соответствии с росто-возрастными особенностями детей, шкафами для хранения личных вещей детей, тумбочками. Допускается устанавливать столы и стулья. Шкафы для хранения личных вещей могут устанавливаться в других помещениях для проживания воспитательной группы.
4.9. Помещение для отдыха и игр (гостиная) оборудуется шкафами, тумбами, стеллажами и т.п. для хранения игр и игрушек, развивающего, обучающего оборудования и инвентаря, издательской продукции и т.п., столами и стульями, мягкой мебелью (диваны, кресла и т.п.) и другим оборудованием.
Мягкая мебель (диваны, кресла и т.п.) должна иметь поверхность, устойчивую к влажной обработке или покрыта специальными сменными чехлами.
В организациях для детей-сирот используются игрушки безвредные для здоровья детей, имеющие документы, подтверждающие качество и безопасность.
4.10. Помещение для занятий (приготовления уроков) оборудуется канцелярскими шкафами, столами и стульями в соответствии с росто-возрастными особенностями детей.
При использовании персональных компьютеров должны соблюдаться гигиеническим# требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
4.11. Помещение для приема и (или) приготовления пищи оборудуется холодильным и технологическим оборудованием; плитой с духовкой; двухсекционной мойкой; посудой (столовой, кухонной), разделочным инвентарем (досками, ножами); рабочими столами для разделки пищевых продуктов и приготовления блюд (не менее двух); полками и/или тумбами, шкафами для раздельного хранения столовой, кухонной посуды, разделочного инвентаря и пищевых продуктов. Допускается использование посудомоечной машины.
Столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, посуда, используемая для приготовления и хранения пищи, должны быть изготовлены из материалов, безопасных для здоровья человека. Столы и кухонная посуда маркируются: "сырая продукция" и "готовая продукция" для раздельной обработки сырых и готовых пищевых продуктов и приготовления блюд.
Для разделки сырых и готовых продуктов следует иметь отдельные разделочные столы, ножи и доски, мясорубки, овощерезки. Допускается использование кухонного комбайна с насадками для раздельной обработки сырых и готовых продуктов.
Для разделки сырых и готовых продуктов используются доски из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами, подвергающихся мытью и дезинфекции. Доски не должны иметь дефектов (щелей, зазоров, сколов).
Разделочный инвентарь (разделочные доски, ножи) маркируется: "ГП" - для готовой продукции (вареного мяса, вареной рыбы, вареных овощей, зелени, готовых к употреблению), "СП" - для сырой продукции (сырого мяса, сырой рыбы, сырых овощей), "СК" - для сырых кур, "Гастрономия" - для сыра, масла, колбас; "Хлеб", "Сельдь".
Холодильное оборудование должно обеспечивать условия для раздельного хранения сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов, не требующих тепловой обработки, и суточных проб.
При использовании одного холодильника хранение гастрономических продуктов осуществляют на верхних полках, охлажденного мяса, мяса птицы, рыбы, полуфабрикатов из мяса, мяса птицы, рыбы, овощей - на нижних полках.
Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать количеству детей, находящихся в группе.
Питание детей организуют в помещении для приема и (или) приготовления пищи или в помещении для отдыха и игр детей. Количество посадочных мест должно обеспечивать одновременный прием пищи всеми детьми. Поверхность столов должна обеспечивать проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Не допускается установка бытовой стиральной машины в помещении приготовления и/или приема пищи (кухни).
4.12. Санитарные узлы оборудуют унитазами и умывальными раковинами. Рядом с умывальной раковиной устанавливается одноразовое полотенце. Допускается использование индивидуальных полотенец или электрополотенца. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.
Душевые (ванные комнаты) оборудуются душевыми поддонами (ваннами) с душевой сеткой на гибком шланге.
Допускается устанавливать бытовую стиральную машину.
4.13. Раздевальные помещения оборудуются шкафами для раздельного хранения одежды и обуви и скамейками.
В каждой воспитательной группе должны быть обеспечены условия для просушивания верхней одежды и обуви детей. Не допускается сушка белья, одежды и обуви в помещении для отдыха и игр, жилых комнатах (спальнях), помещении для приема и (или) приготовления пищи.
Допускается просушивать верхнюю одежду и обувь в специально выделенном для этих целей помещении (месте).
4.14. При помещении в организацию для детей-сирот детей размещают в приемно-карантинном отделении.
Приемно-карантинное отделение оборудуется отдельным входом и состоит из приемно-смотровой, не менее двух палат изолятора, буфета, кабинета врача, медицинского кабинета, санитарно-бытовых помещений (санитарный узел, душевая (ванная) комната).
Палаты изолятора отделяют от остальных медицинских помещений шлюзом с умывальником.
Площадь палат изолятора принимается из расчета 6,0 кв. м на 1 койку.
Медицинский кабинет размещается рядом с палатами изолятора и имеет отдельный вход из коридора.
Буфетная оборудуется моечными ваннами и баком для дезинфекции посуды, шкафом для хранения посуды и инвентаря, столом.
4.15. В составе организации для детей-сирот могут быть оборудованы помещения общего назначения: помещения общевоспитательного назначения, административно-хозяйственные, пищеблок, помещения медицинского назначения, бытовые, вспомогательные и прочие помещения.
4.15.1. Помещения общевоспитательного назначения (спортивные, тренажерные, музыкальные, актовые залы, бассейны, кабинеты для индивидуальных занятий (психолога, логопеда и т.п.), кабинеты информатики), бытовые и вспомогательные помещения должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям.
4.15.2. Пищеблок организации для детей-сирот должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся образовательных организаций.
4.15.3. Питание детей должно быть организовано в соответствии с примерным меню, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей.
Организация питания детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций; для детей школьного возраста - в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, организациях профессионального образования.
Для составления примерного меню используется сборник рецептур для детского питания. Повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день и последующие два дня не допускается.
Для детей с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, пищевая аллергия, часто болеющие дети и т.п.) питание детей должно быть организовано в соответствии с принципами лечебного и профилактического питания детей с соответствующей патологией на основе соответствующих норм питания и меню.
4.15.4. Пищевые продукты для приготовления блюд, приобретенные в продуктовых магазинах и на рынках, должны иметь маркировочные ярлыки (этикетки) и документы, подтверждающие факт приобретения пищевых продуктов (кассовый чек или копия чека и/или товарно-транспортная накладная и/или счет-фактура), которые сохраняются до окончания срока реализации пищевых продуктов и блюд.
Допускается доставка готовых блюд и кулинарных изделий, полуфабрикатов из комбинатов или организаций общественного питания.
Доставка готовых блюд должна осуществляться в изотермической таре. Готовые первые и вторые блюда могут находиться в изотермической таре (термосах), обеспечивающих поддержание температуры горячих блюд +60°С...+65°С перед их раздачей, но не более 2 часов.
При централизованной поставке продукции и продовольственного сырья (из комбината или организации общественного питания), для подтверждения качества и безопасности продукции и продовольственного сырья, допускается указывать в товарно-транспортной накладной сведения о номере сертификата соответствия, сроке его действия, органе, выдавшем сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или производителя (поставщика), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший. Не допускаются закупка и использование пищевых продуктов с истекшими сроками годности и признаками порчи.
При хранении продуктов должны соблюдаться условия хранения и сроки годности продуктов, указанные производителем.
4.16. Необходимый набор медицинских помещений определяется объемом оказываемых медицинских услуг.
Помещения медицинского назначения оборудуются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
При выявлении случаев заболеваний у детей в течение дня (повышение температуры, появление сыпи, болей, рвоты, поноса и других отклонений в состоянии здоровья) необходимо незамедлительно сообщать в территориальные организации здравоохранения. Заболевшие дети изолируются от здоровых до их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию.
Незамедлительно после госпитализации заболевшего ребенка проводится уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств и проветривание помещений.
4.17. Помещения организации для детей-сирот, используемые для осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным и дополнительным программам, должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к дошкольным образовательным, общеобразовательным организациям и организациям дополнительного образования.
4.18. Помещения организации для детей-сирот, используемые для отдыха и оздоровления детей, должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям отдыха и оздоровления.
4.19. Для хранения уборочного инвентаря на каждом этаже организации для детей-сирот оборудуются специальные помещения со сливом и местом для просушивания ветоши.
4.20. Входы в здание организации для детей-сирот оборудуются тамбурами или воздушными и воздушно-тепловыми завесами.
4.21. При входе в здание организации для детей-сирот рекомендуется размещать гардероб для персонала и посетителей и гостиную для встреч с детьми, а также санитарный узел с умывальником.
4.22. При отсутствии в организации для детей-сирот прачечной допускается стирка белья и одежды с использованием бытовых стиральных машин или организация централизованной стирки в иных прачечных.
4.23. Детская мебель, развивающее, обучающее, игровое, спортивное оборудование и инвентарь, издательская продукция, технические и аудиовизуальные средства должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, быть безвредными для здоровья детей и учитывать специфику организации педагогического процесса и лечебно-восстановительных мероприятий, а также соответствовать росту и возрасту детей.
5. Требования к оборудованию помещений для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья
5.1. Дети-сироты с ограниченными возможностями здоровья могут находиться в организациях для детей-сирот (воспитательных группах) компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности, в которых обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы, в том числе:
- компенсирующей направленности - для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями, глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с амблиопией, косоглазием, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с аутизмом, со сложным дефектом (сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии, с иными ограниченными возможностями здоровья);
- оздоровительной направленности - для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий;
- комбинированной направленности - для организации совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Устройство, содержание и организация работы организаций для детей-сирот (воспитательных групп) компенсирующей и комбинированной направленности должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил.
5.2. Размещение помещений для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья (дефекты физического развития, затрудняющие передвижение, нарушение координации движений, ослабление или отсутствие зрения и другие) должно обеспечивать возможность удобного перемещения внутри здания и по территории.
5.3. Двери входов в здания организаций для детей-сирот (воспитательных групп), помещения для детей при открывании не должны создавать препятствия для прохода. В помещениях следует избегать устройства внешних углов, а имеющиеся углы округлять.
5.4. Лестницы должны иметь двусторонние поручни и ограждение высотой 1,8 м или сплошное ограждение сеткой.
Для детей с поражением опорно-двигательного аппарата лестницы оборудуются двусторонними поручнями, которые устанавливаются на двух уровнях - на высоте 0,9 м и дополнительный нижний поручень на высоте 0,5 м.
Предусматривают лифты, пандусы с уклоном 1:6. Пандусы должны иметь резиновое покрытие.
5.5. Стены основных помещений организации для детей-сирот (воспитательной группы) и оборудование должны быть окрашены матовыми красками светлых тонов. В помещениях для детей с нарушениями зрения окраска дверей и дверных наличников, выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен.
5.6. При использовании звукоусиливающей аппаратуры предусматривается звукоизоляция перекрытий и стен (перекрытия и стены должны обладать высокими звукоизолирующими свойствами).
5.7. Помещения для отдыха и игр, жилые комнаты (спальни), помещение для занятий (приготовления уроков) для слепых, слабовидящих детей должны иметь только южную и восточную ориентацию по сторонам горизонта.
5.8. Уровень искусственной освещенности для слепых и слабовидящих детей в помещениях для отдыха и игр, помещениях для занятий (приготовления уроков) должен быть не менее 600 лк; для детей, страдающих светобоязнью - не более 300 лк.
5.9. Помещения для отдыха и игр, помещение для занятий (приготовления уроков) для слепых и слабовидящих детей должны быть оборудованы комбинированной системой искусственного освещения.
Для создания комфортных световых условий детям со светобоязнью над их учебными столами предусматривается обязательное раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения.
5.10. В логопедических кабинетах около зеркала устанавливаются настенные светильники местного освещения на кронштейнах, позволяющих менять угол наклона и высоту источника света.
5.11. В помещениях для слабовидящих детей и детей с умственной отсталостью рекомендуются одноместные универсальные столы с регулируемыми параметрами, простой и надежной конструкции.
5.12. В помещениях для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривается специальная мебель.
5.13. В помещениях медицинского блока для детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии) должны быть созданы условия для организации оздоровительно-профилактических мероприятий и осуществления лечебной и коррекционно-восстановительной работы.
5.14. В организациях для детей-сирот (воспитательных группах) для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата плавательный бассейн должен иметь устройство для опускания и поднятия детей.
6. Организация питьевого режима
6.1. Питьевой режим организуют с использованием питьевой воды, расфасованной в емкости, или бутилированной, или кипяченой питьевой воды. По качеству и безопасности питьевая вода должна отвечать требованиям к питьевой воде. Кипяченую воду не допускается хранить более 3 часов.
При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже, чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости с водой.
Обработка дозирующих устройств проводится в соответствии с эксплуатационной документацией (инструкцией) изготовителя.
6.2. При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды должно быть обеспечено достаточное количество чистой посуды (стеклянной, фаянсовой или одноразовых стаканчиков), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами - для сбора использованной посуды одноразового применения.
6.3. Бутилированная вода должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.
6.4. Должен быть обеспечен свободный доступ детей к питьевой воде.
7. Требования к внутренней отделке помещений
7.1. Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.
7.2. Потолки, стены и панели всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и следов подтеков.
Стены и панели должны быть выполнены из материалов, допускающих возможность проведения ежедневной уборки влажным способом, а также дезинфекции.
Стены в помещениях с влажным режимом (душевые, ванные комнаты, санитарные узлы), пищеблоке (в кухне) облицовывают глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту не менее 1,8 м.
Потолки в помещениях с обычным режимом эксплуатации следует отделывать с использованием побелки, в помещениях с повышенной влажностью (душевые, ванные комнаты, санитарные узлы, пищеблок (кухня) используют водоотталкивающие (влагостойкие) краски.
7.3. Полы в помещениях должны быть гладкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов. Плинтуса должны плотно прилегать к стенам и полу.
Для отделки полов всех помещений используют отделочные материалы, допускающие уборку влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть шероховатой, не допускающей скольжение. Полы душевых, ванных комнат, санитарных узлов, пищеблока (кухни) выстилают керамической плиткой или другими аналогичными материалами.
7.4. Не допускается проведение всех видов ремонтных работ в присутствии детей.
8. Требования к водоснабжению и канализации
8.1 Здания организаций для детей-сирот оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией.
8.2. При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте (холодного и горячего) в организации для детей-сирот оборудуется емкость-накопитель и обеспечивается подача воды через внутреннюю систему водоснабжения на пищеблок (кухню), помещения медицинского назначения, прачечную (постирочную), санитарно-бытовые помещения.
8.3. Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.
8.4. Подводкой горячей и холодной воды обеспечиваются помещения пищеблока (кухни), помещения медицинского назначения, прачечная (постирочная), санитарно-бытовые помещения.
Умывальные раковины, моечные ванны, душевые установки (ванны) обеспечиваются смесителями.
8.5. Не допускается использование горячей воды из системы отопления.
8.6. В районах, где отсутствует централизованная канализация, здания организаций для детей-сирот оборудуются внутренней канализацией, при условии устройства выгребов или локальных очистных сооружений.
9. Требования к воздушно-тепловому режиму
9.1. При проектировании организаций для детей-сирот высота помещений и система вентиляции должны обеспечивать гигиенически обоснованные показатели воздухообмена.
9.2. Здания организаций для детей-сирот оборудуют системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.
Очистку и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем рекомендуется осуществлять не реже 1 раза в год.
Системы отопления, вентиляции и/или кондиционирования воздуха должны обеспечивать нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды помещений.
Не допускается использование переносных обогревательных приборов и обогревателей с инфракрасным излучением.
9.3. Температура воздуха в раздевальных, помещении для занятий (приготовления уроков), жилых комнатах (спальнях), помещении для приема пищи, в помещениях для отдыха и игр (гостиные), санитарных узлах должна составлять не ниже 20 град. С.
При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха не более чем на 2 град. С.
В помещениях медицинского назначения параметры микроклимата принимают в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
В игровых помещениях для воспитанников дошкольного возраста, размещенных на первом этаже, рекомендуется оборудование теплых полов.
9.4. Для контроля температурного режима жилые помещения (спальни), помещения для отдыха и игр, помещения для занятий (приготовления уроков), помещения медицинского назначения должны быть оснащены бытовыми термометрами, которые прикрепляются к стене на высоту 1,2 м от пола.
9.5. Относительная влажность воздуха помещений во все периоды года должна составлять 40-60%, скорость движения воздуха - не более 0,1 м/сек., в производственных помещениях пищеблока (кухни) и постирочной - не более 70%.
9.6. Все помещения должны ежедневно проветриваться. Рекомендуется проводить сквозное и угловое проветривание. Не допускается проветривание помещений через туалетные комнаты.
Проветривание проводят через фрамуги и форточки в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин до их возвращения с прогулки или занятий. В жилых помещениях (спальнях) проветривание проводят до укладывания детей. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
В теплое время года широкая односторонняя аэрация всех помещений допускается в присутствии детей.
9.7. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений не должны превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест.
10. Требования к естественному и искусственному освещению и инсоляции
10.1. Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Допускается отсутствие естественного освещения в санитарных узлах, душевых (ванных), кладовых и складских помещениях.
10.2. Светопроемы в жилых помещениях (спальнях), помещениях для отдыха и игр, помещениях для занятий (приготовление уроков) в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств допускается использование штор (или жалюзи) светлых тонов со светорассеивающими и светопропускающими свойствами.
Зашторивание окон в жилых помещениях (спальнях) допускают лишь во время сна детей, в остальное время шторы раздвигают, обеспечивая инсоляцию помещения.
В нерабочем состоянии шторы размещают в простенках между окнами.
10.3. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
10.4. Уровни искусственной освещенности в помещениях должны отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
10.5. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собирают в контейнер в специально выделенном помещении, недоступном для детей и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.
10.6. Для поддержания необходимых уровней искусственной освещенности чистку арматуры светильников проводят по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год, перегоревшие лампы подлежат своевременной замене.
10.7. В жилых помещениях (спальнях) следует предусмотреть устройства для дежурного (ночного) освещения.
10.8. Осветительные приборы в помещениях для воспитанников должны иметь защитную светорассеивающую арматуру.
11. Требования к режиму дня и организации воспитательного процесса
11.1. Режим дня и организация учебно-воспитательного процесса в организациях для детей-сирот строится с учетом особенностей здоровья дифференцированно для детей дошкольного и школьного возраста в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
11.2. В учебно-воспитательном процессе двигательная активность должна составлять для дошкольников и младших школьников - до 50% дневного бюджета времени, а для старших школьников - до 30%.
Во второй половине дня организуется самоподготовка детей школьного возраста, а также различные виды активной деятельности и отдыха: прогулки с подвижными играми, экскурсии, общественно полезный труд.
Самоподготовку школьникам следует начинать не раньше 16 ч. По завершении отдельных этапов работы следует предоставлять возможность индивидуальных перерывов.
После окончания самоподготовки рекомендуется организация занятий в кружках, чтение, репетиции, тихие игры и т.д., общей продолжительностью не более 1,5 ч.
Посещение и участие в культурно-развлекательных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях предпочтительно проводить в середине недели (среда, четверг), а также в субботу или воскресенье. Мероприятия эмоционального и двигательного характера проводятся до ужина.
11.3. Спортивные и физкультурные мероприятия проводят с учетом состояния здоровья, физической подготовленности и групп здоровья детей.
Дети с отклонениями в состоянии здоровья занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей-специалистов.
11.4. Проведение закаливающих мероприятий осуществляется в соответствии с рекомендациями по закаливанию. Не допускается проведение закаливающих процедур сразу после еды и физических упражнений с большой нагрузкой.
11.5. Трудовое обучение и воспитание организуется в соответствии с содержанием программ трудового обучения и интересами детей.
11.6. При организации занятий общественно-полезным трудом не допускается привлекать детей к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18-ти лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш, строительным и ремонтным видам работ.
Для проведения сельскохозяйственных работ (практики) в районах II климатического пояса следует отводить преимущественно первую половину дня, а в районах III климатического пояса - вторую половину дня (16-17 ч) и часы с наименьшей инсоляцией. Сельскохозяйственный инвентарь, используемый для работы, должен соответствовать росту и возрасту детей. Допустимая продолжительность работ для детей 12-13 лет составляет - 2 часа; для воспитанников 14 лет и старше - 3 часа. Через каждые 45 минут работы необходимо устраивать регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха.
11.7. При организации сна воспитанников учитываются возрастные нормы суточной потребности во сне: для детей 6-7 лет - 11 часов, 8-9 лет - 11-10 ч 30 мин, 10 лет - 10 ч 30 мин - 10 ч, 11-12 лет - 10-9 ч, 13-14 лет - 9 ч 30 мин - 9 ч, 15 лет и старше - 9 ч - 8 ч 30 мин.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья, выздоравливающих после инфекционных заболеваний, быстро утомляющихся, необходимо организовать дневной сон продолжительностью 1,5-2 ч.
11.8. Банные дни для детей проводят не реже 1 раза в 7 дней. Возможность принимать душ должна быть предоставлена постоянно.
11.9. В каникулярное время следует увеличивать время пребывания на воздухе.
11.10. Лечебно-профилактические процедуры следует проводить с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья детей.
11.11. Режим дня для детей дошкольного возраста должен строиться в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Режим дня для детей школьного возраста рекомендуется организовывать в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Рекомендуемый режим дня воспитанников школьного возраста
Режимные моменты |
Время суток (ч) |
|
I-IV классы |
V-XI классы |
|
Подъем |
7.00 |
7.00 |
Зарядка |
7.05-7.20 |
7.05-7.20 |
Уборка спален, утренний туалет |
7.20-7.40 |
7.20-7.40 |
Завтрак |
7.40-8.00 |
7.40-8.00 |
Прогулка |
8.00-8.30 |
8.00-8.30 |
Учебные занятия* |
8.30-12.30 |
8.30-11.20 |
Спортивный час |
12.30-13.30 |
11.20-2.20 |
Учебные занятия |
- |
12.20-14.00 |
Обед |
13.30-14.00 |
14.00-14.30 |
Дневной сон |
14.00-15.30 |
- |
Полдник |
15.30-16.00 |
- |
Прогулка, общественно полезный труд на воздухе |
- |
14.30-16.00 |
Самоподготовка** |
16.00-17.00 |
16.00-18.00 |
Внеклассные занятия, прогулка, свободное время |
17.00-19.00 |
18.00-19.30 |
Ужин |
19.00-19.30 |
19.30-20.00 |
Свободное время, прогулка, уход за одеждой, вечерний туалет |
19.30-20.30 |
20.00-22.00 |
Сон |
20.30-7.00 |
22.00-7.00 |
Примечание: * второй завтрак проводится после второго урока.
** полдник для учащихся IV-XI классов проводится в период самоподготовки.
12. Требования к санитарному содержанию помещений и проведению дезинфекционных мероприятий
12.1. В эпидемически благополучный период необходимо проводить санитарно-гигиенические мероприятия и профилактическую дезинфекцию.
Приготовление и использование моющих и дезинфицирующих растворов должно осуществляться в соответствии с инструкцией по применению.
Мероприятия по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации проводятся в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами требованиями.
12.2. Уборку помещений проводят ежедневно 2 раза в день при открытых фрамугах или окнах с применением моющих средств, в соответствии с инструкцией по применению.
Особо тщательно следует мыть часто загрязняющиеся поверхности (ручки дверей, шкафов, подоконники, выключатели, жесткую мебель и др.) и места скопления пыли (полы у плинтусов и под мебелью, радиаторы, арматуру осветительных приборов, вентиляционные решетки и др.). Поверхность подоконников должна быть гладкой, без сколов, щелей и дефектов.
В жилых помещениях (спальнях) влажную уборку проводят после ночного и дневного сна; в обеденном зале, помещении для приема пищи - после каждого приема пищи.
12.3. Каждый ребенок обеспечивается комплектом полотенец (для лица и рук, для ног и банное), индивидуальными предметами личной гигиены (зубная щетка, мыло, мочалка, расческа и т.п.).
На каждого ребенка необходимо иметь три комплекта постельного белья, включая полотенца и две смены наматрасников.
Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Постельное белье, кроме наволочек, маркируется у ножного края.
Чистое белье доставляется упакованным и хранится в шкафах.
12.4. Количество сменных чехлов для мягкой мебели (диваны, кресла и т.п.) должно быть не менее двух комплектов.
12.5. Ковры ежедневно необходимо пылесосить и чистить влажной щеткой.
В теплое время года с целью предупреждения залета в помещения насекомых проводят засетчивание окон. Допускается использование механических методов борьбы с мухами - липкие ленты, мухоловки.
12.6. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному мытью и дезинфекции. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей необходимо мыть теплой водой с моющим средством, затем обрабатывать дезинфицирующим средством. Ванны, умывальные раковины, унитазы следует чистить квачами или щетками с использованием чистяще-дезинфицирующих средств.
12.7. Генеральную уборку помещений с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств, проводят один раз в месяц, для этого разрабатывается график проведения генеральных уборок.
Окна снаружи, изнутри и оконные проемы моют не реже 2 раз в год (весной и осенью). Постельные принадлежности и ковры проветривают и выколачивают на улице.
12.8. На территории участка проводится ежедневная уборка. Очистку мусоросборников следует производить при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения контейнеры для сбора мусора следует дезинфицировать. Дезинфекцию контейнеров проводят дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкцией по их применению.
С целью предупреждения выплода мух и уничтожения личинок 1 раз в 5-10 дней места сбора отходов обрабатывают одним из средств по борьбе с мухами.
Песочницы на ночь закрывают крышками. Смену песка проводят по мере его загрязнения.
12.9. Грязное белье собирают в двойной мешок из материи, клеенки или пластика и отправляют к месту стирки. Матерчатые мешки после использования необходимо выстирать, клеенчатые и пластиковые - протереть горячим мыльным или содовым раствором.
12.10. С целью выявления и санации детей, пораженных педикулезом, проводят регулярные (1 раз в неделю) осмотры детей. В случае обнаружения пораженных педикулезом детей проводят комплекс противопедикулезных мероприятий.
13. Основные мероприятия, проводимые медицинским персоналом
13.1. Медицинские работники проводят:
- медицинские осмотры детей при поступлении в организацию с целью выявления больных;
- систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей, особенно за детьми с отклонениями в состоянии здоровья;
- работу по организации профилактических осмотров детей;
- распределение детей на медицинские группы для занятий физкультурой;
- информирование руководителей организаций, воспитателей, работника по физическому воспитанию и трудовому обучению о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;
- ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (при необходимости), выявление заболевших детей; своевременную их изоляцию, оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев; транспортирование в стационар;
- сообщение в территориальные учреждения здравоохранения о случаях инфекционных заболеваний среди детей;
- систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием всех помещений и территории, соблюдением правил личной гигиены детьми и персоналом;
- организацию и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;
- проведение работы по формированию здорового образа жизни;
- медицинский контроль за организацией физического воспитания и трудового обучения, за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья детей;
- контроль за организацией питания.
14. Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки, личной гигиене персонала
14.1. Персонал организаций для детей-сирот проходит предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, в установленном порядке; аттестацию на знание санитарных норм и правил не реже 1 раза в 2 года, для персонала пищеблока, а также лиц, участвующих в раздаче пищи детям, - не реже 1 раза в год.
Работники должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.
14.2. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.
При отсутствии сведений о профилактических прививках работники должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.
14.3. Не допускаются к работе в организациях для детей-сирот (воспитательных группах) к раздаче пищи и накрыванию столов лица с ангинами, катаральными явлениями верхних дыхательных путей, гнойничковыми заболеваниями рук, заболевшие или при подозрении на инфекционные заболевания.
При наличии у работников порезов, ожогов они могут быть допущены к работе при условии их работы в перчатках.
14.4. Персонал организаций для детей-сирот (воспитательных групп) должен соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды, коротко стричь ногти.
14.5. Персонал обеспечивается спецодеждой.
У персонала для раздачи пищи и мытья посуды должны быть: фартук, колпак или косынка; для уборки помещений - халат.
Перед посещением туалета персонал должен снимать фартук (халат) и после выхода тщательно мыть руки с мылом.
15. Требования к соблюдению санитарных правил
15.1. Руководитель организации для детей-сирот является ответственным лицом за соблюдение настоящих санитарных правил и обеспечивает:
- наличие настоящих санитарных правил (а также санитарных правил, на которые сделаны ссылки в данном документе) в организации для детей-сирот;
- выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации для детей-сирот;
- необходимые условия для соблюдения санитарных правил;
- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
- наличие личных медицинских книжек на каждого работника;
- своевременное прохождение работниками периодических медицинских осмотров и обследований, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации;
- организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
- исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования.
15.2. Ответственное лицо или медицинский персонал (при наличии) осуществляет повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил.
15.3. За нарушение санитарного законодательства руководитель, а также должностные лица, нарушившие требования настоящих санитарных правил, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 2 октября 2014 г. N 07-2178 "О рассмотрении проекта санитарных правил"
Текст письма официально опубликован не был