Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Пояснениям по классификации субсидий в соответствии
с Соглашением о единых правилах предоставления
промышленных субсидий от 9 декабря 2010 года и
положениями статьи 93 Договора о Евразийском
экономическом союзе от 29 мая 2014 года
Алгоритм
по классификации субсидий в соответствии с Соглашением о единых правилах предоставления промышленных субсидий от 9 декабря 2010 года и положениями статьи 93 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года
N п/п |
Постановка вопроса |
Выводы, дальнейшие действия |
|
Отнесение меры государственного регулирования к субсидии |
|||
Оказывается ли содействие со стороны государства-члена или уполномоченной им структуры (уполномоченного агента)? |
НЕТ
мера не является субсидией |
ДА
переход к п. 1.2 |
|
Осуществляется ли регулирование посредством оказания финансового содействия в одной из следующих форм: 1. Прямое перечисление бюджетных средств; 2. Принятие обязательств по переводу бюджетных средств; 3. Невзимание причитающихся государству доходов; 4. Предоставление промышленных товаров или услуг; 5. Приобретение промышленных товаров; Или существует поддержка доходов и цен. |
НЕТ
мера не является субсидией |
ДА
переход к п. 1.3 |
|
Предоставляется ли в результате преимущество (создание нерыночных, более выгодных условий хозяйствования в связи с содействием государства)? |
НЕТ
мера не является субсидией |
ДА
мера является субсидией в понимании Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий от 9 декабря 2010 года (далее - Соглашение) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о ЕАЭС); переход к п. 2.1 |
|
Отнесение субсидии к категории специфических субсидий |
|||
Ограничен ли доступ к получению субсидий определенным предприятием (обозначенной группой предприятий), принадлежностью предприятия к конкретной отрасли (группе отраслей)? |
НЕТ
переход к п. 2.2 |
ДА
мера является специфической субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС;
переход к п. 3.1 |
|
Ограничен ли доступ к получению субсидий предприятиями, функционирующими на территории определенного географического региона? |
НЕТ
переход к п. 2.3 |
ДА
мера является специфической субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС;
переход к п. 3.1 |
|
По итогам проведения анализа фактической реализации программы поддержки имеются ли основания полагать, что существуют следующие факторы: 1. использование субсидии ограниченным числом определенных предприятий; 2. преимущественное использование субсидии определенными предприятиями; 3. предоставление непропорционально больших сумм субсидий некоторым предприятиям; 4. способ использования дискретности, которой обладает субсидирующий орган при принятии решения о предоставлении субсидии. |
НЕТ
субсидия не является специфической
(при условии отсутствия факторов, позволяющих отнести данную субсидию к запрещенным, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Соглашения, пунктом 5 Раздела II "Специфические субсидии" Приложения N 28 к Договору о ЕАЭС все запрещенные субсидии автоматически признаются специфическими").
переход к п. 3.1 |
ДА
мера является специфической субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС;
переход к п. 3.1 |
|
Отнесение субсидии к категории запрещенных субсидий |
|||
Увязано ли предоставление субсидии с результатами вывоза промышленного товара с территории субсидирующего государства-члена на территорию любого другого государства-члена? Например, если: а) Программа поддержки предусматривает освобождение экспортера от обязательной продажи государству части валютной выручки или допускает применение множественного курса валюты через частичное обесценение национальной валюты, в связи с чем экспортер получает преимущество за счет курсовой разницы; б) Программа поддержки предусматривает установление внутренних транспортных и фрахтовых тарифов для экспортных отгрузок, более льготных по сравнению с перевозками на внутреннем рынке; в) Программа поддержки предусматривает предоставление государством промышленных товаров и услуг, используемых в производстве экспортируемых промышленных товаров, на условиях более льготных, чем для используемых в производстве аналогичных товаров, реализуемых на внутреннем рынке субсидирующего государства-члена; г) Программа поддержки предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты, предоставление отсрочки или уменьшения налогов или любых других отчислений, уплачиваемых или подлежащих уплате хозяйствующими субъектами, в увязке с результатами экспорта промышленных товаров, происходящих с территории субсидирующего государства-члена; д) Программа поддержки предусматривает увязанные с результатами экспорта специальные вычеты, сокращающие базу налогообложения промышленных товаров, в большем объеме по сравнению с аналогичными товарами, реализуемыми на внутреннем рынке субсидирующего государства-члена; е) Программа поддержки предусматривает освобождение, уменьшение, отсрочку от уплаты налогов или специальные вычеты, применяемые для расчета базы налогообложения, на промышленные товары и услуги, используемые в производстве экспортных промышленных товаров, в большей мере, чем освобождение от уплаты, уменьшение, отсрочка налогов или специальные вычеты, применяемые для расчета базы налогообложения, на промышленные товары и услуги, используемые в производстве аналогичных товаров, реализуемых на внутреннем рынке субсидирующего государства-члена; ж) Программа поддержки предусматривает взимание таможенных платежей на сырье и материалы, использующиеся в производстве экспортной продукции, по ставкам ниже, чем на такое же сырье и материалы, использующиеся в производстве аналогичной продукции для потребления на внутреннем рынке субсидирующего государства-члена; либо возврат таможенных платежей на сырье и материалы, использующиеся в производстве экспортной продукции, в большом объеме, чем на такое же сырье и материалы, использующиеся в производстве аналогичной продукции, реализуемой на внутреннем рынке субсидирующего государства-члена; з) Программа поддержки предусматривает снижение тарифов на электроэнергию или энергоносители, отпускаемые предприятию, в увязке с экспортом субсидируемой продукции. Или, если на территории государства-члена действуют меры, применяемые на основании актов, в соответствии с которыми для получения специфических субсидий необходимо соблюдение следующих условий: а) чтобы закупки или использование хозяйствующим субъектом промышленных товаров, ввозимых с территории любого из государств-членов. ограничивались количествами, связанными с объемами или стоимостью вывозимых этим хозяйствующим субъектом промышленных товаров, происходящих с территории государства-члена, вводящего меру; б) соблюдения ограничений по ввозу хозяйствующим субъектом промышленных товаров с территории любого из государств-членов, используемых в его местном производстве, в том числе в зависимости от объема или стоимости промышленных товаров, происходящих с территории государства-члена, вводящего меру, вывозимых этим хозяйствующим субъектом на территорию любого из государств-членов. |
НЕТ
переход к п. 3.2 |
ДА
необходима проверка меры на возможное отнесение к изъятиям (экспортное кредитование)
переход к п. 3.1.1 |
|
В случае если вывозная субсидия предоставляется в форме экспортного кредита (возможная форма поддержки в соответствии с положениями Соглашения и Договора о ЕАЭС) предусматривает ли программа поддержки: а) Предоставление экспортных кредитов по ставкам ниже тех, которые получатели таких кредитов фактически должны были бы уплачивать за пользование сопоставимым кредитом в рыночных условиях, или оплата всех или части расходов, понесенных экспортерами или финансовыми учреждениями в связи с получением кредита. При этом указанная мера не отвечает положениям о процентных ставках Договоренности по официальным экспортным кредитам стран-членов ОЭСР. Или: б) Взимание премий, недостаточных для покрытия долгосрочных операционных расходов или убытков по программам гарантирования или страхования экспортных кредитов, страхования или гарантирования от увеличения стоимости экспортных промышленных товаров или валютных рисков. |
НЕТ
переход к п. 3.2 |
ДА
субсидия является запрещенной вывозной субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС;
переход к п. 4.1 |
|
Увязано ли предоставление субсидии с использованием промышленных товаров, происходящих с территории субсидирующего государства-члена? Например, если: а) Программа поддержки предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты, предоставление отсрочки или уменьшения налогов или любых других отчислений, уплачиваемых или подлежащих уплате хозяйствующими субъектами, в увязке с использованием промышленных товаров, происходящих с территории субсидирующего государства-члена; б) Программа поддержки предусматривает уменьшение или возврат импортных пошлин, которые взимаются с импортного сырья и материалов, использованных в производстве продукции, если в произведенной продукции содержание отечественных материалов или сырья является обязательным (независимо от того, определяются ли конкретные промышленные товары, их объем или стоимость, или доля от объема или стоимости их местного производства); в) Программа поддержки предусматривает снижение тарифов на электроэнергию или энергоносители, отпускаемые предприятию, в увязке с использованием промышленных товаров, происходящих с территории субсидирующего государства-члена; Или, если на территории государства-члена действуют меры, применяемые на основании актов, в соответствии с которыми для получения специфических субсидий необходимо соблюдение следующих условий: а) проведения закупок или использование хозяйствующим субъектом промышленных товаров, происходящих с территории государства-члена, вводящего меру, или из любого указанного местного источника; А также меры, направленные на стимулирование производства промышленных товаров на территории субсидирующего государства-члена путем применения следующих ограничений при получении специфической субсидии: а) соблюдение ограничений по ввозу хозяйствующим субъектом промышленных товаров с территории государства любого из государств-членов, используемых в его местном производстве, путем ограничения доступа хозяйствующего субъекта к валюте государства любого из государств-членов объемом поступлений этой валюты, причитающейся предприятию; б) соблюдение ограничений по вывозу хозяйствующим субъектом промышленных товаров на территорию любого из государств-членов или продажу хозяйствующим субъектом промышленных товаров на территории любого из государств-членов в зависимости либо от конкретизации таких товаров, их объема или стоимости, либо от доли от объема или стоимости местного производства, осуществляемого этим хозяйствующим субъектом. |
НЕТ
переход к п. 3.3 |
ДА
субсидия является запрещенной замещающей субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС;
переход к п. 4.1 |
|
Существует ли вероятность того, что результатом предоставления специфической субсидии будет являться нанесение ущерба отрасли национальной экономики любого из государств-членов, за исключением субсидирующего государства-члена? Нанесение ущерба отрасли национальной экономики должно быть доказано в рамках проведения соответствующего расследования заинтересованным государством-членом. В этой связи анализ в рамках пункта 3.3 не позволяет прийти к какому-либо однозначному выводу в части классификации субсидии и может представлять собой единственно оценку рисков в связи с предоставлением субсидии для субсидирующего государства-члена. |
НЕТ
субсидия с большой степенью вероятности не является запрещенной специфической субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС (принимая во внимание пояснения к пункту 3.3);
переход к п. 5.1 |
ДА
субсидия с большой степенью вероятности может являться запрещенной специфической субсидией в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС (принимая во внимание пояснения к пункту 3.3);
переход к п. 4.1 |
|
Отнесение субсидии к категории субсидий, подпадающих под общие исключения |
|||
Обусловлено ли введение специфической субсидии исключительными обстоятельствами, необходимостью в защите: а) общественной морали, общественного правопорядка и государственной безопасности; б) жизни или здоровья людей, животных и растений; в) национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценности; г) прав на интеллектуальную собственность; д) истощаемых природных ресурсов, если подобные меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления. |
НЕТ
специфическая субсидия не может быть отнесена к категории субсидий, подпадающих под общие исключения; |
ДА
переход к п. 4.2 |
|
Возможно ли установить факт того, что целью мер, указанных в пункте 4.1, не является ограничение ввоза промышленных товаров с территории других государств-членов и такие меры не носят дискриминационного характера? |
НЕТ
специфическая субсидия не может быть отнесена к категории субсидий, подпадающих под общие исключения; |
ДА
специфическая субсидия может быть отнесена к категории субсидий, подпадающих под общие исключения; |
|
Отнесение субсидии к категории допустимых субсидий |
|||
Относится ли субсидия к категории не специфических субсидий по итогам анализа пунктов алгоритма, приведенных в разделах 2 и 3. |
НЕТ
переход к пункту 5.2 |
ДА
субсидия является допустимой в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС; |
|
Относится ли субсидия к категории обозначенных ниже специфических субсидий, не искажающих взаимную торговлю государств-членов: а) помощь на исследовательскую деятельность, которая не превышает 75% стоимости промышленных исследований или 50% стоимости разработок на до конкурентной стадии и предоставляется на покрытие расходов на персонал, инструменты, оборудование, землю и сооружения, консультационные и эквивалентные им услуги, дополнительные накладные расходы, другие текущие расходы, понесенные непосредственно в результате исследовательской деятельности (в соответствии с критериями, устанавливаемыми пунктом 1 Приложения N 4 к Соглашению и пунктами 78 - 81 раздела VII "Специфические субсидии, предоставление которых не является основанием для принятия компенсирующих мер" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС); б) помощь неблагополучным регионам на территории государства-члена, которая предоставляется в общих рамках регионального развития и соответствует критериям, обозначенным в пункте 2 Приложения N 4 к Соглашению и пунктах 82-83 раздела VII "Специфические субсидии, предоставление которых не является основанием для принятия компенсирующих мер" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС; в) содействие в адаптации существующих производственных мощностей к новым требованиям в отношении охраны окружающей среды, налагаемым законодательством и (или) нормативными актами, которые влекут за собой дополнительные ограничения и усиление финансового бремени для фирм, при условии, что такое содействие соответствует критериям, обозначенным в пункте 3 Приложения N 4 к Соглашению и пункте 84 раздела VII "Специфические субсидии, предоставление которых не является основанием для принятия компенсирующих мер" приложения N 28 к Договору о ЕАЭС. |
НЕТ
субсидия должна быть рассмотрена в рамках разделов 2 и 3 настоящего алгоритма; |
ДА
субсидия является допустимой в понимании Соглашения и Договора о ЕАЭС. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.