Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2014 г. N 11-АПГ14-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Татарстанского регионального отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 августа 2014 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 8 августа 2014 года N 41/465 "О регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва, выдвинутого Татарстанским республиканским отделением политической партии "Коммунистическая партия "Коммунисты России".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 9 июня 2014 года N 3597-IV ГС выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва назначены на 14 сентября 2014 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 8 августа 2014 года N 41/465 зарегистрирован республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва, выдвинутый Татарстанским республиканским отделением политической партии "Коммунистическая партия "Коммунисты России".
Татарстанское региональное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", список кандидатов которого зарегистрирован постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 21 июля 2014 года N 35/417, обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 8 августа 2014 года N 41/465, ссылаясь на то, что Татарстанским республиканским отделением политической партии "Коммунистическая партия "Коммунисты России" не произведена оплата изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда, а папки с подписными листами не заверены печатью избирательной комиссии. Помимо этого, при изучении подписных листов выявлены недействительные подписи избирателей, которых при суммировании с подписями, признанными недействительными рабочей группой, достаточно для отказа в регистрации списка кандидатов.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 19 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
На данное решение суда заявителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 указанного Федерального закона установлено, что регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
В силу части 7 статьи 46 Избирательного кодекса Республики Татарстан от 7 мая 2007 года N 21-ЗРТ для проверки соблюдения порядка выдвижения списков кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
Если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, то выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов (подпункт "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
На основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.
Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает, среди прочего, адрес своего места жительства, под которым в силу подпункта 5 статьи 2 данного Федерального закона понимается адрес, включающий наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ количество подписей, которое необходимо для регистрации списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, что в Республике Татарстан равно 14 683 подписям избирателей.
Как усматривается из материалов дела, Татарстанским республиканским отделением политической партии "Коммунистическая партия "Коммунисты России" в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан представлено 16 151 подпись избирателей, собранных в поддержку выдвижения его списка кандидатов.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 5 июня 2014 года N 26/318 установлен размер случайной выборки, равный 30% от числа подписей избирателей, необходимых для регистрации республиканского списка кандидатов, что составляет 4 404 подписи избирателя от числа представленных Татарстанским республиканским отделением политической партии "Коммунистическая партия "Коммунисты России" подписей.
8 августа 2014 года по окончании проверки подписных листов составлен итоговый протокол, согласно которому количество подписей избирателей, представленных Татарстанским республиканским отделением политической партии "Коммунистическая партия "Коммунисты России" и признанных недействительными, равно 308.
Указанное количество недействительных подписей избирателей составило 6,9% от общего количества подписей, отобранных для проверки.
При рассмотрении и разрешении дела в апелляционном порядке установлено, что сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов Татарстанского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия "Коммунисты России", указаны не в полном объеме (не указано наименование субъекта Российской Федерации - Республика Татарстан) в следующих подписных листах:
- папка 23: листы 1, 9-15, 33, 35-50, 87-99; лица, осуществлявшие сбор подписей избирателей, чьи адреса места жительства указаны не в полном объеме, - Валиева Т.Н., Евсеев И.О., Кирдяйкина Е.А., Тугушев А.Э., Тухбатуллина И.Ф., Щелыков Н.И.;
- папка 26: листы 1-4, 6, 8, 9, 19, 28, 29, 38, 51-54, 56-71, 73-79, 81, 82, 84-89, 93, 99; лица, осуществлявшие сбор подписей избирателей, чьи адреса места жительства указаны не в полном объеме, - Валиев А.Г., Валиева Т.Н., Верблюдов Г.А., Иванов И.А., Ислямов Н.Р., Максютина В.В., Насибуллина Э.С., Нигматуллина Ф.Н., Фызлаева Э.Р., Хуснутдинова В.А., Челнокова Н.Г.;
- папка 36: листы 2, 4-8, 10, 12, 14, 15, 24, 33-39, 41-43, 50-53, 74-78, 85; лица, осуществлявшие сбор подписей избирателей, чьи адреса места жительства указаны не в полном объеме, - Арутюнян А.А., Баранов А.Ю., Беляев С.А., Кирюшин О.А., Киселева А.К., Новиков Д.Н., Одушева О.В., Страхов В.А.;
- папка 40: листы 1-100; лица, осуществлявшие сбор подписей избирателей, чьи адреса места жительства указаны не в полном объеме, - Валиева Т.Н., Трухина Е.А., Тугушев А.Э., Тухбатуллина И.Ф.
Таким образом, все подписи избирателей в данных подписных листах признаются недействительными на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а именно: в папке 23-105 подписей, в папке 26-132 подписи, в папке 36-90 подписей, в папке 40-291 подпись. Общее число недействительных подписей избирателей в данных папках равно 618, что составляет 14% от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Кроме того, при суммировании указанного количества недействительных подписей избирателей с подписями, признанными недействительными рабочей группой, общее число недействительных подписей избирателей равно 926 или 21% от общего числа подписей, отобранных для проверки.
В этой связи Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии оснований для отмены постановления Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 8 августа 2014 года N 41/465, поскольку неуказание в адресах места жительства лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, полного наименования субъекта Российской Федерации - Республика Татарстан - является нарушением, правовым последствием которого является признание всех подписей избирателей в подписных листах недействительными, а при отсутствии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов, - также отказа в регистрации списка кандидатов в соответствии с подпунктом "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, его решение нельзя признать законным и обоснованным, в силу чего оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 августа 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявление Татарстанского регионального отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 8 августа 2014 года N 41/465 "О регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва, выдвинутого Татарстанским республиканским отделением политической партии "Коммунистическая партия "Коммунисты России".
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2014 г. N 11-АПГ14-20
Текст определения официально опубликован не был