Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 октября 2014 г. N 56-АПГ14-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Александрова В.Н., Горчаковой Е.В.
при секретаре Афониной Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" о признании недействующим пункта 2 (включая подпункты 2.1 и 2.2) примечания приложения 2 к постановлению Департамента по тарифам Приморского края от 26 марта 2014 г. N 9/5 "Об утверждении производственной программы и об установлении тарифов на горячую воду (закрытая система), поставляемую краевым государственным унитарным предприятием "Примтеплоэнерго" потребителям, находящимся на территории Краскиного городского поселения Хасанского муниципального района", по апелляционной жалобе Департамента по тарифам Приморского края на решение Приморского краевого суда от 20 июня 2014 г., которым удовлетворено заявление краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - предприятие) обратилось в Приморский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 (включая подпункты 2.1 и 2.2) примечания приложения 2 к постановлению Департамента по тарифам Приморского края (далее - Департамент по тарифам, Департамент) от 26 марта 2014 г. N 9/5 "Об утверждении производственной программы и об установлении тарифов на горячую воду (закрытая система), поставляемую краевым государственным унитарным предприятием "Примтеплоэнерго" потребителям, находящимся на территории Краскиного городского поселения Хасанского муниципального района" (далее - постановление от 26 марта 2014 г. N 9/5).
Решением Приморского краевого суда от 20 июня 2014 г. заявление предприятия удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Департамент по тарифам Приморского края обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования в связи с неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов о незаконности судебного решения представитель Департамента по тарифам ссылается на приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 47 "Об утверждении методических указаний по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также на постановление от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", в которых отсутствует запрет на установление тарифа на горячую воду из расчёта стоимости 1 куб.м горячей воды при условии определения тарифа на холодную воду в виде одноставочного тарифа.
Представители предприятия и Департамента по тарифам в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Департамент по тарифам принял постановление от 26 марта 2014 г. N 9/5, которое 28 марта 2014 г. опубликовано в печатном издании "Приморская газета", N 33 (898).
Приложением N 2 к данному постановлению установлены тарифы на горячую воду на период с 1 апреля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в виде двух компонентов: на холодную воду и на тепловую энергию, что соответствует требованиям действующего законодательства в области водоснабжения и водоотведения и не оспаривалось предприятием.
Вместе с тем в пункте 2 примечания названного приложения тариф на горячую воду определён иным образом, а именно: к стоимости 1 куб.м горячей воды применён коэффициент инфляции на 2014 г. в размере 4,8% к совокупной плате населения за коммунальные услуги по отношению к предыдущему году, исходя из сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый 2015 и 2016 годы, разработанных Министерством экономики Российской Федерации.
Считая, что постановление Департамента по тарифам от 26 марта 2014 г. N 9/5 в части определения стоимости 1 куб.м горячей воды не соответствует законодательству о водоснабжении и водоотведении, предприятие обратилось в суд с заявлением о признании недействующим названного постановления в указанной части.
Удовлетворяя заявление предприятия и признавая недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу пункта 2 (включая подпункты 2.1 и 2.2) примечания приложения N 2 к оспариваемому постановлению, суд исходил из того, что Департамент фактически установил наряду с двухкомпонентными тарифами на горячую воду одноставочный тариф, исходя из расчёта платы за 1 куб.м горячей воды.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Согласно части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Особенности установления тарифов на горячую воду урегулированы принятыми во исполнение названных положений Федерального закона Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 в редакции от 20 февраля 2014 г. (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения).
В соответствии с пунктом 1 Основ ценообразования в сфере водоснабжения настоящий документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э утверждены Методические указания по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Данный нормативный правовой акт разработан в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (пункт 1 Методических указаний) и предназначен для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случае наделения их соответствующими полномочиями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 2 Методических указаний).
Пункт 109 раздела VIII.III. "Расчёт тарифов на горячую воду" данного нормативного правового акта закрепляет, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, и определяет формулы их расчёта.
Указанным законодательством в области водоснабжения и водоотведения, действующим в настоящее время и действовавшим на момент принятия оспариваемого в части постановления Департамента, не предусматривается возможность установления тарифа на горячую воду в виде стоимости 1 куб.м горячей воды.
Довод заявителя жалобы о необходимости применения Методических рекомендаций по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 47, которыми предусмотрена возможность установления одноставочного тарифа, представляющего собой ставку платы за потребление горячей воды из расчёта платы за 1 куб.м. горячей воды, не может быть принят.
Названные Методические указания были приняты во исполнение Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520.
В пункте 1 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса указано, что они разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 установлено, что к отношениям, связанным с регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520, не применяются со дня вступления в силу этого постановления.
Таким образом, при установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на период с 1 апреля по 31 декабря 2014 г. подлежат применению нормы законодательства о водоснабжении и водоотведении, которые являются специальными нормами, регулирующими правоотношения в данной сфере хозяйственной деятельности и определяющими в том числе порядок расчёта тарифов на горячую воду.
С учётом изложенного оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 20 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по тарифам Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Александров В.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 октября 2014 г. N 56-АПГ14-12
Текст определения официально опубликован не был