Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 октября 2014 г. N 34-АПП4-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Александрова В.Н. и Борисовой Л.В.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вострухина В.Н. о признании недействующими отдельных положений Административного регламента Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги "Присвоение звания "Ветеран труда" и выдача удостоверений ветерана труда" по апелляционной жалобе Вострухина В.Н. на решение Мурманского областного суда от 23 июня 2014 г., которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Министерства труда социального развития Мурманской области от 28 декабря 2011 г. N 726 утверждён Административный регламент Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги "Присвоение звания "Ветеран труда" и выдача удостоверений ветерана труда" (далее - Административный регламент) (с последующими изменениями и дополнениями), который регулирует порядок предоставления названной государственной услуги.
В п. 2.6.1.1.6 Административного регламента (в ред. от 25 ноября 2013 г. N 630) указано:
"Награды, выданные государственными корпорациями, концернами, трестами, холдингами, акционерными обществами (АО), открытыми акционерными обществами (ОАО) и другими организациями, в том числе акционером которых является Российская Федерация, не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым для присвоения звания "Ветерана труда", за исключением знака отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности", учреждённого Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".
Вострухин В.Н., являющийся пенсионером по старости, награждённый почётной грамотой Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части слов "государственными корпорациями" п. 2.6.1.1.6 Административного регламента по тем основаниям, что данная норма не соответствует положениям ч. 6 ст. 6, ст. 16 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ), а также ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ) и нарушает его права, поскольку сужает круг лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда" и получение мер социальной поддержки.
Мурманским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, как незаконного, и о принятии нового судебного постановления об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Вострухин В.Н. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что в оспариваемой части региональный акт не противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает права Вострухина В.Н. на получение мер социальной защиты.
Вывод суда мотивирован тем, что рассматриваемые положения устанавливают перечень документов, необходимых для присвоения звания "Ветеран труда", а не категорию лиц, которые могут быть признаны ветеранами труда, что было осуществлено в пределах полномочий Министерства труда и социального развития Мурманской области. Вострухин В.Н. имеет звание "Ветеран труда" на основании распоряжения губернатора Мурманской области от 14 декабря 2012 г. N 199-РГ и получает меры социальной поддержки, установленные региональным законодательством для такой категории лиц.
Указанный вывод суда основан на законе, соответствует материалам дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1 п. 1); награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2 п. 1). При этом закреплено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7).
Приведённая норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) и Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования.
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награждённых ведомственными знаками отличия в труде (подп. 2 п. 1 ст. 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с п. 4 ст. 7 этого федерального закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учёт трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (определения от 17 декабря 2009 г. N 1588-0-0, от 17 июня 2010 г. N 763-0-0 и от 21 апреля 2011 г. N 544-0-0).
Суд проверил и признал несостоятельными доводы о несоответствии положений п. 2.6.1.1.6 Административного регламента требованиям ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ, сославшись на то, что понятие государственным корпорациям дано в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Согласно ст. 7.1 поименованного закона государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создаётся на основании федерального закона. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации.
Правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Корпорация) установлены Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Пунктом 16 ст. 3 данного закона определено, что Корпорация имеет право учреждать в установленном порядке эмблему Корпорации, знаки отличия и награждать ими работников Корпорации, организаций Корпорации и иных организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.
В соответствии с ч. 6 ст. 6 этого же закона со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии на переходный период Корпорации передаются в том же объёме права и обязанности, в том числе право учреждать ведомственные знаки отличия в труде и награждать ими работников организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.
В целях реализации указанного акта Госкорпорацией "Росатом" издан приказ от 3 июня 2014 г. N 1/18-НПА "О ведомственном знаке отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности", которым установлены аналогичные с приказом Федерального агентства по атомной энергии от 6 апреля 2005 г. N 174 условия награждения знаком "Ветеран атомной энергетики и промышленности". Приказ Корпорации зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 25 августа 2014 г. N 33843, официально опубликован в "Российской газете", 24 сентября 2014 г., N 217. Ранее действовал приказ Корпорации от 29 февраля 2012 г. N 1/165-П аналогичного содержания, зарегистрированный в Минюсте России 30 мая 2012 г. N 24381.
Сравнительный анализ регионального акта с федеральными нормами приводит к выводу о том, что органы государственной власти Мурманской области реализовали принадлежащие им полномочия по предмету совместного ведения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При таком положении суд не имел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы Вострухина В.Н.
Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда". Субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда". Однако установить обязательность такого регулирования суд не вправе. Иное противоречило бы конституционному принципу разделения властей.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Мурманского областного суда от 23 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Вострухина В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Александров В.Н. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 октября 2014 г. N 34-АПП4-3
Текст определения официально опубликован не был