Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие понятия:
"Преференция" - государственная или муниципальная преференция, определение которой содержится в пункте 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции;
"Органы власти" - федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию.
Дача согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции является государственной функцией ФАС России и ее территориальных органов и не является государственной услугой, регламентируемой Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
1. Требование к подаче в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление преференции
В практике антимонопольных органов нередки случаи подачи органами власти в составе одного заявления о даче согласия на предоставление преференции проекта (проектов) акта (актов), предусматривающих несколько случаев предоставления преференции одному хозяйствующему субъекту.
На основании положений пункта 20 статьи 4, части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, заявление о даче согласия на предоставление преференции и, соответственно, проект акта о предоставлении органом власти преференции должны подаваться в антимонопольный орган в отношении каждого случая передачи объектов гражданских прав, предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
3. Введение ограничений в отношении предоставления преференций при даче согласия на предоставление преференций и контроль их соблюдения
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление преференции, может принять мотивированное решение о даче согласия на предоставление преференции и введении ограничений.
В соответствии с частью 4 статьи 20 Закона о защите конкуренции, в случае, если решение о даче согласия на предоставление преференции дано с введением соответствующих ограничений, заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, перечень которых устанавливается антимонопольным органом, в месячный срок с даты предоставления преференции.
Во исполнение данной нормы в решениях антимонопольных органов следует указывать на то, что органу власти надлежит представить в антимонопольный орган копию соответствующего акта о предоставлении преференции, ранее согласованного с этим антимонопольным органом, а также копии документов, которые подтверждают соблюдение установленных антимонопольным органом ограничений.
3.1. Ограничения предельного срока предоставления преференций
В практике антимонопольных органов нередки случаи рассмотрения заявлений о даче согласия на предоставление преференции в виде предоставления хозяйствующим субъектам в аренду на длительный срок объектов недвижимости. Рынок коммерческой недвижимости является одним из самых востребованных.
В практике антимонопольных органов встречаются случаи намерения органов власти предоставить объекты недвижимости хозяйствующим субъектам на длительный срок, в том числе на 49 лет.
В подобных случаях антимонопольным органам следует принимать решения об установлении разумного срока предоставления таких преференций, обеспечивающего достижение целей по уменьшению негативного влияния преференции на конкуренцию.
3.2. Ограничения по кругу лиц, которым может быть предоставлена преференция
Вопросы, возникающие у органов власти и хозяйствующих субъектов при предоставлении и использовании преференций, связаны с дальнейшим распоряжением государственным или муниципальным имуществом (иными объектами гражданских прав), полученным в форме государственной преференции.
На практике получатели преференции сдают в аренду (субаренду) имущество (в том числе помещения, их части, оборудование, находящееся в помещениях, полученных в форме преференции), передают права и обязанности по договору аренды (перенаем), производят замену стороны договора.
В силу статьи 20 Закона о защите конкуренции, преференция предоставляется конкретному хозяйствующему субъекту (получателю преференции) и в исключительно целях, указанных в статье 19 Закона о защите конкуренции. Передача всего или части имущества в субаренду изменяет субъектный состав получателей преференции и может привести к изменению цели преференции, поскольку в этом случае осуществлять деятельность с использованием имущества (иных объектов гражданских прав), полученного в форме государственной преференции, будет иной хозяйствующий субъект.
Антимонопольные органы при принятии решений о даче согласия на предоставление преференций в каждом случае должны применять механизм введения ограничений по кругу лиц, которым могут быть предоставлены эти преференции.
В этих целях в решениях о даче согласия на предоставление преференций антимонопольные органы должны указывать о том, что преференция может использоваться исключительно лицом, которому она предоставлена.
4. Рекомендации по определению соответствия преференций законодательно установленным целям их предоставления.
При рассмотрении заявлений о даче согласия на предоставление преференций антимонопольным органам необходимо оценить соответствуют ли мероприятия, осуществляемые хозяйствующими субъектами (в отношении которых органами власти имеются намерения предоставить преференцию) в процессе их хозяйственной деятельности целям предоставления преференции.
Ниже приведен примерный перечень федеральных нормативных правовых актов, применяемых при определении соответствия преференций законодательно установленным целям их предоставления.
1) обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - Закон Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
2) развитие образования и науки - Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике";
3) проведение научных исследований - Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
4) защита окружающей среды - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
5) сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - Федеральный закон от 25.07.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "25.06.2002"
6) развитие культуры, искусства и сохранение культурных ценностей - Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
7) развитие физической культуры и спорта - Федеральный закон от 4.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
8) обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства - Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности";
9) производство сельскохозяйственной продукции - Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
10) социальная защита населения - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";
11) охрана труда - Трудовой кодекс Российской Федерации и соответствующее отраслевое законодательство;
12) охрана здоровья граждан - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
13) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
13.1) поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций - Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В совокупности с указанными федеральными нормативными правовыми актами необходимо также учитывать положения нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, принятых в рамках установленных нормативными правовыми актами соответствующих полномочий.
Ниже приведены наиболее актуальные примеры правоприменения, основанные на практике дачи разъяснений ФАС России.
4.1. Предоставление преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 13 ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции)
Пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства) определяет понятие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Статьей 14 указанного Федерального закона установлено, что оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 14 Закона о развитии предпринимательства в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если ранее в отношении заявителя было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли.
В части 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
При обращении за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным ст. 4 Закона о развитии предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, наличие программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, определяющей условия и порядок оказания поддержки хозяйствующим субъектам, является необходимым условием при предоставлении государственной или муниципальной преференции.
Исходя из установленных статьей 14 Закона о развитии предпринимательства принципов равного доступа субъектов МСП, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития МСП, к участию в соответствующих программах, и оказания поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции, а также требований статьи 16 Закона о развитии предпринимательства об установлении в указанных программах условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, ФАС России приходит к выводу о необходимости наличия в программах поддержки субъектов МСП критериев участия субъектов МСП в таких программах, условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, обеспечивающих субъектам МСП равный доступ к участию в указанных программах.
При предоставлении государственной или муниципальной преференции субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с указанными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства согласие антимонопольного органа не требуется.
При отсутствии соответствующих программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства предоставление преференций с предварительного согласия антимонопольных органов таким хозяйствующим субъектам возможно в иных целях, установленных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по антимонопольному контролю за предоставлением государственных или муниципальных преференций (утв. Федеральной антимонопольной службой)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был