1. О рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что аукционной комиссией неправомерно отказано заявителю в допуске к участию в аукционе, а также тем, что заявка иного участника закупки неправомерно признана соответствующей аукционной комиссией требованиям документации об аукционе.
Комиссия, изучив материалы дела, установила, что документацией установлено требование о соответствии цвета реанимобиля положениям ГОСТ 50574-2002, которым предусмотрено, что основным цветом покрытия является "лимонный" цвет. Однако, заявителем предложен "белый" цвет, что не соответствует требованиям документации, в связи с чем аукционная комиссия правомерно отказала заявителю в допуске к участию в аукционе.
Довод заявителя о том, что заявка иного участника аукциона неправомерно допущена к участию в аукционе по причине отсутствия в выписке из ЕГРЮЛ вида деятельности по ОКДП, соответствующего объекту закупки, является необоснованным, поскольку Закон о контрактной системе не содержит указанного Заявителем основания для принятия аукционной комиссией решения о признании заявки несоответствующей установленным требованиям. Жалоба признана необоснованной.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 23.09.2014 N К-1382/14
Номер извещения 0168200002414004530
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии:
1. Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
2. Аукционной комиссией неправомерно принято решение о признании соответствующей заявки иного участника закупки ООО "***".
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 12.08.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 456 514 742,48 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
5) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 09.09.2014 N 0168200002414004530-1 Аукционной комиссией принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "показатели предлагаемого товара не соответствуют требованиям документации: позиция N 4 цвет кузова".
В пункте 4 "АВТОМОБИЛИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ КЛАССА C НА БАЗЕ FORD TRANSIT ИЛИ "ЭКВИВАЛЕНТ" Технического задания документации об Аукционе установлено требование к цвету кузова - "СОГЛАСНО ГОСТ Р 50574-2002".
ГОСТ Р 50574-2002 установлено, что для автомобилей специализированной помощи (реанимобили) основным цветом покрытия является "Лимонный" цвет.
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, Комиссия установила, что по пункту 4 заявки Заявителя указано "цвет кузова - Белый, согласно ГОСТ Р 50574-2002", что не соответствует требованиям документации об Аукционе и требованиям ГОСТ Р 50574-2002.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционная комиссия неправомерно приняла решение о признании соответствующей заявки иного участника закупки ООО "***", в связи с тем, что ООО "***" не осуществляет вид деятельности, определенный Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКПД).
Статьей 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупок.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставление иных документов и сведений не допускается.
При этом Законом о контрактной системе не закреплена обязанность Аукционной комиссии проверять соответствие участников закупки документации об Аукционе по ОКПД.
Кроме того, положения частей 6, 7 статьи 69 Закона о контрактной системе не содержат такого основания для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям документации об Аукционе, как отсутствие в Выписке из единого государственного реестра юридических лиц сведений о видах экономической деятельности, соответствующих предмету закупки.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя о том, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки ООО "***" соответствующей требованиям документации, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу необоснованной.
2. Об описании объекта закупки
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что заказчиком в документации установлено требование о наличии в комплекте поставки МФУ программного обеспечения защиты от несанкционированного доступа, которое ограничивает количество участников закупки.
На заседании Комиссии представителями заказчика представлены сведения, согласно которым указанное программное обеспечение не является уникальным на соответствующем товарном рынке и имеет ряд аналогов, находящихся в свободном обращении, доступных для реализации хозяйствующими субъектами. Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств того, что установленные в документации об Аукционе требования ограничивают количество участников закупки, в связи с чем довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссией при проведении внеплановой проверки установлено, что аукционная комиссия неправомерно отказала одному из участников закупки в допуске к участию в аукционе, в связи с чем выдано предписание о пересмотре заявок.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 22.09.2014 N К-1378/14
Номер извещения 0173100003014000039
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, установленное Заказчиком в документации об Аукционе, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
2) Заказчиком установлено в документации об Аукционе требование о наличии в комплекте поставки МФУ программного обеспечения защиты от несанкционированного доступа по классу защищенности не ниже 1Д, которое ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1. извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 30.08.2014;
2. начальная (максимальная) цена контракта - 70 300 000 рублей;
3. на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
4. к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5. дата проведения Аукциона - 22.09.2014;
6. в период проведения Аукциона подано предложение о цене контракта от 1 участника Аукциона;
7. победителем Аукциона признан участник Аукциона с предложением о цене контракта 69 948 500 рублей.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с Информационной картой документации об Аукционе "начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), в связи с чем заказчиком направлены запросы коммерческих предложений следующим организациям:
- ООО "***";
- ЗАО "***",
- ЗАО "***";
- ЗАО "***";
- ООО "***".
На заседании Комиссии представители Заказчика представили ответы на запросы коммерческих предложений, на основании которых Заказчик обосновал начальную (максимальную) цену контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта, установленное Заказчиком в документации об Аукционе, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Комиссией не рассматривается.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Таблица N 1 "Минимальные характеристики поставляемых товаров" пункта 2 "Требования к товарам" Раздела II.2 "Требования к поставляемым товарам" Технических требований документации об Аукционе содержит требования к техническим характеристикам:
"МФУ цветное формата А3 N 1;
МФУ цветное формата А3 N 2;
МФУ монохромное формата А3 N 1;
МФУ монохромное формата А3 N 2;
МФУ монохромное формата А3 N 3".
По указанным товарам Заказчиком установлены требования о наличии в составе программного обеспечения защиты от несанкционированного доступа по классу защищенности не ниже 1Д в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".
На заседании Комиссии представителями Заказчика даны объяснения, из которых следует, что указанное программное обеспечение защиты от несанкционированного доступа по классу защищенности не ниже 1Д не является уникальным на соответствующем товарном рынке и имеет ряд аналогов, находящихся в свободном обращении, доступных для реализации хозяйствующими субъектами.
Кроме того, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены требования к участникам закупки о необходимости предоставления в составе заявки лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств того, что установленные в документации об Аукционе требования ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что установленное Заказчиком требование о наличии в комплекте поставки МФУ указанного программного обеспечения ограничивает круг участников закупки, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 17.09.2014 N 0173100003014000039-1 участнику Аукциона с порядковым номером 3 отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием сведений требованиям документации об Аукционе, а именно, отсутствуют указания на фирменное наименование и полезную модель.
Вместе с тем, в пунктах 1-23 столбца "Наименование Товаров" Таблицы 1. "Характеристики поставляемых Товаров" подпункта 2.1 пункта 2 "Предложения по Товарам" Раздела II.2. "Предложения по поставляемым Товарам" заявки на участие в аукционе в электронной форме с порядковым номером 3 в отношении предлагаемого для поставки товара установлен товарный знак и страна происхождения.
Кроме того, согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участником закупки сообщаются сведения о фирменном наименовании и полезной модели в первой части заявки на участие в электронном аукционе в случае наличия указанных сведений.
На заседании Комиссии представителями Заказчика не было предоставлено доказательств в отношении того, что у предлагаемого для поставки товара имеются фирменное наименование и полезная модель.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе участнику Аукциона с порядковым номером 3 в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу необоснованной, признать в действиях Аукционной комиссии Заказчика нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выдать предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов путем повторного рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе.
3. Об описании объекта закупки и установлении требований к составу заявки на участие в закупке
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что заказчиком утверждена документация с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что у заказчика в настоящее время имеется система аттестации специалистов, система информационной безопасности, и в рамках исполнения контракта будет осуществляться модернизация системы аттестации специалистов и расширение системы информационной безопасности. Вместе с тем, Техническая часть документации об Аукционе не содержит описание имеющихся у заказчика системы аттестации специалистов и системы информационной безопасности, а также описание имеющегося у Заказчика оборудования. Действия заказчика, не включившего в документацию описание системы, подлежащей модернизации, не позволяют участникам закупки сформировать свое предложение в отношении объекта закупки и подать заявку на участие в аукционе
Кроме того, установлено, что заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе не установлена возможность поставки эквивалентного сертифицированного электронного идентификационного ключа, а также установлены не предусмотренные Законом о контрактной системе требования к составу заявки на участие в Аукционе.
Для устранения выявленных нарушений выдано предписание о внесении изменений в документацию.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 08.10.2014 N К-1456/14
Номер извещения 0195100000514000048
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Технической части документации об Аукционе не установлены технические и качественные характеристики используемых Заказчиком модернизируемой системы аттестации специалистов, а также расширяемой системы информационной безопасности на базе системы Рутокен.
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование о поставке для программно-аппаратного комплекса, сертифицированного электронного идентификационного ключа USB-ключ рутокен S без возможности поставки эквивалента.
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки, подаваемой на участие в Аукционе, лицензий, а также списков сотрудников участника закупки, имеющих 2-ю и 3-ю формы допуска с указанием номеров справок допуска.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 17.09.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 30 100 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 09.10.2014.
1. В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по созданию серверной инфраструктуры, включая программно-аппаратный комплекс информационной безопасности, аппаратное обеспечение СЭДО и программно-аппаратный комплекс аттестации специалистов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Подпунктами 1.1.3. и 1.1.4. пункта 1 Технической части документации об Аукционе соответственно установлено, что в том числе целью выполнения работ является модернизация системы аттестации специалистов и повышение информационной безопасности инфраструктуры и информационных систем. Также в пункте 3.1 "Этапы, содержание и основные результаты работ" Технической части документации об Аукционе выделены:
IV этап "Модернизация системы аттестации специалистов", который включает в себя следующие работы: "Разработка технорабочего проекта по модернизации системы. Поставка, монтаж, пуско-наладка дополнительного оборудования. Сдача в промышленную эксплуатацию".
V этап "Создание (расширение функционала) системы информационной безопасности для снижения рисков утечки конфиденциальной информации", который включает в себя следующие работы: "Разработка технорабочего проекта по расширению функционала системы. Поставка, монтаж и пуско-наладка дополнительного оборудования. Сдача в промышленную эксплуатацию".
На заседании Комиссии представителями Заказчика даны объяснения, из которых следует, что у Заказчика в настоящее время имеется система аттестации специалистов, система информационной безопасности, и в рамках исполнения контракта будет осуществляться модернизация системы аттестации специалистов и расширение системы информационной безопасности, в том числе поставка дополнительного оборудования.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Техническая часть документации об Аукционе не содержит описание имеющихся у Заказчика системы аттестации специалистов и системы информационной безопасности, а также описание имеющегося у Заказчика оборудования.
Таким образом, Заказчиком в Техническую часть документации об Аукционе не включены технические и качественные характеристик модернизируемой системы аттестации специалистов и расширяемой системы информационной безопасности, в том числе имеющегося у Заказчика оборудования, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Позиция 101 пункта 5 "Требования к программно-аппаратному комплексу" Технической части документации об Аукционе по товару "Сертифицированный электронный идентификационный ключ" содержит следующие показатели: "Сертифицированный электронный идентификационный ключ USB-ключ Рутокен S, защищенная память 64 КБ (сертификат ФСТЭК). В связи с расширением системы информационной безопасности на базе системы Рутокен, предложение эквивалентов не допустимо".
Вместе с тем, представителями Заказчика на заседание Комиссии не представлено доказательств того, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе требования к "Сертифицированному электронному идентификационному ключу" требуют совместимости с каким-либо оборудованием, имеющимся у Заказчика, и подтверждающих невозможность использования эквивалентных USB-ключу Рутокен S сертифицированных электронных идентификационных ключей.
Таким образом, Заказчиком в Технической части документации об Аукционе не установлена возможность поставки эквивалентного сертифицированного электронного идентификационного ключа, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком в пункте 7 "Требования к содержанию и составу заявки" раздела I.3 документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать:
- "лицензию Участника на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) или ее копию;
- лицензию Участника на осуществление деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации или ее копию;
- лицензию Участника на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации или ее копию;
- документы или копии документов, подтверждающих, что Участник является правообладателем программ для ЭВМ или имеет право на передачу неисключительных прав на программы для ЭВМ, в отношении лицензий на программы для ЭВМ, указанные Участником в первой части Заявки на участие в электронном аукционе;
- список сотрудников Участника, имеющих 2-ю форму допуска с указанием номеров справок допуска;
- список сотрудников Участника, имеющих 3-ю форму допуска с указанием номеров справок допуска".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов. При этом частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что работы, являющиеся предметом Аукциона включают работы по созданию (расширению) системы информационной безопасности инфраструктуры и информационных систем (V этап). Для обеспечения выполнения данных работ Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки, подаваемой на участие в Аукционе указанных лицензий.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено надлежащих доказательств того, что установленное Заказчиком в документации об Аукционе требование о предоставлении указанных лицензий неправомерно и не позволяет участникам закупки подать заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки, подаваемой на участие в Аукционе, лицензий не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, установленное Заказчиком в пункте 7 "Требования к содержанию и составу заявки" раздела I.3 документации об Аукционе требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки, подаваемой на участие в Аукционе, списков сотрудников участника закупки, имеющих 2-ю и 3-ю формы допуска, с указанием номеров справок допуска, не соответствует требованиям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Нарушения, указанные в пунктах 1, 2, 3 настоящего решения содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной в части не установления Заказчиком в Технической части документации об Аукционе технических и качественных характеристик используемых Заказчиком модернизируемой системы аттестации специалистов, а также расширяемой системы информационной безопасности на базе системы Рутокен, установления Заказчиком в документации об Аукционе требования о поставке для программно-аппаратного комплекса сертифицированного электронного идентификационного ключа USB-ключ рутокен S без возможности поставки эквивалента, неправомерного установления Заказчиком в документации об Аукционе требования о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки, подаваемой на участие в Аукционе, списков сотрудников участника закупки, имеющих 2-ю и 3-ю формы допуска с указанием номеров справок допуска, признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику, Единой комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем приведения документации в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2014)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.