В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 633), приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. N 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности" (далее - Приказ N 634), а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти во втором полугодии 2014 года, утвержденным 25 июля 2014 г. N 950-ОФ/Д26вн, Минэкономразвития России провело экспертизу приказа ФТС России от 18 февраля 2010 г. N 317 "Об утверждении перечня таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров в соответствии с приказом ФТС России от 22 апреля 2011 г. N 845" (далее - Приказ) и сообщает следующее.
Для проведения экспертного исследования положений Приказа была создана экспертная группа (состав экспертной группы приведен в приложении N 1 к настоящему заключению).
В ходе проведения экспертизы положений Приказа в сроки с 12 августа 2014 г. по 9 сентября 2014 г. были проведены публичные консультации с представителями предпринимательского сообщества в целях выявления положений Приказа, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация по проводимым публичным консультациям была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России.
По результатам публичных консультаций были получены замечания и предложения от ООО "Пивоваренная компания "Балтика", Ассоциации Европейского бизнеса, Компании "Альта-Софт" и гр. Сурвилло В.Ю. Отзывы участников публичных консультаций приведены в Справке о результатах проведения публичных консультаций по Приказу (приложение N 2 к настоящему заключению).
По результатам экспертизы Приказа установлено следующее.
Согласно преамбуле к Приказу предусматриваемое им регулирование направлено на обеспечение координации деятельности таможенных органов при реализации положений Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, утвержденного приказом ФТС России от 22 апреля 2011 г. N 845 (далее - Порядок; Приказ N 845).
Следует отметить, что согласно Приказу N 845 Порядок разработан и утвержден в соответствии со статьей 173 Таможенного кодекса Таможенного союза, частью 3 статьи 97 и частью 4 статьи 224 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и определяет особенности совершения таможенных операций при осуществлении таможенного декларирования товаров в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся эти товары, с применением таможенной декларации на товары, поданной в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей "Интернет".
Как показал анализ указанных норм таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации ФТС России не наделен полномочиями по возложению на конкретные таможенные органы функции приема в электронной форме деклараций на товары, ввезенные на территорию Российской Федерации и размещенные на складе временного хранения или прилегающей к нему зоне таможенного контроля, расположенных в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования.
Однако рассматриваемым Приказом был утвержден перечень таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров в соответствии с Приказом N 845. По мнению участников экспертной группы, издание Приказа способствовало созданию для участников внешнеэкономической деятельности дополнительных административных барьеров при декларировании товаров, и увеличению в связи с этим финансовых и трудовых затрат при планировании и осуществлении логистических операций, а также при таможенном оформлении товаров.
Кроме того, предусмотренное Приказом регулирование явно не соответствует стоящим в настоящее время перед Правительством Российской Федерации задачам совершенствования процедур таможенного администрирования. Согласно пункту 13 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1125-р, ФТС России должно создать условия для реализации декларантами права подавать декларации на товары в виде электронного документа в уполномоченный таможенный орган вне зависимости от местонахождения декларируемых товаров.
По итогам экспертизы Минэкономразвития России сделан вывод о наличии в Приказе положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Минэкономразвития России предлагает ФТС России в месячный срок рассмотреть вопрос об отмене действия Приказа, а также уведомить в установленном порядке Минэкономразвития России о принятом решении.
При принятии ФТС России отрицательного решения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 3 Постановления N 633 внесет в Минюст России предложение об отмене действия Приказа.
Приложения: на 4 л. в 1 экз.
|
О.В. Фомичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2014 г. "Об экспертизе приказа ФТС России от 18 февраля 2010 г. N 317 "Об утверждении перечня таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров в соответствии с приказом ФТС России от 22 апреля 2011 г. N 845"
Текст заключения официально опубликован не был