The metrological expert evaluation of interstate and national standards projects
Дата введения - 1 октября 2011 г.
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
1 Область применения
Настоящие правила устанавливают требования к организации, порядку проведения и задачам метрологической экспертизы проектов межгосударственных и национальных стандартов, разрабатываемых межгосударственными техническими комитетами по стандартизации (МТК), техническими комитетами по стандартизации (ТК), их подкомитетами (МПК и ПК) и другими уполномоченными органами в соответствии с национальным законодательством (далее - ТК).
2 Нормативные ссылки
В настоящих правилах использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8.010-90* Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений. Основные положения
ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин
Примечание - При пользовании настоящими правилами целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Общие положения
3.1 Метрологическую экспертизу проектов межгосударственных и национальных стандартов проводят в целях соблюдения положений национального законодательства в области обеспечения единства измерений, требований нормативных документов по межгосударственной стандартизации, иных нормативных документов системы обеспечения единства измерений, метрологических требований, норм и правил к стандартизуемым объектам.
3.2 Метрологической экспертизе подлежат проекты межгосударственных и национальных стандартов на продукцию и услуги, на работы (процессы), на методы контроля (испытаний, измерений, анализа), а также другие проекты национальных и межгосударственных стандартов, которые устанавливают:
- требования к характеристикам точности измерений, достоверности измерительного контроля;
- требования к методикам выполнения измерений**, средствам измерений, стандартным образцам состава и свойств веществ и материалов, аттестованным смесям;
- методики выполнения измерений, анализа, испытаний и измерительного контроля;
- данные о свойствах веществ и материалов, в том числе стандартные справочные данные;
- применение стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;
- методики поверки (калибровки) средств измерений.
4 Порядок проведения метрологической экспертизы
4.1 Метрологическую экспертизу проектов межгосударственных и национальных стандартов (далее - проекты стандартов) организуют ТК, а также другие уполномоченные органы в соответствии с национальным законодательством, рассматривающие и направляющие проект стандарта для принятия в установленном порядке.
4.2 ТК, иные уполномоченные органы в соответствии с национальным законодательством определяют организацию (эксперта), которой (которому) должен быть направлен на метрологическую экспертизу проект стандарта в соответствии с заданиями программ межгосударственной (национальной) стандартизации. При необходимости проект стандарта направляют на метрологическую экспертизу в несколько организаций (нескольким экспертам). При ТК может быть создана рабочая группа экспертов.
Предпочтительно следует направлять на метрологическую экспертизу первую редакцию проекта стандарта. При необходимости на метрологическую экспертизу могут быть направлены вторая и последующие редакции.
Метрологическую экспертизу проектов стандартов, устанавливающих методики выполнения измерений, которые применяют в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, осуществляют национальные метрологические институты и аккредитованные метрологические службы организаций и предприятий***, в области аккредитации которых предусмотрено проведение аттестации методик соответствующего вида измерений и назначения.
Проекты стандартов системы обеспечения единства измерений, разрабатываемые национальными метрологическими институтами, на метрологическую экспертизу не направляют.
4.3 Организациями, выполняющими метрологическую экспертизу проектов стандартов, могут быть государственные научные метрологические центры, аккредитованные головные и базовые организации метрологической службы, а также иные уполномоченные в соответствии с национальным законодательством организации, компетентность которых в данной области деятельности может быть официально подтверждена.
Эксперты, осуществляющие метрологическую экспертизу проектов стандартов, могут быть членами ТК и специалистами вышеуказанных организаций.
4.4 При проведении метрологической экспертизы эксперты должны руководствоваться национальными законодательными актами, нормативными документами по межгосударственной стандартизации, стандартами системы обеспечения единства измерений, правилами и рекомендациями по метрологии, другими нормативными документами, в которых установлены требования к метрологическому обеспечению объектов стандартизации.
4.5 Результаты метрологической экспертизы излагают в экспертном заключении на проект стандарта.
4.6 В пояснительной записке к окончательной редакции проекта стандарта должны быть указаны сведения об учете замечаний по результатам метрологической экспертизы.
4.7 ТК, иные уполномоченные органы в соответствии с национальным законодательством при рассмотрении окончательной редакции проекта стандарта оценивают полноту устранения замечаний, изложенных в экспертном заключении по результатам метрологической экспертизы, и принимают решение о направлении проекта стандарта для его принятия или на дополнительную метрологическую экспертизу.
4.8 ТК или уполномоченный в соответствии с национальным законодательством орган в тексте пояснительной записки, прилагаемой к проекту стандарта, направляемого для принятия, отражает, в какой мере результаты метрологической экспертизы учтены при подготовке окончательной редакции документа.
4.9 Затраты на метрологическую экспертизу могут быть включены в затраты на разработку стандарта.
5 Основные задачи и содержание метрологической экспертизы
5.1 При выполнении метрологической экспертизы проектов стандартов проверяют их соответствие требованиям документов, указанных в 3.1 и 4.4.
5.2 В зависимости от вида и содержания разрабатываемого проекта стандарта при проведении метрологической экспертизы выполняют анализ и проводят оценивание:
- рациональности выбора номенклатуры измеряемых параметров;
- оптимальности требований к характеристикам точности измерений;
- полноты и правильности требований к метрологическим характеристикам средств измерений;
- соответствия характеристик точности измерений заданным требованиям;
- контролепригодности изделия (технической системы);
- возможности эффективного метрологического обслуживания средств измерений (в том числе поверки, калибровки, контроля работоспособности, ремонта);
- рациональности выбранных средств и методик выполнения измерений, в том числе их соответствия требованиям, предъявляемым к средствам и методикам выполнения измерений, применяемым в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора;
- соответствия алгоритма обработки результатов измерений поставленной измерительной задаче;
- правильности использования терминов в области метрологии, наименований измеряемых величин и обозначения их единиц.
Методы анализа и оценки указанных характеристик приведены в приложении А.
_____________________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 8.563-2009 "Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений".
** Здесь и далее - на территории Российской Федерации применяют термин "методики измерений" (Федеральный закон РФ от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений").
*** На территории Российской Федерации метрологическую экспертизу осуществляют аккредитованные юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Библиография
[1] |
Рекомендации по метрологии МИ 2179-91 |
Государственная система обеспечения единства измерений. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Оптимизация точности измерений по экономическому критерию |
[2] |
Рекомендации по метрологии МИ 1967-89 |
Государственная система обеспечения единства измерений. Выбор методов и средств измерений при разработке методик выполнения измерений. Общие положения |
[3] |
Рекомендации по межгосударственной стандартизации РМГ 62-2003 |
Государственная система обеспечения единства измерений. Оценивание погрешности измерений при ограниченной исходной информации |
[4] |
Руководящий документ |
Методические указания. Характеристики погрешности средств измерений в реальных условиях эксплуатации. Методы расчета |
[5] |
Рекомендации по метрологии МИ 2233-2000 |
Государственная система обеспечения единства измерений. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Основные положения |
[6] |
Руководящий документ РД 50-98-86 |
Методические указания. Выбор универсальных средств измерений линейных размеров до 500 мм (по применению ГОСТ 8.051-81) |
[7] |
Рекомендации по межгосударственной стандартизации РМГ 76-2004 |
Государственная система обеспечения единства измерений. Внутренний контроль качества результатов количественного химического анализа |
[8] |
Рекомендации по межгосударственной стандартизации РМГ 29-99 |
Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Термины и определения |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила по межгосударственной стандартизации ПМГ 92-2009 "Метрологическая экспертиза проектов межгосударственных и национальных стандартов" (введены в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 апреля 2011 г. N 44-ст)
Текст правил приводится по официальному изданию Стандартинформ, 2011 г.
Дата введения - 1 октября 2011 г.
1 Разработаны Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы" (ФГУП "ВНИИМС") Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
2 Внесены Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 Приняты Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 35 от 11 июня 2009 г.)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызстан | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Российская Федерация | RU | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
Украина | UA | Госпотребстандарт Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 апреля 2011 г. N 44-ст правила по межгосударственной стандартизации ПМГ 92-2009 введены в действие непосредственно в качестве рекомендаций по стандартизации Российской Федерации
5 Введены впервые