Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2014 г. N 73-АПГ14-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И., судей Абакумовой И.Д. и Борисовой Л.В.,
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дорошкевич Л.С. о признании недействующим постановления Правительства Республики Бурятия от 22 ноября 2005 г. N 362 "О продлении срока действия государственного природного биологического заказника регионального значения "Энхалукский" Кабанского района Республики Бурятия" по апелляционной жалобе Дорошкевич Л.С. на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 27 июня 2014, которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Правительства Республики Бурятия Ивановой М.-Ж., возражавшей против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 ноября 2005 г. N 362 "О продлении срока действия государственного природного биологического заказника регионального значения "Энхалукский" Кабанского района Республики Бурятия" (далее - Постановление) продлён срок действия поименованного заказника, установлены границы заказника, утверждено Положение о нём и признано утратившим силу предыдущее постановление Правительства Республики Бурятия, принятое по вопросу о продлении срока действия этого же заказника.
Дорошкевич Л.С. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим Постановления, как противоречащего федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушающего её права. Указала, что является собственником двух земельных участков площадью 20 270 кв.м, кадастровый номер земельного участка и площадью 20 025 кв.м, кадастровый номер земельного участка - ..., земельные участки расположены в местности ... района Республики Бурятия и относятся к землям сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства. 26 сентября 2013 г. привлечена к административной ответственности по ст. 8.39 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях) за то, что не согласовала освоение земельных участков с администрацией заказника. Заявитель полагает, что не обязана согласовывать свои действия с администрацией заказника, так как является собственником земельных участков. По её мнению, нарушения закона были допущены органами власти субъекта Российской Федерации, которые не провели государственную экологическую экспертизу в 1995 году при организации государственного природного биологического заказника и в 2005 году при продлении срока действия заказника.
Верховным Судом Республики Бурятия постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, как незаконного, и вынесении нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований просит в апелляционной жалобе Дорошкевич Л.С.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.
Установлено, что государственный биологический заказник "Энхэлукский", расположенный на юго-восточном побережье озера Байкал, создан постановлением Правительства Республики Бурятия от 21 сентября 1995 г. N 317, этим же постановлением определены границы заказника, его площадь 12,3 тыс. га и срок действия - 5 лет.
Постановлением названного органа власти от 28 августа 2000 г. N 306 срок действия заказника продлён на 5 лет. При этом наименование особо охраняемой природной территории изменено на государственный биологический заказник регионального значения "Энхалукский".
В 2009 году указанный документ изменён в части размера площади заказника, которая составила 14,57 тыс. га, а описание границ изменено в части указания ориентиров.
Отказывая в признании недействующим постановления, суд счёл, что данный акт принят с соблюдением полномочий, предоставленных Правительству Республики Бурятия действующим законодательством, и последнему не противоречит.
Вывод суда мотивирован тем, что оспариваемым нормативным правовым актом государственный природный биологический заказник регионального значения "Энхалукский" не был образован вновь как государственный заказник регионального значения, его новый статус как особо охраняемой природной территории республиканского значения не учреждался. В действительности имело место продление срока ранее созданной особо охраняемой природной территории, а Постановление и утверждённое им Положение о заказнике лишь закрепили и подтвердили правовое положение и статус ранее созданного заказника. Продление срока действия особо охраняемой территории не предусматривает процедуры согласования такого решения с органами муниципальных образований, на которых расположен заказник. Фактически границы и площадь заказника не изменялись. Изменение размера площади заказника в 2009 году произошло в результате применения новой методики определения площади картографическим способом с использованием современной аппаратуры (аэрофотосъёмка посредством спутника), а не за счёт изъятия земель либо их присоединения. В связи с этим нормы Федерального закона от 13 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а также Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", регламентирующие процедуру создания заказника регионального значения, не должны применяться при принятии Постановления.
Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства, подтверждаются материалами дела и оснований для признания их неправильными не имеется.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы особо охраняемых природных территорий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 13 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона следует читать как "от 14 марта 1995 г."
Исходя из положений ст. 2 поименованного закона особо охраняемые природные территории могут иметь региональное значение и находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 22 этого же закона государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть регионального значения. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях.
Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 указанного Федерального закона (пункт 2 статьи 23).
Статьёй 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции на момент принятия постановления), определено, что обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня в порядке, установленном этим законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат:
проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования (пункт 4);
материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации (пункт 5).
Сравнительный анализ постановления с федеральными нормами права приводит к выводу о том, что рассматриваемое регулирование осуществлено Правительством Республики Бурятия с соблюдением полномочий в системе действующего права.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При рассмотрении настоящего дела судом не допущено нарушений норм материального права и норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе Дорошкевич Л.С.
Доводы заявителя о несогласии с судебным постановлением отмену решения суда не влекут.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 27 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Дорошкевич Л.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2014 г. N 73-АПГ14-10
Текст определения официально опубликован не был