Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2014 г. N 41-АПГ14-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Александрова В.Н., Борисовой Л.В.
при секретаре Афониной Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Топливно-Энергетическая компания" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 19 декабря 2013 г. N 69/13 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Топливно-Энергетическая компания" потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Таганрога" в части размера тарифов, установленных приложением к названному постановлению, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Топливно-Энергетическая компания" на решение Ростовского областного суда от 3 июля 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Топливно-Энергетическая компания" Бутенко О.Н., Покотило К.А., представителей Региональной службы по тарифам Ростовской области Варламовой А.В., Остарковой И.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее - Служба по тарифам, регулирующий орган) принято постановление от 19 декабря 2013 г. N 69/13 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Топливно-Энергетическая компания" потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Таганрога" (далее - постановление от 19 декабря 2013 г. N 69/13).
В соответствии с пунктами 1, 2 названного постановления тарифы установлены с календарной разбивкой согласно приложению и действуют с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г.
В приложении к постановлению указаны следующие размеры тарифов: для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (одноставочный) на период с 1 января по 30 июня 2014 г. 956,18 руб./Гкал, на период с 1 июля по 31 декабря 2014 г. - 1145,61 руб./Гкал; для населения (с учетом НДС, одноставочный) на период с 1 января по 30 июня 2014 г. -1128,29 руб./Гкал, на период с 1 июля по 31 декабря 2014 г. -1351,82 руб./Гкал.
Постановление от 19 декабря 2013 г. N 69/13 опубликовано в официальном периодическом издании, осуществляющем публикацию нормативных правовых актов органов исполнительной власти Ростовской области: в газете "Наше время" за 20 декабря 2013 г. N 736-744.
Общество с ограниченной ответственностью "Топливно-Энергетическая компания" (далее - общество) обратилось в Ростовский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления от 19 декабря 2013 г. N 69/13 в части размера тарифов, установленных приложением к названному постановлению. По мнению заявителя, при установлении для общества тарифов на 2014 год регулирующим органом не учтены в полном объеме затраты на потребление холодной воды, электрической энергии, оплату труда работников, обслуживающих котельную, в результате чего общество может понести убытки. Кроме того, заявитель ссылался на то, что заключение и выписка из протокола заседания правления Службы по тарифам не содержат экономического и правового обоснования.
Решением Ростовского областного суда от 3 июля 2014 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят регулирующим органом в пределах предоставленных полномочий, расчёт затрат по статьям расходов произведён в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Службой по тарифам и участвующим в деле прокурором представлены возражения.
В судебное заседание не явился представитель прокуратуры Ростовской области, извещённой о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в статье 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", к числу которых отнесено обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методические указания по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (приложение к приказу Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - методические указания).
Согласно пункту 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Согласно пункту 13 Правил регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. Предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов (пункты 15, 16 Правил), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование. В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения (пункт 20 Правил).
На основании пунктов 26 и 28 Правил выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).
В соответствии с пунктами 32, 33 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 данного документа.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 данных Основ.
В силу пункта 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Судом установлено, что 31 октября 2013 г. в Службу по тарифам поступило заявление от общества об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям на период с 1 января по 30 июня 2014 г. - в размере 1489,10 руб./Гкал, на период с 1 июля по 31 декабря 2014 г. - в размере 1 661,78 руб./Гкал.
Одновременно обществом подано заявление о применении при регулировании цен (тарифов) на 2014 год метода экономически обоснованных затрат.
Регулируемой организации 12 ноября 2013 г. направлено извещение об открытии дела об установлении тарифов на тепловую энергию, в котором регулирующий орган уведомил общество о необходимости представления дополнительных документов, запрошенных для формирования экономически обоснованного тарифа.
По результатам проведённой экспертизы 16 декабря 2013 г. составлено заключение, в котором ряд расходов, которые общество предлагало включить в расчёт тарифа, исключены как экономически необоснованные.
Согласно протоколу заседания правления Службы по тарифам от 19 декабря 2013 г. по результатам обсуждения доклада уполномоченного по делу принято оспариваемое постановление, которым утверждены тарифы в размерах, предложенных в заключении.
Из названного заключения следует, что при определении тарифов обществом заявлены расходы по статье "Оплата труда", "Отчисления на социальные нужды" в размере 14 240,86 тыс. руб. из расчёта работы в организации 52 человек, из них - 28 единиц рабочих и 24 единицы административно-управленческого персонала.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования расходы на оплату труда, включаемые в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями согласно отраслевым тарифным соглашениям, заключенным соответствующими организациями, и фактическим объёмом фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.
Для обоснования расходов общество представило:
- расчёт нормативной численности рабочих котельных установок и тепловых сетей на 2013 год (31, 89 чел.),
- расчёт численности рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом оборудования котельной (4, 12 чел.),
- данные о численности АУП на 2014 год (24 чел.),
- данные о должностных окладах рабочих производственных повременщиков ППП,
- штатное расписание (рабочих 28 ед., АУП - 24 ед., всего 52 чел.). Заявленные расходы на оплату труда в указанной выше сумме признаны регулирующим органом необоснованными, поскольку обществом не представлены отраслевое тарифное соглашение и документы, подтверждающие присоединение к конкретному отраслевому тарифному соглашению, коллективный договор, заключенный организацией, в котором установлены системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат, надбавок компенсационного характера, системы премирования и т.п.
Служба по тарифам приняла количество основного производственного персонала в соответствии с фактическими данными, указанными обществом, в количестве 17 человек (8 операторов котельной, 8 аппаратчиков ХВО, 1 лаборант химанализа). Цеховой персонал - 2 единицы (начальник котельной и мастер по эксплуатации оборудования) - также учтён регулирующим органом в соответствии с фактическими данными заявителя. Численность персонала по содержанию и эксплуатации оборудования общества рассчитана по нормативной численности в количестве 4,44 единицы, а руководителей, специалистов и служащих - 2,7 единицы. Таким образом, учтены расходы на оплату труда 26,14 единицы, приведённая численность работников заявителя рассчитана Службой по тарифам на основании рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утверждённой приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. N 74, которая определяла нормативную численность руководителей, специалистов и служащих для организаций, осуществляющих эксплуатацию коммунальных котелен и тепловых систем.
Таким образом, по статье "Оплата труда" приняты расходы в сумме 4 771,38 тыс. руб. (26 чел..х15 210,98 руб. - среднемесячная оплата трудах12 месяцев).
Также из заключения экспертной комиссии следует, что общество заявило о включении в расчёт тарифа расход на холодную воду в сумме 1 526,66 тыс. руб. Органом регулирования экономически обоснованными признаны данные расходы лишь на сумму 207,3 тыс. руб.
Судом установлено, что снижение суммы указанных расходов произошло в результате непредставления обществом договоров с организациями коммунального комплекса, подтверждающих право собственности, иное законное право владения тепловыми сетями, из-за чего учтены только объёмы воды, необходимые для собственных нужд, производства тепловой энергии котельной. Помимо этого, учтена прогнозная стоимость воды, установленная для МУП "Управление "Водоканал" в размере 28,01 руб. за метр кубический (в заявке обществом без достаточного обоснования заложена планируемая цена - 45,16 руб. за метр кубический).
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчётных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчётные) цены.
Исходные данные, по которым общество производило расчёт необходимых объёмов холодной воды, в том числе диаметр, протяженность трубопроводов документально не подтверждены.
К моменту рассмотрения вопроса об утверждении тарифа не были представлены в полном объёме и договоры с лицами, которым общество осуществляет поставку тепловой энергии. Представление лишь некоторых из них, в том числе с приложением технических паспортов зданий, не позволяло произвести обоснованный расчёт объёмов воды, необходимых для заполнения тепловой сети.
Суд также признал необоснованной ссылку представителей заявителя на наличие схемы теплоснабжения г. Таганрога, утверждённой в 2011 году, постольку эта схема не содержит всех исходных данных, требуемых для расчёта экономически обоснованного тарифа. Достоверной информации о неизменности этой схемы к моменту формирования тарифа на 2014 года не представлено.
При изложенных обстоятельствах расчёт объёмов воды обоснованно признан Службой по тарифам экономически необоснованным и при расчёте тарифа учтён только тот объем воды, исходные данные для исчисления которого подтверждены документально. При этом регулирующим органом приняты во внимание положения Методики потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утверждённой Госстроем России 12 августа 2003 г.
Также судом установлено, что для расчёта тарифа обществом были запланированы расходы на электроэнергию в сумме 9 134,55 тыс. руб., из которых органом регулирования признаны обоснованными расходы в размере 8 245,2 рублей.
Отказывая в принятии расходов в заявленном размере, регулирующий орган исходил из того, что обществом не представлены официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчётный период регулирования, а также не представлен расчёт затрат на привод технологического электрооборудования: тягодутьевых устройств (дымососов, вентиляторов), питательных, циркуляционных насосов, механизмов и т.п., с указанием номинальной мощности и периода функционирования 1-го электродвигателя, коэффициента использования мощности электродвигателей, количества функционирующего оборудования и т.п.
Судом апелляционной инстанции при вынесении по делу судебного акта учитывается пункт 13 Основ ценообразования, согласно которому в случае если регулируемая организация в течение расчётного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования при установлении для неё регулируемых цен (тарифов), то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчётности, но не позднее чем на 3-й расчётный период регулирования, в полном объёме.
В соответствии с данной нормой общество не лишено возможности представить сведения о понесенных дополнительных расходах для учёта в следующем периоде регулирования.
Также следует отметить, что протокол заседания правления Службы по тарифам, являющийся неотъемлемой частью постановления от 19 декабря 2013 г. N 69/13, соответствует требованиям пункта 32 Правил. Все основные плановые (расчётные) показатели, перечисленные в этом пункте, и основания, по которым обществу отказано во включении в тарифы на тепловую энергию тех или иных расходов, приведены в приложении N 1 к протоколу заседания.
Таким образом, оспариваемое постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области соответствует требованиям действующего законодательства о теплоснабжении.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ростовского областного суда от 3 июля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топливно-Энергетическая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Александров В.Н. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2014 г. N 41-АПГ14-8
Текст определения официально опубликован не был