Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Проект
Президенту Российской Федерации
В.В. Путину
Об организации обучения детей, находящихся на длительном стационарном или санаторном (реабилитационном) лечении
Перечень поручений Президента Российской Федерации от 21 июня 2014 г. N Пр-1464 (пункт 1 "а", абзац 3)
Уважаемый Владимир Владимирович!
Во исполнение вашего поручения по итогам заседания Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, состоявшегося 27 мая 2014 г., Правительство Российской Федерации докладывает.
Обучение детей, находящихся на длительном стационарном или санаторном (реабилитационном) лечении, осуществляется на основании заключения врачебного консилиума медицинской организации, в которой ребенок проходит лечение или реабилитацию, с учетом заболевания и степени тяжести его лечения.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования и организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях относятся к компетенции субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 29 декабря 2012 г."
В соответствии с частью 2 статьи 67 Федерального закона правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Пунктами 14 и 16 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32 (зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2014 г., регистрационный N 31800) обеспечена возможность приема граждан, не зарегистрированных на закрепленной территории, в том числе учащихся, прибывших на длительное стационарное или санаторное (реабилитационное) лечение.
Порядком и условиями осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности (приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. N 177 [зарегистрирован в Минюсте России 8 мая 2014 г., регистрационный N 32215]), предусмотрена возможность перевода в другую образовательную организацию по собственной инициативе совершеннолетнего обучающегося (например, для прохождения длительного лечения) или по инициативе его родителей (законных представителей), если ему еще не исполнилось 18 лет.
Зачисление учащегося в принимающую образовательную организацию в порядке перевода оформляется распорядительным актом руководителя принимающей организации в течение трех рабочих дней после приема заявления и документов с указанием даты зачисления.
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии со статьей 79 Федерального закона и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 (зарегистрирован в Минюсте России 1 октября 2013 г., регистрационный N 30067) (далее - Порядок).
Так, согласно части 1 статьи 79 Федерального закона содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися (часть 2 статьи 79 Федерального закона).
Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и др. (часть 3 статьи 79 Федерального закона).
Частью 3 статьи 55 Федерального закона определено, что дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
В соответствии с пунктом 33 Порядка для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях.
Таким образом, законодательством в сфере образования предусмотрена возможность приема, перевода в какую-либо образовательную организацию и обучения детей, прибывших на длительное стационарное или санаторное (реабилитационное) лечение.
Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) Федеральным законом также отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (пункт 1 части 12 статьи 59 Федерального закона).
С целью прохождения детьми, находящимися на длительном стационарном или санаторном (реабилитационном) лечении, государственной итоговой аттестации Минобрнауки России реализован ряд мер.
В соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона Минобрнауки России разработан Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. N 1394 [зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2013 г., регистрационный N 31206]) (далее - Порядок ГИА-9) и Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1400 [зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2013 г., регистрационный N 31205]) (далее - Порядок ГИА-11).
Пунктом 13 Порядка ГИА-9 и пунктом 14 Порядка ГИА-11 установлено, что определение места проведения ГИА-9 и ГИА-11 и распределение между ними обучающихся относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, а также предусмотрена их ответственность за организацию проведения государственной итоговой аттестации в условиях, учитывающих состояние здоровья и особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, и тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.
Так, в Москве для детей, находящихся на длительном лечении, организован пункт проведения экзамена в государственном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе города Москвы N 1181 при Российской детской клинической больнице.
Учитывая, что будущие участники экзаменов, прибывшие на длительное стационарное или санаторное (реабилитационное) лечение, в том числе в другие субъекты Российской Федерации, могут быть уже зарегистрированы для прохождения ГИА в региональной информационной системе государственной итоговой аттестации (далее - РИС ГИА) в субъекте Российской Федерации по месту жительства, и Порядок ГИА-9 и Порядок ГИА-11 не содержат указаний на то, что выпускник должен подать заявление в Государственную экзаменационную комиссию конкретного субъекта Российской Федерации (далее - ГЭК), в исключительных случаях (в том числе направление на длительное лечение) ГЭК субъекта Российской Федерации, из которого будущий участник экзаменов уезжает, может направить в ГЭК субъекта Российской Федерации, куда участник прибывает на лечение, информацию о том, что данный участник был зарегистрирован в РИС ГИА и указал форму и перечень предметов, по которым он будет проходить ГИА.
Для соблюдения принципа легитимности данная информация сопровождается официальным письмом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, откуда ребенок приехал на лечение. В этом случае ГЭК другого субъекта Российской Федерации допускает выпускника к прохождению ГИА и обеспечивает внесение соответствующих сведений в свою региональную информационную систему.
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки были направлены необходимые разъяснения в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (Бисеров А.Б., письмо от 15 мая 2014 г. N 02-377).
С целью обеспечения возможности оперативного изменения выбранной формы экзамена для выпускников, которые к моменту приезда на длительное лечение еще не получали или не оформили справки об инвалидности, а также не успели пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ПМПК) и получить ее рекомендацию о сдаче ГИА в форме государственного выпускного экзамена (срок работы ПМПК заканчивается 20 марта текущего года), а состояние здоровья таких учащихся не позволяет им сдавать экзамены в форме основного государственного или единого государственного экзамена, в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, направлено письмо Минобрнауки России от 9 апреля 2014 г. N НТ-392/07.
В соответствии с указанным письмом ПМПК должны работать круглогодично (в том числе с выездом на место проживания или обучения ребенка), обеспечивая возможность получения рекомендаций комиссии в течение всего года, не ограничиваясь датой 20 марта текущего года.
Пунктом 7 "б" Порядка ГИА-9 и Порядка ГИА-11 закреплены такие формы ГИА, как письменные и устные экзамены с использованием текстов, тем, заданий, билетов (далее - государственный выпускной экзамен, ГВЭ), предназначенные в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 15 мая 2014 г. N 528).
Результаты ГИА всех участников экзаменов аккумулируются в соответствующей федеральной информационной системе и являются доступными для всех регионов России.
Согласно пунктам 29, 34 Порядка ГИА-9 и пунктам 32, 37 Порядка ГИА-11 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, образовательная организация оборудуется с учетом их индивидуальных особенностей, продолжительность экзамена увеличивается на 1,5 часа (в редакции приказа Минобрнауки России от 15 мая 2014 г. N 528).
Материально-технические условия проведения экзамена обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких обучающихся в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие указанным обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.
Указанные обучающиеся с учетом их индивидуальных особенностей в процессе сдачи экзамена пользуются необходимыми им техническими средствами.
ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной или письменной формах.
Во время проведения экзамена для указанных обучающихся организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
Таким образом, федеральным законодательством в сфере образования для обучающихся, находящихся на длительном стационарном или санаторном (реабилитационном) лечении, предусмотрена возможность получения общедоступного и бесплатного общего образования и прохождения ГИА. Докладывается в порядке исполнения поручения.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2014 г. N МОН-П-3062 "О проекте доклада Президенту Российской Федерации" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.