Письмо Ассоциации российских банков от 10 ноября 2014 г. N А-02/5-731
См. ответ, приведенный в письме Банка России от 2 декабря 2014 г. N 016-41-3/9572
Обращаемся к Вам по просьбе банков - членов АРБ, обусловленной необходимостью уточнения критериев для признания группы юридических лиц банковским холдингом.
Так, например, головной организации банковского холдинга принадлежит 70 % акций банка и 100 % уставного капитала некредитной организации. Головная организация банковского холдинга продает свои пакеты акций, снизив долю своего участия в уставном капитале банка и некредитной организации до 10%. В этой связи возникает вопрос о сохранении банковского холдинга в следующей ситуации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, включающее хотя бы одну кредитную организацию, находящуюся под контролем одного юридического лица (головной организации банковского холдинга), а также иные юридические лица, находящиеся под контролем либо значительным влиянием головной организации банковского холдинга. Контроль и значительное влияние для определения участников банковского холдинга определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории Российской Федерации.
Категория "Значительное влияние" определяется пунктами 5 и 6 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия", введенного Приказом Минфина России от 18.07.2012 года N 106н, через две группы критериев. Первый критерий является количественным. Если предприятию прямо или косвенно принадлежит 20 или более процентов прав голоса в отношении объекта инвестиций, то считается, что предприятие имеет значительное влияние.
Вторая группа критериев носит качественный характер. В соответствии с пунктом 6 указанного Международного стандарта финансовой отчетности наличие у предприятия значительного влияния обычно подтверждается одним или несколькими из следующих фактов:
- представительство в совете директоров или аналогичном органе управления объектом инвестиций;
- участие в процессе выработки политики, в том числе участие в принятии решений о выплате дивидендов или ином распределении прибыли.
- наличие существенных операций между предприятием и его объектом инвестиций;
- обмен руководящим персоналом; или
- предоставление важной технической информации.
Большинство из указанных критериев носят оценочный характер, а критерий участия в выплате дивидендов или ином распределении прибыли применим к любому акционеру, голосующему на общем собрании акционеров об объявлении дивидендов, независимо от количества принадлежащих ему акций. Путем голосования он участвует в распределении прибыли.
Критерии контроля содержатся в пунктах 5, 6, 7, 8, 9, 10 - 14, 15 и 16, 17 и 18 Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность", введенного Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н. Указанные критерии еще менее понятны для российского правоприменителя. Например, в соответствии с пунктом 7 указанного Международного стандарта, инвестор обладает контролем над объектом инвестиций только в том случае, если инвестор:
- обладает полномочиями в отношении объекта инвестиций;
- подвергается рискам, связанным с переменным доходом от участия в объекте инвестиций, или имеет право на получение такого дохода, и
- имеет возможность использовать свои полномочия в отношении объекта инвестиций с целью оказания влияния на величину дохода инвестора.
Представляется, что указанные критерии также одинаково применимы к любому акционеру (участнику) банка, поскольку возможность получения дохода на акции (доли участия) находится в зоне риска и зависит от результатов деятельности банка.
Учитывая указанные формулировки международных стандартов отчетности просим Вас высказать официальную позицию Банка России о критериях банковского холдинга в ситуации, описанной выше.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 10 ноября 2014 г. N А-02/5-731
Текст письма официально опубликован не был