Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Минздрава РСФСР
и Минпроса РСФСР
от 26 июля 1978 г. N 484/177
Временная инструкция
об организации медико-санитарного обслуживания воспитанников детских домов и школ-интернатов
(утв. Минздравом РСФСР и Минпросом РСФСР 12 июля 1978 г.)
I. Организация медицинской помощи
1. Лечебно-профилактическая помощь воспитанникам детских домов и школ-интернатов осуществляется медицинским персоналом, состоящим в штате детского дома или школы-интерната, и лечебно-профилактическими учреждениями, в районе деятельности которых находится детский дом или школа-интернат.
2. При отсутствии в штате детского дома врачебной должности руководитель лечебно-профилактического учреждения, в районе деятельности которого расположен детский дом, прикрепляет к нему врача.
3. Прикрепленный врач посещает в городах дошкольные детские дома два раза в неделю, школьные детские дома и школы-интернаты - один раз в неделю; в сельской местности дошкольные и школьные детские дома и школы-интернаты - два раза в месяц, а также в зависимости от имеющейся в этом необходимости. График посещения врачом детского дома, школы-интерната утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором работает врач, и директором детского дома.
4. В обязанности медицинского персонала учреждения входит наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием воспитанников и оказание им лечебно-профилактической помощи, контроль за гигиеническим, трудовым воспитанием, работами по самообслуживанию, постановкой физического воспитания, проведение противоэпидемических мероприятий, контроль за питанием воспитанников.
5. Общее методическое руководство и контроль за работой медицинского персонала детских домов и школ-интернатов осуществляется в городе - главным врачом детской поликлиники (заведующим дошкольно-школьным отделением), а в сельской местности - главным врачом районной, центральной районной больницы по территориальной принадлежности.
Врачебно-физкультурные, противотуберкулезные и другие специализированные диспансеры осуществляют методическое руководство работой медицинского персонала детских домов и школ-интернатов и оказывают лечебно-профилактическую помощь воспитанникам в соответствии с их профилем.
Стоматологические поликлиники обеспечивают проведение санации полости рта воспитанников.
II. Прием детей
Дети, поступающие в детский дом или школу-интернат, должны иметь подробную выписку из истории развития ребенка, а также справку от эпидемиолога об отсутствии инфекционных заболеваний.
Всем поступающим детям медицинская сестра совместно с воспитателем проводит термометрию, осмотр кожных, слизистых покровов и волосистой части головы с последующей санитарной обработкой (в случае необходимости).
При поступлении в детский дом или школу-интернат на ребенка дошкольного возраста заполняется история развития ребенка (ф. 112), на школьника - индивидуальная карта ребенка (ф. 26).
Примечание: В исключительных случаях, при необходимости немедленного определения ребенка в учреждение и отсутствии медицинских данных, его помещают на 21 день в карантин, где за ним устанавливается систематическое медицинское наблюдение с последующей записью в историю развития ребенка или в индивидуальную карту ребенка. В течение первой недели карантина ребенку проводятся все необходимые обследования силами специалистов лечебно-профилактических учреждений, в районе деятельности которых находится детский дом или школа-интернат.
III. Лечебно-профилактическая работа
В обязанности медицинского персонала, осуществляющего лечебно-профилактическую работу среди воспитанников детского дома и школы-интерната, входит:
1. Наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием воспитанников путем ежегодного осмотра детей с обязательным проведением антропометрических измерений, проверки остроты зрения и слуха, с привлечением врачей-специалистов и последующего ежеквартального осмотра врачом детского дома, школы-интерната воспитанников дошкольного возраста.
2. На основании результатов медицинского обследования воспитанники распределяются по группам для занятий физической культурой, а также устанавливается им объем и режим работы в мастерских, на промышленных предприятиях, по самообслуживанию, в сельском хозяйстве, участие в общественно полезном труде, а начиная с 6-го класса даются рекомендации по выбору профессии, соответствующей состоянию здоровья, интересам и склонностям воспитанника.
3. Воспитанники с дефектами зрения, опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией, перенесшие ревматизм, отстающие в физическом развитии, страдающие хроническими заболеваниями органов пищеварения, почек, хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, логоневрозами, эндокринными расстройствами и др. заболеваниями, подлежащими диспансерному наблюдению, берутся на диспансерный учет, за ними устанавливается систематическое врачебное наблюдение и проводится лечение.
4. Не реже одного раза в год, при очередном плановом осмотре средним медицинским персоналом детского дома, школы-интерната проводится проверка остроты зрения детей; при остроте зрения ниже 1,0, а также при наличии жалоб на зрительные расстройства или заболевания глаз, воспитанники направляются на обследование к врачу-окулисту.
5. Ежегодно врачом стоматологом проводится санация полости рта; в первую очередь санируется диспансерная группа воспитанников, при наличии показаний санация этих детей проводится повторно.
6. Для оказания медицинской помощи нуждающимся воспитанникам медицинский персонал проводит ежедневно прием в установленные часы.
7. Дети, заболевшие инфекционными заболеваниями, немедленно госпитализируются. Сигнализация об инфекционном заболевании, госпитализации больного и проведении противоэпидемических мероприятий осуществляется в соответствии с действующими приказами и инструкциями.
8. Заболевший ребенок, не требующий госпитализации, помещается в изолятор. Изолятор должен соответствовать всем медицинским требованиям и иметь необходимое медицинское оборудование, инструменты, медикаменты. Изолятор должен круглосуточно обслуживаться персоналом (воспитанники к обслуживанию больных в изоляторе не допускаются).
9. На каждого больного, находящегося в изоляторе, должен быть заведен вкладной лист (ф. 26 или ф. 112), куда ежедневно заносятся все данные течения заболевания и проводимых лечебных мероприятий. После выписки больного врач записывает в индивидуальную карту (ф. 26) или в историю развития ребенка (ф. 112) краткие сведения о перенесенном заболевании.
10. Медицинский персонал осуществляет контроль за постановкой физического воспитания и закаливанием детей в детском доме или школе-интернате (утренней гимнастикой, проведением закаливающих процедур и т.п.). Перед соревнованием, перед поступлением в спортивные секции, туристическими походами врач должен повторно тщательно осмотреть детей и дать медицинское заключение.
11. Врач детского дома, школы-интерната систематически анализирует данные по физическому развитию, состоянию здоровья и заболеваемости воспитанников, о проведенных профилактических прививках, совместно с администрацией учреждения и педагогическим персоналом составляет план оздоровительных мероприятий, который обсуждается на педагогическом совете и утверждается главным врачом лечебно-профилактического учреждения, в районе деятельности которого находится детский дом или школа-интернат, и директором детского учреждения.
12. Медицинский персонал осуществляет контроль за организацией питания воспитанников, выполнением санитарно-гигиенических требований, за правильностью составления меню и рациона питания в соответствии с утвержденными нормами, качеством поступающих продуктов и условиями их хранения, соблюдением технологического процесса приготовления пищи; снимает пробу готовой продукции пищи и дает разрешение на ее употребление с записью в бракеражную тетрадь; производит теоретический подсчет калорийности и соотношения в пище ингредиентов - белков, жиров, углеводов каждые 10 дней.
На продуктовом складе медицинский персонал ведет журнал бракеража сырых пищевых продуктов с записью даты и часа поступления продукта, его наименования, количества, номера накладной, срока реализации, даты фактической реализации, отметки о доброкачественности и подписью ответственного лица.
Ежедневно медицинский персонал проверяет руки персонала пищеблока на гнойничковые заболевания, нагноившиеся ожоги или порезы с записью о результатах проверки и принятых мерах в специальном журнале.
13. В целях предупреждения инфекционных заболеваний среди воспитанников медицинский персонал:
- в установленные сроки проводит воспитанникам профилактические прививки;
- устанавливает тесный контакт с эпидемиологами тех районов, куда отпускаются воспитанники на дни отдыха, каникул или отпуска, и получает систематически сведения о наличии инфекционных заболеваний в указанных районах;
- проводит профилактический осмотр воспитанников (зев, кожные покровы, волосистая часть головы и др.) по возвращении их в школу-интернат, детский дом после выходных, праздничных дней и каникул.
14. При длительном отсутствии (свыше 3 дней) воспитанники допускаются в учреждение только после предварительного медицинского осмотра и представления справки лечащего врача с указанием причины пропуска и отсутствия противопоказаний к нахождению в детском доме или школе-интернате.
15. Медицинский персонал обязан учитывать воспитанников, не посещающих учреждение свыше 3-х дней, и с помощью воспитателей выяснять причину их отсутствия.
16. При появлении инфекционных заболеваний среди воспитанников врач и медицинская сестра обязаны:
а) немедленно изолировать больного и принять необходимые меры к его госпитализации;
б) организовать текущую и заключительную дезинфекцию;
в) организовать мероприятия по предупреждению распространения инфекционного заболевания (наложение карантина, выявление бактерионосителей, контроль за всеми контактными детьми и т.д.);
г) сообщить о выявленном инфекционном заболевании директору учреждения и в городскую (районную) санэпидстанцию.
17. Медицинские работники контролируют обязательное прохождение персоналом учреждения осмотра врачами-специалистами (венерологом и фтизиатром), исследований на кишечное и дифтерийное бактерионосительство, а также на гельминты как при поступлении на работу, так и в дальнейшем в установленные сроки.
18. Врач или фельдшер (медицинская сестра) в своей работе пользуется бланками с печатью детского дома или школы-интерната.
IV. Санитарный контроль
1. Медицинский персонал контролирует выполнение санитарно-гигиенических норм и требований по содержанию детского дома или школы-интерната:
а) соблюдение нормы площади и санитарное благоустройство участка, обеспечивающие возможность использования его для активного отдыха, проведения спортивных занятий и обучения на учебно-опытном участке;
б) соблюдение норм площади в спальных, классных и других помещениях;
в) осуществление правильной маркировки парт и рассаживания детей в соответствии с их ростом;
г) осуществление мероприятий по охране труда учащихся: подбор баз для прохождения учебно-производственной практики, исключающих возможность вредного влияния производственных факторов на здоровье учащихся, обеспечение инструментарием, станками в соответствии с их возрастом и ростом, обеспечение спецодеждой, индивидуальными средствами защиты, правильность режима труда, соответствие трудовой нагрузки возрастным особенностям учащихся и их состоянию здоровья; соблюдение условий правильного использования технических средств обучения;
д) соблюдение гигиенических требований при выполнении работ по самообслуживанию и общественно-полезному труду;
е) соблюдение оптимального температурного режима в помещениях детского дома и школы-интерната;
ж) соблюдение гигиенических норм освещенности рабочих мест учебных и учебно-производственных помещений;
з) систематическое проведение влажной уборки и тщательное проветривание всех помещений;
и) соблюдение персоналом пищеблока правил личной гигиены.
2. За соблюдением воспитанниками правил личной гигиены несут ответственность воспитатели. Медицинский персонал контролирует:
а) проведение систематического мытья детей (в бане, душе и т.д.), смену постельного и нательного белья;
б) соответствие одежды воспитанников сезонным условиям;
в) соблюдение правил индивидуального пользования воспитанниками полотенцем, мылом, зубной щеткой, расческой и т.п.;
г) организацию проведения закаливающих процедур (обтирание, обливание, ножные ванны и т.д.).
V. Работа по гигиеническому воспитанию
1. Медицинский персонал:
а) проводит санитарно-просветительную работу среди детей, обслуживающего персонала и родителей путем систематического чтения лекций, проведения бесед по вопросам гигиены и профилактики заболеваний; широко использует кино, плакаты и другие наглядные пособия, выпуск бюллетеней, стенных газет, организует уголки здоровья;
б) организует из числа детей с помощью воспитателей-педагогов санитарные посты, которые помогают в работе медицинскому персоналу (соблюдение санитарного режима в помещении, личной гигиены детей и т.п.);
в) организует и контролирует работу санитарного актива Общества Красного Креста.
2. Врач детского дома или школы-интерната оказывает консультативную и методическую помощь учителям в преподавании гигиенических вопросов на уроках путем указания соответствующей литературы, приобретения наглядных пособий и т.д.; со старшими воспитанниками проводит раздельные беседы для девочек и мальчиков на темы "Гигиена девушки" и "Гигиена юноши", привлекая к этим беседам врачей специалистов.
3. Медицинская сестра ведет систематические занятия по вопросам санитарии и гигиены с техническим персоналом.
VI. Медицинская отчетность и учет
1. Врач детского дома и школы-интерната ведет учет своей работы и медицинскую отчетность по формам, утвержденным ЦСУ и Министерством здравоохранения СССР.
2. Отчет о своей работе врач представляет по ф. N 95 с объяснительной запиской о проводимой лечебно-оздоровительной работе и состоянии здоровья воспитанников один раз в год директору детского дома и школы-интерната и главному врачу лечебно-профилактического учреждения, в районе деятельности которого расположен детский дом, школа-интернат.
В детском доме и школе-интернате должна быть следующая медицинская документация:
1) индивидуальная карта (ф. 26) или история развития ребенка (ф. 112);
2) вкладной лист для подростка к медицинской карте (ф. 25-ю);
3) карта диспансеризации (ф. 30);
4) книга записи амбулаторных больных (ф. 74);
5) журнал регистрации инфекционных заболеваний (ф. 60);
6) картотека профилактических прививок (ф. 63);
7) книга записи санитарно-просветительной работы (ф. 38);
8) журнал изолятора (ф. 129);
9) журнал учета профилактики кори и гепатита (ф. 118).
* * *
1. Врач детского дома, школы-интерната входит в состав педагогического совета с правом решающего голоса и принимает активное участие в его работе.
2. Врач вносит на рассмотрение администрации предложения по охране здоровья детей и по выполнению санитарных правил.
Примечание: В случаях невыполнения администрацией предложений врача последний обязан довести об этом до сведения вышестоящих органов народного образования и здравоохранения для принятия соответствующих мер.
3. Врач имеет право освобождать по медицинским показаниям воспитанников от учебных занятий, работы в мастерских, на производстве, от работы по самообслуживанию и занятий общественно полезным трудом, а также от участия в экскурсиях, туристических походах и т.д.
4. Медицинская сестра (фельдшер) работает под непосредственным руководством врача.
5. Медицинский персонал учреждения активно участвует в конференциях, обходах, специально организуемых семинарах, периодически проходит курсы специализации и усовершенствования по плану детской поликлиники, в районе деятельности которой находится детский дом, школа-интернат.
Зам. министра здравоохранения |
Н.С. Кисляк |
Зам. министра просвещения |
Л.К. Балясная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.