Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 19
Оценка устойчивости уступов и бортов, подработанных подземными горными работами
С целью максимального извлечения запасов угля разработка месторождений может производиться открытым и подземным способами последовательно или одновременно в одной вертикальной плоскости. В зависимости от способа комбинированной разработки возникают различные геомеханические задачи по обеспечению устойчивости уступов и бортов угольных разрезов или находящихся в пределах границ карьерного поля откосов отвалов. Существует три варианта комбинированной разработки:
1) открыто-подземная;
2) подземно-открытая;
3) совместная (одновременная).
Характеристика условий деформирования откосов для указанных вариантов комбинированной разработки приведена в табл. 1.
Подработка откосов подземными работами сопровождается изменением физико-механических свойств горных пород и гидрогеологических условий.
Степень изменения физико-механических свойств зависит от расстояния массива горных пород по нормали к отработанному подземным способом угольному пласту, т.е. от зон нарушенности. Мощность зон нарушенности, определяемая кратностью мощности отработанного пласта m, после окончания процесса сдвижения при пологонаклонном залегании и их характеристика для условий Челябинского бассейна приведены в табл. 2.
При крутом залегании угольных пластов сдвигающийся массив подразделяется на зоны беспорядочного и упорядоченного обрушения (висячий бок) и зону сползания (лежачий бок) [10]. Мощность первых двух зон зависит от угла падения, уменьшаясь пропорционально , мощность зоны сползания определяется расстоянием по нормали наиболее слабого контакта от почвы угольного пласта и уменьшается с увеличением глубины верхней границы лавы [40].
При подработке откосов подземными работами влияние гидрогеологических факторов на устойчивость борта уменьшается вследствие дренажа подземных вод очистными выработками.
Оценка устойчивости подработанных уступов и бортов угольных разрезов должна производиться изложенными в гл. 5 методами с учетом изменений структуры и прочности массива горных пород [41, 42].
Таблица 1
Характеристика условий деформирования откосов при различных вариантах комбинированной разработки
Таблица 2
Характеристика зон нарушенности массива горных пород при подземной разработке
Наименование |
Мощность зоны |
Кратность уменьшения размера блоков отдельности |
Кратность увеличения ширины раскрытия трещин |
Плотность подработанных горных пород, |
Зона беспорядочного обрушения |
1m |
- |
- |
1,9 |
Зона разрушения |
4m |
3-4 |
7 |
2,0 |
Зона трещин |
14m |
1,5-2 |
1,5-3,5 |
2,1 |
Зона плавного прогиба |
- |
- |
2,3 |
Примечание. В прочных, крупноблочных породах зона беспорядочного обрушения отсутствует. Плотность неподработанного массива горных пород - 2,4-2,5 .
Нарушение связности структурных блоков и их взаимного расположения и дополнительное развитие трещин кливажа уменьшают коэффициент структурного ослабления , величина которого для условий Челябинского бассейна определяется по графику на рис. П.19.1.
Для ориентировочной оценки устойчивости подработанных откосов в других горно-геологических условиях величина сцепления массива горных пород может быть принята равной 1 в зоне беспорядочного обрушения и 2-4 в зоне разрушения, а в зонах трещин и плавного прогиба уменьшается в 3-6 раз и в 1,5-2 раза, соответственно, по сравнению со сцеплением неподработанного массива.
Угол внутреннего трения подработанного массива равен углу внутреннего трения неподработанного массива.
При выборе параметров уступов необходимо учитывать выполаживание откосов в зонах беспорядочного обрушения и разрушения на 10-15° за счет более интенсивного выветривания горных пород.
Мероприятия по предотвращению опасных деформаций откосов и берм при совместной разработке угольных месторождений:
1. Рассредоточение открытых и подземных горных работ в пространстве и времени для максимально возможного уменьшения взаимного влияния на одни и те же участки;
2. Прогноз ожидаемых величин сдвижения и деформаций по методике ВНИМИ (в работе [43], прил. 1);
3. Проведение маркшейдерских инструментальных наблюдений по реперам профильных линий, заложенным вкрест простирания борта и по транспортным бермам уступов;
4. Применение технологических схем и мероприятий, повышающих устойчивость деформирующихся прибортовых массивов или отвалов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.