Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
городского округа Троицк в г. Москве
от 4 июня 2014 г. N 461
Паспорт
муниципальной программы городского округа Троицк "Развитие образования на 2014-2016 годы" "От качества управления - к управлению качеством"
Наименование муниципальной программы |
Развитие образования на 2014-2016 годы" "От качества управления - к управлению качеством" |
|||
Цели муниципальной программы |
Повышение доступности качественного образования, создающего условия для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе. |
|||
Задачи муниципальной программы |
1. Комплексное развитие сети образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования; 2. Обеспечение доступности качественного образования в образовательных учреждениях г.о. Троицк на основе введения федеральных государственных образовательных стандартов независимо от территории проживания и состояния здоровья; 3. Внедрение современных стандартов качества образования ("Московского стандарта качества образования"), инструментов его независимой и прозрачной для общества оценки, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий и достижение обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике; 4. Модернизация процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников системы образования, обеспечивающего рост их профессиональной компетентности; 5. Создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях творческой деятельности; 6. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, развития психолого-педагогической, медико-педагогической и социальной поддержки их образовательной деятельности; 7. Становление единого образовательного пространства на основе использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий; 8. Создание механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие системы воспитания и дополнительного образования детей на основе использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов г.о.Троицк; 9. Обеспечение эффективности управления системой образования г.о.Троицк. |
|||
Координатор муниципальной программы |
Первый заместитель главы городского округа Троицк Михайлова Елена Александровна |
|||
Разработчик муниципальной программы |
Управление образования |
|||
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
на 2014-2016 годы |
|||
Перечень подпрограмм |
1. Обеспечение доступности и качества дошкольного образования во всех образовательных организациях города Троицка: 2. Внедрение механизмов обеспечения высокого качества образования через введение федеральных государственных стандартов и внедрения московского стандарта качества. 3. Развитие кадрового потенциала системы образования города Троицка 4. Совершенствование системы поддержки талантливых детей 5. Создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни 6. Развитие школьной инфраструктуры, соответствующей современным требованиям. 7. Формирование основы для развития самостоятельности школ и эффективного сетевого взаимодействия 8. Развитие единой муниципальной информационной системы в сфере образования. 9. Развитие муниципальной системы оценки качества образования в соответствии с современными требованиями. 10. Совершенствование воспитательной работы 11. Формирование моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. 12. Совершенствование системы управления образованием города Троицка |
|||
Ответственные исполнители подпрограммы |
Начальник Управления образования Леденева Ольга Александровна |
|||
Объемы и источники финансирования муниципальной программы с разбивкой по годам реализации |
Источник Финансирования |
Объем финансовых ресурсов, в том числе по годам, тыс. руб. |
||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||
Всего |
477620,5 |
460443,4 |
469348,4 |
|
расходы бюджета городского округа Троицк |
227739,0 |
232751,0 |
235256,0 |
|
расходы бюджета города Москвы |
218031,5 |
225792,4 |
231542,4 |
|
средства федерального бюджета |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
внебюджетные источники |
1850,0 |
1900,0 |
1950,0 |
|
Планируемые результаты реализации муниципальной программы |
|
Характеристика текущего состояния системы образования городского округа Троицк
Дошкольное образование
Разработана и реализована подпрограмма "Дошкольное образование". В соответствии с новым ФЗ "Об образовании в РФ", который введен в действие с 01.09.2013 года, впервые на законодательном уровне дошкольное образование стало ступенью основного общего образование.
Исходя из площадей наших 7-ми дошкольных образовательных учреждений, количество мест по СанПиН 3.4.1.3049-13 рассчитано на 1790 детей.
С сентября 2012 года введен в эксплуатацию новый детский сад N 1 "Успех" на 150 мест. В нем открыты 5 массовых групп и 3 группы кратковременного пребывания (на 80 мест) для детей 2-3 летнего возраста с целью адаптации малышей к условиям 12-ти часового пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях.
За последние 4 года увеличилось количество групп полного дня с 70 до 75, при этом количество воспитанников увеличилось с 1641 до 1885.
Получили развитие новые формы дошкольного образования: МАДОУ N 1 "Успех" на базе самого ДОУ и Центра детского творчества впервые были открыты группы кратковременного пребывания, которые посещали 80 детей. На базе МАОУ "Начальная общеобразовательная школа", такие группы функционируют уже два года с охватом 50 воспитанников.
В очереди на получение мест в ДОУ детей, достигших 3-летнего возраста, на 01.09.2013 года не числится. Но проблема очередности полностью не снята, так как в очереди остаются дети, которым 3 года исполнится в период с декабря 2013 года и по май 2014 года. Таких детей - 180. Анализ социального запроса выявил необходимость открытия групп раннего развития для детей до 3-х лет.
Общее образование
В 2012/2013 учебном году в городе функционировали 8 общеобразовательных учреждений. Сеть образовательных учреждений городского округа включает в себя большой спектр общеобразовательных учреждений, обеспечивающий социальную и психолого-медико-педагогическую поддержку детей, дифференцированный подход к организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса, интенсивное расширение сферы образовательных услуг, внедрение новых педагогических технологий и инновационных методик (средних общеобразовательных школ - 3, гимназий - 2, лицей - 1, начальная общеобразовательная школа - 1, специальная (коррекционная) школа для детей и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VII,VIII вида - 1).
Общее количество школьников, обучавшихся в общеобразовательных учреждениях города в 2012-2013 учебном году, составляло на начало года 5 236 человек. По сравнению с 2011-2012 учебным годом контингент учащихся увеличился на 118 человек (2,3%) (диаграмма 5, рост контингента).
Средняя наполняемость классов составляла 27,4, что больше показателя предыдущего года на 1. По-прежнему этот показатель остался выше нормативной наполняемости и фактически на отдельных параллелях классов был гораздо выше (в классах первой ступени средняя наполняемость составляет 32).
Все школы города продолжают работать в режиме первой смены. Однако ежегодный рост численности контингента учащихся (в среднем на 2%) и количества классов в образовательных учреждениях может привести в дальнейшем к организации работы отдельных школ в двухсменном режиме.
Успешно сложившаяся на протяжении многих лет и постоянно совершенствующаяся система среднего общего образования призвана как обеспечить полноценное и разностороннее развитие школьника, так и заложить основы для получения им дальнейшего профессионального образования.
В трех статусных школах (лицее и гимназиях) сложилась система профильного обучения в соответствии с социальным запросом и ресурсами образовательных учреждений. В классах физико-математической направленности обучается - 245 школьников, количество обучающихся в классах гуманитарной направленности - 214 человек.
В 2010 году в общеобразовательных школах также были открыты профильные классы. Ежегодно количество учащихся в этих классах не изменяется, но изменяются сами профили в зависимости от запросов родителей и обучающихся. Так в СОШ N 2 наряду с физико-математическим профилем создан социально-гуманитарный, в СОШ N 6 - на смену социально-информационному пришли социально-экономический и социально-гуманитарный профили.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" в городе осуществляется освоение образовательных программ в различных формах с учетом потребностей и индивидуальных возможностей учащихся.
Дополнительное образование
Система дополнительного образования городского округа Троицк включает: 3 муниципальных автономных образовательных учреждениях дополнительного образования (Детско-юношеская спортивная школа - 2, Центр Детского Творчества - 1); внутришкольные системы дополнительного образования, включая платное; сеть учреждений культуры и спорта городского округа Троицк, а также негосударственные организации.
В муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях наряду с обязательными образовательными услугами в соответствии с вновь полученными лицензиями оказывают и дополнительные образовательные услуги по художественно-эстетическому, физкультурно-оздоровительному, социально-личностному, познавательно-речевому развитию. Во всех МАДОУ в соответствии с требованиями ФГТ создана возможность получения дополнительного образования с учетом запросов родителей воспитанников.
Школьными клубами, кружками, секциями охвачено 3220 чел. (62% школьников). Особенно мощная сеть кружков и клубов создана в Гимназии им. Н.В. Пушкова и Начальной школе.
Введение в 2012-2013 учебном году в образовательную сеть системы сертификатов на получение муниципальной услуги, оказываемой муниципальными учреждениями городского округа Троицк в сфере культуры, молодежного досуга, дополнительного образования, физической культуры и спорта, позволяет точнее определить приоритеты социального заказа, регламентировать порядок данной муниципальной услуги, в конечном итоге обеспечить стабильное развитие сети учреждений дополнительного образования.
80% обучающихся, занятых в системе дополнительного образования по городу - это не плохо, но новые стандарты, на которые поступенчато переходит российская школа, предполагают 100% занятость.
Обеспечение доступности и качества образования
Каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок получил качественное образование. Федеральные государственные образовательные стандарты четко определяют это понятие: это единство трех "Т" - требования к образовательной программе, которая определяет функционирование образовательного учреждения, требования к результатам обучения и требования к условиям, включая кадровые, учебно-методические, психолого-педагогические, материально-технические, финансовые.
Требования к Образовательной программе
С 2008 года город Троицк включился в процесс перехода на новые образовательные стандарты. На сегодняшний момент около 51% школьников обучаются по Стандартам начального и основного образования.
Важную роль в реализации ФГОС играет система воспитания и социализации обучающихся, направленная на формирование их социальных компетентностей, гражданской идентичности, личностного самоопределения.
В школах активно развиваются различные формы детско-юношеских общественных объединений: клубы, волонтерские отряды, ученическое самоуправление, школьные газеты и музеи.
Президенты школьных парламентов входят в городской молодежный актив, являются участниками молодежного самоуправления, отдыхают и учатся в выездном лагере школы молодежного актива "Созвездие".
В ближайшее время предстоит большая работа по регистрации детско-юношеских общественных объединений и прохождению паспортизации школьных музеев.
Требования к образовательным результатам обучающихся
Одним из приоритетных направлений деятельности Управления образования и общеобразовательных учреждений Троицка на протяжении последних лет является организация работы по выполнению всеобуча, особенно в части предупреждения второгодничества, неуспеваемости и отсева учащихся.
В соответствии с Законом "Об образовании РФ" и требованиями госстандартов образования одним из важнейших показателей результативности работы ОУ является уровень подготовки выпускников 9-х и 11-х классов. Стабильно количество выпускников 11-ых классов, награжденных по итогам года золотыми и серебряными медалями, и аттестатами особого образца в 9-ых классах.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений городского округа Троицк проводится в новой форме с использованием механизмов независимой оценки знаний, а также и в традиционной форме.
Средний тестовый балл, полученный выпускниками 9 классов при сдаче экзаменов по выбору, гораздо выше минимального тестового балла по каждому предмету. Особенно необходимо отметить качественную подготовку девятиклассников по обществознанию, биологии, химии, информатике, английскому языку.
Наиболее популярными предметами, выбранными выпускниками 11 классов при сдаче экзаменов по выбору, по-прежнему остаются обществознание (47%), физика (21%), английский язык (18%).
По большинству предметов средние показатели стабильны в сравнении с предыдущими годами. По математике, английскому языку, биологии и химии средний балл за последние три года значительно вырос. Однако, заметно снизились показатели по информатике и географии.
Высокие показатели результатов, превышающих 80 балльный порог, показали выпускники на ЕГЭ по английскому языку, из них 98 баллов набрали 5 выпускников, 99 баллов - 4 выпускника. 90 баллов и более получили на экзамене по русскому языку 28 учащихся.
Особой гордостью ежегодно являются 100-бальные результаты ЕГЭ: 2011 год - 3 выпускника, 2012 год - 5 выпускников, 2013 год - 2 выпускника.
Рейтинговый показатель ОУ, учитывающий сумму трех экзаменов ЕГЭ от 220 баллов и выше - ежегодно растет. Прослеживается значительное повышение рейтингового показателя в СОШ N 6. Наиболее высокие результаты рейтинга у Лицея и Гимназии. Второй год подряд эти образовательные учреждения становятся Лауреатами Гранта Мэра Москвы в сфере образования.
Одним из приоритетных направлений развития общего образования Троицка является создание условий для раскрытия способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей. Особое значение имеет участие школьников в предметных олимпиадах различного уровня.
Большое количество учащихся вовлечено в олимпиадное движение на школьном уровне. В окружном этапе этого года участие приняли 884 школьника. По сравнению с предыдущими годами кол-во участников снизилось из-за того, что в один день проходила олимпиада по 3, а то и 4 предметам, но количество призеров возросло, количество победителей осталось неизменным.
Количество участников регионального этапа возросло с 91 до 104. Количество призеров, как и в прошлом году - 15.
На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам учащиеся Троицка ежегодно показывают стабильные результаты, являясь призерами (2011 год - 2, 2012 год - 2, 2013 год - 1) и победителями (2011 год - 1, 2012 год - 1, 2013 год - 1) данного этапа.
Ежегодно Глава городского округа Троицк вручает денежные премии победителям и призерам регионального и заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
С целью поддержки одаренных детей, повышения уровня общей и коммуникативной и информационной культуры, формирования исследовательской компетенции проводятся интеллектуальные и творческие конкурсы для разных возрастных групп детей:
- конкурс "Юный математик" и "Три желания" для воспитанников дошкольных образовательных учреждений;
- конференция научно-исследовательских и творческих работ младших школьников "Первые шаги в науку",
- открытая конференция "Зов Вселенной" для учащихся 3-11 классов;
- городской Физический марафон "Шаг в науку", который в этом году приобрел статус окружного.
Требования к условиям образовательного процесса
Требования к реализации образовательной программы включают: требования к кадрам, материально-техническому обеспечению, организации образовательной среды и научно-методическому сопровождению учебно-воспитательного процесса.
Кадры системы образования городского округа Троицк
В настоящее время в 18 муниципальных образовательных учреждениях работают 689 педагогических работника.
За последние годы, благодаря государственной политике в сфере образования, происходило планомерное повышение заработной платы педагогов с 25 025 рублей в 2011 году до 48 800 рублей в 2013 году.
Проблемой остается нехватка молодых специалистов, что сказывается на возрастном составе педагогических кадров. Так, в последние годы число работающих пенсионеров в образовательных учреждениях составляет 28% от штатной численности.
Качественный состав педагогических кадров общеобразовательных учреждений имеет высокие показатели: высшее образование имеют 88%, среднее специальное - 12%. По дошкольным образовательным учреждениям качественный состав неоднороден: 49% имеют высшее образование и 51% среднее специальное. В учреждениях дополнительного образования показатель качественного состава достаточно высок: 90% имеют высшее образование и 10% среднее специальное
В образовательных учреждениях городского округа Троицк в городе Москве работает 36 человек, удостоенные звания "Почетный работник общего образования Российской Федерации", 5 человек имеют почетное звание "Заслуженный учитель РФ", Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ награждены 46 человек.
Участие педагогов в конкурсах является одной из наиболее эффективных форм повышения уровня профессионального мастерства. Такие конкурсы способствуют повышению социального статуса работников образования.
Проведение муниципального этапа профессионального конкурса "Педагог года" является ежегодной традицией. Традицией стало и награждение победителей. Победители в номинациях награждаются денежными премиями и ценными призами.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" с 2006 года учителя Троицка принимают активное участие в конкурсе педагогов на получение денежных поощрений.
В 2011 году победителем конкурса на федеральном уровне стал один педагог, в 2013 году - два педагога г.о. Троицк. Победителями регионального уровня за последние три года стали четыре педагога: 2011 год - 1, 2012 год - 2, 2013 год - 1.
Научно-методические условия
Важную роль в развитии системы образования играет методическое сопровождение педагогов. Ведущую роль в этом процессе в городском округе Троицк играет Научно-методический центр. В течение учебного года проводилась большая работа по организации курсовой подготовки с участием преподавателей ВУЗов города Москвы.
В рамках подготовки к введению проф. стандартов педагогических работников необходима организация получения высшего профессионального образования на базе специального.
В городском округе Троицк сложилась динамично развивающаяся система сети инновационных площадок, которые обеспечивают повышение профессионального уровня не только через курсовую подготовку, но и через участие в семинарах, конференциях, круглых столах муниципального и межрегионального уровней.
С 2008 года Начальная общеобразовательная школа включилась апробации материалов Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Ею была разработана долгосрочная целевая программа "Начальная школа - ресурсный центр" на 2008-2012 годы.
В 2012 учебном году эта школа начала работу в сети городской инновационной площадки "Формирование экспертных сообществ для консультативно-проектного сопровождения развития образовательного учреждения в условиях реализации новых ФГОС и Московского стандарта качества образования. В 2013 году были включены в сеть этой же площадки МАОУ "Гимназия г. Троицка", МАОУ "Гимназия им. Н.В. Пушкова", МАОУ "Лицей города Троицка".
С 2011 года в образовательном пространстве города начали работу три ресурсных центра по введению ФГОС основного общего образования на базе Гимназии, Гимназии им. Н.В. Пушкова, Лицея города Троицка.
Положительным результатом инновационной деятельности можно считать создание окружной инновационной площадки по теме "Реализация современной модели укрепления здоровья обучающихся, формирование культуры здоровья через развитие образовательного пространства школы" на базе СОШ N 6 и первичной инновационной площадки по теме "Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий в рамках реализации ФГОС второго поколения" на базе СОШ N 2.
С 2013-2014 учебного года планируется работа по введению ФГОС среднего общего образования в Гимназии г. Троицка.
В городе сложилась система городских методических объединений учителей-предметников и педагогов ДОУ. Всего действует 20 городских методических объединений, из которых 12 ГМО учителей-предметников, ГМО классных руководителей, ГМО педагогов-психологов, ГМО учителей начальных классов и пять ГМО педагогов ДОУ.
На базе НМЦ были созданы Совет молодых педагогов, Совет по инновациям, Координационный совет по преемственности, Совет по духовно-нравственному воспитанию.
Здоровьесберегающая среда
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков сегодня - одно из главных направлений модернизации общего образования.
Все медицинские кабинеты образовательных учреждений имеют лицензии. На основании договоров с Троицкой городской больницей школы предоставляют медикам оборудованные кабинеты, создают условия для их работы. Но по-прежнему сохраняется проблема не полной укомплектованности медицинскими работниками образовательных учреждений.
В связи с введением третьего часа физкультуры сохраняется потребность в спортивных залах и площадках. Спортивные залы школ работают со 100%-ой загрузкой в течение всей недели, включая вечернее время и выходные дни.
Одним из основных залогов здоровья школьника является качественное, полноценное, регулярное горячее питание.
Доля обучающихся, всего охваченных питанием (с учетом буфетной продукции), остается неизменной и достаточно высокой в течение последних трех лет (93%). Увеличение уровня охвата горячим питанием обучающихся старшей ступени, безусловно, является положительным фактором. Вместе с тем, 2-х разовым горячим питанием (завтрак + обед) получают только 27% школьников. В связи с организацией питания в соответствии с московскими нормативами существенно возросло количество охваченных адресным (льготным) горячим питанием обучающихся:
- бесплатный завтрак получают все обучающиеся начальных классов (2113 чел.);
- 957 детей (1-11 классы) из социально незащищенных семей получают бесплатное 2-х разовое горячее питание.
Особое место в организации здоровьесберегающей среды занимает летняя оздоровительная компания.
Общее количество детей, отдохнувших в лагерях дневного пребывания, составило в 2011 году 405 человек, в 2012 - 373, в 2013 - 435. В 2013 году, впервые, пребывание в лагерях дневного пребывания детей городского округа Троицк для родителей было бесплатным.
Безопасность образовательной среды
В городском округе реализуется комплекс мер по повышению технической укрепленности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
Во всех образовательных учреждениях разработаны паспорта антитеррористической защищенности. Имеются паспорта комплексной безопасности учреждения.
Все образовательные учреждения находятся под охраной: учреждения заключили муниципальные контракты с частными охранными предприятиями. 18 образовательных учреждения оборудованы системами внешнего видеонаблюдения. Во всех учреждениях города охранная сигнализация выведена на пульт вневедомственной охраны. Установлена система управления доступом, установлены кнопки тревожной сигнализации. Сигнал с кнопки выведен на пульт ОВД при УВД по г.о. Троицк. Автоматическими пожарными сигнализациями и системами оповещения оборудованы 100% образовательных учреждений.
Повышение уровня организации безопасной образовательной среды стало возможным в условиях выделения Москвой субсидии на проведение мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений.
Организация безопасной и здоровьесберегающей среды не возможна без проведения ремонтных работ. За два года увеличилось финансирование проведения текущих и капитальных ремонтов, что позволило провести работы
- по ремонту системы отопления в ДОУ N 2, 3, 5, Лицее;
- полностью произвести замену оконных блоков во всех образовательных учреждениях;
- выполнить работы по замене оборудования электрощитовых; электропроводки в двух образовательных учреждениях;
- проведен ремонт пищеблоков;
- проведены работы по благоустройству территорий.
Однако из-за недостаточного финансирования проведения ремонтных работ в предыдущие годы остается еще много нерешенных проблем.
Материально-технические ресурсы
Современные требования к организации образовательного процесса включают создание информационного пространства. За последние годы значительно улучшилось оснащение образовательных учреждений средствами информатизации: уменьшилось количество учащихся, приходящихся на 1 компьютер, увеличилось число персональных компьютеров, используемых в образовательном процессе, и число персональных компьютеров в составе локальных сетей учреждений. Но достаточно большая доля компьютерной техники, которая используется в образовательном процессе физически и морально устарела и требует замены.
Развитие государственно-общественного управления
Одним из направлений Программы развития образования городского округа Троицк является организация государственно-общественного управления.
Во всех образовательных учреждениях Троицка, являющихся автономными, созданы Наблюдательные советы. Ими решаются вопросы планирования финансово - хозяйственной деятельности, осуществляется контроль за эффективным расходованием средств. Параллельно с Наблюдательным советом во всех образовательных учреждениях действуют и Управляющие советы, которые были созданы более 10 лет тому назад. Именно они определяют стратегию развития образовательного учреждения.
Анализ реализации Программы развития образования на период с 2010 по 2013 годы определяет ряд проблем, существующих сегодня в системе образования городского округа Троицк, требующих решения с применением программно-целевого метода, и обозначил направления дальнейшего его развития:
Обеспечение доступности и качества дошкольного образования во всех образовательных организациях Троицка;
Внедрение механизмов обеспечения высокого качества общего образования через введение Федеральных государственных образовательных стандартов и внедрение Московского стандарта качества общего образования;
Развитие школьной инфраструктуры, соответствующей современным требованиям;
Формирование основы для развития самостоятельности школ и эффективного сетевого взаимодействия;
Развитие кадрового потенциала системы образования городского округа Троицк;
Совершенствование системы поддержки талантливых детей;
Создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
Формирование моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья;
Развитие единой информационной среды системы образования г.о. Троицк;
Совершенствование работы воспитанию и социализации детей;
Развитие системы оценки качества образования в соответствии с современными требованиями;
Совершенствование системы управления образованием городского округа Троицк.
Тенденции и перспективы городского развития, определяющие новые задачи системы образования
Можно выделить ряд проблем, существующих сегодня в системе образования г.о. Троицк и требующих решения с применением программно-целевого метода:
1) недостаточная обеспеченность населения услугами дошкольного образования;
2) отсутствие целостной межведомственной, результативной системы работы с одаренными школьниками;
3) не в полной мере соответствует требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов сформированная система оценки качества образования;
4) низкая динамика кадрового обновления в системе образования;
5) отсутствие четкой структуры и сформированной нормативно-правовой базы на уровне города Троицка в отношениях субъектов системы образования в рамках сетевого взаимодействия, повышения квалификации;
6) не в полной мере решены вопросы формирования единой здоровьесберегающей образовательной среды, создания системы непрерывного обучения подрастающего поколения в области культуры здоровья, проведения мониторинга индивидуального здоровья детей, а также целостной системы управления здоровьеориентированным образовательным пространством города Троицка;
7) не внедрена в полной мере автоматизированная система управления образовательным процессом (электронные дневники, электронные журналы успеваемости) и т.д.;
8) не в полной мере сформирована инфраструктура образовательных учреждений, отвечающая требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
9) требуют обновления содержание и технологии образования, обеспечивающие компетентностное обучение, необходимо развитие вариативности образовательных программ и адаптивности содержания школьного образования к различным группам обучающихся (индивидуальные образовательные траектории);
10) наблюдается недостаточный уровень гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения подрастающего поколения, наблюдается недостаточная скоординированность действий различных служб и ведомств, связанных с вопросами воспитания детей и учащейся молодежи.
Организационной основой решения указанных проблем, реализации государственной политики в сфере образования в городе Троицке должна стать Программа, обеспечивающая продолжение модернизации системы образования, направленность, последовательность и контроль инвестирования государственных средств в систему образования, объединение усилий субъектов системы и необходимые ресурсы для достижения главной цели образования г.о. Троицк: Повышение доступности качественного образования, создающего условия для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе. Достижение указанной цели в системе образования возможно посредством использования программно-целевого метода, что предполагает проведение мероприятий муниципального масштаба, осуществление межведомственной координации, установление единых подходов к развитию системы образования.
Программа будет выполнять три взаимосвязанные функции:
1) отражать в нормативной форме основные положения политики в сфере образования, цели и задачи ее реализации;
2) определять меры по осуществлению стратегии развития образования, включая направления и систему мероприятий по ее реализации;
3) определять механизм реализации - порядок организации работ, их ресурсное обеспечение, контроль исполнения работ.
Определение целей и задач Программы исходит как из внутренних факторов системы, так и из перспектив г.о.Троицк как активно развивающегося наукограда в структуре города Москвы с сильной динамикой демографических, социально-экономических, культурных и научных процессов.
Демографические тенденции (высокий уровень рождаемости в последние годы, интенсификация притока мигрантов) обуславливают рост потребности населения города Троицка в образовательных услугах.
Для обеспечения доступности дошкольного образования с учетом демографических процессов по "среднему" прогнозному сценарию рождаемости и запланированного роста охвата детей разными формами дошкольного образования к 2016 году необходимо ежегодно увеличивать число мест в дошкольных образовательных учреждениях в среднем на 4%. При этом рациональной стратегией является поиск разнообразных вариантов обеспечения детей услугами дошкольного образования и развития, в т.ч. за счет услуг негосударственного сектора. Численность обучающихся общеобразовательных учреждений города Троицка к 2016 году увеличится почти на 12% по сравнению с 2013 годом, т.е. среднегодовой прирост численности обучающихся общеобразовательных учреждений составит 4%.
Сохраняющийся значительный приток мигрантов, как из других городов Российской Федерации, так и из других стран требует не только мест в государственных образовательных учреждениях, но и механизмов и технологий, способных обеспечить их учебную успешность и интеграцию в культуру города Троицка.
Социальная дифференциация населения г.о. Троицк, различия в социальном и культурном капитале семей определяют неоднородность социального заказа к образованию, различия в критериях и возможностях выбора учреждения для получения образования. Система образования начинает воспроизводить и закреплять существующую стратификацию общества ("непрестижные" и "престижные" общеобразовательные учреждения). Растет конкуренция семей за место для обучающихся в образовательных учреждениях, известных качеством образования и предоставляющих широкий выбор дополнительных образовательных услуг. Родители, неудовлетворенные образованием в общеобразовательных учреждениях по месту жительства, устраивают детей в общеобразовательные учреждения в других районах города, тем самым, усиливая транспортные трудности. Подобное положение дел уже сегодня несет в себе существенные риски для перспектив социального развития Троицка.
Градостроительные перспективы города Троицка ставят задачу формирования оптимальной образовательной сети и инфраструктуры в районах застройки, обеспечивающей комплексную доступность образовательных услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей. Создание многоуровневых образовательных комплексов, а также новых центров социально-культурной и спортивной активности в пространстве г.о.Троицк, будет способствовать снижению транспортной нагрузки.
Развитие Троицка как международного научного центра предъявляет следующие требования к образовательной системе: доступность информации об образовательных услугах, направленных на интеллектуальное развитие обучающихся; возможность проведение лабораторных практикумов на базе НИИ, наличие программ "погружения в науку" для детей с высоким уровнем мотивации и способностей, возможность для педагогов повышать квалификацию на базе НИИ, реализация эффективных программ изучения иностранных языков, ИКТ-технологий.
Перспективы развития Троицка как многокультурного города с неизбежно высокими социальными и информационными рисками требуют от системы образования новых подходов к социализации и процессу формирования идентичности все более культурно диверсифицированного подрастающего поколения.
Стремительные и фундаментальные изменения социально-политической и экономической системы обусловили кризис культурной, гражданской и личностной идентичности. Прямым его следствием является рост социальной дезадаптации, оторванности и обособленности от общества, девиантного и антиобщественного поведения, межэтнической напряженности, высокая степень конфликтности и агрессии, социального инфантилизма и зависимостей как у взрослых, так и у подрастающего поколения.
Задачей образования становится формирование способностей к ответственному самоопределению, критическому мышлению, противостоянию негативному информационному и групповому влиянию, формирование межкультурной коммуникативной компетентности и толерантности.
Усилиями образовательных организаций в партнерстве с другими ведомствами и общественными организациями должна быть выстроена комплексная система психолого-педагогической, правовой и реабилитационной поддержки и кризисной помощи детям групп социального риска.
В г.о. Троицк в высокой степени развита индустрия досуга детей, подростков и молодежи. Усиление образовательного и социализационного потенциала этой сферы является новой задачей системы образования.
В целом система образования г.о. Троицк может и должна стать культурообразующим средством консолидации городского сообщества.
Укрепление роли Троицка как центра культуры и образования в образовательной системе новой Москвы требует занятия лидирующих позиций в процессах модернизации образования через разработку и распространение новых образовательных технологий, создание площадок обмена передовыми практиками образования.
Цели программы
Повышение доступности качественного образования, создающего условия для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе.
Задачи программы
1. Комплексное развитие сети образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования;
2. Обеспечение доступности качественного образования в образовательных учреждениях г.о. Троицк на основе введения федеральных государственных образовательных стандартов независимо от территории проживания и состояния здоровья;
3. Внедрение современных стандартов качества образования ("Московского стандарта качества образования"), инструментов его независимой и прозрачной для общества оценки, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий и достижение обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике;
4. Модернизация процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников системы образования, обеспечивающего рост их профессиональной компетентности;
5. Создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях творческой деятельности;
6. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, развития психолого-педагогической, медико-педагогической и социальной поддержки их образовательной деятельности;
7. Становление единого образовательного пространства на основе использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий;
8. Создание механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие системы воспитания и дополнительного образования детей на основе использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов г.о. Троицк; обеспечение эффективности управления системой образования г.о. Троицк.
Сроки и этапы и реализации программы
Программа реализуется в один этап: 01.01.2014-31.12.2016
Основные направления программы (подпрограммы)
1. "Обеспечение доступности и качества дошкольного образования во всех образовательных организациях г.о. Троицк"
Цель: развитие вариативных подходов к решению проблемы обеспечения доступности и качества дошкольного образования.
Механизмы реализации включают 13 мероприятий.
1. Использование ресурсов социокультурной среды г.о. Троицк для социализации и развития детей.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
поддержку проектов использования социокультурной среды городского округа (музеи, библиотеки, парки и др.) в образовании и социализации детей дошкольного возраста;
организацию взаимодействия с общественными организациями (ветеранскими, молодежными, творческими и др.).
2. Развитие кадровых ресурсов дошкольного образования.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
комплекс мер по обеспечению потребностей системы дошкольного образования в педагогических кадрах (воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды и др.);
подготовку педагогических кадров для дошкольных образовательных организаций (включая педагогов групп предшкольной подготовки) с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
внедрение модели адресного финансирования повышения профессиональной квалификации, стажировок педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций на основе индивидуального плана профессионального развития с возможностью выбора модулей обучения;
развитие профессионального сообщества (городских методических объединений, творческих групп и др.) педагогов дошкольных образовательных организаций, в частности, для осуществления экспертной оценки в системе образования.
3. Введение новых инструментов оценки и стимулирования качества дошкольного образования.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
внедрение современной модели оценки качества работы дошкольных образовательных организаций и отдельных педагогов;
разработку и введение механизмов, обеспечивающих выплату стимулирующих надбавок работникам дошкольных образовательных организаций в зависимости от качества работы;
развитие системы поддержки лучших педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций (премии, гранты, конкурсы).
4. Создание механизмов обеспечения высокого качества дошкольного образования.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
введение ФГОС ДОО и Московского стандарта качества дошкольного образования;
проведение экспертизы программ развития, образовательных программ дошкольных образовательных организаций;
выявление и поддержка одаренных детей и детей с повышенной познавательной мотивацией;
создание стажировочных площадок по распространению лучших практик дошкольного образования для повышения квалификации и обмена инновационным опытом педагогов и педагогических коллективов;
проведение общественной экспертизы качества образования в дошкольных образовательных организаций на основе ФГОС ДОО, Московского стандарта качества дошкольного образования;
подготовку и размещение в сети Интернет информационно-аналитических материалов, отражающих реализацию ФГОС ДОО, Московского стандарта качества дошкольного образования.
5. Развитие вариативных моделей развития и социализации детей дошкольного возраста.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
распространение модели комплексного предоставления услуг по развитию и социализации детей дошкольного возраста (лекотека, служба ранней помощи, центр игровой поддержки, группы с различным режимом работы, группы оздоровительной и комбинированной направленности и др.) внедрение модели детского сада с филиалами, в том числе расположенными на первых этажах жилых и (или) в отдельном здании другого микрорайона города Троицка;
предоставление семьям с детьми до 3 лет услуг по консультированию и психолого-педагогической помощи детям.
6. Создание городской системы мониторинга доступности услуг в сфере дошкольного образования.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
проведение мониторингов удовлетворенности потребности населения в услугах в сфере дошкольного образования;
изучение запросов родителей детей дошкольного возраста на образовательные услуги, предоставление услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста с учетом актуальной потребности.
7. Реализация комплекса мер по созданию новых мест для детей дошкольного возраста в системе образования за счет строительства новых зданий и пристроек, реконструкции зданий и рационального использования помещений, возвращения в систему образования зданий бывших детских садов.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
строительство зданий дошкольных образовательных организаций;
строительство пристроек к общеобразовательным организациям города Троицка с целью создания образовательных комплексов или создания дополнительных мест для детей дошкольного возраста;
открытие дошкольных групп на базе образовательных организаций дополнительного образования, общеобразовательных организациях и др.
8. Создание условий для предоставления образовательных услуг в системе дошкольного образования с использованием негосударственных организаций и частно-государственного партнерства.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
стимулирование развития негосударственного сектора услуг по развитию и социализации детей дошкольного возраста.
9. Обеспечение в дошкольных образовательных организациях необходимых условий для организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
проведение капитального и текущего ремонта дошкольных образовательных организаций, приобретение оборудования, мебели, оснащение информационно-коммуникационными средствами для обеспечения образовательной и управленческой деятельности, осуществление комплекса противопожарных мероприятий.
10. Реализация механизмов обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе компенсация части родительской платы при предоставлении услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, в том числе за детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
открытие комплекса по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья
разработку и утверждение регламента по оказанию образовательных услуг детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
создание специальных условий обучения (воспитания) для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях;
разработку нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность психолого-медико-педагогических комиссий;
разработку и внедрение непрерывных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста;
оснащение рабочих мест учителей-логопедов персональными компьютерами и мультимедийным оборудованием;
разработку и развитие системы индивидуального сопровождения деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
11. Внедрение новых финансово-экономических механизмов, стимулирующих повышение качества и эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
разработку и поэтапное внедрение механизма зависимости объемов финансирования от качества и результативности оказания услуг (выполнения работ) и мотивации дошкольных образовательных организаций к эффективному использованию средств.
12. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них культуры здорового образа жизни.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
разработку регламента межведомственного взаимодействия с учреждениями здравоохранения города Троицка с целью сохранения и укрепления здоровья детей (на основе анализа данных ежегодной диспансеризации и медицинского сопровождения);
развитие в дошкольных образовательных организациях системы мониторинга здоровья детей и определения их функциональных возможностей;
поддержку дошкольных образовательных организаций, реализующих здоровьеформирующие технологии и методики воспитания культуры здорового образа жизни;
оснащение дошкольных образовательных организаций оборудованием для занятий физкультурой;
совершенствование организации питания детей дошкольных образовательных организаций.
13. Развитие государственно-общественного управления в системе дошкольного образования.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
создание системы информирования населения г.о. Троицк о разных формах дошкольного образования и обеспечение прозрачности комплектования дошкольных образовательных организаций с использованием современных информационных технологий;
развитие инструментов информирования населения и получения обратной связи о качестве образования в дошкольных образовательных учреждениях и организациях (интернет-сайты, публичные доклады и др.);
поддержку в дошкольных образовательных организациях органов государственно-общественного управления, наделенных реальными полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования, кадровой политики;
создание информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей повышение родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей.
2. "Внедрение механизмов обеспечения высокого качества образования через введение федеральных государственных стандартов и внедрения московского стандарта качества"
Цель: обеспечение перехода образовательных учреждений к стратегии социального проектирования и конструирования, подготовки обучающихся к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода.
Механизмы реализации включают 3 мероприятия.
1. Разработка и внедрение основных образовательных программ разных ступеней образования.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
формирование единого образовательного пространства в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных организаций;
совершенствование нормативно-правового обеспечения введения ФГОС образования всех ступеней (локальные акты, должностные инструкции, положения);
обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
создание информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей повышение родительской компетентности в вопросах ФГОС;
проведение экспертизы основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
2. Реализация планируемых результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО и Московским стандартам качества.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
совершенствование системы внеурочной деятельности образовательных организаций, в том числе и за счет реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций, организаций культуры и спорта, научно-исследовательских институтов Троицка;
поддержку общеобразовательных организаций и их инновационных сетей, обеспечивающих построение индивидуальной образовательной траектории в рамках урочного и внеурочного компонентов (в том числе, в условиях предпрофильного и профильного обучения), обучающихся;
поддержку общеобразовательных организаций, обеспечивающих Московский стандарт качества образования;
поддержку общеобразовательных организаций, обеспечивающих максимальный прогресс индивидуальных образовательных достижений для всех групп учащихся;
поддержку общеобразовательных организаций и их инновационных сетей, реализующих проекты внедрения современных образовательных технологий и совершенствование содержания, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для жизни и работы в инновационной экономике (развитие метапредметных компетенций, креативности, компетентностей социального и межкультурного взаимодействия, ИКТ-компетентности, владение иностранными языками).
3. Обеспечение ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС ДОО, ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО и Московским стандартам качества.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
создание и развитие портала информационно-образовательных ресурсов для сопровождения внедрения ФГОС, включая базу данных и электронное портфолио педагогических работников, экспертов и консультантов в сфере образования;
обеспечение ресурсного потенциала в ходе введения ФГОС (кадрового, научного, программно-методического, материально-технического);
создание стажировочных площадок для распространения лучших практик.
3. "Развитие кадрового потенциала системы образования г.о. Троицк"
Цель: формирование условий для развития кадрового потенциала в рамках модернизации системы образования.
Механизмы реализации включают 3 мероприятия.
1. Реализация механизмов развития кадрового потенциала системы общего образования, обеспечивающих удовлетворение потребностей в квалифицированных кадрах, реализацию ФГОС и содержательных приоритетов системы образования города Троицка.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
комплекс мер по обеспечению потребностей системы общего образования в педагогических кадрах (учителя, педагоги-психологи, учителя-логопеды и др.);
совершенствование системы научно-методического обеспечения и стимулирования развития профессиональной компетентности педагогических кадров;
оптимизацию структуры и совершенствование содержания профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
внедрение механизмов привлечения лучших студентов, аспирантов, молодых педагогов, специалистов, не являющихся профессиональными педагогами, для работы в образовательных учреждениях;
развитие системы выявления, изучения, обобщения и распространения (диссеминации) позитивных образцов и результатов инновационной деятельности руководящих и педагогических работников;
реализацию совместной программы с педагогическими высшими учебными заведениями города Москвы, основанной на освоении профессиональных компетенций включающих значительный компонент практических занятий на стажировочных площадках в течение всех лет обучения;
поддержку программ развития кадрового потенциала образовательных организаций;
поддержку создания и деятельности сетевых профессиональных педагогических сообществ;
реализацию комплекса мер по охране труда педагогов.
2. Стимулирование высокого качества работы и профессионального развития педагогов через введение уровневых стандартов профессиональных компетенций, новой системы оплаты труда и аттестации.
Реализация данного мероприятия включает, в том числе:
внедрение модели и инструментария оценки качества работы и аттестации педагогов на основе уровневых стандартов профессиональных компетенций, индивидуальной динамики образовательных результатов обучающихся с участием профессионального сообщества;
поддержку педагогических работников, ученики которых демонстрируют высокие учебные и внеучебные достижения, обеспечивающих максимальный прогресс индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
поддержку инновационных проектов педагогов;
организацию конкурсов профессионального мастерства на основе независимой экспертизы с участием профессионального сообщества;
реализацию модели адресного финансирования повышения профессиональной квалификации, стажировок педагогов на основе индивидуального плана профессионального развития на площадках, обеспечивающих трансляцию лучших образовательных практик (в т.ч. в субъектах Российской Федерации, за рубежом), в научных и культурных организациях, в компаниях и государственных организациях разных секторов;
создание новых возможностей для карьерного роста педагогов, в т.ч. путем их вовлечения в отдельные области деятельности (наставничество, исследования, экспертизу, социальные проекты).
3. Укрепление кадрового потенциала управления в системе образования.
Реализация данного мероприятия включает, в том числе:
разработку и реализацию программ подготовки и повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций;
организацию стажировок на площадках в городе Москве, в других регионах и за рубежом через программы индивидуального профессионального развития;
разработку и внедрение механизмов, обеспечивающих формирование кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций и сопровождение их профессионального развития;
развитие профессионального сообщества управленцев системы образования.
4. Направление "Совершенствование системы поддержки талантливых детей"
Цель: создание условий для совершенствования системы поддержки талантливых детей.
Механизмы реализации включают 2 мероприятия.
1. Формирование комплексной системы выявления и поддержки одаренных и высокомотивированных обучающихся.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
выявление и сопровождение детской одаренности на основе привлечения современного инструментария психологической диагностики;
создание и поддержку сетевых объединений общеобразовательных организаций по работе с одаренными детьми;
поддержку проведения конкурсов и олимпиад, участия в международных и российских мероприятиях для одаренных и высокомотивированных детей;
формирование системы дистанционной поддержки одаренных детей;
развитие системы стимулирования одаренных детей (выплата стипендий, премий, грантов и др.);
создание многопрофильной образовательной организации для одаренных детей.
2. Реализация вариативных моделей дополнительного образования детей, обеспечивающих доступность качественных услуг, обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с потребностями населения и задачами развития г.о. Троицк.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
расширение спектра услуг дополнительного образования, предоставляемых общеобразовательными организациями;
реализацию программ дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий;
развитие альтернативных форм предоставления услуг дополнительного образования детей (в т.ч. на основе государственно-частного партнерства);
поддержку проектов: развития научно-практического дополнительного образования детей, направленного на формирование технологической и проектной культуры обучающихся социально-экономической направленности, формирующих у детей и подростков финансовую грамотность и культуру предпринимательства.
5. Направление "Создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни"
Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, вовлечения обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом.
Механизмы реализации включают 2 мероприятия.
1. Реализация современных моделей охраны и укрепления здоровья обучающихся, формирования культуры здоровья, профилактики употребления табака, алкоголя и наркотиков.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
оснащение образовательных организаций оборудованием для занятий физкультурой и спортом, специальной мебелью, оборудованием для медицинского сопровождения, для организации питания и др.;
стимулирование использования спортивных залов и площадок в свободное от учебы время для занятий физкультурой и спортом;
поддержку общеобразовательных организаций и их инновационных сетей, реализующих проекты формирования культуры здоровья, профилактики употребления табака, алкоголя и наркотиков;
формирование эффективного, конкурентного и прозрачного рынка организации питания, обеспечивающего соответствие принципа здорового питания детей и удовлетворенность потребителей данной услугой;
реализацию программ формирования культуры здорового питания у участников образовательного процесса;
повышение профессионального уровня кадрового состава работников пищеблоков, медицинских работников;
привлечение детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом, в том числе за счет увеличения числа спортивных секций в общеобразовательных учреждениях.
2. Введение стандартов качества услуг и деятельности всех звеньев психологической службы в системе образования г.о. Троицк, обеспечивающих доступность и качества психологических услуг всем участникам образовательного процесса.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
создание системы методического обеспечения деятельности всех звеньев службы практической психологии образования;
введение регламентов деятельности всех звеньев психологической службы;
развитие системы ранней диагностики развития детей, профилактики и коррекции нарушений в развитии;
развитие системы экстренной психологической помощи субъектам образовательного процесса;
реализацию программ, направленных на сохранение психологического здоровья педагогов.
6. "Развитие школьной инфраструктуры, соответствующей современным требованиям"
Цель: создание условий для развития школьной инфраструктуры, соответствующей требованиям ФГОС и Московского стандарта качества.
Механизмы реализации включают 4 мероприятия.
1. Удовлетворение потребностей населения в получении услуг общего образования по месту жительства путем строительства и реконструкции объектов недвижимости.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
строительство и реконструкцию объектов недвижимости системы общего образования, приобретение оборудования для новых и реконструированных зданий системы общего образования.
2. Обеспечение современных требований к условиям организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях через капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования, учебников и учебно-наглядных пособий.
Реализация данного мероприятия включает, в том числе:
организацию капитального и текущего ремонта образовательных организаций;
осуществление комплекса мер по оснащению образовательных учреждений современных образовательным оборудованием;
осуществление комплекса противопожарных мероприятий, обеспечение общеобразовательных организаций средствами защиты органов дыхания, ремонт защитных сооружений гражданской обороны;
приобретение учебников и учебно-наглядных пособий в соответствии с рекомендованным перечнем.
3. Обеспечение возможностей выбора различных форм получения общего образования и повышение их эффективности через совершенствование нормативного регулирования, информационную и методическую поддержку.
4. Повышение эффективности и индивидуализация образовательного процесса через развитие современной технологической и информационной образовательной среды.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
оснащение общеобразовательных организаций компьютерной техникой и оргтехникой, цифровыми естественнонаучными лабораториями, современным оборудованием кабинетов физики, химии, биологии;
поддержку общеобразовательных организаций и их сетей, реализующих проекты развития современной технологической и информационной образовательной среды, использования ИКТ для повышения эффективности и индивидуализации образовательного процесса.
7. "Формирование основы для развития самостоятельности школ и эффективного сетевого взаимодействия"
Цель: создание условий для развития самостоятельности школ и формирования основы обеспечения сетевого взаимодействия.
Механизмы реализации включают 2 мероприятия.
1. Внедрение новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, стимулирующих повышение качества услуг и эффективности деятельности общеобразовательных организаций.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
создание условий и порядка применения механизма финансирования за счет целевых субсидий и бюджетных субвенций;
обеспечение перехода к финансированию оказания образовательных услуг и выполнения работ в соответствии с муниципальным заданием на основе установления расчетно-нормативных затрат;
поддержка образовательных организаций имеющих договоры о сотрудничестве с образовательными организациями, организациями культуры и спорта города Троицка, Москвы и других регионов.
2. Внедрение моделей взаимодействия общеобразовательных учреждений и общественности, обеспечивающих информационную прозрачность и обратную связь, вовлечение родителей в образовательный процесс и управление общеобразовательными организациями.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
внедрение инструментов обеспечения информирования населения и получения обратной связи об образовательном процессе и качестве деятельности образовательных организаций (интернет-сайты, публичные доклады, электронный журнал, дневник, видеонаблюдение и др.);
поддержку и сопровождение деятельности управляющих советов общеобразовательных учреждений;
поддержку общеобразовательных организаций, реализующих проекты вовлечения родителей в образовательные, творческие и досуговые программы;
организацию взаимодействия с общественными (в т.ч. родительскими) объединениями, оказание поддержки инициатив общественных объединений в образовании и социализации детей;
обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по государственно-общественному управлению образованием.
8. "Развитие единой муниципальной информационной системы в сфере образования"
Цель направления: создание условий для развития единой муниципальной информационной системы образования.
Механизмы реализации включают 1 мероприятие.
1. Развитие единой информационной системы образования, обеспечивающей развитие ИТ-компетентностей всех участников образовательного процесса.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам в электронной форме;
создание условий для минимизации отчетности при одновременном повышении ответственности посредством внедрения электронного документооборота;
введение обязательной публичной отчетности образовательных учреждений.
9. "Развитие муниципальной системы оценки качества образования в соответствии с современными требованиями"
Цель: обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное).
Механизмы реализации включают 1 мероприятие.
1. Создание эффективной системы оценки качества общего образования с опорой на внутришкольные механизмы мониторинга качества, современные (в том числе международные) инструменты оценки образовательных достижений.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
создание единой информационной системы комплексного автоматизированного мониторинга образования как основы для принятия решений на всех уровнях системы управления качеством;
внедрение новых форм оценивания образовательных результатов обучающихся и учета их динамики в целях индивидуализации образования, поддержки учебной мотивации и образовательной активности обучающихся;
поддержку участия общеобразовательных организаций Троицка в федеральных и международных исследованиях качества;
проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников в условиях введения единой независимой системы оценки качества образования;
совершенствование системы мониторинга качества образования в общеобразовательных учреждениях;
разработка, апробация и внедрение моделей независимой системы оценки результатов дошкольного и дополнительного образования.
10. "Совершенствование воспитательной работы"
Цель: создание условий для совершенствования воспитательной работы.
Механизмы реализации включают 2 мероприятия.
1. Повышение эффективности системы воспитательной работы на муниципальном уровне и на уровне образовательных организаций, обеспечивающий высокий уровень развития социальных и личностных компетентностей.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
выявление, обобщение и распространение позитивного опыта и результатов деятельности, направленной на духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание обучающихся;
вовлечение обучающихся в волонтерскую деятельность, социально значимые проекты по актуальным проблемам городского развития (помощь социально незащищенным группам населения, экологические проекты и др.);
реализация современных моделей организации образования, отдыха и оздоровления детей в каникулярное время.
2. Внедрение механизмов использования социокультурных, интеллектуальных и физкультурно-спортивных ресурсов городского округа в социализации и образовании школьников, усиления образовательного потенциала досуговой инфраструктуры.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
организацию образовательного процесса с использованием ресурсов социокультурной среды города (музеи, концертные залы, театры, парки и др.);
использование городской инфраструктуры (стадионы, бассейны и другие спортивные сооружения) для организации занятий обучающихся физкультурой и спортом;
создание условий для включения внеурочных занятий в НИИ и др. организациях г.о. Троицка (в том числе в лабораториях, учебно-производственных мастерских и библиотеках) в образовательные траектории в старшей школе.
11. "Формирование моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья"
Цель: совершенствование системы специального образования города Троицка посредством обеспечения организационно-методического сопровождения инновационной деятельности учреждений, направленной на успешное введение в культурное и социальное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья.
Механизмы реализации включают 1 мероприятие.
1. Формирование и реализация механизмов обеспечения доступности качественных образовательных услуг общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья, преемственности и непрерывности их психолого-педагогического сопровождения.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
создание единой межведомственной базы данных детей-инвалидов, позволяющей получить наиболее полную информацию о потребностях ребенка-инвалида в реабилитационных, медицинских, социальных, образовательных и прочих услугах и ходе реализации этих потребностей с учетом рекомендаций специалистов из всех областей социальной сферы (педагогов, медицинских работников, социальных работников) и обязательной защите персональных данных;
развитие информационной среды, обеспечивающей эффективное применение дистанционных образовательных технологий для обучения детей-инвалидов и детей, не посещающих школу из-за ограничений здоровья;
поддержку общеобразовательных организаций, реализующих эффективные программы инклюзивного образования;
обеспечение корректировки индивидуальных маршрутов образовательных учреждений по внедрению инновационных моделей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом обновления содержания образования и повышения его качества;
распространение моделей формирования культуры безопасного образа жизни;
развитие системы и проведение мониторинга психолого-педагогического сопровождения и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
12. "Совершенствование системы управления образованием г.о. Троицк"
Цель: совершенствование системы управления образованием г.о. Троицк посредством обеспечения организационно-нормативного сопровождения деятельности образовательных организаций.
Механизмы реализации включают 8 мероприятий.
1. Формирование оптимальной функциональной системы управления образованием.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования;
развитие механизмов участия институтов гражданского общества и родительской общественности в формировании, экспертизе и контроле реализации управленческих решений на городском уровне.
2. Организационно-техническое обеспечение деятельности системы управления образованием.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
автоматизацию и информатизацию административно-хозяйственной деятельности в сфере управления образованием;
создание информационно-коммуникационной среды для реализации управленческих решений.
3. Организация контроля в системе образования.
4. Развитие механизмов информирования и обратной связи системы образования с населением.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
развитие сайта (портала) Управления образования г.о. Троицк, обеспечивающих информирование и обратную связь с населением, обеспечение полноты и своевременности размещения на них информации, удобство использования;
введение практики публичной отчетности Управления образования г.о. Троицк (подготовка ежегодных докладов о состоянии и перспективах развития городской системы образования);
организация взаимодействия со СМИ по вопросам информирования населения;
проведение социологических опросов населения и профессионального сообщества;
издание информационных справочников, буклетов, брошюр, плакатов для населения.
5. Организационно-методическое и информационное сопровождение деятельности образовательных организаций и работников образовательных организаций.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
модернизацию деятельности городской методических служб;
формирование культуры и механизмов обмена знаниями в системе образования (сетевые сообщества, форумы, конференции);
издание научно-практических журналов и методической литературы для педагогов;
организацию и проведение общегородских мероприятий для работников образования.
6. Информационное и экспертно-аналитическое обеспечение управления качеством услуг в сфере образования.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
модернизацию системы статистики образования, издание статических и информационно-аналитических материалов;
проведение аналитических работ по актуальным проблемам развития системы образования г.о. Троицк;
организацию и проведение экспертиз образовательных программ, учебных пособий, научно-методических пособий, учебно-методических пособий.
7. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности в сфере образования.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
нормативное, организационное и информационное обеспечение деятельности инновационных площадок и сетей в системе образованиям;
мониторинг и экспертизу результативности и эффективности инновационной деятельности в системе образования.
8. Развитие сотрудничества системы образования г.о. Троицк с системами образования других регионов и стран.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
развитие образовательной инфраструктуры, обеспечивающей привлечение и качественные условия для работы высококвалифицированных специалистов в рамках задач создания в Троицке "Академии наук";
развитие экспорта образовательных услуг образовательных организаций г.о. Троицк.
Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы
Целевые индикаторы и показатели программы, методика оценки ее эффективности
Реализация Программы позволит обеспечить гражданам города Троицка независимо от их социального, имущественного статуса и состояния здоровья доступность качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития города Троицка.
Целевые индикаторы и показатели Целевой программы:
Показатель (индикатор) |
Целевое значение (2016 год) |
Удельный вес семей с детьми от 1 года до 3 лет получивших услуги по консультированию и психолого-педагогической помощи детям, % |
60 |
Удельный вес детей в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных разными формами дошкольного образования и развития, в общей численности детей дошкольного возраста, проживающих в городе Троицка и нуждающихся в разных формах образования и развития, % |
100 |
Удельный вес детей дошкольного и школьного возраста, обучающихся по новым образовательным стандартам, % |
60 |
Доля обучающихся по ФГОС,% |
100 |
Доля обучающихся, принимающих участие в мероприятиях (олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, конференциях) муниципального, городского, всероссийского и международного уровней различной направленности, от общего числа обучающихся, % |
75 |
Доля победителей и призеров мероприятий (олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций) городского, всероссийского и международного уровней от общего числа обучающихся, % |
65 |
Удельный вес числа учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность выбора профильного курса из всех предметных областей, в общем числе учащихся старших классов города Троицка, % |
100 |
Удельный вес числа детям с ограниченными возможностями здоровья, которым обеспечен доступ к базовым образовательным услугам общего образования и услугам психолого-педагогической помощи, в общем числе детей с ограниченными возможностями здоровья города Троицка, % |
100 |
Удельная доля муниципальных образовательных организаций, в которых организована качественная услуга психологической помощи всем обучающимся, испытывающим потребность в данных услугах, % |
100 |
Удельная доля муниципальных образовательных организаций, в которых введена независимая оценка качества на всех уровнях и направлениях образования, % |
100 |
Рост численности педагогов и других работников образовательных учреждений, участвующих в программах повышения квалификации в текущем периоде по отношению к базовому периоду (2013), % |
200 |
Удельный вес числа общеобразовательных организаций, использующих в образовательном процессе ресурсы организаций города Троицка (научной, технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной, творческой направленности, а также организаций, способствующих развитию институтов гражданского общества) на основе договоров о сотрудничестве в общем числе общеобразовательных учреждений, % |
100 |
Удельная доля муниципальных образовательных организаций, в которых внедрена эффективная система управления качеством образования, % |
100 |
Удельная доля муниципальных образовательных организаций, в которых обеспечен свободный доступ граждан к информации, а так же возможности повышения своей компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды системы образования города Троицка, % |
100 |
Удельная доля муниципальных образовательных организаций, в которых средняя заработная плата педагогов не ниже средней заработной платы по экономике в городе Москве, % |
100 |
Удельная доля муниципальных образовательных организаций, в которых создана стажировочная и (или) инновационная площадка, % |
60 |
Удельная доля муниципальных образовательных организаций, в которых создан орган самоуправления, реализующего государственно-общественный характер управления, участвующего в решении вопросов стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, % |
100 |
Долгосрочный эффект реализации Программы будет выражен в повышении открытости деятельности учреждений, расширении общественного участия в управлении образованием и создании необходимых предпосылок для дальнейшего самостоятельного развития образовательных учреждений.
Оценка эффективности реализации Программы проводится путем анализа показателей, позволяющих определить качество выполнения мероприятий, степень решения задач и достижения целей.
Методика оценки эффективности Программы включает в себя проведение ежегодного анализа целевых индикаторов и показателей, выявление отклонений фактических показателей от плановых, установление причин указанных отклонений.
В качестве основных показателей эффективности мероприятий Программы использованы следующие индикаторы: достижение показателей цели и задач Программы не менее чем на 90%, отклонение фактических результатов от плановых не более чем на 10% по каждому показателю.
Показатели результатов реализации цели, задач и мероприятий Целевой программы представлены в Приложении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.