Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
в адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Марко-МФ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО "Аэрофлот" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на изготовление и поставку форменной обуви для членов кабинных экипажей и работников наземных служб ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" (реестровый N 31401154090) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:
1. в отсутствии на официальном сайте протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Закупке;
2. в отсутствии порядка оценки заявок на участие в Закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика утверждено советом директоров Заказчика, протокол от 30.01.2014 N 13 (далее - Положение о закупке).
Извещение и Закупочная документация были размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gоv.ru (далее - Официальный сайт) 14.05.2014. Датой окончания подачи заявок является 28.05.2014, датой подведения итогов Закупки является 26.06.2014.
1. Согласно пункту 15.8 Положения о закупке вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений не является публичной процедурой. Оформление соответствующего протокола конкурсной комиссией не производится.
На заседании Комиссия установила, что согласно Положению о закупке у Заказчика отсутствует обязанность оформления протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии на официальном сайте протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Закупке является необоснованным.
2. Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке от 21.08.2014 N 194/2014 победителем Закупки (лоты NN 1-5) признано ООО "ТД МИР", второе место - ООО "БТК групп".
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 15.9.1 Положения о закупке оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляется, в порядке, оговоренном п. 8.9 Положения о закупке.
Согласно пункту 8.9.8.1 Положения о закупке оценка осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 8.9.8.2 Положения о закупке в составе конкурсной документации должны быть указаны как критерии оценки и сопоставления заявок, так и их веса, а также порядок оценки и сопоставления заявок в соответствии с указанными критериями.
В соответствии с пунктом 4.2.1 Закупочной документации при рассмотрении и оценке Предложений Заказчик будет руководствоваться следующими критериями (перечень которых не является обязательным и (или) исчерпывающим для Заказчика; Заказчик оставляет за собой право по собственному усмотрению выбрать Предложения, которые соответствуют целям, задачам и интересам Заказчика):
- стоимость товара;
- возможность поставки, как минимальным количеством, так и партии, в максимально сжатые сроки поставок;
- отсрочка платежей;
- соответствие требованиям Технического задания;
- результаты опытной носки;
- надежность Участника и/или связанных с ним фирм в части выполнения своих обязательств по предыдущим договорам, если таковые имеются (качество работ, соблюдение сроков и графиков и т.д.);
- наличие профессиональных наград, премий, рекомендаций (дополнительный критерий - оценивается отдельно).
Примечание:
Опытная носка производится в течение 20 календарных дней. По результатам опытной носки, на основании полученных заключений, возможно внесение изменений и доработка моделей обуви.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, порядок оценки заявок в Закупочной документации отсутствует, информация о максимально возможном присвоении количества баллов по критериям оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе отсутствует, также отсутствуют весовые значения критериев оценки, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.
Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников не свидетельствует о том, что такие критерии и правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах, содержания и значимости критериев оценки заявок в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.
Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).
Таким образом, жалоба Заявителя признается обоснованной в части отсутствия порядка оценки заявок на участие в Закупке. В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 8.9.8.2 Положения о закупке.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия, решила:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 8.9.8.2 Положения о закупке.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 15 сентября 2014 г. N 1-00-1308/77-14 "По делу о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров"
Текст решения официально опубликован не был