В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. N 669, на основании заявления ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" (регистрационный номер вх. N ФСТ-4679-31 от 24.02.2014 г.) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Региональной энергетической комиссией Вологодской области, рассмотрев представленные со стороны ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" и Региональной энергетической комиссии Вологодской области материалы, связанные с оспариванием в досудебном порядке приказов Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 20.11.2013 г. N 484 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" для потребителей городского поселения Вожегодское и сельских поселений Кадниковское, Явенгское Вожегодского района", от 20.11.2013 г. N 485 "Об установлении тарифов на водоотведение ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" для потребителей городского поселения Вожегодское и сельских поселений Кадниковское, Явенгское Вожегодского района", установлено следующее.
В поданном заявлении о досудебном рассмотрении спора ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" заявляет требование к Региональной энергетической комиссии Вологодской области признать экономически обоснованными и подлежащими учету в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год расходы по статьям затрат: "Расходы на оплату труда" - 2 823,50 тыс. руб. (водоснабжение), 2 205,20 тыс. руб. (водоотведение), "Общехозяйственные расходы" - 1 909,70 тыс. руб. (водоснабжение), 1 043,50 тыс. руб. (водоотведение), а также объемные показатели в сфере водоотведения в размере 248,742 .
Проведенный анализ представленных со стороны Региональной энергетической комиссии Вологодской области в адрес ФСТ России письмом (исх. N 636 от 13.03.2014 г., вх. N 4-3422 от 07.04.2014 г.) экспертных заключений по делам об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год для ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" в разрезе оспариваемых в досудебном порядке статей расходов и объемных показателей установил следующее.
Согласно информации, приведенной Региональной энергетической комиссией Вологодской области в разделах "Анализ производственно-хозяйственной деятельности за отчетный период" на стр. 1 экспертных заключений по делам об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, регулирующим органом был использован метод экономически обоснованных расходов (затрат) в процессе расчета и установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" на 2014 год.
В случае применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) расчет соответствующих тарифов должен осуществляется региональным органом регулирования с учетом всех экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых регулируемой организации для реализации инвестиционных и производственных программ на основании соответствующих документальных обоснований.
В соответствии с п. 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 (далее - Правила регулирования тарифов), экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
В соответствии с п. 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 (далее - Основы ценообразования), при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В соответствии с п. 34 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 15.02.2011 г. N 47 (далее - Методические указания) и действовавших на момент установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" на 2014 год, для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями.
Анализ, приведенный Региональной энергетической комиссией Вологодской области в разделах "5. Расходы на оплату труда" на стр. 2 экспертных заключений по делам об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, содержит информацию о том, что расходы на оплату труда для ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" были определены (рассчитаны) регулирующим органом на первое полугодие 2014 года - без изменений по отношению к плановому фонду оплаты труда организации за 2013 год, а на второе полугодие 2014 года - путем индексации планового фонда оплаты труда организации за 2013 год на индекс потребительских цен на 2014 г.
Таким образом, Региональной энергетической комиссией Вологодской области в процессе определения (расчета) расходов по данной статье затрат не учитывались положения п. 52 Основ ценообразования, предусматривающие необходимость произведения соответствующих расчетов с учетом федерального и (или) регионального отраслевого тарифного соглашения (далее - ОТС) в жилищно-коммунальном хозяйстве, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, при этом, рассчитанный Региональной энергетической комиссией Вологодской области вышеуказанным способом фонд оплаты труда ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" на 2014 год предусматривает повышение расходов по данной статье затрат только во втором полугодии 2014 года, что не предусмотрено положениями действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.
Помимо этого, разделы "5. Расходы на оплату труда" экспертных заключений не содержат ссылок на представленные со стороны ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" обосновывающие материалы, на основании которых Региональной энергетической комиссией Вологодской области должны были производиться прямым счетом соответствующие расчеты экономически обоснованных расходов на оплату труда на 2014 год.
Также, в рамках рассмотрения досудебного спора Региональная энергетическая комиссия Вологодской области письмом (исх. N 636 от 13.03.2014 г., вх. N 4-3422 от 07.04.2014 г.) представила в адрес ФСТ России информацию, подтверждающую тот факт, что со стороны ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" в адрес Региональной энергетической комиссии Вологодской области в рамках тарифной кампании на 2014 год были своевременно и заблаговременно до момента установления тарифов (вх. 4771 от 28.05.2013 г.) представлены экономические обоснования (в т.ч. расчеты расходов на оплату труда, произведенные организацией прямым способом), которые должны были анализироваться (и в случае необходимости корректироваться) Региональной энергетической комиссией Вологодской области в процессе проведения экспертизы по делам об установлении соответствующих тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" и учитываться в процессе их установления на 2014 год.
На основании изложенного, произведенный Региональной энергетической комиссией Вологодской области анализ экономически обоснованных расходов "Вожегодское коммунальное хозяйство" по статье "Расходы на оплату труда" на 2014 год не может быть признан объективным и всесторонним, поскольку не соответствует в полной мере положениям действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.
ФСТ России указывает, что поскольку расчеты расходов на оплату труда по видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, выполненные в соответствии с положениями федерального отраслевого тарифного соглашения (с применением предложенных ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" расчетных показателей выплат (которые не превышают нормативные значения ОТС), а также фактической среднегодовой численности за последний истекший период (которая не превышает учтенное Региональной энергетической комиссией Вологодской области расчетное значение) и прямо рассчитанных на ее основе средних тарифных коэффициентов в разрезе видов деятельности (водоснабжение - 2 813,39 тыс. руб.; водоотведение - 2 477,53 тыс. руб.) превышают значения, учтенные регулирующим органом на 2014 год, то дополнительному учету в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" на 2014 год подлежат экономически обоснованные расходы в суммах: водоснабжение - 321,19 тыс. руб.; водоотведение - 446,63 тыс. руб.
С учетом признания экономически обоснованных размеров расходов по статье "Расходы на оплату труда" ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" на 2014 год: водоснабжение - 2 813,39 тыс. руб.; водоотведение - 2 477,53 тыс. руб., пропорциональные объемы экономически обоснованных расходов, подлежащих учету в тарифах 2014 г. на отчисления на социальные нужды, в размере ставки 30,2% от объема фонда оплаты труда (размер страховых взносов составил соответственно: в ПФР - 22%, ФСС - 2,9%, ФОМС - 5,1%, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - 0,2%) составили: водоснабжение - 849,64 тыс. руб.; водоотведение - 748,21 тыс. руб., что также превышает объемы расходов, учтенные Региональной энергетической комиссией Вологодской области.
С учетом изложенного, дополнительному учету в тарифах для ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" на 2014 год подлежат экономически обоснованные расходы на отчисления на социальные нужды в суммах: водоснабжение - 97,04 тыс. руб.; водоотведение - 134,91 тыс. руб.
Помимо этого, в соответствии с пп. е) п. 39 Основ ценообразования, в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются общехозяйственные расходы (в составе производственных расходов).
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н, счет 26 "Общехозяйственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом.
В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Согласно п. 14 Основ ценообразования, если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, то расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются.
Поскольку общехозяйственные расходы являются косвенными, и ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" осуществляет иные виды деятельности (в том числе и нерегулируемые), ФСТ России отмечает, что они должны учитываться в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения в соответствии с действующей на предприятии учетной политикой.
Анализ представленной со стороны ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" обосновывающей документации позволил установить, что организация помимо расходов для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом, планирует по данной статье затрат также и другие расходы, по сути не относящиеся к ним (прим. расходы по эксплуатации гаража, мастерских, услуги связи и банка, почтовые расходы, консультационно-информационные услуги), и учет которых по статье "Общехозяйственные расходы" в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" на 2014 год нецелесообразен и экономически необоснован с учетом положений действующего законодательства.
Региональная энергетическая комиссия Вологодской области произвела расчет расходов по статье "Общехозяйственные расходы" и учла их в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" на 2014 год исходя из имевшихся в ее распоряжении обосновывающих материалов (в том числе фактических данных за 2012 год по оборотно-сальдовым ведомостям), не допустив при этом нарушений действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, а также о бухгалтерском учете.
На основании вышеизложенных доводов, ФСТ России считает требования ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" по данной статье спора некорректными и не подлежащими удовлетворению, а подход Региональной энергетической комиссии Вологодской области - объективным и экономически обоснованным.
По статье спора "Объемы реализации услуг в сфере водоотведения" отмечается, что в соответствии с п. 29 Основ ценообразования тарифы на услуги водоотведения устанавливаются на основании расчетных объемов принятых сточных вод. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического приема сточных вод за последний отчетный год и динамики приема сточных вод за последние 3 года.
В соответствии с п. 20 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 15.02.2011 г. N 47, действовавших на момент установления тарифов на услуги водоотведения для ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" на 2014 год, прогнозный объем реализации услуг в сфере водоотведения на предстоящий период регулирования (2014 г.) должен был определяться Региональной энергетической комиссией Вологодской области на основании фактических данных прошлых лет организации за 2010-2012 гг. с учетом сложившейся динамики, а также прогнозов по подключению новых (реконструируемых) объектов капитального строительства.
ФСТ России не усматривает в действиях Региональной энергетической комиссии Вологодской области нарушений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в процессе определения и учета в установленных тарифах на услуги водоотведения на 2014 год объемных показателей реализации услуг в сфере водоотведения по причине непредставления со стороны регулируемой организации в адрес регулирующего органа на момент установления тарифов на 2014 год надлежащего экономического обоснования заявляемых объемов (в том числе отчетных форм, подтверждающих данные о динамике фактических показателей за прошлые регулируемые периоды), в связи с чем полагает требования ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" по данной статье спора необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
С учетом всех вышеизложенных доводов, в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, а также с учетом рассмотрения данного вопроса на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 24.10.2014 г. N СЗ-196) приказываю:
1. Частично удовлетворить требования ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство", изложенные в заявлении о досудебном рассмотрении спора с Региональной энергетической комиссией Вологодской области.
2. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения:
а) прекратить нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, выражающиеся в установлении приказами Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 20.11.2013 г. N 484, N 485 для ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" на 2014 год тарифов, экономическая обоснованность которых не подтверждена документально в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения;
б) в срок до 1 декабря 2014 года привести приказы Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 20.11.2013 г. N 484, N 485 в соответствие с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, установив экономически обоснованные ставки тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, при этом:
- дополнительно учесть при установлении тарифов на услуги водоснабжения для ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" на 2015 год неправомерно неучтенные экономически обоснованные расходы по статье "Расходы на оплату труда" в размере 321,19 тыс. руб., по статье "Отчисления на социальные нужды" в размере 97,04 тыс. руб.;
- дополнительно учесть при установлении тарифов на услуги водоотведения для ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" на 2015 год неправомерно неучтенные экономически обоснованные расходы по статье "Расходы на оплату труда" в размере 446,63 тыс. руб., по статье "Отчисления на социальные нужды" в размере 134,91 тыс. руб.
3. Отказать в остальной части заявленных ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" в заявлении о досудебном рассмотрении спора требований.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения письменно проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решений о приведении приказов Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 20.11.2013 г. N 484, N 485 в соответствие с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принимались данные решения;
- экспертных заключений по делам об установлении для ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год (с приложением сводных калькуляций затрат).
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 30 октября 2014 г. N 1867-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО "Вожегодское коммунальное хозяйство" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Региональной энергетической комиссией Вологодской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 21 ноября 2014 г. N 43