Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.
2. Евразийской экономической комиссии и государствам - членам Таможенного союза и Единого экономического пространства руководствоваться Концепцией, одобренной настоящим Решением, при разработке проекта международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.
3. Коллегии Евразийской экономической комиссии доложить о ходе работы над проектом международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения на заседании Совета Евразийской экономической комиссии в I квартале 2015 г.
4. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
От Республики
Беларусь
С. Румас
От Республики
Казахстан
Б. Сагинтаев
От Российской
Федерации
И. Шувалов
Концепция
проекта международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения
(одобрена решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 г. N 103)
В Концепции определяются цели, задачи, основные принципы, срок подготовки и особенности реализации Международного договора между государствами - членами Евразийского экономического союза о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - проект Договора, Договор).
Предпосылки разработки
Необходимость разработки отдельного международного договора, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов и членов семьи, предусмотрена частью 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о ЕАЭС). В соответствии с пунктом 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС "трудящийся государства-члена" - лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает.
В настоящее время одним из основных направлений развития интеграции является устранение барьеров на пути передвижения рабочей силы. Отсутствие или недостаточная правовая урегулированность вопросов пенсионного обеспечения при работе в других государствах-членах Союза является сдерживающим фактором при формировании общего рынка труда, в связи с этим вопрос пенсионного обеспечения трудящихся на территории государств-членов является актуальным.
По итогам заседания Совета Евразийской экономической комиссии 27 марта 2014 года Комиссии совместно со Сторонами было поручено определить основные подходы и принципы социального обеспечения трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз), а также разработать концепцию Договора в области пенсионного обеспечения.
В настоящее время основное отличие заключается в разных подходах финансирования пенсионной системы и распределения пенсионных средств. В Республике Беларусь и Российской Федерации страховые взносы уплачиваются работодателем, и преобладает солидарный принцип распределения. В Республике Казахстан пенсионные взносы удерживаются из доходов работника, и действует обязательная накопительная пенсионная система. Кроме того, системы пенсионного обеспечения отличаются структурно: пенсионный возраст, размеры и источники пенсионных отчислений и другие параметры.
Проблемными являются вопросы, возникающие с переводом и сохранением пенсионных прав при осуществлении трудовой деятельности и переезде граждан государств-членов ЕАЭС из одной страны в другую.
Цели и задачи разработки
Основная цель разработки проекта Договора - обеспечение равных прав в сфере пенсионного обеспечения, защита приобретенных трудящимися пенсионных прав на территории государств - членов ЕАЭС, а также развитие сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения между государствами - членами Союза.
Разработка проекта Договора между государствами членами ЕАЭС о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения предполагает решение следующих основных задач:
- пенсионное обеспечение граждан государств-членов должно осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства, в части уплаты страховых (обязательных пенсионных) взносов, а также приобретения и сохранения соответствующих пенсионных прав;
- учет государством-членом приобретенных гражданами пенсионных прав, на территориях государств-членов ЕАЭС, при определении права на пенсионное обеспечение, назначении пенсий в соответствии с положениями Договора и законодательства государства-члена;
- развитие сотрудничества между государствами-членами Союза в сфере пенсионного обеспечения, в том числе путем обмена информацией и документами между уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС, включая обмен в электронном виде.
Основные принципы
В отношении видов пенсий, согласованных Сторонами в рамках Договора, государство - член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение равный объему прав, предоставляемому гражданам этого государства-члена при аналогичных условиях.
Договор должен распространяться на все виды пенсий, предусмотренные в государствах - членах ЕАЭС, право на которые зависит от факта уплаты страховых (обязательных пенсионных) взносов.
Государство - член ЕАЭС должно гарантировать сохранение объема пенсионных прав граждан другого государства - члена ЕАЭС, приобретенных на его территории.
Договор не должен распространяться на отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих вооруженных сил и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, членов семьи, других лиц, приравненных к указанным категориям в части пенсионного обеспечения согласно специальному законодательству, а также на государственных служащих (в РФ - государственных гражданских служащих).
Действие Договора должно распространяться на отношения, регулируемые законодательством государств - членов ЕАЭС о пенсионном обеспечении, которое изменяет или дополняет положения, относящиеся к видам пенсий определенным в Договоре, в части расширения круга лиц, а также установления новых видов пенсионного обеспечения (страхования), если государства - члены ЕАЭС не договорятся об ином.
Предмет правового регулирования проекта Договора
Договором будут регулироваться правоотношения в сфере пенсионного обеспечения трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, а также лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования и членов семьи, включая лиц предпенсионного и пенсионного возраста, подпадающих под действие законодательства государств - членов ЕАЭС по следующим видам пенсий:
в Республике Беларусь: трудовая пенсия по возрасту;
в Республике Казахстан: накопительная пенсия;
в Российской Федерации: трудовая (страховая) пенсия по старости.
При подготовке Договора Сторонами необходимо предусмотреть правовое регулирование иных видов пенсий и пособий, в частности на трудовую (страховую) пенсию по инвалидности, трудовую (страховую) пенсию по случаю потери кормильца, социальную пенсию (в Республике Беларусь и Российской Федерации), накопительную пенсию (в Российской Федерации), выплаты на счет средств пенсионных накоплений (в Российской Федерации), за выслугу лет (в Республике Беларусь), социальные пенсии (в Российской Федерации и Республике Беларусь), государственное социальное пособие по инвалидности, по случаю потери кормильца (в Республике Казахстан), пенсионные выплаты при установлении инвалидности 1 и 2 групп бессрочно (в Республике Казахстан), пенсионные выплаты наследникам гражданина (в Республике Казахстан), пособие на погребение (в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации).
Социальная пенсия, государственное социальное пособие по инвалидности, по случаю потери кормильца будет назначаться и выплачиваться в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза.
В Договоре должны быть урегулированы вопросы учета и перевода приобретенных гражданами пенсионных прав к моменту назначения пенсии, а также базовые вопросы, связанные с административным применением Договора, сотрудничеством Сторон и информационным обменом.
Сроки подготовки проекта Договора
Разработка проекта Договора осуществляется в соответствии с Планом разработки актов в соответствии с Договором о ЕАЭС в течение 2015 года.
Вопросы административного характера применения норм Договора, относящихся к обмену документами, формулярами связи, контролю за выплатой пенсий, взаимодействию между компетентными учреждениями и другим элементам сотрудничества должны быть урегулированы в проекте Соглашения о применении Договора.
Основные результаты и последствия реализации
Реализация Договора будет способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества, устранению барьеров на пути свободного движения рабочей силы в пределах Союза, росту деловой активности путем предоставления гражданам государств-членов гарантий пенсионного обеспечения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В течение 2015 г. планируется разработать проект договора между государствами - членами ЕАЭС о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.
Договор будет регулировать правоотношения в сфере пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов, а также лиц, застрахованных в системе ОПС и членов семьи, включая лиц предпенсионного и пенсионного возраста, подпадающих под действие законодательства государств - членов. Имеются ввиду следующие виды пенсий: в Белоруссии - трудовая по возрасту, в Казахстане - накопительная, в России - трудовая (страховая) по старости.
Предполагается закрепить особенности предоставления иных сумм, в т. ч. пенсионных выплат при установлении инвалидности 1 и 2 групп бессрочно (в Казахстане), пособия на погребение (во всех 3 государствах).
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 г. N 103 "О Концепции международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения"
Настоящее решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования
Текст решения опубликован на сайте Евразийской экономической комиссии (http://www.eurasiancommission.org) 17 ноября 2014 г.