Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2014 г. N 83-АПГ14-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.
судей Абакумовой И.Д.и Александрова В.Н.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Брянской областной Думы на решение Брянского областного суда от 23 июня 2014 года, которым удовлетворено заявление прокурора Брянской области о признании недействующим абзаца второго пункта 2 статьи 6 Закона Брянской области от 4 ноября 1999 г. N 62-3 "О мировых судьях Брянской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
21 октября 1999 года Брянской областной Думой принят и подписан Главой администрации Брянской области 4 ноября 1999 года Закон Брянской области N 62-3 "О мировых судьях Брянской области" (далее - Закон), первоначальный текст которого был опубликован 18 ноября 1999 г. в издании "Брянские известия" N 179.
Согласно статье 6 указанного Закона отбор кандидатов на должность мирового судьи Брянской области осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном федеральным законодательством.
Объявление об открытии вакансии на должность мирового судьи Брянской области производится квалификационной коллегией судей Брянской области в средствах массовой информации не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии на должность мирового судьи с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений (пункт 1).
В силу пункта 2 этой же статьи мировые судьи назначаются на должности Брянской областной Думой по представлению председателя Брянского областного суда.
При рассмотрении вопроса о назначении кандидатов на должности мировых судей в Брянской областной Думе может учитываться мнение граждан, общественных объединений, а также начальника управления мировой юстиции Брянской области.
Прокурор Брянской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 2 статьи 6 названного Закона (в редакции Закона Брянской области от 7 мая 2014 г. N 31-3), ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит положениям Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", Федерального закона "Об органах судейского сообщества", поскольку оспариваемым положением предусмотрены дополнительные требования к кандидатам на должность мирового судьи, которые могут быть установлены только федеральным законом.
Решением Брянского областного суда от 23 июня 2014 года заявление прокурора Брянской области удовлетворено, абзац 2 пункта 2 статьи 6 Закона (в редакции Закона Брянской области от 7 мая 2014 г. N 31-3) признан недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Брянской областной Думы просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Согласно частям 2 и 4 статьи 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 3 названного Федерального конституционного закона единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается, в том числе путем законодательного закрепления единства статуса судей.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.
Из правового анализа приведенного законодательства следует, что на мировых судей, обладающих равным статусом с другими судьями, распространяются, в том числе нормы Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", статьи 5 и 6 которого предусматривают гарантии единого статуса судей путем установления порядка отбора кандидатов на должность судьи и порядка наделения судей полномочиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, данным Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ (статья 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ предусмотрено, что мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Из изложенного выше следует, что порядок назначения мировых судей в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации статьей 6 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ, не может быть установлен произвольно, поскольку порядок наделения полномочиями судьи является неотъемлемой составляющей статуса мирового судьи, который основан на принципах, закрепленных в федеральном законе и един для всех судей Российской Федерации, особенности правового статуса некоторых категорий судей могут определяются федеральными законами.
Согласно статьям 5 и 6 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Квалификационным коллегиям судей принадлежит исключительное право дачи заключения о рекомендации на должность судьи.
Порядок формирования квалификационных коллегий судей, закреплен Федеральным законом от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 11 которого предусмотрено, что квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов Российской Федерации, представителей общественности, представителей Президента Российской Федерации.
Разрешая дело, суд установил, что оспариваемыми прокурором нормами предусмотрено назначение кандидатов на должности мировых судей с учетом мнения граждан, общественных объединений и начальника управления мировой юстиции Брянской области, что противоречит приведенному выше федеральному законодательству, которое не предусматривает участие граждан, общественных объединений и начальника мировой юстиции Брянской области в процессе отбора кандидатов на должность судьи и наделения судей полномочиями, в том числе путем учета их мнения.
Вывод суда, изложенный в решении, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания его неправильным Судебная коллегия не усматривает.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что оспариваемая норма Закона носит процедурный характер, не влияющий на порядок назначения мировых судей, и не нарушает единого процесса наделения судей полномочиями, является несостоятельной, поскольку фактически данная норма содержит дополнительные требования к порядку назначения мировых судей в сравнении с федеральным законодательством, что недопустимо.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 23 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Брянской областной Думы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2014 г. N 83-АПГ14-16
Текст определения официально опубликован не был