Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, ГА.Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Кпеандрова, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Ленинск- Кузнецкого городского суда Кемеровской области,
установил:
1. Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области, в производстве которого находится дело по иску гражданки Д.В. Карманщиковой к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полысаево Кемеровской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии и о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, в своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Как следует из представленных материалов, решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полысаево Кемеровской области от 4 октября 2013 года было отказано в удовлетворении заявления муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 23 III, IV и VIII вида" о назначении воспитаннице Д.В. Карманщиковой, 18 июля 1994 года рождения, социальной пенсии по случаю потери кормильца. Отказ был обоснован тем, что документы, подтверждающие факт нахождения Д.В. Карманщиковой на иждивении матери, лишенной родительских прав по решению суда от 23 марта 2006 года и умершей 20 мая 2013 года, представлены не были, поскольку она, будучи воспитанницей школы-интерната, находится на полном государственном обеспечении.
Придя к выводу о том, что оспариваемое законоположение противоречит статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно не позволяет назначать социальную пенсию по случаю потери кормильца детям умершей одинокой матери, лишенной родительских прав, которые достигли возраста 18 лет и обучаются по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, если они находятся на полном государственном обеспечении, Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области приостановил производство по делу и направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке его конституционности.
2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрел условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам (статья 11) и установил, что право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери (подпункт 3 пункта 1).
Статья 13 данного Федерального закона предусматривает, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Соответственно, при решении вопроса о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца должны применяться правила, определяющие условия возникновения права на пенсию указанного вида. Такие правила закреплены в нормах статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которым право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (пункт 1); члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (пункт 3).
При этом иждивение детей умерших родителей презюмируется и не требует доказательств. Однако дети, объявленные полностью дееспособными или достигшие возраста 18 лет, должны подтвердить факт нахождения на иждивении умершего кормильца (пункт 4 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"),
Презумпция нахождения ребенка до достижения возраста 18 лет на иждивении родителей следует из норм семейного права. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (пункт 1 статьи 54), родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 80). Следовательно, до достижения ребенком совершеннолетия всю ответственность за его воспитание и содержание несут родители, что освобождает детей, не достигших 18 лет, от необходимости доказывать факт нахождения на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Устанавливая в пенсионном законодательстве требование доказывания лицами старше 18 лет факта нахождения на иждивении родителей, законодатель основывается на презумпции трудоспособности лица, достигшего совершеннолетия: в соответствии с трудовым законодательством лица, достигшие возраста 16 лет, вправе вступать в трудовые отношения в качестве работников (часть третья статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации); труд лиц, достигших 18 лет, может использоваться на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания) (часть первая статьи 265 Трудового кодекса Российской Федерации).
По достижении 18 лет у гражданина в полном объеме возникает гражданская дееспособность, т.е. он может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (пункт 1 статьи 21 ГК Российской Федерации). В частности, совершеннолетние граждане вправе, учредив юридическое лицо или зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В свою очередь, законодательно предоставленная гражданину, достигшему возраста 18 лет, возможность работать и получать заработную плату, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доход, т.е. иметь собственный источник средств к существованию и самостоятельно распоряжаться им, влечет необходимость проверки этих фактов при принятии решения о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца только тем детям, достигшим возраста 18 лет, которые состояли на иждивении кормильца и могут подтвердить этот факт, в полной мере соответствует правовой природе этой выплаты, направленной на предоставление источника средств к существованию детям, лишившимся его в связи со смертью родителя (родителей).
Требование доказывания факта нахождения на иждивении умерших родителей распространяется на всех детей старше 18 лет, в том числе лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. При этом учитывается, что лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (например, в период пребывания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, они находятся на полном государственном обеспечении, которое предполагает предоставление им бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости (статья 1); им предоставляются дополнительные гарантии права на образование, медицинское обеспечение, имущество и жилое помещение, труд (статьи 6-9).
Таким образом, пункт 4 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающий необходимость доказывания факта нахождения совершеннолетних детей на иждивении умерших родителей, в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как нарушающий право граждан на социальное обеспечение и не согласующийся с конституционным принципом равенства.
Следовательно, запрос Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области, как не отвечающий критерию допустимости по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривалась конституционность одной из норм Закона о трудовых пенсиях, которая применяется также при решении вопроса о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца.
В силу этой нормы иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств. Исключение - дети, объявленные полностью дееспособными или достигшие 18 лет.
Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам.
До достижения ребенком совершеннолетия всю ответственность за его воспитание и содержание несут родители. Это освобождает детей, не достигших 18 лет, от необходимости доказывать факт нахождения на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца.
По достижении 18 лет у гражданина в полном объеме возникает гражданская дееспособность. У него появляется возможность работать и получать зарплату, заниматься предпринимательством и получать доход, т. е. иметь собственный источник средств к существованию и самостоятельно распоряжаться им. Это влечет необходимость проверки данных фактов при принятии решения о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Такая пенсия назначается только тем детям, достигшим 18 лет, которые состояли на иждивении кормильца и могут подтвердить этот факт. Ведь цель данной выплаты - предоставить источник средств к существованию детям, лишившимся его в связи со смертью родителя (родителей).
Доказывать факт нахождения на иждивении умерших родителей требуется всем детям старше 18 лет, в т. ч. лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. При этом учитывается, что лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на меры соцподдержки. Так, в период пребывания в учреждениях для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, они находятся на полном государственном обеспечении. Т. е. им бесплатно предоставляют питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь, общежитие и медобслуживание или возмещают их полную стоимость. Им предоставляются дополнительные гарантии права на образование, медицинское обеспечение, имущество и жилое помещение, труд.
Таким образом, оспариваемая норма, требующая доказывать факт нахождения совершеннолетних детей на иждивении умерших родителей, не может рассматриваться как нарушающая право граждан на социальное обеспечение и не согласующаяся с конституционным принципом равенства.
Определение Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. N 2428-О "По запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области о проверке конституционности пункта 4 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был