Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Минобороны России от 19 апреля 1999 г. N 155 приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
1997 года N 450
Инструкция
о порядке подготовки и представления на подпись проектов правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
19 апреля 1999 г.
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет порядок подготовки, согласования и представления на подпись проектов правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации* и является обязательной для соблюдения должностными лицами, принимающими участие в их подготовке, согласовании и представлении на подпись.
2. Министерством обороны Российской Федерации издаются следующие виды правовых актов:
приказ Министра обороны Российской Федерации;
директива Министра обороны Российской Федерации;
указания Министра обороны Российской Федерации;
указания первого заместителя Министра обороны Российской Федерации;
приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации;
директива заместителя Министра обороны Российской Федерации;
указания заместителя Министра обороны Российской Федерации.
3. Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации издаются следующие виды правовых актов:
приказ начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
директива Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
указания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
приказание начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
4. Нормативные правовые акты** издаются в виде приказов.
Правовые акты по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в виде директив и указаний.
5. Приказы, директивы и указания заместителей Министра обороны Российской Федерации, изданные в соответствии с компетенцией должностных лиц, их подписавших, являются обязательными для всего личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказ начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации обязателен для органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, входящих в структуру Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Директива Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, обязательна для всего личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
Указания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, данные в соответствии с его компетенцией, обязательны для всего личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации отдаются от имени Министра обороны Российской Федерации и обязательны для всего личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
6. В проектах правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации должны содержаться вопросы, которые относятся к компетенции лиц, их подписывающих.
7. Право подписи проектов приказов и директив Министра обороны Российской Федерации принадлежит Министру обороны Российской Федерации.
Первым заместителям Министра обороны Российской Федерации предоставляется право подписи проектов приказов и директив Министра обороны Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции, за исключением приказов, подлежащих государственной регистрации.
8. Министр обороны подписывает приказы и директивы по основным вопросам деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказы по важнейшим вопросам государственного управления в области обороны подписываются совместно Министром обороны Российской Федерации и начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
9. В необходимых случаях Министр обороны Российской Федерации издает правовые акты совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
10. Для оформления правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации применяются напечатанные типографским способом бланки.
11. Проекты правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации не должны противоречить международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, приказам и директивам Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации, положениям о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их компетенции (далее именуются - законодательные акты), действующим правовым актам Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
12. Нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации должны полностью охватывать рассматриваемые вопросы, действовать длительное время без изменений и дополнений. По одному и тому же вопросу должен действовать, как правило, один нормативный правовой акт.
13. Ранее изданные приказы (директивы) Министра обороны СССР, Главнокомандующего ОВС СНГ, утрачивающие значение в связи с изданием приказов Министра обороны Российской Федерации, считаются не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Утратившие значение ранее изданные приказы, директивы и указания Министра обороны Российской Федерации признаются утратившими силу или подлежат изменению.
14. Приказы Министра обороны СССР, Главнокомандующего ОВС СНГ считаются не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации, а приказы Министра обороны Российской Федерации признаются утратившими силу или подлежат изменению только приказами Министра обороны Российской Федерации.
Директивы Министра обороны СССР, Главнокомандующего ОВС СНГ считаются не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации, директивы и указания Министра обороны Российской Федерации признаются утратившими силу либо подлежат изменению как приказами, так и директивами Министра обороны Российской Федерации. Указания Министра обороны Российской Федерации признаются утратившими силу либо подлежат изменению приказами, директивами или указаниями Министра обороны Российской Федерации.
Приказы заместителей Министра обороны СССР считаются не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации, приказы, директивы и указания заместителей Министра обороны Российской Федерации признаются утратившими силу или подлежат изменению приказами Министра обороны Российской Федерации или приказами заместителей Министра обороны Российской Федерации. Директивы заместителей Министра обороны СССР считаются не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации, директивы и указания заместителей Министра обороны Российской Федерации признаются утратившими силу или подлежат изменению приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации или приказами и директивами заместителей Министра обороны Российской Федерации. Указания заместителей Министра обороны Российской Федерации признаются утратившими силу или подлежат изменению приказами, директивами и указаниями Министра обороны Российской Федерации или приказами, директивами и указаниями заместителей Министра обороны Российской Федерации.
Указания первого заместителя Министра обороны Российской Федерации признаются утратившими силу или подлежат изменению приказами, директивами и указаниями Министра обороны Российской Федерации или указаниями первого заместителя Министра обороны Российской Федерации.
Приказы начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации признаются утратившими силу или подлежат изменению приказами Министра обороны Российской Федерации или приказами начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Директивы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации признаются утратившими силу или подлежат изменению приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации или директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Указания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации признаются утратившими силу или подлежат изменению приказами, директивами и указаниями Министра обороны Российской Федерации или директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Министром обороны Российской Федерации может быть установлен иной порядок изменения отдельных правовых актов.
15. Изменения правовых актов производятся путем внесения дополнений, изложения в новой редакции, признания утратившими силу (не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации) разделов, глав, пунктов (статей), подпунктов, абзацев, а также исключения или замены отдельных слов и выражений.
Изменения приказов Министра обороны СССР, Главнокомандующего ОВС СНГ и их заместителей производятся только путем призвания не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации разделов, глав, пунктов (статей), подпунктов, абзацев.
16. Выявление подлежащих признанию утратившими силу или изменению правовых актов производится по контрольным экземплярам правовых актов, Справочнику по приказам и директивам Министра обороны Российской Федерации.
II. Подготовка проектов правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
17. Подготовка проектов правовых актов осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются - органы военного управления) по указанию Министра обороны Российской Федерации, его заместителей или в необходимых случаях - по своей инициативе.
18. Подготовка проекта правового акта по указанию Министра обороны Российской Федерации или его заместителей может быть возложена на несколько органов военного управления с учетом их предназначения и возложенных на них задач. При этом организация работы по подготовке проекта правового акта возлагается на орган военного управления, руководитель которого в поручении указан первым или назначен ответственным.
Другие органы военного управления, указанные в поручении, обязаны обеспечить выделение специалистов для участия в подготовке проекта правового акта и своевременное представление предложений, необходимых документов, справок, расчетов и других материалов.
19. По своей инициативе органы военного управления подготавливают проекты правовых актов при необходимости решения новых вопросов, возникающих на практике, устранения возможных противоречий в действующих правовых актах, множественности правовых актов по одному и тому же вопросу, замены устаревших, дублирующих правовых норм.
20. Ответственность за качество подготовки проектов правовых актов, их согласование с заинтересованными органами военного управления несут руководители органов военного управления и лица, которые непосредственно готовят эти проекты.
21. Подготовка проекта правового акта должна начинаться с изучения существа вопроса, подлежащего урегулированию, действующих по этому вопросу законодательных актов, правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, практики их применения, справочного материала (обобщения, предложения, отчеты, доклады и т.п.), а также научной литературы и материалов периодической печати по рассматриваемому вопросу, данных социологических и иных исследований, если такие проводились.
22. Подготовка проекта правового акта осуществляется исходя из требований конкретности в определении целей и задач, средств их достижения, соответствия действующему законодательству, обеспечения необходимыми материально-техническими средствами и финансированием, определения исполнителей и сроков исполнения, назначения должностных лиц, ответственных за контроль выполнения правового акта.
23. Структура проекта правового акта должна быть простой и удобной для работы и обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. При большом объеме текста в проекте правового акта излагаются лишь основные вопросы, а остальной текст излагается в приложениях к проекту правового акта.
24. Дублирование требований нормативного характера (правовых норм), установленных ранее изданными правовыми актами, не допускается. При необходимости подтвердить или напомнить действующую правовую норму следует сделать ссылку на установивший эту норму правовой акт. Например: "Приказ Министра обороны Российской Федерации 199_ года N __" или "Приказ Министра обороны Российской Федерации 199_ года N __. Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации "__" _________ 19__ г. Регистрационный N __."
25. Проекты правовых актов печатаются на одной стороне односортной хорошего качества бумаге формата А4 (210X297 мм) с использованием, как правило, текстового редактора Word for Windows версии от 2.0 и выше шрифтами Times New Roman Cyr размером 13, 14, 15, Times DL размером 12, 13, 14. Текст проекта печатается через 1-2 межстрочных интервала.
Обязательно оставление свободных от текста полей: с левой стороны листа - не менее 3 см, с правой стороны - не менее 1 см, сверху и снизу - не менее 2 см.
Текст, в том числе и заголовки, печатается строчными буквами. Прописными буквами печатаются наименование должности лица, подписывающего проект правового акта, и аббревиатуры (если они образованы от имени собственного).
При оформлении проекта правового акта на двух и более страницах вторая и последующие страницы проекта правового акта должны быть пронумерованы. Номер проставляется посередине верхнего поля листа арабскими цифрами без слова "страница" ("стр.") и знаков препинания. Первая страница не нумеруется. Проект правового акта с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.
Допускается печатание проектов правовых актов на пишущей машинке с четким шрифтом и лентой черного цвета. Печатание проектов правовых актов на пишущих машинках с нестандартным шрифтом не разрешается.
Вторые экземпляры проектов правовых актов должны так же, как и первые экземпляры, иметь четкий текст.
26. Проекты правовых актов должны иметь следующие реквизиты:
титульная часть;
заголовок;
текст (вступительная и распорядительная части);
подпись (подписи).
27. Титульная часть включает:
наименование вида правового акта - приказ Министра обороны Российской Федерации, приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации, директива Министра обороны Российской Федерации, директива заместителя Министра обороны Российской Федерации, приказ начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, директива Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. На указаниях Министра обороны Российской Федерации, первого заместителя Министра обороны Российской Федерации, заместителя Министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации наименование вида правового акта не указывается;
дату и номер (проставляются соответственно при подписании и выпуске приказа);
место издания - г. Москва.
28. Заголовок должен кратко и точно отражать содержание проекта правового акта. Он может формулироваться с помощью отглагольных существительных в предложном падеже. Образцы формулировок заголовков проектов правовых актов приведены в приложении N 3 к настоящей Инструкции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 2 к Инструкции
Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через 1 интервал. Он отделяется от титульной части 2-3 интервалами, выделяется полужирным шрифтом, подчеркивается и центрируется относительно текстового поля.
В отдельных правовых актах заголовок может отсутствовать.
29. Текст печатается на расстоянии 2-3 интервалов от заголовка в установленных границах полей. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см (5 знаков) от левой границы текстового поля.
30. Во вступительной части кратко излагаются цели и задачи предписываемых действий, факты и события, послужившие причиной издания правового акта.
Вступительная часть может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении.
31. Распорядительная часть проекта приказа должна начинаться словом "ПРИКАЗЫВАЮ:", распорядительная часть директивы или указания - словом "ТРЕБУЮ:", напечатанными прописными буквами вразрядку вслед за текстом вступительной части или с новой строки и выделенными полужирным шрифтом. Если вступительной части нет, то слово "ПРИКАЗЫВАЮ" ("ТРЕБУЮ") не пишется.
32. В распорядительной части проекта правового акта при необходимости:
излагаются требования, распоряжения, указания, предписания, правила (в дальнейшем именуются - требования); если требования касаются не всех, то указываются органы военного управления, должностные лица, которым они адресуются;
устанавливается срок выполнения, введения в действие правового акта;
дается поручение о контроле за выполнением, предусматривается представление донесений и докладов (как правило, в рамках установленной отчетности);
делается запись о правовых актах, которые признаются утратившими силу (считаются не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации), или об изменении ранее изданных правовых актов;
указывается, до каких воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации разослать или до кого довести правовой акт.
33. Распорядительная часть проекта правового акта оформляется в виде пунктов. Пункты могут подразделяться на подпункты.
34. В распорядительной части проекта правового акта применяется приказная (повелительная) форма изложения.
Требования проекта правового акта должны излагаться четким и простым языком, короткими, легко воспринимаемыми фразами, с соблюдением всех грамматических правил. Следует избегать сложных придаточных предложений и большого числа причастных и деепричастных оборотов. Формулировки не должны допускать различных толкований.
Каждый пункт должен, как правило, начинаться указанием исполнителя и конкретного действия, выраженного глаголом в неопределенной форме, а также при необходимости иметь конкретный срок выполнения этого действия. Каждый пункт (подпункт) должен выражать, как правило, одну законченную мысль, самостоятельное требование, правовую норму.
Пункты располагаются, как правило, в логической последовательности.
Примечания к пунктам проекта правового акта могут быть только подстрочными (в сноске). Не допускается наличие подстрочных сносок на подписном листе проекта правового акта.
35. Термины должны соответствовать терминологии, принятой в международных договорах, законодательстве Российской Федерации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, и употребляться в одном и том же значении во всем тексте проекта правового акта. Недопустимо применение разных, хотя и равнозначных, терминов для обозначения одного и того же понятия.
Если употребляются специальные или новые термины, то их значение должно быть понятно из текста либо разъяснено в примечаниях.
36. При необходимости для полноты изложения вопроса в проектах правовых актов могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования. Например: "Федеральный закон "О ........................" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N __, ст. __)".
Если в тексте проекта правового акта упоминаются законодательные акты, во исполнение которых изданы правовые акты, инструкции и иные служебные документы, которые утверждены и введены в действие правовыми актами, то необходимо сделать сноски с указанием года издания и номера соответствующего правового акта. Например: "Приказ Министра обороны Российской Федерации 199_ года N __." или "Приказ Министра обороны Российской Федерации 199_ года N __. Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации "__" __________19__ г. Регистрационный N __".
37. Сроки исполнения (введения в действие) правового акта должны быть реальными, следует также учитывать время, необходимое на издание, рассылку и доведение его до исполнителей.
Если срок введения в действие правового акта не указан, то он вступает в силу с момента его подписания. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, вступают в силу только после их регистрации в установленном порядке.
Правовой акт действует до его отмены в установленном пунктом 14 настоящей Инструкции порядке. При необходимости может быть указано, на какой период издается правовой акт: "на военное время", "на мирное и военное время".
38. Приложениями к проекту правового акта могут быть утверждаемые этим правовым актом положения, наставления, руководства, инструкции, перечни, планы мероприятий и другие служебные документы. Приложения являются неотъемлемой частью правового акта. Приложения нумеруются последовательно, по мере ссылки на них в тексте проекта правового акта.
Проекты положений, наставлений, руководств, правил, инструкций (далее именуются - инструкции) подразделяются на пункты, главы. Главы нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки, пункты - арабскими цифрами с точкой, подпункты - арабскими цифрами со скобкой или строчными буквами русского алфавита со скобкой. Нумерация пунктов, глав должна быть единой (сквозной) для всего проекта инструкции. Пункты и подпункты заголовков не имеют.
В проекте инструкции текст излагается в описательной форме. Главы и пункты располагаются, как правило, в логической последовательности. Примечания к пунктам проекта инструкции могут быть только подстрочными (в сноске).
Издание вместе с правовым актом материалов, не оговоренных в тексте этого правового акта, не разрешается.
На приложениях к проекту правового акта в правом верхнем углу должно указываться:
Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
199_ года N ___
или
Приложение N ___
к директиве Генерального штаба
Вооруженных Сил
Российской Федерации
199___ года N ___
Приложение
к указаниям первого заместителя
Министра обороны
Российской Федерации
199___ года N ___
Приложения к утверждаемым правовым актом инструкциям (приложения к приложениям) должны иметь свою нумерацию. В тексте инструкции дается отсылка к приложению, например: "согласно приложению к настоящей Инструкции" или "Форма (образец) журнала приведена в приложении N 2 к настоящему Руководству". На этих приложениях в правом верхнем углу указываются пункты инструкций, в которых эти приложения упоминаются. Например:
Приложение
к Инструкции (п. 5)
или
Приложение N 3
к Положению (п. 17)
Приложения к проекту правового акта должны быть подписаны руководителем органа военного управления, готовившего проект правового акта или его вышестоящим начальником. Приложения к инструкциям (приложения к приложениям) не подписываются.
39. Подпись состоит из наименования должности, воинского звания, инициала имени и фамилии должностного лица, подписывающего правовой акт.
Подпись отделяется от текста 3 интервалами и выделяется полужирным шрифтом. Наименования должности и воинского звания центрируются относительно текстового поля. Инициал имени и фамилия располагаются у правой границы текстового поля, при этом пробел между ними не ставится.
40. Гриф секретности или пометка "Для служебного пользования" с указанием номера экземпляра проставляются на первой странице проекта правового акта. В приложениях к проекту правового акта гриф секретности или пометка проставляются выше слова "Приложение". Гриф секретности или пометка печатаются в правом верхнем углу проекта правового акта за пределами границ текстового поля. Номер экземпляра проставляется ниже грифа или пометки через 1 интервал и центрируется по отношению к ним.
41. Фамилия, инициалы исполнителя (наименование органа военного управления), номер его служебного телефона печатаются на оборотной стороне последнего листа проекта правового акта в левом нижнем углу.
42. При подготовке совместного правового акта первыми располагаются наименование и номер правового акта федерального органа исполнительной власти и подпись его руководителя - инициатора издания совместного правового акта либо ответственного, указанного в нормативном правовом акте Российской Федерации, во исполнение которого издается указанный акт.
Подготовка проекта совместного правового акта, инициатором издания (ответственным за подготовку) которого является Министерство обороны Российской Федерации, осуществляется в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
43. Особенности подготовки проектов правовых актов во исполнение законодательных актов:
срок подготовки проекта и издания нормативного правового (правового) акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлены иные сроки;
если правовой акт издается во исполнение законодательного акта, в котором на Министерство обороны Российской Федерации или Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации возлагаются какие-либо задачи, то в вводной части проекта правового акта пишется: "Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от "__"______________199_ г. N __"О ...........................". Заголовок проекта правового акта в этом случае, как правило, должен формулироваться: "О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации (Министерстве обороны Российской Федерации) постановления Правительства Российской Федерации от "__" ______ 199_ г. N _ "О .......................";
если правовой акт издается в связи с законодательным актом, в котором нет каких-либо задач, возлагаемых конкретно на Министерство обороны Российской Федерации или Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, то в вводной части проекта правового акта пишется: "В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от "__" _________ 199_ г. N __ "...";
если законодательный акт предусматривается приложить к проекту правового акта, то в подстрочной сноске к проекту пишется: "Прилагается";
в распорядительной части проекта правового акта должны найти отражение вопросы, касающиеся Министерства обороны Российской Федерации (Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации), в том числе изложенные в приложениях в виде поручений соответствующим должностным лицам.
44. Образцы оформления проектов правовых актов приведены в приложении N 1 к настоящей Инструкции. Образец оформления проекта совместного правового акта приведен в этом же приложении.
Образцы формулировок, применяемых в проектах правовых актов, приведены в приложении N 2 к настоящей Инструкции.
III. Согласование проектов правовых актов
45. Проект правового акта до представления на подпись должен быть согласован с заинтересованными органами военного управления. В частности, проекты правовых актов, выполнение которых требует финансового обеспечения, должны быть согласованы с Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации и Управлением военно-экономического анализа и экспертиз Министерства обороны Российской Федерации; пункты проектов правовых актов, содержащие указания о представлении донесений, докладов, согласовываются с органами военного управления - держателями отчетности по данному вопросу; по вопросам режима секретности - с Восьмым управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
46. Проект правового акта, представляемый на подпись Министру обороны Российской Федерации, в необходимых случаях согласовывается с заместителями Министра обороны Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению.
47. Согласование проекта правового акта проводит орган военного управления, разрабатывающий проект.
48. Орган военного управления, получивший проект правового акта на согласование, обязан рассмотреть его в кратчайший срок, но при всех условиях в течение не более 10 дней. Отказ от согласования проекта правового акта недопустим.
При согласии проект правового акта визируется руководителем органа военного управления или лицом, его замещающим. Виза включает в себя наименование должности, воинское звание и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату. Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа второго экземпляра проекта правового акта.
В случае разногласий в целом по проекту правового акта или какой-либо его части дается мотивированное заключение. Орган военного управления, разрабатывающий проект правового акта, учитывает высказанные замечания или представляет протокол разногласий, составленный в произвольной форме.
49. Если в процессе согласования в проект правового акта вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит повторному визированию.
50. На первом экземпляре проекта правового акта в нижней части оборотной стороны последнего листа визы ставят:
заместители Министра обороны Российской Федерации;
должностные лица, которым поручена подготовка проекта;
если проект разработан в инициативном порядке, - должностные лица, представляющие проект;
начальник Управления делами Министерства обороны Российской Федерации или его заместители.
51. Проект правового акта подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если в правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти.
Согласование осуществляется, как правило, двумя способами - визированием или проставлением грифа согласования.
Гриф согласования включает в себя наименование должности руководителя федерального органа исполнительной власти или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.
Например:
СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра юстиции -
начальник Управления военных судов
Министерства юстиции Российской
Федерации
воинское звание
И. Фамилия
"___" _____________ 199___ г.
IV. Представление проектов правовых актов на подпись
52. Проект правового акта должен пройти правовую экспертизу в органе военного управления, в котором он разрабатывается. Окончательный текст проекта правового акта исполнитель совместно с начальником юридической службы (группы), старшим юрисконсультом (юрисконсультом) обязан сверить с материалами, послужившими основанием для разработки проекта, тщательно проверить цифры, наименования воинских частей, органов военного управления, наличие справок о сверке с кадровыми органами воинских званий, фамилий, имен и отчеств лиц, упомянутых в проекте правового акта, ссылки на законодательные акты, а также другие ссылки, нумерацию пунктов и страниц. Проект правового акта не должен иметь помарок и подчисток.
Виза начальника юридической службы (группы), старшего юрисконсульта (юрисконсульта) проставляется на обороте последнего листа второго экземпляра проекта правового акта.
53. Через Управление делами Министерства обороны Российской Федерации на подпись представляются:
проекты приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и его заместителей;
проекты директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Указанные проекты могут представляться непосредственно Министру обороны Российской Федерации и его заместителям, но с визой начальника Управления делами Министерства обороны Российской Федерации или его заместителя.
54. Одновременно с проектом правового акта в Управление делами Министерства обороны Российской Федерации в обязательном порядке представляются:
документы с поручением Министра обороны Российской Федерации или его заместителей о подготовке проекта правового акта;
доклад соответствующего должностного лица с кратким обоснованием необходимости издания правового акта. К докладу могут прилагаться справки, сравнительные таблицы, альбомы и другие поясняющие материалы;
заключения органов военного управления, имеющих возражения и протоколы разногласий;
второй экземпляр проекта правового акта и приложений к нему;
расчет рассылки правового акта или предложения по рассылке.
55. Проекты правовых актов, не согласованные или имеющие существенные недостатки, Управление делами Министерства обороны Российской Федерации возвращает для доработки или докладывает Министру обороны Российской Федерации, его заместителям со своим заключением.
56. На подпись представляется первый экземпляр проекта правового акта.
Проекты совместных правовых актов Министра обороны Российской Федерации и руководителей федеральных органов исполнительной власти представляются на подпись Министру обороны Российской Федерации в первых экземплярах в количестве, соответствующем числу подписей.
57. Поправки в подписанный правовой акт при издании могут вноситься только с разрешения Министра обороны Российской Федерации или его заместителей, подписавших приказ. Редакционная и корректорская правки осуществляются Управлением делами Министерства обороны Российской Федерации.
Начальник Управления делами |
Г. Золотухин |
______________________________
* Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться:
правовые акты Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - правовыми актами;
приказы Министра обороны Российской Федерации, приказы заместителя Министра обороны Российской Федерации, приказы начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - приказами;
директивы Министра обороны Российской Федерации, директивы заместителя Министра обороны Российской Федерации, директивы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - директивами;
указания Министра обороны Российской Федерации, указания первого заместителя Министра обороны Российской Федерации, указания заместителя Министра обороны Российской Федерации, указания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - указаниями.
** При подготовке нормативных правовых актов рекомендуется использовать постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 11 ноября 1996 г. N 781-II "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", в котором приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления ГД ФС следует читать как "N 781-II ГД"
"Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.