Письмо Минфина России от 29 августа 2014 г. N 02-02-09/43300
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу снижения цены контракта в связи с применением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
Общие положения о заключении, изменении и расторжении договоров устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и в случаях, им предусмотренных, могут определяться иными федеральными законами (статьи 1 - 3, главы 27 - 19 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, при этом изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу норм статей 1, 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) заключаемый по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки для обеспечения государственных или муниципальных нужд контракт является формой гражданско-правового договора, в отношении заключения, изменения и исполнения которого Федеральным законом N 44-ФЗ устанавливаются дополнительные требования.
К таким дополнительным требованиям в том числе относятся нормы:
статей 54, 70, 78, 83 Федерального закона N 44-ФЗ о том, что контракт по итогам конкурентных процедур заключается по цене, предложенной лицом, с которым заключается контракт (при этом по контракту, заключенному с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, выплаты будут уменьшены на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта);
частей 2, 3 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которым цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;
частей 1 - 7 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, предусматривающих основания изменения контрактных обязательств, в том числе возможность изменения цены контракта.
Необходимо отметить, что норма части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ направлена на устранение неоднозначности в правоприменении норм указанного Федерального закона и положений главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), регламентирующих уплату налога на доходы физических лиц. Норма части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ позволяет заказчику в случае заключения контракта с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, или иным лицом, занимающимся частной практикой, уплатить ему сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей, которые будут перечислены заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу.
Таким образом, Федеральным законом N 44-ФЗ устанавливается запрет на изменение цены контракта, за исключением положений частей 1 - 4 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ. В указанных случаях при наличии предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ оснований цена контракта может быть изменена по соглашению сторон.
Возможность одностороннего изменения условий контракта, в том числе его цены, Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрена.
Обращаем внимание, что статьей 22 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливаются правила определения и обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которые указываются в конкурсной документации, документации об аукционе (статьи 24, 50, 64, 73, 83, 87, 93 Федерального закона N 44-ФЗ). Исходя из изложенного, по мнению Минфина России, заказчиком, составляющим обоснование цены, могут устанавливаться условия формирования цены контракта (цены лота), например, с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
При этом полагаем необходимым отметить, что при реализации отношений в области налогов и сборов указанные правоотношения регулируются законодательством о налогах и сборах и в случаях возникновения противоречий в регулировании данных правоотношений применяются нормы законодательства о налогах и сборах (статья 1 Налогового кодекса).
Сообщаем также, что в соответствии со статьей 113 Федерального закона N 44-ФЗ Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) признается утратившим силу.
Согласно положениям части 1 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ данный Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Федерального закона N 44-ФЗ. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Федерального закона N 44-ФЗ.
Учитывая изложенное, обращаем внимание, что нормы, аналогичные вышеуказанным нормам Федерального закона N 44-ФЗ о неизменности цены контракта и особенностях оплаты контрактов, заключаемых с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и иными лицами, занимающимися частной практикой, содержались в статье 9, части 3 статьи 29, части 3 статьи 38, части 18 статьи 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ.
Заместитель Министра финансов |
А.М. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения о применении Закона о контрактной системе.
Устранить неоднозначность в правоприменении норм указанного закона и положений НК РФ об НДФЛ призвана следующая норма закона. Заказчик в случае заключения контракта с физлицом, не являющимся ИП, или иным лицом, занимающимся частной практикой, может уплатить ему сумму, уменьшенную на величину налогов, которые будут перечислены заказчиком в бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физлицу.
Разъяснено, что Закон о контрактной системе запрещает менять цену контракта, за исключением случаев, прямо предусмотренных этим законом. При наличии определенных оснований цена контракта может быть изменена по соглашению сторон.
Возможность одностороннего изменения условий контракта, в том числе его цены, Законом о контрактной системе не предусмотрена.
По мнению Минфина России, заказчиком, составляющим обоснование цены, могут устанавливаться условия формирования цены контракта (цены лота), например, с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
При этом отношения в области налогов и сборов регулируются налоговым законодательством. В случае возникновения противоречий применяются нормы последнего.
Сообщается также, что Закон о контрактной системе пришел на смену Закону о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Последний содержал аналогичные нормы о неизменности цены контракта и особенностях оплаты контрактов, заключаемых с физлицами, не являющимися ИП, и иными лицами, занимающимися частной практикой.
Письмо Минфина России от 29 августа 2014 г. N 02-02-09/43300
Текст письма опубликован в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", октябрь 2014 г., N 20