Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.Н. Щулипенко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.Н. Щулипенко, которому в 2009 году была назначена пенсия за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава, оспаривает конституционность пункта 3 статьи 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в развитие положений пункта 1 указанной статьи предусматривающего, что пенсия за выслугу лет не выплачивается в период выполнения работы в должностях, дающих право на указанную пенсию.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 2, 4 (часть 2), 7 (часть 2), 18, 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 39 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 115 Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривает возможности получения назначенной пенсии за выслугу лет лицами из числа летно-испытательного состава, оставившими летно-испытательную работу и занятыми в летном составе гражданской авиации.
Оспариваемое законоположение применено в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные И.Н. Щулипенко материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В настоящее время условия назначения пенсий за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава определены статьей 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно пункту 1 названной статьи граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин. В пункте 3 названной статьи предусмотрена возможность приостановления выплаты пенсии на выслугу лет в период работы в должностях, дающих право на соответствующую пенсию.
Такое правовое регулирование обусловлено особой природой пенсии за выслугу лет, которая является дополнительной гарантией материального обеспечения граждан из числа работников летно-испытательного состава в силу особого характера осуществляемой ими профессиональной деятельности, и направлено на поддержание их материального достатка при оставлении работы как по желанию, так и в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению.
При этом частью 6 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусматривалось право граждан из числа работников летно-испытательного состава, пенсионное обеспечение которых до 1 января 2010 года осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, на сохранение ранее назначенных пенсий либо на назначение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности).
При таких обстоятельствах оспариваемый пункт 3 статьи 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, который в 2013 году обратился с заявлением о выплате трудовой пенсии по старости одновременно с пенсией за выслугу лет.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Щулипенко Игоря Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 октября 2014 г. N 2354-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Щулипенко Игоря Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 72 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был