Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки Н.И. Грицаенко вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Н.И. Грицаенко оспаривает конституционность частей седьмой - десятой статьи 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которым установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями; положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации; заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из представленных материалов, заявительница является вдовой М.Я. Грицаенко - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, 15 ноября 2010 года признанного инвалидом I группы вследствие общего заболевания и умершего 30 декабря 2010 года вследствие заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой. Полагая, что заболевание, вызвавшее инвалидность М.Я. Грицаенко, безотносительно к тому, что при жизни он в установленном порядке не обращался в межведомственный экспертный совет, должно быть признано связанным с воздействием радиационных факторов в безусловном порядке, как это было предусмотрено оспариваемыми положениями в первоначальной редакции, и это даст ей право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в более высоком размере согласно части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", заявительница обратилась с соответствующими требованиями в суды общей юрисдикции. В удовлетворении данных требований Н.И. Грицаенко было отказано со ссылкой в том числе на оспариваемые нормы названного Закона Российской Федерации.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы противоречат статьям 2, 15 (части 1, 2 и 3), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 42, 45, 46 (части 1 и 2), 53 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку создают препятствия к установлению причинной связи заболеваний, обусловивших инвалидность граждан из числа участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, с радиационным воздействием, чем лишают таких граждан, а после их смерти - членов их семей возможности реализации права на возмещение причиненного им вреда в полном объеме.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая в соответствии с целями социального государства право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением (статья 42), относит установление механизма возмещения вреда, обусловленного радиационным воздействием, к компетенции законодателя, который в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрел право инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а в случае их смерти предоставил право на такую компенсацию нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении указанных граждан.
Основаниями для реализации данного права являются факт причинения гражданину вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 960-О-П). В связи с этим приобретение специального правового статуса "инвалид вследствие чернобыльской катастрофы" осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года N 1085-О-П).
Следовательно, оспариваемые заявительницей положения статьи 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" направлены на обеспечение реализации права граждан, получивших повлекшее инвалидность заболевание в связи с радиационным воздействием, а в случае их смерти - нетрудоспособных членов их семей на возмещение причиненного им вреда и не могут рассматриваться как нарушающие ее конституционные права, притом что, как следует из приложенных к жалобе судебных постановлений, в соответствии с частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 22 августа 2012 года ей установлена ежемесячная денежная сумма в размере 3 647 рублей 31 копейка.
Разрешение же вопроса об изменении порядка установления причинной связи заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы, равно как и оценка возможности установления указанной причинной связи с учетом обстоятельств конкретного дела не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Грицаенко Натальи Игоревны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 октября 2014 г. N 2357-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Грицаенко Натальи Игоревны на нарушение ее конституционных прав частями седьмой - десятой статьи 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Текст Определения официально опубликован не был