Распоряжение ОАО "РЖД" от 28 апреля 2008 г. N 906р
"Об утверждении Положения о наставничестве в ОАО "РЖД"
Распоряжением ОАО "РЖД" от 29 декабря 2015 г. N 3128р настоящее распоряжение признано утратившим силу
В целях практического обучения и воспитания молодых работников и специалистов ОАО "РЖД", приобретения ими необходимой должностной компетенции, приобщения к корпоративной культуре и определения порядка проведения работы по наставничеству в ОАО "РЖД".
1. Утвердить прилагаемое Положение о наставничестве в ОАО "РЖД".
2. Признать утратившим силу Положение о наставничестве в ОАО "РЖД", утвержденное ОАО "РЖД" 5 июля 2006 г. N 851.
Президент |
В.И. Якунин |
Положение о наставничестве в ОАО "РЖД"
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 28 апреля 2008 г. N 906р)
См. Положение об адаптации работников в ОАО "РЖД", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 29 декабря 2015 г. N 3128р
1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения работы по наставничеству в ОАО "РЖД", права и обязанности наставника и закрепленного за ним молодого работника или специалиста подразделений аппарата управления, филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" (далее соответственно - стажера, подразделения ОАО "РЖД").
2. Настоящее Положение распространяется на:
- молодых работников ОАО "РЖД" - лиц в возрасте до 30 лет, окончивших образовательное учреждение начального профессионального образования или прошедших профессиональную подготовку и после окончания учебы впервые трудоустроившихся в ОАО "РЖД" на рабочую должность (рабочий ведущей профессии);
- молодых специалистов - лиц, обладающих таким статусом в соответствии с Положением о молодом специалисте ОАО "РЖД".
Наставничество - форма адаптации, практического обучения и воспитания молодых работников и специалистов ОАО "РЖД" в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками, приобретения необходимой должностной компетенции, приобщения к корпоративной культуре, формирования высоких нравственных идеалов, чувства долга и ответственности, позитивного отношения к труду, гордости за выбранную профессию и принадлежность к ОАО "РЖД".
3. Применение настоящего Положения в отношении наставничества в дочерних и зависимых обществах осуществляется в соответствии с Порядком организации управления персоналом в "Холдинге "РЖД".
4. Целями наставничества являются адаптация стажеров к работе в ОАО "РЖД" на основе единой системы передачи опыта и воспитания, повышение квалификации персонала, обеспечение оптимального использования времени и ресурсов для скорейшего достижения стажерами необходимых производственных показателей, снижение текучести персонала и мотивация молодежи к установлению длительных трудовых отношений с ОАО "РЖД".
5. Основными задачами наставничества являются:
1) оказание помощи стажеру в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами труда, передачи наставником личного опыта;
2) обучение стажера в минимальные сроки необходимому профессиональному мастерству, соблюдению требований нормативных документов, в том числе по охране труда и безопасности движения поездов;
3) содействие достижению стажером высокого качества труда;
4) вхождение стажера в трудовой коллектив, освоение им корпоративной культуры и установление длительных трудовых отношений с ОАО "РЖД";
5) воспитание у стажера чувства личной ответственности за эффективную работу на порученном участке работы.
2. Наставники
6. Приказ о назначении наставника и сроках осуществления наставничества издается по форме согласно приложению 1 при приеме на работу работника ОАО "РЖД", в отношении которого должно осуществляться наставничество.
7. Наставником назначается наиболее опытный, высококвалифицированный рабочий, мастер, руководитель среднего звена, руководитель или специалист, знающий особенности и специфику работы по должности стажера. Работники назначаются наставниками с их письменного согласия.
К наставничеству могут также привлекаться работники, достигшие пенсионного возраста, продолжающие работу в подразделении ОАО "РЖД", имеющие богатый производственный опыт и достигшие значительных успехов в своей профессиональной деятельности.
Наставничество в отношении молодых руководителей осуществляют руководители соответствующих подразделений.
8. За одним наставником может быть закреплено одновременно, как правило, не более 3 стажеров. Наставничество, если этого требуют производственные условия, может осуществляться также в отношении группы стажеров.
9. В зависимости от производственных условий руководитель подразделения может принять решение о периодическом освобождении на определенное время наставника и стажера от выполнения непосредственных должностных обязанностей для проведения индивидуальных занятий, тренингов и иных мероприятии по плану стажировки.
3. Сроки наставничества
10. Наставничество осуществляется, как правило, в течение 6 месяцев с даты издания приказа о назначении наставника. Для стажеров, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности движения или с особо сложными технологическими процессами, приказом руководителя подразделения наставничество может быть установлено на срок до 1 года.
11. Период наставничества может быть продлен приказом руководителя подразделения в случае болезни, командировки или иного продолжительного отсутствия по объективным причинам наставника или стажера, но не более чем на 3 месяца.
12. Права и обязанности наставника и стажера утрачиваются до истечения периода наставничества в случае прекращения наставником или стажером трудовых отношений с ОАО "РЖД" либо невыполнения наставником или стажером обязанностей, установленных настоящим Положением. В последнем случае прекращение наставничества оформляется приказом.
4. Руководство наставничеством
13. Ответственность за осуществление наставничества в подразделении несет руководитель подразделения.
14. Руководитель подразделения содействует эффективному осуществлению наставничества, участию наставников в мероприятиях по обмену опытом, направлению наставников на повышение квалификации и выполнению других мероприятий по плану согласно приложению 2.
15. Деятельность наставников и результаты обучения стажеров оценивает руководитель структурного подразделения, который рассматривает представленную наставником характеристику стажера, заслушивает его сообщение о работе стажера в период стажировки, а также отчет стажера о выполнении индивидуального плана стажировки, составленной по форме согласно приложению 3, и по результатам рассмотрения вносит в службу (отдел) управления персоналом предложение о дальнейшем профессиональном развитии и служебном перемещении стажера по форме согласно приложению 4.
16. Организационную работу, связанную с наставничеством, в том числе оформление документации, выполняют работники, в функции которых входят вопросы, связанные с работой по управлению персоналом.
17. Координацию работы по наставничеству на железной дороге, в ином филиале ОАО "РЖД" осуществляет начальник службы (отдела) управления персоналом железной дороги, иного филиала ОАО "РЖД", который:
1) контролирует деятельность наставников;
2) представляет на утверждение заместителя руководителя подразделения ОАО "РЖД" индивидуальные планы стажировки;
3) готовит приказ о закреплении за стажером наставника и представляет стажера работникам соответствующего подразделения;
4) подбирает кандидатов в наставники из числа работников подразделения, организует их участие в мероприятиях по повышению квалификации и проводит инструктаж;
5) организует планомерное обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы.
18. Наиболее отличившиеся наставники могут быть представлены к поощрениям, установленным нормативными документами ОАО "РЖД", в частности приказом ОАО "РЖД" от 30 марта 2006 г. N 57 "О видах поощрений в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги".
5. Права и обязанности наставника
19. Наставник имеет право:
1) требовать от стажера выполнения указаний по вопросам, связанным с его производственной деятельностью;
2) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой стажера, вносить предложения в профсоюзные органы, непосредственному начальнику, вышестоящему руководителю о поощрении стажера, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
3) участвовать в обсуждении профессиональной карьеры стажера и планировании его дальнейшего использования на производстве, а также внутрипроизводственного перемещения.
20. Наставник обязан:
1) ознакомить стажера с производственными и социально-бытовыми условиями подразделения, основами корпоративной культуры ОАО "РЖД" и подразделения;
2) составить план наставника по форме согласно приложению 5, помочь стажеру составить индивидуальный план стажировки;
3) изучить профессиональные и нравственные качества стажера, его отношение к работе, коллективу, увлечения, наклонности;
4) оказывать стажеру индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения обязанностей и поручений, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
5) способствовать рациональной организации труда стажера, эффективному использованию новой техники, подвижного состава и оборудования, экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов;
6) личным примером развивать положительные качества стажера, корректировать его поведение на работе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, формировать здоровый образ жизни, общественно значимые интересы, содействовать развитию культурного и профессионального кругозора;
7) контролировать выполнение производственных заданий и индивидуального плана стажировки, воспитывать у стажера непримиримое отношение к недостаткам, бесхозяйственности и формализму в работе;
8) составить характеристику на стажера.
21. При работе со стажером - молодым специалистом наставник дополнительно обязан:
1) информировать стажера о целях, задачах и результатах текущей деятельности ОАО "РЖД";
2) обращать особое внимание на овладение стажером особенностями производственного процесса;
3) развивать у стажера стремление к выполнению сложной и ответственной работы, освоению новой техники и современных технологий;
4) способствовать развитию постоянного интереса к инновационному и техническому творчеству, изобретательству и рационализации, использованию резервов производства на рабочем месте, внедрению современных стандартов качества и работы с клиентами;
5) периодически информировать непосредственного начальника стажера о процессе его адаптации в трудовом коллективе, дисциплине и поведении, результатах своего влияния на его становление;
6) с учетом деловых и морально-психологических качеств стажера содействовать совместно с руководством подразделения ОАО "РЖД" его профессиональному росту, достижению высокого профессионализма, участвовать в формировании и развитии деловой карьеры.
6. Права и обязанности стажера
22. Стажер имеет право участвовать в разработке индивидуального плана стажировки и вносить предложения о его изменении, участвовать в обсуждении результатов стажировки.
23. Стажер обязан:
1) исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка;
2) выполнять обязанности, определенные инструкциями и положениями для соответствующих работников;
3) ежемесячно представлять наставнику отчет о выполнении индивидуального плана стажировки;
4) по истечении срока наставничества представлять отчет о выполнении индивидуального плана стажировки.
Приложение 1
Примерный образец
приказа о назначении наставника
ПРИКАЗ
Назначить ___________________________ (должность, ф.и.о. наставника)
наставником _________________________________ (должность, ф.и.о. стажера)
на срок ___________ (6 месяцев, 1 год) со дня издания настоящего приказа.
Наставнику представить на утверждение заместителю
____________________________ (должность, ф.и.о. заместителя руководителя,
курирующего вопросы наставничества) план наставника и индивидуальный план
стажировки.
Наставничество осуществлять в соответствии с Положением о
наставничестве в ОАО "РЖД" (в зависимости от категории стажера указать
также: и Положением о молодом специалисте ОАО "РЖД и пр.).
_______________________ (руководитель подразделения)
Приложение 2
Примерный план
осуществления наставничества в подразделении
Утверждаю
________________________________
(руководитель подразделения, дата)
План
осуществления наставничества
в ________________________ (наименование подразделения)
N |
Мероприятия* |
Дата |
Ответственный** |
Отметка о выполнении (дата, подпись) |
1 |
Назначение ответственного за осуществление наставничества заместителя руководителя подразделения |
|
Руководитель, начальник службы (отдела) управления персоналом |
|
2 |
Отбор группы наставников |
|
Начальник службы (отдела) управления персоналом |
|
3 |
Подготовка наставников и их резерва (повышение квалификации в области общих и профессиональных компетенций, базовой педагогической квалификации и т.д.) |
|
Руководитель, начальник службы (отдела) управления персоналом |
|
4 |
Определение сроков наставничества, необходимости назначения наставников (в случаях, когда решение принимается руководителем подразделения) |
По мере необходимости |
Руководитель, курирующий наставничество заместитель руководителя, служба (отдел) управления персоналом |
|
5 |
Закрепление наставников за стажерами |
По мере необходимости |
Служба (отдел) управления персоналом (подготовка приказа), руководитель |
|
6 |
Утверждение планов наставников, индивидуальных планов стажировок |
|
Заместитель руководителя, курирующий вопросы наставничества, начальник службы (отдела) управления персоналом |
|
7 |
Организация участия наставников в мероприятиях по обмену опытом (внутрикорпоративных и региональных, местных) |
|
|
|
8 |
Организация участия стажеров в мероприятиях по обмену опытом, смотрах, конкурсах (внутрикорпоративных и региональных) |
|
|
|
9 |
Проведение встреч руководства подразделения с наставниками и стажерами |
|
Служба (отдел) управления персоналом, совет (комиссия) по работе с молодежью |
|
10 |
Организация деятельности и проведение заседаний советов молодых специалистов, советов (комиссий) по работе с молодыми специалистами |
|
Служба (отдел) управления персоналом, заместитель руководителя, курирующий вопросы наставничества |
|
11 |
Информационная поддержка развития наставничества (использование корпоративных СМИ, радиосетей, местных СМИ, создание стендов и т.д.) |
|
|
|
Начальник службы (отдела) управления персоналом ________________
______________________________
* Обозначены только основные направления мероприятий, при составлении они должны быть конкретизированы.
** Примеры.
Приложение 3
Примерный индивидуальный план стажировки
Утверждаю
________________________
Заместитель руководителя
________________________
(подразделение ф.и.о.)
"___" _______ 200__ года
Индивидуальный план стажировки
Ф.И.О. __________________________________________________________________
Должность _______________________________________________________________
Подразделение ___________________________________________________________
Отчетный период _________________________________________________________
Основные задачи* |
Планируемые действия |
Сроки выполнения |
Результат выполнения |
Оценка выполнения** |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наставник _______________________________________________ (подпись, дата)
Стажер __________________________________________________ (подпись, дата)
Ф.И.О. наставника _______________________________________________________
Оценка выполнения плана стажировки ______________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Характеристика на стажера _______________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________ (подпись наставника, дата)
______________________________
* Основные задачи должны в целом учитывать мероприятия плана наставника
** Заполняется наставником в свободной форме выполнено, не выполнено, требуется повторное изучение и т.д.
Приложение 4
Выводы по выполнению индивидуального плана стажировки
Стажер __________________________________________________________________
Специальность ___________________________________________________________
Наставник _______________________________________________________________
Дата приема на работу ___________________________________________________
Наставничество с _________________________ по ___________________________
N |
Мероприятия по плану* |
Дата проведения |
Оценка |
|
|
|
|
Итоговая оценка и рекомендации по дальнейшему развитию профессиональной
карьеры
1. ______________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________
3. ______________________________________________________________________
Подпись работника службы (отдела) управления персоналом _________________
______________________________
* Могут описываться только основные мероприятия, при необходимости прилагаются отчеты стажера и наставника.
Приложение 5
Примерный план наставника
Утверждаю
________________________
Заместитель руководителя
________________________
(подразделение, ф.и.о.)
"___" _______ 200__ года
План
наставника _______________________________ по работе со стажером
______________________________________________________________________
(должность, ф.и.о.)
______________________________________________________________________
(должность с наименованием подразделения ф.и.о.)
на период с "___" ________________ по "___" _______________ 200__ года
N |
Мероприятия* |
Сроки исполнения |
Ответственный** |
Отметка об исполнении (дата, подпись ответственного лица) |
1. |
Помощь в составлении индивидуального плана стажировки, представлении его в службу управления персоналом, утверждении у курирующего вопросы наставничества заместителя руководителя подразделения |
не позднее второй недели) |
наставник служба управления персоналом |
|
2. |
Содействие в освоении основополагающих документов ОАО "РЖД", его миссии, целей деятельности, задач, направлений текущей деятельности |
|
наставник |
|
3. |
Освоение и совершенствование навыков стажера: - - (указываются конкретные производственные операции, приемы и т.д.) |
|
наставник |
|
4. |
Помощь в освоении административной структуры подразделения, отношений подчиненности, порядка оформления официальной переписки (рапортов, объяснительных и т.д.) |
|
наставник |
|
5. |
Помощь в знакомстве с деятельностью внутренних административно- организационных подразделений (службой (отделом) управления персоналом, бухгалтерией, медицинской службой и т.д. |
|
наставник |
|
6. |
Помощь в изучении норм и регламентов, освоении практических навыков внедрения стандартов качества |
|
наставник |
|
7. |
Разъяснение технологии работы с клиентами (потребителями, пассажирами, заказчиками, грузоотправителям и, поставщиками и т.д.) |
|
наставник |
|
8. |
Оказание консультативной помощи в работе по специальности (профессии) |
|
наставник |
|
9. |
Контроль выполнения индивидуального плана стажировки |
ежемесячно |
наставник |
|
10. |
Организация участия стажера в проводимых конкурсах и других мероприятиях для молодежи |
|
наставник |
|
11. |
Оказание помощи стажеру в повышении общеобразовательного и культурного уровня, привлечению к участию в общественной жизни подразделения |
|
наставник |
|
12. |
Помощь и проверка составления отчета о выполнении индивидуального плана стажировки для утверждения |
|
наставник |
|
13. |
Составление характеристики на стажера |
|
наставник |
|
14. |
Помощь во внесении соответствующих записей в паспорт молодого специалиста |
|
наставник |
|
15. |
Участие в мероприятиях по обмену опытом наставничества |
|
наставник, служба управления персоналом |
|
16. |
Повышение квалификации наставника в профессиональной сфере |
|
наставник, служба управления персоналом |
|
17. |
Повышение квалификации наставника в сфере методологии и педагогики |
|
наставник, служба управления персоналом |
|
________________________ _________________
(подпись наставника) (дата)
________________________ _________________
(виза работника службы (дата)
управления персоналом)
Ознакомлен: _________________*** _________________
(подпись стажера) (дата)
______________________________
* Обозначены только некоторые основные мероприятия и направления как для молодого работника, так и для молодого специалиста, индивидуализированный план должен быть максимально конкретизирован, порядок мероприятий должен составляться в порядке хронологии.
** Примеры По согласованию со службой (отделом) управления персоналом могут привлекаться другие работники подразделения.
*** Подписывает после утверждения заместителем руководителя подразделения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 28 апреля 2008 г. N 906р "Об утверждении Положения о наставничестве в ОАО "РЖД"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Распоряжением ОАО "РЖД" от 29 декабря 2015 г. N 3128р настоящее распоряжение признано утратившим силу