Департамент банковского регулирования и надзора рассмотрел запрос ОАО Банк ЗЕНИТ от 02.10.2008 N 5-08/4-9854 по вопросам применения п. 3.12 Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П) в редакции Указания Банка России от 16.06.2008 N 2028-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" и сообщает следующее.
По первому вопросу.
Требования п. 3.12 Положения N 254-П распространяются как на ссуды, предоставленные юридическим лицам, так и на ссуды, предоставленные физическим лицам, классифицируемые на индивидуальной основе.
Положение N 254-П не предусматривает предоставление заемщиком - физическим лицом какой-либо определенной формы справки о доходах физического лица. Форма справки определяется кредитной организации самостоятельно во внутренних документах по кредитной политике. Департамент полагает возможным использовать сведения, поименованные в запросе ОАО Банк ЗЕНИТ, в качестве информации, подтверждающей доходы физических лиц при условии их признания кредитной организацией достоверными.
Одновременно сообщаем, что требования п. 3.12 Положения N 254-П не распространяются на ссуды, объединенные в портфели однородных ссуд. При этом на стадии принятия решения о включении ссуды в портфель однородных ссуд оценка должна проводиться с учетом требований Указания N 2028-У. Кроме того, если факт предоставления недостоверной отчетности установлен после отнесения ссуды в портфель однородных ссуд, то такая ссуда выводится из портфеля однородных ссуд и к ней применяются требования указанного пункта Положения N 254-П.
По второму вопросу.
В случае если кредитная организация признала отчетность заемщика недостоверной, т.е. установила, что она искажает объективное представление о финансовом положении такого заемщика и результатах его финансово-хозяйственной деятельности, то, по мнению Департамента, возможность учета обеспечения, предоставленного таким заемщиком-залогодателем, в целях формирования резерва нуждается в дополнительном анализе с точки зрения норм, изложенных в п. 6.5 Положения N 254-П, так как в нашем понимании в рассматриваемом контексте могут иметься обстоятельства, которые будут существенно препятствовать реализации кредитной организации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде.
По третьему вопросу.
Под "недостоверными" в целях применения п.3.12 Положения N 254-П следует понимать отчетность и (или) сведения, данные которой(ых) искажают объективное представление о финансовом положении заемщика и результатах его финансово-хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, оказывает влияние на оценку ссуды такого заемщика. При анализе достоверности официальной отчетности заемщика кредитной организации следует исходить из того, какое влияние расхождение данных оказывает на оценку ссуды. В случае если оценка ссуды качественно меняется, то такая отчетность признается недостоверной с применением требований п. 3.12 Положения N 254-П.
Признаки и критерии, а также порядок подтверждения достоверности отчетности и (или) сведений кредитная организация определяет во внутренних документах по кредитной политике.
В целях применения п. 3.12 Положения N 254-П кредитной организации следует руководствоваться общим перечнем источников информации и сведений, предусмотренным Положением N 254-П и внутренними документами кредитной организации по вопросам кредитной политики. Наиболее актуальной в контексте применения указанного пункта Положения N 254-П, в нашем понимании, является официальная отчетность, представленная заемщиками в органы государственной власти и (или) опубликованная заемщиком, и (или) сведения, находящиеся в бюро кредитных историй.
Согласно требованиям Положения N 254-П оценка ссуд должна проводиться банком на комплексной основе с учетом всей информации о заемщике. В качестве дополнительной информации о заемщике кредитная организация до представления заемщиком официальной отчетности может проводить оценку на основании иных данных, в том числе данных управленческой отчетности. При получении кредитной организацией официальной отчетности и выявлении существенных расхождений с данными управленческой отчетности, указанный факт должен рассматриваться кредитной организацией с точки зрения достоверности информации, используемой в целях оценки финансового положения заемщика с применением требований п. 3.12 Положения N 254-П.
Приложение во 2 адрес:
- копия письма ОАО Банк ЗЕНИТ от 02.10.2008 N 5-08/4-9854 на 1 листе.
Заместитель директора |
В.В. Чистюхин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 24 октября 2008 г. N 15-1-3-11/5433 "О порядке применения Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П"
Текст письма официально опубликован не был