Уважаемый Владимир Владимирович!
Во исполнение вашего поручения по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 23 июня 2014 г. Минобрнауки России докладывает.
По подпункту "а".
Минобрнауки России предлагает проект комплекса мер, стимулирующих академическую мобильность студентов и научно-педагогических работников на территории Российской Федерации, в том числе путем распространения практики сетевых форм реализации образовательных программ образовательными организациями высшего образования, расположенными в Москве, Санкт-Петербурге и других субъектах Российской Федерации (прилагается).
В рамках актуализации в программы развития ведущих университетов будут включены мероприятия и целевые показатели, способствующие развитию сетевого взаимодействия и внутрироссийской академической мобильности. Это позволит, с одной стороны, повысить эффективность использования сформированной ресурсной базы ведущих университетов, с другой - уровень доступности качественных образовательных услуг.
Принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) обеспечило выполнение условий для развития академической мобильности студентов и научно-педагогических работников на территории Российской Федерации за счет сетевой формы реализации образовательных программ. Для последовательного выполнения таких условий предусмотрены мониторинг сетевых форм реализации образовательных программ, отбор лучших практик и разработка необходимой нормативно-правовой и методической базы в сфере высшего образования.
По подпункту "б".
Минобрнауки России проводит работу по формированию координационных советов по всем областям образования, в том числе создаются Координационный совет в области инженерного дела, технологии и технических наук (далее - Координационный совет) и учебно-методические объединения (УМО) по укрупненным группам направлений и специальностей в области инженерного дела, технологии и технических наук.
Приоритетной задачей координационных советов и учебно-методических объединений является выработка предложений, направленных на укрупнение специальностей высшего образования и направлений подготовки бакалавриата, относящихся к одной профессиональной области, а также на сокращение количества специальностей высшего образования в области инженерного дела, технологии и технических наук. Соответствующие предложения будут реализованы путем внесения изменений в Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061 (далее - Перечень), по итогам рассмотрения проектов ФГОС.
Советом по стандартам Минобрнауки России (протокол от 27 июня 2014 г. N 21) принято решение о разработке проектов ФГОС четвертого поколения (ФГОС-4) по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (далее - УГНС), в том числе в области инженерного дела, технологии и технических наук для всех уровней высшего образования. Такой подход позволит разрабатывать междисциплинарные образовательные программы, в том числе в области инженерной и технологической подготовки.
Разработка ФГОС-4 предполагает устранение дублирующих направлений подготовки бакалавриата и специальностей, а также безусловный учет требований профессиональных стандартов.
По подпункту "в".
В настоящее время проходят процедуру утверждения федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее - ФГОС 3+), которые предполагают единую квалификацию для каждого уровня подготовки: бакалавр, магистр, исследователь (преподаватель-исследователь). При этом образовательные программы, разработанные на базе ФГОС 3+ на основании выбранного преимущественного вида профессиональной деятельности, будут относиться к различным типам: прикладные (практико-ориентированные) или академические. В Перечень будут внесены единые квалификации.
Структура образовательной программы предполагает наличие базовой части подготовки, обязательной для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, и вариативной части, которая определяет направленность (профиль) программы. Предполагается, что базовая часть образовательной программы будет реализовываться на первых курсах обучения.
Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 2015/2016 учебный год (приказ Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. N 839, зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2014 г., регистрационный N 33799) установлено, что прием на обучение может осуществляться по специальности (направлению подготовки) в целом либо по каждой образовательной программе в пределах специальности (направления подготовки) по усмотрению организации. После поступления на обучение студенты выбирают конкретные образовательные программы в рамках специальности (направления подготовки). В зависимости от организации образовательного процесса такой выбор образовательных программ может осуществляться как на первом, так и на последующих курсах.
По подпункту "г" (абзац первый).
Минобрнауки России в рамках деятельности Координационного совета и УМО планирует обеспечить:
- актуализацию ФГОС (ФГОС 3+) в области инженерного дела, технологии и технических наук для всех уровней высшего образования с учетом требований профессиональных стандартов;
- разработку примерных основных образовательных программ высшего образования, направленных на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций для УГНС в области инженерного дела, технологии и технических наук для всех уровней высшего образования, а также профессиональных компетенций с привлечением работодателей.
По подпункту "г" (абзац второй).
Для практико-ориентированной подготовки на старших курсах обучения планируется развивать опыт создания и развития базовых кафедр. Приказом Минобрнауки России от 14 августа 2013 г. N 958 утвержден Порядок создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. На данный момент создано более 700 базовых кафедр, из них 500 - на базе предприятий, 200 - на базе НИИ.
Развитию базовых кафедр на предприятиях способствует ряд конкурсов, организуемых Минобрнауки России, в частности, "Кадры для регионов", "Новые кадры для ОПК". Целевая подготовка предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся (практических и лабораторных занятий), участие обучающихся в научных исследованиях с учетом мест будущего трудоустройства.
По подпункту "д".
В рамках актуализации ФГОС в раздел "Требования к условиям реализации программы" внесены дополнительные требования к кадровым условиям реализации программ, в том числе к доле работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемых программ.
Совместно с заинтересованными органами исполнительной власти прорабатывается вопрос о включении в структуру нагрузки научно-педагогических работников особого направления - производственной деятельности.
По подпункту "е".
Минобрнауки России предлагает:
- оптимизировать структуру нагрузки научно-педагогических работников путем выделения четырех направлений деятельности: педагогического (включающего аудиторную и внеаудиторную нагрузку преподавателя), методического, научного (научно-исследовательского), производственного;
- определить содержание каждого направления деятельности научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования, установить дифференцированные уровни аудиторной нагрузки в зависимости от области знаний и внести соответствующие изменения в приказы Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" и от 19 декабря 2013 г. N 1367 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры";
- разработать форму индивидуального плана работы научно-педагогических работников образовательной организации высшего образования.
Министр |
Д.В. Ливанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2014 г. N МОН-П-4362 "О подготовке предложений"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", ноябрь 2014 г., N 22