Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 205
"Последующий контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов"
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 26 ноября 2010 г. N 57К(759))
(с изменениями, утвержденными решением Коллегии Счетной палаты РФ от 7 марта 2014 г., протокол N 14К(960)))
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 205 "Последующий контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов" (далее - Стандарт) разработан в целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", с учетом Регламента Счетной палаты Российской Федерации, а также стандартов внешнего государственного аудита (контроля) и стандартов организации деятельности Счетной палаты Российской Федерации".
1.2. Стандарт разработан для использования инспекторами и иными сотрудниками Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) при организации и проведении комплекса проверок исполнения федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на отчетный финансовый год и плановый период и отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год и плановый период, представленных Правительством Российской Федерации в Счетную палату для их внешней проверки и подготовки заключений Счетной палаты на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.
1.3. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур подготовки, рассмотрения и представления заключений Счетной палаты на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
1.4. В число задач, решаемых настоящим Стандартом, входит:
- установление основных этапов подготовки заключений Счетной палаты на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год (далее - заключения Счетной палаты);
- определение структуры, содержания и основных требований к заключениям Счетной палаты;
- определение основных положений заключений Счетной палаты;
- установление порядка рассмотрения и представления заключений Счетной палаты Федеральному Собранию Российской Федерации.
1.5. При организации и проведении комплекса проверок, оформлении их результатов, инспекторы и иные сотрудники Счетной палаты руководствуются Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", федеральным законом о бюджете государственного внебюджетного фонда на отчетный финансовый год и на плановый период, другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Регламентом Счетной палаты, стандартами финансового контроля, приказами, инструкциями, иными правовыми документами Счетной палаты, а также настоящим Стандартом.
1.6. Внесение изменений и дополнений в настоящий Стандарт осуществляется на основании решений Коллегии Счетной палаты. Решение вопросов, не урегулированных настоящим Стандартом, осуществляется Председателем Счетной палаты (по его поручению заместителем Председателя Счетной палаты), и вводится в действие приказом или распоряжением по Счетной палате.
1.7. При подготовке заключений Счетной палаты особое внимание уделяется:
соответствию исполнения федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов нормам и положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс);
реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
реализации задач, изложенных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
реализации стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, определенных программными документами органов государственной власти Российской Федерации;
участию государственных внебюджетных фондов в реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения и социальной политики, федеральных целевых программ;
анализу исполнения федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов в разрезе кодов бюджетной классификации доходов, разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
анализу межбюджетных отношений с участием бюджетов государственных внебюджетных фондов;
анализу эффективного расходования средств государственных внебюджетных фондов;
анализу эффективности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля);
реализации текстовых статей, содержащихся в федеральных законах о бюджетах государственных внебюджетных фондов;
полноте и эффективности реализации государственными внебюджетными фондами полномочий, установленных действующим законодательством и Уставом (Положением) Фонда.
1.8. Сроки проведения контрольных мероприятий по проверке исполнения федеральных законов о бюджетах Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ПФР, ФСС и ФОМС соответственно и фонд) и отчетов об их исполнении за отчетный финансовый год устанавливаются в соответствии с требованиями статьи 149 Бюджетного кодекса и планом работы Счетной палаты.
2. Основы осуществления последующего контроля исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период
2.1. Правовые, организационные основы осуществления последующего контроля исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период
2.1.1. Правовой основой проведения контрольных мероприятий являются законодательные акты Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти.
Осуществление Счетной палатой комплекса контрольных мероприятий основывается на статьях 149, 157, 1671, 2649, 26410 Бюджетного кодекса Российской Федерации; статьях 3, 5, 13, 14, 15 и 20 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", иных нормативных правовых актах Российской Федерации".
2.1.2. Целью комплекса проверок является решение следующей совокупности задач:
- установление соответствия исполнения федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на отчетный финансовый год и на плановый период ПФР, ФСС, ФОМС положениям Бюджетного кодекса и иным нормативным правовым актам;
- установление на документальной основе кассового исполнения федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на отчетный финансовый год и на плановый период в части:
объема и структуры поступивших доходов бюджета фонда в разрезе кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
осуществленных расходов бюджета фонда в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджета;
реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики;
объема и структуры источников финансирования дефицита бюджета фонда;
- установление достоверности бюджетной отчетности фонда;
- установление достоверности показателей отчета об исполнении бюджета фонда за отчетный финансовый год, документов и материалов представляемых одновременно с ним;
- проверка состояния бюджетного учета и отчетности;
- установление эффективности администрирования доходов бюджета фонда и источников финансирования дефицита бюджета фонда;
- установление законности, целевого назначения и эффективности использования средств бюджета, федеральной собственности;
- проверка учета, использования, управления и распоряжения федеральным имуществом;
- проверка состояния внутреннего финансового контроля, осуществляемого государственными внебюджетными фондами;
- установление полноты и эффективности реализации Фондом полномочий, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом (Положением) Фонда";
- подготовка заключений Счетной палаты.
2.1.3. Объектами комплекса проверок являются ПФР, ФСС, ФОМС, а также при необходимости их исполнительные органы и иные получатели бюджетных средств, если они получают, перечисляют и используют средства бюджета.
2.1.4. Предметом комплекса контрольных мероприятий является исполнение федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на отчетный финансовый год и на плановый период.
2.1.5. При осуществлении последующего контроля исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов следует исходить из необходимости:
2.1.5.1. Соблюдения обязательных последовательно осуществляемых процедур при проверке:
- исполнения бюджета государственного внебюджетного фонда по доходам:
формирование и представление прогноза поступлений доходов в бюджет государственного внебюджетного фонда в установленном порядке;
контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о взносах, налогах и других обязательных платежах;
контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления доходов, включая межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам из федерального бюджета;
организация работы по предоставлению отсрочек (рассрочек) погашения сумм задолженности по страховым взносам, налогам, пеням и штрафам в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
организация работы по возврату (зачету) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет фонда, а также пеней и штрафов по ним;
организация и ведение бюджетного учета поступлений в бюджет фонда;
- исполнения бюджета государственного внебюджетного фонда по расходам:
составление и ведение сводной бюджетной росписи бюджета фонда;
формирование и доведение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета фонда;
расходование средств бюджета фонда;
- исполнение бюджета фонда по источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета фонда:
организации учета операций с источниками финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда.
Кроме того, в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий осуществляется проверка следующих документов:
обоснования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период, представленные государственным внебюджетным фондом в Минфин России при формировании проекта федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и на плановый период, при внесении изменений в федеральный закон о бюджете Фонда;
протоколы рассмотрения разногласий по перечню несогласованных вопросов при распределении предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период.
2.1.5.2. обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, включая:
а) соблюдение положений и требований статьи 34 главы 5, глав 17, 18, 29 и 30 Бюджетного кодекса, а также федерального закона о бюджете фонда на отчетный финансовый год и на плановый период, в том числе устанавливающих:
- полномочия главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета фонда, главных администраторов доходов бюджета фонда и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- права и ответственность получателей средств бюджета фонда;
- ограничения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись в случае увеличения бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание государственных (муниципальных) услуг при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10 процентов;
- порядок учета операций по исполнению бюджета фонда за отчетный финансовый год;
- порядок составления отчетности об исполнении бюджета фонда за отчетный финансовый год и завершении исполнения бюджета фонда;
- порядок представления годового отчета об исполнении бюджета фонда;
- принцип результативности и эффективности использования средств бюджета фонда;
- обязанность фондов как главных администраторов доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществлять финансовый контроль за подведомственными администраторами по осуществлению ими функций по администрированию доходов;
- обязанность фонда осуществлять финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) средств бюджета фонда в части обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования средств бюджета;
- организация и осуществление внутреннего финансового контроля (аудита), включая нормативные (методические) документы, регламентирующие его организацию, а также рабочая документация, подготавливаемая и получаемая в связи с проведением мероприятий внутреннего финансового контроля (аудита);
- виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение;
б) проведение расчетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, Федерального закона "О бухгалтерском учете", федерального закона о бюджете фонда на отчетный финансовый год и на плановый период и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок расчетов по средствам бюджета фонда;
в) обеспечение исполнения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию приоритетных национальных проектов и демографической политики Российской Федерации;
г) уменьшения объема кредиторской и дебиторской задолженностей.
2.2. Информационные основы осуществления последующего контроля исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период
2.2.1. Информационной основой проведения комплекса проверок являются законодательные акты, Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, стандарты внешнего государственного аудита (контроля).
2.2.2. Информация, поступающая в Счетную палату в рамках оперативного (текущего) контроля исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов на отчетный финансовый год и на плановый период, а также ежеквартальные отчеты об исполнении бюджета фонда, включающие следующие показатели.
Пенсионный фонд Российской Федерации:
- доходы бюджета ПФР в разрезе кодов бюджетной классификации (далее - КБК) (показатель кассового плана, исполнение за отчетный период);
- источники внутреннего финансирования дефицита бюджета ПФР (утвержденный показатель на отчетный год, исполнение за отчетный период);
- расходы бюджета ПФР в разрезе КБК (утвержденный показатель на отчетный год, исполнение за отчетный период);
- межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации;
- оперативная информация о предоставлении дополнительных мер государственной поддержки семьям с детьми в форме материнского (семейного) капитала при рождении второго и последующих детей (наименование направления (показателя), значение показателя на отчетный период, объем перечисленных денежных средств);
- сумма задолженности по страховым взносам, администрируемым ПФР.
Фонд социального страхования Российской Федерации:
- доходы бюджета ФСС в разрезе КБК (утвержденный (расчетный) показатель, исполнение за отчетный период);
- расходы бюджета ФСС в разрезе КБК (утвержденный показатель на отчетный год, исполнение за отчетный период);
- межбюджетные трансферты, получаемые из федерального бюджета и бюджета Федерального ФОМС (утвержденный показатель на отчетный год, исполнение за отчетный период);
- источники внутреннего финансирования дефицита бюджета ФСС (утвержденный показатель на отчетный год, исполнение за отчетный период);
- сумма задолженности по страховым взносам, администрируемым ФСС.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
- доходы бюджета ФОМС в разрезе КБК (расчетный показатель, исполнение за отчетный период);
- источники финансирования дефицита бюджета ФОМС (утвержденный показатель на отчетный год, исполнение за отчетный период);
- расходы бюджета ФОМС в разрезе КБК (показатели согласно росписи расходов ФОМС, утвержденных на отчетный год, исполнение за отчетный период);
- бюджетные ассигнования ФОМС, в том числе предоставляемые из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования и бюджету ФСС (утвержденный показатель на отчетный год, исполнение за отчетный период);
- субсидии, направляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в разрезе субъектов Российской Федерации (количество подлежащих диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; утвержденный показатель на отчетный год; исполнение за отчетный период);
- дотации, направляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в разрезе субъектов Российской Федерации (утвержденный показатель на отчетный год, исполнение за отчетный период);
- субсидии, направляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в разрезе субъектов Российской Федерации (количество работающих граждан, подлежащих дополнительной диспансеризации в текущем году; утвержденный показатель на отчетный год; исполнение за отчетный период);
- иные расходы, предусмотренные бюджетом фонда.
2.2.3. При осуществлении последующего контроля исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период может быть использован комплекс программных средств "Реестры расходных обязательств".
2.3. Методические основы проведения комплекса проверок
Методической основой комплекса проверок является сравнительный анализ:
- соответствия исполнения федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на отчетный финансовый год и на плановый период требованиям Бюджетного кодекса, иным законодательным актам Российской Федерации;
- данных, содержащихся в базе данных Счетной палаты, и данных результатов проверок с показателями, установленными федеральным законом о бюджете государственного внебюджетного фонда на отчетный финансовый год и на плановый период, сводной бюджетной росписью с учетом изменений, прогнозом поступлений доходов в бюджет фонда и содержащихся в отчете данных об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда за отчетный финансовый год.
Основным методологическим приемом является сопоставление данных документов, отражающих объемы и виды доходов, объемы и направления расходования средств бюджета фонда с данными документов, которые явились основанием для отражения указанных доходов и расходов. В целях анализа и оценки эффективности использования средств бюджета государственного внебюджетного фонда проводится сопоставление данных за несколько лет по использованию средств бюджета фонда, выделенных под конкретные показатели, характеризующие основную деятельность проверяемых объектов.
2.4. Обеспечение качества проведения комплекса проверок и подготовки заключения Счетной палаты
Необходимое качество процесса организации и проведения комплекса проверок, оформления их результатов и управление качеством контрольных мероприятий осуществляется в соответствии с требованиями, установленными соответствующими стандартами финансового контроля.
3. Основные этапы осуществления последующего контроля исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период
3.1. Этап I - подготовка и утверждение программ комплекса проверок, распорядительных документов
Для обеспечения проведения необходимого комплекса контрольных мероприятий по проверке исполнения федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении за отчетный финансовый год, представленных Правительством Российской Федерации в Счетную палату для их внешней проверки и подготовки заключений Счетной палаты на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются соответствующие программы проверок (отдельно по ПФР, ФСС и ФОМС) и программы тематических проверок, при необходимости проводимых в рамках проверок исполнения федеральных законов о бюджетах фондов органами их управления и у иных участников бюджетного процесса.
Подготовка программ и иных распорядительных документов, необходимых для проведения комплекса проверок для подготовки заключений Счетной палаты, осуществляется инспекциями направления деятельности Счетной палаты, осуществляющими соответствующие контрольные мероприятия.
Программы вышеназванных проверок рассматриваются и утверждаются аудитором Счетной палаты, ответственным за проведение проверок, до 15 марта года, следующего за отчетным финансовым годом.
Программы тематических проверок в рамках исполнения федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов органами управления указанных фондов и иными участниками бюджетного процесса утверждаются аудитором Счетной палаты, ответственным за их проведение, в зависимости от сроков проведения указанных проверок в соответствии с планом работы Счетной палаты в порядке, определенном Регламентом Счетной палаты.
3.1.2. Проекты распорядительных документов на проведение проверок (распоряжения, удостоверения) в органах управления государственных внебюджетных фондов готовятся соответствующими инспекциями Счетной палаты в установленном порядке до 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом.
3.2. Этап II - проведение комплекса контрольных мероприятий по проверке исполнения федеральных законов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов органами управления указанных фондов и иными участниками бюджетного процесса за отчетный финансовый год и отчетов об их исполнении, позволяющих подготовить заключения Счетной палаты
Проверки исполнения федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов и отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год, представленных Правительством Российской Федерации в Счетную палату для их внешней проверки и подготовки заключений Счетной палаты на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществляются по соответствующим программам и согласно распоряжениям Председателя Счетной палаты.
При проведении комплекса контрольных мероприятий по проверке исполнения бюджетов ПФР, ФСС и ФОМС органы управления названными фондами проверяются как учреждения, ответственные за исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов, обладающие бюджетными полномочиями и несущие ответственность в соответствии с Бюджетным кодексом.
Комплекс проверок осуществляется в два этапа:
1. Подготовительный этап (до выхода на проверяемый объект).
В ходе подготовительного этапа необходимо ознакомиться со всей имеющейся нормативной правовой базой, в соответствии с которой должен был исполняться федеральный закон о бюджете государственного внебюджетного фонда на отчетный финансовый год и на плановый период.
Документами, также требующими изучения до выхода на проверяемые объекты, являются: послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетные послания Президента Российской Федерации, Концепция демографической политики Российской Федерации, нормативные правовые акты по реализации приоритетных национальных проектов и государственных программ Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, обеспечивающие достижение стратегических целей развития страны.
На этом же этапе проверки из базы данных Счетной палаты, сформированной на основе первичных и иных документов, полученных в Минфине России, Федеральном казначействе и других органах государственной власти и организациях, характеризующих и обосновывающих операции со средствами федерального бюджета, передаваемыми бюджету государственного внебюджетного фонда и информации, поступающей в Счетную палату в рамках оперативного (текущего) контроля исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов на отчетный финансовый год и на плановый период, а также ежеквартальных отчетов об исполнении бюджета фонда необходимо проанализировать информацию по интересующим вопросам исполнения бюджета государственного внебюджетного фонда.
2. Основной этап (осуществление мероприятий в органах управления государственных внебюджетных фондов и иных участниках бюджетного процесса).
На втором этапе осуществляется комплекс проверок в соответствии с программой проверки исполнения федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на отчетный финансовый год и на плановый период государственными внебюджетными фондами, как главными администраторами средств бюджета фонда, а также с учетом стандарта СГА 101.
Проверки исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденных федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов, органами управления указанных фондов проводятся в соответствии с планом работы Счетной палаты. Результаты проверок являются основой для проверки отчетов Правительства Российской Федерации об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов и подготовки заключений Счетной палаты.
Проверка указанных отчетов, а также документов и материалов, представленных одновременно с этими отчетами, осуществляется на основании и с учетом результатов контрольных мероприятий по проверке исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов органами управления указанных фондов и иными участниками бюджетного процесса.
Проверки отчетов Правительства Российской Федерации об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год в органах управления государственными внебюджетными фондами, оформление актов и согласование актов завершается не позднее 30 июля, следующего за отчетным финансовым годом.
3.3. Подготовка проектов заключений Счетной палаты Российской Федерации на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год, а также проектов представлений, информационных писем и иных документов на основе проектов заключений Счетной палаты
Подготовка заключений Счетной палаты на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляется в соответствии со статьей 149 Бюджетного кодекса, статьями 5, 13 и 20 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и планом работы Счетной палаты на очередной год.
3.3.1. Заключение Счетной палаты подготавливается на основе:
- результатов проверок исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденных федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов, осуществленных на проверяемых объектах в соответствии с планом работы Счетной палаты;
- данных тематических проверок исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществленных Счетной палатой;
- результатов проверок отчетов Правительства Российской Федерации об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- результатов оперативного контроля за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- результатов финансового контроля, осуществляемого в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Федеральным казначейством, Росфиннадзором и органами управления государственных внебюджетных фондов.
3.3.2. При подготовке заключений Счетной палаты особое внимание уделяется:
соответствию исполнения федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на отчетный финансовый год и на плановый период нормам и положениям Бюджетного кодекса и иным нормативным правовым актам;
анализу реализации стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, определенных программными документами органов государственной власти Российской Федерации;
анализу исполнения федерального закона о бюджете фонда на отчетный финансовый год и на плановый период:
в разрезе кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации по группам, подгруппам, статьям и подстатьям в соответствии с бюджетной классификацией;
в разрезе разделов и подразделов классификации расходов по разделам и подразделам классификации расходов в соответствии с бюджетной классификацией;
в разрезе кодов классификации источников финансирования дефицита бюджетов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов;
обоснованиям бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период, представленным государственным внебюджетным фондом в Минфин России при формировании проекта федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и на плановый период, при внесении изменений в федеральный закон о бюджете фонда;
протоколам рассмотрения разногласий по перечню несогласованных вопросов при распределении предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период;
прогнозным показателям по источникам финансирования дефицита бюджета фонда, расчетам при формировании проекта федерального закона;
реализации статей, содержащихся в федеральном законе о бюджете государственного внебюджетного фонда на отчетный финансовый год и на плановый период;
анализу участия государственного внебюджетного фонда в реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации с учетом достижения целей и показателей результативности;
реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики, достижения целей и показателей результативности, установленных в соответствующих нормативных правовых актах;
анализу эффективности управления федеральной собственностью;
анализу эффективности внутреннего финансового контроля (аудита);
анализу результатов проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого государственным внебюджетным фондом;
анализу реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
анализу эффективности реализации важнейших принципов бюджетного федерализма, в том числе межбюджетных отношений в ходе исполнения федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на отчетный финансовый год и на плановый период.
реализации государственным внебюджетным фондом иных полномочий, установленных действующим законодательством и Уставом (Положением) Фонда.
4. Структура и содержание заключений Счетной палаты Российской Федерации на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год
4.1. Заключения Счетной палаты формируются в соответствии со структурой, предусмотренной настоящим Стандартом и с учетом требований Инструкции по делопроизводству в Счетной палате.
Структура заключения Счетной палаты по каждому бюджету государственного внебюджетного фонда в отдельности состоит из следующих разделов:
Раздел I |
|
1. |
Общие положения |
2. |
Общая характеристика исполнения федерального закона о бюджете фонда на отчетный финансовый год и на плановый период |
2.1. |
Макроэкономические условия исполнения бюджета фонда в отчетном финансовом году |
2.2. |
Структурные особенности федерального закона о бюджете фонда на отчетный финансовый год и анализ исполнения его основных характеристик по годовому отчету об исполнении бюджета фонда и по результатам проверок, осуществленных Счетной палатой |
2.3. |
Анализ реализации основных задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в отчетном финансовом году, а также организации исполнения федерального закона о бюджете фонда на отчетный финансовый год и на плановый период и соответствие его исполнения Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам Российской Федерации |
2.4. |
Анализ участия государственного внебюджетного фонда в реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики |
3. |
Анализ исполнения доходов бюджета государственного внебюджетного фонда по кодам бюджетной классификации доходов бюджета государственного внебюджетного фонда |
4. |
Анализ исполнения расходов бюджета государственного внебюджетного фонда по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации |
5. |
Профицит (дефицит) бюджета государственного внебюджетного фонда и источники финансирования дефицита бюджета. |
6. |
Межбюджетные отношения |
7. |
Анализ реализации текстовых статей бюджета фонда |
8. |
Анализ состояния внутреннего финансового контроля (аудита), осуществляемого органом управления государственного внебюджетного фонда |
9. |
Анализ реализации предложений Счетной палаты, содержащихся в представлениях, уведомлениях о применении бюджетных мер принуждения и информационных письмах, оформленных и направленных по результатам контрольных мероприятий |
10. |
Выводы |
11. |
Предложения |
Раздел II |
Приложения к Заключению Счетной палаты на отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда за отчетный финансовый год (табличные материалы приведены в Приложении) |
При необходимости, раздел I Заключения может быть дополнен пунктом, в части оценки полноты и эффективности реализации государственным внебюджетным фондом полномочий, установленных в соответствии с действующим законодательством и Уставом (Положением) Фонда.
4.2. Заключения Счетной палаты устанавливают достоверность отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год и включают следующие основные положения:
- оценку исполнения федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов в разрезе статей доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, установленных соответствующими федеральными законами с учетом изменений и дополнений. Сравнение результатов проверок Счетной палаты и соответствующих показателей бюджетной отчетности органов управления государственными внебюджетными фондами;
- анализ соответствия показателей исполнения федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов представленным в Государственную Думу проектам федеральных законов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- анализ объемов и структуры остатков средств на счетах органов управления государственных внебюджетных фондов по состоянию на начало и конец финансового года;
- анализ участия государственных внебюджетных фондов в реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики, достижения целей и показателей результативности, установленных федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондах;
- анализ соответствия исполнения федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов положениям посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
- анализ достижения целей и задач, определенных федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов;
- анализ соблюдения государственными внебюджетными фондами законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию;
- анализ межбюджетных отношений с участием бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- анализ исполнения федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов в разрезе текстовых статей;
- анализ: выявленных отклонений от установленных показателей бюджета фонда; статей расходов бюджета фонда, по которым допущено расходование средств сверх утвержденных бюджетных ассигнований; сумм нецелевого использования средств бюджета, с указанием руководителей органов управления указанных фондов; получателей средств бюджета фонда, принявших решение о нецелевом использовании средств, и должностных лиц, допустивших осуществление таких платежей. Предложения, направленные на устранение выявленных отклонений, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- анализ качества управления государственными внебюджетными фондами, в том числе по качеству планирования и исполнения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- анализ организации бюджетного учета операций по исполнению бюджета фонда за очередной финансовый год;
- анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления средств фондов с нарушением требований Бюджетного кодекса;
- анализ организации внутреннего финансового контроля в органах управления государственных внебюджетных фондов;
- анализ результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии (для заключения ПФР);
- анализ участия государственного внебюджетного фонда в реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации с учетом достижения целей и показателей результативности;
- оценку полноты и эффективности реализации государственным внебюджетным фондом полномочий, установленных в соответствии с действующим законодательством и Уставом (Положением) Фонда";
- выводы и предложения, в том числе: о соответствии проектов федеральных законов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов по группам и подгруппам доходов, а также разделам и подразделам расходов, целевым статьям расходов и видам расходов (кодам бюджетной классификации) бюджетов государственных внебюджетных фондов, результатам проверок в органах управления государственных внебюджетных фондов и иных участниках процесса исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов.
5. Рассмотрение и утверждение заключений Счетной палаты Российской Федерации на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год, представление их Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и направление в Правительство Российской Федерации
Проекты заключений Счетной палаты на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год рассматриваются и утверждается Коллегией Счетной палаты.
Рассмотрение Коллегией Счетной палаты проектов заключений Счетной палаты на годовые отчеты, а также проектов информационных писем и представлений завершается в последней декаде августа года, следующего за отчетным финансовым годом.
При наличии высказанных на заседании Коллегии Счетной палаты замечаний и предложений заключения Счетной палаты, а также информационные письма и представления дорабатываются и согласовываются в установленном порядке. После доработки и согласования заключения Счетной палаты подписываются аудитором Счетной палаты и представляются Председателем Счетной палаты в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляются в Правительство Российской Федерации не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным финансовым годом.
При рассмотрении заключений Счетной палаты в профильных комитетах Государственной Думы и Совета Федерации принимает участие аудитор Счетной палаты, за которым Регламентом Счетной палаты закреплено соответствующее направление деятельности Счетной палаты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 205 "Последующий контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 26 ноября 2010 г. N 57К (759)))
Текст стандарта размещен на сайте Счетной палаты РФ в Internet (http://www.audit.gov.ru)
Разработчик:
Департамент по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на фундаментальные исследования, физическую культуру, спорт, социальную политику, средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Департамент по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на здравоохранение, образование, культуру, кинематографию и средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 23 апреля 2019 г. N 6ПК
Решение Коллегии Счетной палаты РФ от 7 марта 2014 г., протокол N 14К(960)