Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. N АПЛ14-503
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю.,
членов коллегии Крупнова И.В., Горшкова В.В.
при секретаре Пулине А.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кима Е.В. об оспаривании подпункта "б" пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153,
по апелляционной жалобе Кима Е.В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2014 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения заявителя Кима Е.В., поддержавшего апелляционную жалобу, представителей Правительства Российской Федерации Калиновой К.В. и Оганесяна А.Л., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - Правила). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2006 г., N 13.
Подпунктом "ж" пункта 5 Правил установлено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Пункт 17 Правил определяет категории граждан, признаваемые применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы. В силу подпункта "б" данного пункта в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 Правил членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.
Ким Е.В., являющийся вынужденным переселенцем, оспорил в Верховном Суде Российской Федерации подпункт "б" пункта 17 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемая норма не соответствует пункту 4 статьи 5, подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I), которые не устанавливают какие-либо возрастные или иные ограничения для членов семьи вынужденного переселенца при обеспечении их обустройства на новом месте жительства на территории Российской Федерации. Ким Е.В. полагает, что Правила в оспариваемой части нарушают права и законные интересы вынужденных переселенцев и членов их семьи, так как исключают возможность получения субсидии для жилищного обустройства членов семьи вынужденного переселенца из числа несовершеннолетних, не имеющих статуса вынужденного переселенца, достигших возраста 18 лет.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2014 г. в удовлетворении заявления Киму Е.В. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, и принять по делу новое решение. По мнению заявителя, реализация оспоренного положения в части, содержащей возрастные ограничения для членов семьи вынужденного переселенца, нарушает гарантированное Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I (пункт 2 статьи 5) право на получение мер по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения.
В соответствии со статьями 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспоренное правовое положение принято Правительством Российской Федерации в пределах компетенции, по форме издания и по своему содержанию не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а следовательно, не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации устанавливает Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I.
Статьёй 5 приведенного закона определено, что решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (абзац третий пункта 2); лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей (абзац первый пункта 3); статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет (абзац первый пункта 4); вынужденный переселенец имеет право при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев (подпункт 2 пункта 1 статьи 6).
В силу пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности; предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счёт средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подпункты 2, 4).
Анализ содержания Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I, в том числе указанных выше положений, позволяет прийти к выводу, что гарантии, установленные данным законом, предоставляются вынужденным переселенцам, а также членам их семей, в том числе несовершеннолетним, признанным вынужденными переселенцами.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в частности, в определении от 16 июля 2013 г. N 1195-O), требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему в соответствии со статьёй 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13, 16 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I, установило оспариваемые в части Правила.
Перечень лиц, признаваемых членами семьи гражданина - участника подпрограммы, определённый в подпункте "б" пункта 17 Правил, по своему содержанию не противоречит приведённым положениям Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I, поскольку к членам семьи вынужденного переселенца относит не только несовершеннолетних детей, признанных вынужденными переселенцами, но и несовершеннолетних детей, не имеющих статуса вынужденного переселенца. При этом непосредственно в Законе Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I гарантии в части жилищного обустройства граждан Российской Федерации распространяются исключительно на лиц, имеющих статус вынужденного переселенца. Несовершеннолетние дети, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, при достижении 18-летнего возраста имеют право на получение удостоверения вынужденного переселенца и приобретают права и обязанности, предусмотренные данным законом.
Совершеннолетние граждане Российской Федерации, не имеющие статуса вынужденного переселенца, под действие Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I не подпадают и вправе реализовать право на улучшение жилищных условий при наличии к тому правовых оснований в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Довод Кима Е.В. в апелляционной жалобе об отсутствии у него возможности произвести обустройство дочери на новом месте жительства на территории Российской Федерации с помощью мер, предпринимаемых федеральными органами исполнительной власти в порядке реализации Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I, не может свидетельствовать о незаконности обжалованного решения суда, поскольку сводится к решению вопроса о правомерности отказа в предоставлении его дочери статуса вынужденного переселенца, что не подлежит разрешению в рамках данного дела о проверке соответствия оспоренного положения Правил в порядке абстрактного нормоконтроля.
Ходатайство заявителя о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции Российской Федерации реализации подпункта "б" пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, а также о соответствии Конституции Российской Федерации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637, удовлетворению не подлежит, так как исходя из положений статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 84 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Верховный Суд Российской Федерации может обратиться с запросом о проверке конституционности подлежащего применению закона или иного нормативного правового акта по конкретному делу при наличии сомнений в разрешении дела. В данном же случае неопределённости в вопросе соответствия Конституции Российской Федерации применённого по делу закона у суда апелляционной инстанции не возникло.
Судом принято решение с учётом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании.
Предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кима Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Зайцев |
Члены коллегии |
И.В. Крупнов |
|
В.В. Горшков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. N АПЛ14-503
Текст определения официально опубликован не был