Ведомственные строительные нормы ВСН 1.02.01-85/МГА
"Выбор площадок для строительства аэропортов и вертолетных станций гражданской авиации"
(утв. МГА СССР 4 октября 1985 г.)
Срок введения в действие 1 января 1986 г.
Взамен "Инструкции по выбору участков
для строительства аэропортов
и вертолетных станций"
Настоящие нормы распространяются на выбор площадок для строительства новых аэропортов, аэродромов, вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок для вертолетов, а также для их расширения и реконструкции при строительстве новых и удлинении существующих взлетно-посадочных полос.
2. Подготовительные работы
2.1. В объем подготовительных работ входит:
изучение задания заказчика и уточнение всех вопросов, возникающих в процессе этого изучения;
разработка необходимых дополнительных материалов и обосновывающих расчетов на основе данных утвержденной схемы развития и размещения отрасли или материалов, обосновывающих целесообразность проектирования строительства новых, расширения и реконструкции действующих объектов гражданской авиации;
предварительное определение потребности в воде, электроэнергии, топливе, газе, горюче-смазочных материалах, грузообороте на период строительства и эксплуатации объекта, численности работающих, потребности в основных, (в том числе и местных) строительных материалах для строительства;
предварительное определение необходимости строительства жилого поселка (микрорайона) для авиаработников, строительной базы, подъездных автомобильных и железных дорог, топливопроводов, внешних инженерных сетей и сооружений;
предварительное определение направления, количества, длин взлетно-посадочных полос (ВПП);
предварительное определение зон недопустимого шумового воздействия от воздушных судов в дневное и ночное время, а также высот препятствий в районе изысканий;
определение перечня необходимых объектов радионавигации, посадки и управления воздушным движением, требующих обособленных участков для их размещения и зон недопустимых СВЧ-излучений от этих объектов;
при расширении и реконструкции существующего аэропорта (вертолетной станции) - сбор данных о существующих сооружениях, инженерных сетях, подъездных дорогах, оборудовании, об источниках и фактических расходах воды, тепла, электроэнергии, авиатоплива и т.п.;
сбор и изучение картографических, климатических, инженерно-геологических и других материалов по району изысканий;
комплектование изыскательской партии.
2.2. В процессе подготовительных работ собираются и изучаются следующие материалы:
карты района изысканий (масштаб 1:25000-1:200000);
климатические данные (ветровой режим, наличие и характеристика туманов, температура воздуха и др.) района изысканий, полученные в местных органах Госкомитета по гидрометеорологии и контролю природной среды за возможно длительный период наблюдений, но не менее чем за 5 лет или, при отсутствии метеостанции в районе изысканий, по данным, приведенным в СНиП 2.01.01.82 и справочнике по климату СССР. Данные по ветровому режиму приводятся согласно обязательному приложению 1;
данные о наличии и расположении в районе выбираемой площадки аэродромов (вертодромов) МГА, ВВС, ПВО, МАП, ЦК ДОСААФ и других ведомств и их пилотажных зонах, воздушных трасс СССР и местных воздушных линий, запретных зон, приемных и передающих радиостанций, трасс существующих и проектируемых высоковольтных и радиорелейных линий, естественных препятствий и высотных сооружений (радиомачт, труб и т.п.) которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств аэродромов (вертодромов), а также данные о районной планировке и генеральных планах перспективного развития близлежащих городов, населенных пунктов, промышленных узлов. Указанные данные, как правило, представляет заказчик;
данные о больших скоплениях и основных путях перелетов птиц в различное время года, получаемые из региональных атласов или из центральных и местных биологических учреждений;
данные о паводковых водах и зонах затопления;
данные о почвенно-грунтовых и гидрогеологических условиях района изысканий.
2.3. В результате проведенных подготовительных работ и сбора необходимых материалов на ситуационный план района изысканий наносятся данные согласно п. 2.2, а также предварительно намеченные варианты расположения площадки.
Оформление ситуационного плана района изысканий производится согласно обязательному приложению 5.
3. Рекогносцировка района изысканий и сбор дополнительных сведений
3.1. Заказчик, заинтересованный в представлении земельного участка за пределами городской черты, обращается в Совет Министров союзной республики, Совет Министров автономной республики, крайисполком, облисполком с ходатайством о разрешении производства работ по выбору площадки. В ходатайстве указывается решение соответствующих органов о намечаемом строительстве в данном районе, а также ориентировочные размеры земельного участка, намечаемого к изъятию.
3.2. Положительное решение Совета Министров союзной или автономной республики, крайисполкома, облисполкома по ходатайству заказчика является основанием для проведения работ по выбору площадки и необходимых предварительных изысканий.
3.3. В местных организациях уточняются и собираются дополнительные сведения и картографические материалы, выявляются характер и перспектива застройки в районе площадок, намеченных для обследования, высотные препятствия, уточняется схема районной планировки, трасс автомобильных и железных дорог, линий электропередач, границы землепользователей и другие данные, характеризующие район изысканий.
3.4. Наземная рекогносцировка района изысканий заключается в осмотре всех вариантов площадок, намеченных на карте, уточнении имеющегося картографического материала и сведений, указанных в п.п. 2.2, 3.3, составлении приближенных топографических планов этих площадок в масштабе 1:10000-1:25000 согласно обязательному приложению 6 с использованием, при возможности, имеющихся картографических и плановых материалов, в том числе аэрофотосъемки.
Полученные дополнения и уточнения наносятся на ситуационный план района изысканий.
Одновременно собираются сведения для заполнения анкеты по выбору площадки согласно обязательному приложению 2.
3.5. При необходимости, с целью визуального изучения особенностей района изысканий и осмотра с воздуха намеченных площадок и их приаэродромных территорий, производится воздушная рекогносцировка.
Описание проложенных маршрутов и результаты рекогносцировки приводятся в отчете по изысканиям. Полученные данные наносятся на ситуационный план.
3.6. В результате проведенных рекогносцировочных изысканий определяются конкурентоспособные варианты расположения и площадок, по которым производится более детальное обследование.
4. Обследование и согласование конкурентоспособных вариантов
4.1. По конкурентоспособным вариантам площадок производятся более детальные обследования с целью уточнения:
расположения площадок относительно воздушных трасс, аэродромов и вертодромов других ведомств и границ перспективного развития городов и населенных пунктов;
наилучшего размещения летных полос и служебно-технической территории с учетом перспективы развития аэропорта (вертолетной станции);
условий размещения средств посадки в соответствии с требованиями ИКАО и нормами технологического проектирования;
границ, размеров и характеристики земельных участков, подлежащих отводу, по каждому землепользователю и условий отвода земли (компенсации и др.);
объемов работ и затрат по освоению площадок (включая снос строений, компенсацию, долевое участие и т.п.);
мероприятий по охране окружающей природной среды;
сейсмичности района строительства;
почвенно-грунтовых и гидрогеологических условий, данных о вечной мерзлоте, наличии скальных грунтов, агрессивности вод, заболоченности, затопляемости и т.п.;
ветрового режима, наличия и характеристики туманов и микроклимата;
предварительных условий присоединения к автомобильным дорогам и железнодорожным путям общего пользования, источникам электроснабжения, связи, газа, воды и другим видам обеспечения, мест сброса канализационных и ливневых стоков, примерного прохождения внеплощадочных трасс, их длин и т.п.;
наличия, качества, запасов и условий получения местных строительных материалов;
наличия скопления птиц, величины скоплений (ориентировочно), характера пребывания птиц в местах концентрации.
4.2. Уточненные границы обследуемых площадок, предназначенных под строительство, а также под развитие на перспективу не менее чем на ближайшие 20 лет, наносятся на план землепользования. По каждому варианту определяется общая площадь участков и состав их по угодьям.
4.3. Уточняются топографические планы или кроки путем корректировки имеющихся картографических, плановых, аэрофотосъемочных материалов или выполнения топографо-геодезических работ в объеме необходимом и достаточном для уточнения расположения летных полос со средствами посадки самолетов, объектов радионавигации, УВД и других обособленных площадок, характеристики препятствий в пределах среднего участка приаэродромной территории для построения планов и профилей полос воздушных подходов.
4.4. В результате проведенных рекогносцировочных работ в районе изысканий и дополнительного детального обследования конкурентоспособных площадок представляются:
ситуационный план района изысканий согласно обязательному приложению 5;
планы или кроки конкурентоспособных площадок в масштабе 1:10000 и 1:25000 составленные в соответствии с п. 4.3 и обязательным приложением 6. На планы должны быть нанесены предварительная схема планировки (генплана) аэропорта (вертолетной станции) с взлетно-посадочными полосами, служебно-технической застройкой, объектами средств посадки, радионавигации, УВД и другими обособленными площадками и трассами согласно п. 1.5;
анкеты установленной формы на конкурентоспособные варианты площадок согласно обязательному приложению 2;
планы и профили полос воздушных подходов по конкурентоспособным вариантам площадок согласно обязательному приложению 5;
планы землепользований с нанесенными границами участков, подлежащих отводу, их площади и состав по угодьям. План землепользования подписывается главным (старшим) инженером землеустроителем, руководителями колхозов, лесхозов и совхозов или других хозяйств и представителем заинтересованного предприятия, организации, учреждения;
ведомость сравнения вариантов, характеризующая по каждому варианту состояние воздушных подходов, ветровую загрузку полос, зоны зашумления, расстояние от центра города и границ его перспективного развития, объем работ по освоению участка (земляные работы, осушение, корчевка, снос строений, компенсации и т.п.), протяженность необходимых подъездных дорог и инженерных коммуникаций согласно рекомендуемому приложению 7;
другие необходимые материалы обследования по конкурентоспособным вариантам площадок.
Примечание: Материалы предварительного согласования места расположения площадки готовятся с участием инспекции по использованию и охране земель и соответствующих лесохозяйственных предприятий. При этом должны быть учтены: материалы бонитировки почв, агрохозяйственного и почвенного обследования, требования рационального использования земельных ресурсов, возможности представления земельных участков из земель государственного запаса и земель несельскохозяйственного назначения, земель непригодных для сельского хозяйства или сельскохозяйственных угодий худшего качества, а также не покрытых лесом площадей или площадей, занятых кустарниками или малоценными насаждениями; необходимость максимального сохранения ценных** сельскохозяйственных угодий и лесов, существующей организации территории, предотвращения эрозионных процессов и заболачивания земель, по возможности избежания нарушений технологии производства сельскохозяйственных работ.
4.5. Конкурентоспособные варианты расположения площадки предварительно рассматриваются и согласовываются следующими ведомствами и организациями:
территориальным Управлением гражданской авиации;
производственным Управлением сельского (лесного) хозяйства;
Управлением по делам строительства и архитектуры;
бассейновой инспекцией;
Госгортехнадзором (при наличии его в данном районе) или специальными геологическими и гидрогеологическими экспедициями;
ДОСААФ, МАП (при необходимости);
КГБ;
местным военным гарнизоном;
штабом военного округа;
штабом округа ПВО (при необходимости);
штабом гражданской обороны;
Управлением железной дороги;
территориальной проектной организацией Госстроя СССР.
4.6. В результате проделанной работы и технико-экономического сравнения вариантов размещения объекта на различных отобранных для строительства площадках подготавливаются предложения по оптимальному варианту.
5. Выбор площадки, согласование и утверждение акта о выборе площадки
5.1. Для выбора площадки создается комиссия из ответственных представителей:
заказчика проекта;
территориального управления гражданской авиации;
проектной организации;
Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации и Научно-экспериментального центра автоматизации управления воздушным движением гражданской авиации (при выборе площадки для строительства аэродромов класса А, Б, В).
Министерства гражданской авиации (в необходимых случаях);
штаба военного округа;
Министерства-подрядчика или по его поручению строительного треста;
территориальной проектной организации Госстроя СССР;
исполкомов Советов народных депутатов по соответствующему распоряжению Край(обл)исполкомов в составе руководителя исполкома, управления по делам строительства и архитектуры, производственного управления сельского (лесного) хозяйства, управления связи, управления энергосети, управления канализационного хозяйства, штаба гражданской обороны, управления санитарной инспекции, управления пожарной охраны МВД СССР;
территориальных и местных органов государственного надзора: бассейнового управления по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, бассейнового Управления Минводхоза СССР, Госкомгидромета и других заинтересованных организаций.
5.2. Комиссия по выбору площадки и ее председатель назначаются распоряжением руководства:
МГА или по его поручению территориальным Управлением гражданской авиации при выборе площадки для аэропортов внеклассных, I, II, III классов и для аэродромов классов А, Б, В;
соответствующего территориального управления гражданской авиации при выборе площадок для аэропортов IV класса и ниже, аэродромов класса Г и ниже, а также вертолетных станций и посадочных площадок для вертолетов.
Приказ о назначении комиссии по выбору площадки с указанием сроков ее работы, увязанных с утвержденным планом проектно-изыскательских работ, готовит территориальное управление гражданской авиации с участием главного инженера проекта.
5.3. В сложных условиях выбора площадки для решения вопросов связанных с обеспечением безопасности полетов и других технических вопросов, приказом начальника территориального управления гражданской авиации создается техническая межведомственная комиссия из представителей МГА и при необходимости представителей штаба военного округа, ВВС, ПВО, МАП, ЦК ДОСААФ.
Работа технической комиссии заканчивается составлением протокола и схемы трасс полетов в районе аэродрома (вертолетной станции), которые подлежат согласованию с заинтересованными ведомствами и организациями.
Протокол и схема трасс полетов являются неотъемлемыми приложениями к Акту выбора площадки и утверждаются вместе с ним.
5.4. Комиссия по выбору площадки выезжает на место после окончания предварительных работ по рекогносцировке района изысканий и обследованию площадок.
5.5. Комиссия должна тщательно изучить все представленные согласно п.п. 4.4, 4.5 материалы, осмотреть в натуре конкурентоспособные варианты площадок, обследованные изыскательской партией, а также все новые площадки, которые могут быть выявлены или предложены в процессе работы комиссии.
5.6. В результате своей работы комиссия составляет акт о выборе площадки, который должен содержать:
краткое описание района изысканий и обследованных конкурентоспособных площадок или вариантов возможного расширения и реконструкции аэропортов, вертолетных станций), описание расположения ВПП, ее размеров, ветровой загрузки, основного направления посадки самолетов, размещение средств посадки, радионавигации и управления воздушным движением, характеристику работ по освоению и инженерному обеспечению площадки, орнитологических условий;
краткое описание схем захода самолетов на посадку для конкурентоспособных вариантов (выполняется штурманской службой авиапредприятия или территориального Управления гражданской авиации);
описание зоны воздействия авиационного шума и сверхвысотно-частотного излучения на прилегающую к аэропорту территорию;
сравнительную технико-экономическую оценку конкурентноспособных вариантов;
обоснование решений, принятых комиссией в отступление от требований нормативных документов (если таковые имели место по техническим, экономическим и другим соображениям);
выводы с обоснованием выбора площадки (или варианта расширения и реконструкции);
описание и обоснование рекомендаций комиссии по размещению основных элементов и сооружений аэропорта (вертолетной станции) на выбранной площадке (расположение и направление летных полос, служебно-технической территории, объектов средств посадки, склада ГСМ и т.п.);
описание участков отводимых в постоянное и во временное пользование, их размеров и условий компенсации;
согласование предварительных проектных решений по прокладке трасс новых внеплощадочных коммуникаций и условий присоединения к существующим транспортным коммуникациям, источникам электроснабжения, связи, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, места сброса сточных вод и мероприятия по охране окружающей среды;
согласование отвода территории и условий ее резервирования для развития аэропорта (аэродрома, вертодрома, вертолетной станции) на перспективу не менее чем на 20 лет;
возможности использования местных трудовых и материальных р
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ведомственные строительные нормы ВСН 1.02.01-85/МГА "Выбор площадок для строительства аэропортов и вертолетных станций гражданской авиации" (утв. МГА СССР 4 октября 1985 г.)
Текст документа приводится по официальному изданию Министерства гражданской авиации, 1986 г.
Срок введения в действие 1 января 1986 г.
Разработаны Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом гражданской авиации "Аэропроект"
Руководитель темы инженер Бухаров В.Ф.
Исполнители инженеры Багровников А.А., Безгрешнов М.А., Гаврилин Б.П.
Внесены ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект"
Подготовлены к утверждению УКС МГА
Морозов А.А.
С введением в действие ВСН 1.02.01.85/МГА# утрачивает силу "Инструкция по выбору участков для строительства аэропортов и вертолетных станций гражданской авиации", утвержденных МГА 31.10.79 г.
Согласованы с Госстроем СССР 9 сентября 1985 г., N ДП-4381-1
Взамен "Инструкции по выбору участков для строительства аэропортов и вертолетных станций"