Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 4000-1-2005
"Шины для легковых автомобилей и ободья. Часть 1. Шины (метрические серии)"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 542-ст)
Passenger car tyres and rims. Part 1. Tyres (metric series)
Дата введения - 1 января 2007 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на шины для легковых автомобилей и устанавливает их обозначения, размеры, номинальные нагрузки и маркировку.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты:
ИСО 3877-1:1997 Шины, вентили и камеры. Перечень эквивалентных терминов. Часть 1. Шины
ИСО 4000-2:2001 Шины для легковых автомобилей и ободья. Часть 2. Ободья
ИСО 4223-1:2001 Определения некоторых терминов, используемых в шинной промышленности. Часть 1. Шины
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 3877-1, ИСО 4223-1.
4 Обозначение
4.1 Размер и конструкция
4.1.1 Характеристики шин должны быть указаны следующим образом:
Номинальная ширина профиля / |
Номинальное отношение высоты профиля к его ширине |
Код конструкции шины |
Код номинального диаметра обода |
4.1.2 Номинальная ширина профиля
Номинальная ширина профиля должна быть выражена в миллиметрах и быть кратной 5.
Для шин, монтируемых на ободья с углом наклона полки 5°, номинальная ширина профиля должна оканчиваться на 5.
4.1.3 Номинальное отношение высоты профиля к его ширине
Номинальное отношение высоты профиля к его ширине (H/S) должно быть кратным 5 и выражено в процентах.
4.1.4 Коды конструкции шин
Коды конструкции шин должны быть следующими:
В - опоясанные диагональные;
D - диагональные;
R - радиальные.
Радиальные шины, предназначенные для автомобилей с максимальной скоростью свыше 240 км/ч, могут иметь другое обозначение и маркировку (приложение А).
Радиальные шины, предназначенные для автомобилей с максимальной скоростью свыше 240 км/ч, могут иметь маркировку в размерных и конструкционных характеристиках с кодовым обозначением ZR вместо кода конструкции R (4.2).
Для скоростей свыше 300 км/ч шины должны иметь маркировку в соответствии с приложением А.
Применение другого кодового обозначения (например для нового типа конструкции) необходимо согласовать в установленном порядке.
4.1.5 Коды номинального диаметра обода
Коды номинального диаметра обода для шин, монтируемых на ободья с углом наклона полки 5°, приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Коды номинального диаметра обода
Код номинального диаметра обода |
Номинальный диаметр обода , мм |
10 |
254 |
12 |
305 |
13 |
330 |
14 |
356 |
15 |
381 |
16 |
406 |
17 |
432 |
18 |
457 |
19 |
483 |
20 |
508 |
Для шин, которым требуются ободья новой конструкции, код номинального диаметра обода должен соответствовать номинальному диаметру обода , выраженному целым числом в миллиметрах.
4.2 Эксплуатационные характеристики
4.2.1 К обозначению эксплуатационных характеристик шин относят индекс нагрузки и символ скорости.
Для шин, эксплуатируемых на автомобилях с максимальной скоростью свыше 300 км/ч, эксплуатационные характеристики не установлены. Вопросы максимальной скорости и нагрузки должны быть согласованы с изготовителем шин.
4.2.2 Индекс нагрузки
Индекс нагрузки LI - условное обозначение максимальной нагрузки на шину, соответствующей условиям эксплуатации, установленным изготовителем.
Индексы нагрузки LI и соответствующие нагрузки TLCC для одинарной шины приведены в таблице 2.
4.2.3 Категории скорости
Категория скорости соответствует максимальной скорости шины.
Обозначение категорий скорости (символ) приведено в таблице 3.
4.3 Другие эксплуатационные характеристики
4.3.1 Словом "TUBELESS" (бескамерная) обозначают шины, применяемые без камеры.
4.3.2 Слова "REINFORCED" или "EXTRA LOAD" обозначают усиленные шины, применяемые при более высоких нагрузке и давлении по сравнению со стандартными шинами.
Таблица 2 - Индексы нагрузки (LI) и соответствующие нагрузки на шины (TLCC)
LI |
TLCC, кг |
LI |
TLCC, кг |
LI |
TLCC, кг |
LI |
TLCC, кг |
50 |
190 |
70 |
335 |
90 |
600 |
110 |
1060 |
51 |
195 |
71 |
345 |
91 |
615 |
111 |
1090 |
52 |
200 |
72 |
355 |
92 |
630 |
112 |
1120 |
53 |
206 |
73 |
365 |
93 |
650 |
113 |
1150 |
54 |
212 |
74 |
375 |
94 |
670 |
114 |
1180 |
55 |
218 |
75 |
387 |
95 |
690 |
115 |
1215 |
56 |
224 |
76 |
400 |
96 |
710 |
116 |
1250 |
57 |
230 |
77 |
412 |
97 |
730 |
117 |
1285 |
58 |
236 |
78 |
425 |
98 |
750 |
118 |
1320 |
59 |
243 |
79 |
437 |
99 |
775 |
119 |
1360 |
60 |
250 |
80 |
450 |
100 |
800 |
120 |
1400 |
61 |
257 |
81 |
462 |
101 |
825 |
- |
- |
62 |
265 |
82 |
475 |
102 |
850 |
- |
- |
63 |
272 |
83 |
487 |
103 |
875 |
- |
- |
64 |
280 |
84 |
500 |
104 |
900 |
- |
- |
65 |
290 |
85 |
515 |
105 |
925 |
- |
- |
66 |
300 |
86 |
530 |
106 |
950 |
- |
- |
67 |
307 |
87 |
545 |
107 |
975 |
- |
- |
68 |
315 |
88 |
560 |
108 |
1000 |
- |
- |
69 |
325 |
89 |
580 |
109 |
1030 |
- |
- |
Примечания
1 Максимальная нагрузка на шину, соответствующая индексу нагрузки, применяется для скоростей до 210 км/ч включительно.
2 Для категории скорости V (между 210 и 240 км/ч) максимальная нагрузка на шины должна быть снижена следующим образом: 100% - при 210 км/ч; 97% - при 220 км/ч; 94% - при 230 км/ч; 91% - при 240 км/ч. Между этими скоростями допускается линейная интерполяция.
3 Для категорий скорости W и Y максимальная нагрузка, соответствующая индексу нагрузки, применима к скоростям до 240 км/ч включительно для категории W и 270 км/ч - для категории Y.
4 Для категории скорости W (между 240 и 270 км/ч) максимальная нагрузка должна быть снижена следующим образом: 100% - при 240 км/ч; 95% - при 250 км/ч; 90% - при 260 км/ч; 85% - при 270 км/ч. Между этими скоростями допускается линейная интерполяция.
5 Для категории скорости Y (между 270 и 300 км/ч) максимальная нагрузка должна быть снижена следующим образом: 100% - при 270 км/ч; 95% - при 280 км/ч; 90% - при 290 км/ч; 85% - при 300 км/ч. Между этими скоростями допускается линейная интерполяция (4.2.3 и таблица 3).
6 Для скоростей свыше 300 км/ч или шин, маркированных ZR (приложение А), или того и другого максимальную нагрузку, допустимую для максимальной скорости, необходимо согласовать с изготовителем.
7 Для автомобилей с расчетной максимальной скоростью до 60 км/ч максимальная нагрузка, соответствующая индексу нагрузки, может быть увеличена, при этом необходимо повышение эталонного давления, которое определяют в результате консультаций с изготовителем шин. При отсутствии такой договоренности рекомендуется следующее увеличение внутреннего давления шин:
- при скорости 60 км/ч - увеличение нагрузки на 10% с увеличением давления на 10 кПа;
- при скорости 50 км/ч - увеличение нагрузки на 15% с увеличением давления на 20 кПа;
- при скорости 40 км/ч - увеличение нагрузки на 25% с увеличением давления на 30 кПа;
- при скорости 30 км/ч - увеличение нагрузки на 35% с увеличением давления на 40 кПа;
- при скорости 25 км/ч - увеличение нагрузки на 42% с увеличением давления на 50 кПа.
Таблица 3 - Обозначение категорий скорости
Символ |
Категория скорости, км/ч |
J |
100 |
К |
110 |
L |
120 |
М |
130 |
N |
140 |
Р |
150 |
Q |
160 |
R |
170 |
S |
180 |
T |
190 |
U |
200 |
H |
210 |
V |
240 |
W |
270 |
Y* |
300 |
* При обозначении радиальных шин, предназначенных для эксплуатации при скоростях свыше 300 км/ч, используют код конструкции шины ZR.
Примечание - Этот перечень не носит ограничительный характер, дополнительно могут быть внесены другие категории скорости. |
4.3.3 Буквы "LL" рядом с обозначением размера шины или слова "LIGHT LOAD" (легкая нагрузка) располагают на боковинах шин, предназначенных для более низких нагрузок по сравнению с шинами стандартного типа.
4.3.4 Буква "Т", расположенная перед обозначением размера шины, характеризует специальные запасные шины высокого давления.
4.3.5 При необходимости можно использовать следующие обозначения:
"Р" - тип автомобиля, для которого первоначально разрабатывалась шина;
"TEMPORARY USE ONLY" - указание временного использования некоторых запасных шин;
"BIAS BELTED" - опоясанная диагональная конструкция;
"RADIAL" - радиальная конструкция.
Допускается обозначать направление монтажа шины, направление вращения, тип рисунка протектора шины, а также другие характеристики шины.
4.3.6 Факультативную маркировку типа автомобиля "Р" применяют в тех случаях, когда точно не определен тип шин. Ее располагают таким образом, чтобы не было путаницы в маркировке.
5 Маркировка
Маркировка шины должна содержать следующие обозначения:
a) размер и конструкцию;
b) эксплуатационные характеристики (4.1.4 и 4.2 для особых случаев);
c) другие эксплуатационные характеристики.
Маркировка нагрузки и скоростных характеристик должна располагаться отдельно, но рядом с обозначением размера и конструкции.
Место расположения маркировок, касающихся других эксплуатационных характеристик (4.3), точно не определено.
Примеры маркировки:
1 Бескамерная шина номинальной шириной профиля 165, номинальной серии 80, радиальной конструкции, с кодом номинального диаметра обода 15, индексом нагрузки 87 (соответствующим 545 кг) и категорией скорости Н (соответствующей 210 км/ч):
165/80 R 15C 87 Н
TUBELESS
Примечание - Другие существующие маркировки размеров шин приведены в приложении В.
2 Шина номинальной шириной профиля 225 мм, номинальной серии 45, радиальной конструкции, предназначенная для эксплуатации при скоростях, превышающих 240 км/ч (буквенный код ZR), с кодом номинального диаметра обода, соответствующим 406 мм (код 16):
225/45 ZR 16
Примечание - Другие существующие маркировки радиальных шин, предназначенных для скоростей свыше 240 км/ч, приведены в приложении А.
6 Размеры
6.1 Точность размеров
За исключением 6.2.1 и 6.2.2, размеры шин, полученные по формулам, должны быть округлены до 1 мм.
6.2 Расчет размеров шины новой конструкции
6.2.1 Ширину теоретического обода , мм, вычисляют по формуле
, |
(1) |
где - отношение ширины обода к ширине профиля шины;
- номинальная ширина профиля шины, мм.
Для шин, монтируемых на ободья с коническими посадочными полками с углом наклона 5° (с кодовым обозначением) с номинальным диаметром обода, выраженным двухцифровым кодом, , где шины имеют номинальную серию от 50 до 95 включительно; , когда эта серия составляет от 20 до 45 включительно.
Примечание - Значения для шин других типов и ободьев будут определены позднее.
6.2.2 Ширину измерительного обода , мм, вычисляют по формуле
, |
(2) |
где - отношение ширины обода к ширине профиля шины.
округляют до ширины ближайшего размера стандартизованного обода.
Для шин, монтируемых на глубокие ободья с коническими посадочными полками с углом наклона 5° с номинальным диаметром обода, выраженным двухцифровым кодом, равно:
0,7 - |
для номинальной серии |
от |
95 до 75 включительно; |
||
0,75 |
" |
" |
" |
от |
70 до 60 включительно; |
0,8 |
" |
" |
" |
от |
55 до 50 включительно; |
0,85 |
" |
" |
" |
|
45; |
0,9 |
" |
" |
" |
от |
40 до 30 включительно; |
0,92 |
" |
" |
" |
от |
20 до 25 включительно. |
Примечание - Значения для шин и ободьев других типов будут определены позднее.
6.2.3 Ширина профиля шины новой конструкции S
Ширину профиля шины новой конструкции S, мм, вычисляют по формуле
, |
(3) |
где и выражаются в миллиметрах.
6.2.4 Высоту профиля шины новой конструкции Н, мм, вычисляют по формуле
. |
(4) |
6.2.5 Наружный диаметр шины новой конструкции , мм, вычисляют по формуле
. |
(5) |
Для этих шин, используя код номинального диаметра обода, следует применять соответствующее значение , приведенное в таблице 1.
6.2.6 Рекомендации
Общие указания относительно проектных размеров метрических серий легковых шин, монтируемых на ободья с коническими посадочными полками с углом наклона 5° (с кодовым обозначением), приведены в приложении С.
6.3 Расчет максимальных наружных размеров шин при эксплуатации, смонтированных на измерительные ободья
Расчет предназначен для изготовителя автомобиля при проектировании клиренса автомобиля. Эти размеры следует использовать с коэффициентами, приведенными в таблице 4, соответствующими высоте и ширине профиля конструируемой шины.
Таблица 4 - Коэффициенты для расчета размеров шин
В миллиметрах
Конструкция шины |
Код конструкции шины |
H/S |
Коэффициент |
|||
а* |
b |
с |
d |
|||
Диагональная |
D |
Для всех конструкций шин |
1,1 |
1,08 |
- |
- |
Опоясанная диагональная |
В |
|||||
Радиальная |
R |
1,04 |
1,04 |
0,96 |
0,97 |
|
70 |
1,04 |
|||||
1,06 |
||||||
* Максимальная ширина профиля может быть увеличена на толщину специального защитного ребра по одной боковине. |
6.3.1 Максимальная ширина профиля
Максимальная ширина профиля (мм) шины равна большему из двух следующих значений:
a) произведения ширины профиля конструируемой шины S и соответствующего коэффициента а (таблица 4)
; |
(6) |
b) ширины профиля конструируемой шины S, увеличенной на 8 мм
. |
(7) |
6.3.2 Максимальный наружный диаметр шины в эксплуатации , мм, вычисляют по формуле
. |
(8) |
Значения коэффициента b приведены в таблице 4.
6.4 Расчет минимальных размеров радиальных шин, смонтированных на измерительные ободья
6.4.1 Минимальную ширину профиля , мм, вычисляют по формуле
. |
(9) |
Значение коэффициента с приведено в таблице 4.
6.4.2 Минимальный наружный диаметр в эксплуатации , мм, вычисляют по формуле
. |
(10) |
Значение коэффициента d приведено в таблице 4.
6.5 Диапазон рекомендуемой ширины обода
Диапазон рекомендуемой ширины обода рассчитывают как произведение номинальной ширины профиля и коэффициента, приведенного в таблице 5. Полученные значения округляют до ближайшего значения ширины стандартного обода.
Максимальная ширина профиля шины в эксплуатации и минимальная ширина профиля будут изменяться на 40% изменения ширины обода, выраженной в миллиметрах.
Таблица 5 - Рекомендуемая ширина обода для легковых шин
H/S, % |
Коэффициенты для расчета рекомендуемой ширины обода |
|
не менее |
не более |
|
0,65 |
0,85 |
|
0,70 |
0,90 |
|
H/S = 45 |
0,80 |
0,95 |
0,85 |
1,0 |
|
H/S = 30 |
0,90 |
1,0 |
0,92 |
0,98 |
7 Таблицы размеров шин
Пример таблицы размеров шин, монтируемых на ободьях с углом наклона полки обода 5° (с кодовым обозначением) и номинальным диаметром обода с двухцифровым кодом (4.1.5), приведен в таблице 6.
Таблица 6 - Пример таблицы размеров шин
Обозначение шины* |
Код измерительного обода** |
Теоретические размеры, мм |
Максимальные размеры в эксплуатации, мм |
||
Ширина профиля S |
Наружный диаметр |
Ширина профиля |
Наружный диаметр *** |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* См. 4.1. ** Ширина измерительного обода , выражается кодом. Рекомендации по расчету приведены в 6.2.2 и ИСО 4000-2. *** Для шин специального назначения эти значения могут быть увеличены на 1%. |
8 Метод определения размеров шин
а) Перед измерением шину устанавливают на рекомендуемый обод, накачивают до рекомендуемого давления, указанного в таблице 7, и выдерживают не менее 24 ч при температуре °С.
Таблица 7 - Рекомендуемое давление для измерения размеров шин
Тип шины |
Давление, кПа |
Стандартная шина и шина типа Р для более низких нагрузок (LIGHT LOAD) |
180 |
Усиленная шина (EXTRA LOAD, REINFORCED) |
220 |
Т (запасные шины временного использования) |
420 |
b) Давление доводят до первоначального значения.
c) Ширину профиля и общую ширину шины измеряют штангенциркулем в шести точках, расположенных по окружности шины приблизительно на равном расстоянии друг от друга. За результат измерения принимают среднеарифметическое значение результатов измерений.
d) Наружный диаметр шины определяют делением измеренного максимального значения длины окружности шины на , где .
9 Внутреннее давление
Рабочее давление в шине в холодном состоянии должно быть согласовано с изготовителями шины и автомобиля с учетом максимальной нагрузки (приложение D), условий эксплуатации, максимальной скорости, позиции шины на автомобиле, конструкции и характеристик автомобиля.
Рекомендуется ограничить внутреннее давление радиальных шин в холодном состоянии при нормальной эксплуатации до 350 кПа для всех вариантов размеров шин со стандартной нагрузкой, смонтированных на ободьях, обозначенных кодом, независимо от категории скорости (таблица 2).
При эксплуатации шин на нормальных дорогах давление в шине должно быть не менее 140 кПа.
При специальном применении шины необходима консультация с изготовителем шины.
Примечание - Давление в холодном состоянии означает давление в шине при температуре окружающей среды; оно не включает в себя любое давление, возникающее при эксплуатации шины.
10 Нагрузки
Индексы нагрузки легковых шин приведены в приложении Е.
Примечание - Обозначения шин, не вошедших в приложение Е, необходимо согласовать с национальным органом по стандартизации. Допустимые нагрузки при различных значениях внутреннего давления приведены в приложении D.
11 Выбор размеров шин
При выборе шин для автомобиля необходимо учитывать, что максимальная нагрузка автомобиля на шину не должна превышать максимальную нагрузку, соответствующую индексу нагрузки шины. Максимальная нагрузка автомобиля на шину - нагрузка на отдельную шину, которая определяется исходя из ее доли на каждой оси от массы максимально нагруженного автомобиля, деленной на два.
Нормальная нагрузка автомобиля на шину не должна превышать 88% максимальной нагрузки шины. Нормальная нагрузка автомобиля на шину - нагрузка на отдельную шину, которая определяется распределением (таблица 8), исходя из ее доли на каждой оси от суммы собственной массы полностью нагруженного и заправленного автомобиля, массы вспомогательного оборудования и нормальной массы людей, находящихся в автомобиле, деленной на два. Определения масс приведены ниже.
Таблица 8 - Пассажирская нагрузка и распределение лиц, находящихся в автомобиле, для нормальной нагрузки автомобиля при различном установленном количестве сидячих мест
Установленное количество сидячих мест в автомобиле |
Количество пассажиров в автомобиле |
Распределение людей |
От 2 до 4 включ. |
Два |
Два впереди |
От 5 и более |
Три |
Два - впереди, один - на втором сиденье |
Изготовитель автомобилей может указать внутреннее давление в шине ниже соответствующего максимальной нагрузке на шину. В этом случае нагрузка на шину (при соответствующем условии нагружения автомобиля) не должна превышать значение, соответствующее индексу нагрузки шины при указанном внутреннем давлении в шине.
Масса максимально нагруженного автомобиля включает в себя:
a) собственную массу полностью нагруженного и заправленного автомобиля;
b) массу вспомогательного оборудования;
c) грузоподъемность автомобиля;
d) массу производственных опций.
Собственная масса полностью нагруженного и заправленного автомобиля - масса автомобиля со стандартным оборудованием, включая массу максимально заполненных объемов топлива, масла и охлаждающей жидкости и, при наличии, массу кондиционера и дополнительного, не входящего в стандартную комплектацию, двигателя.
Масса вспомогательного оборудования - совокупная масса (помимо стандартных деталей, которые могут быть заменены) автоматической трансмиссии, рулевого управления с усилителем, тормозов с усилителем, окон с сервоприводом стекол, сидений с сервоприводом, радио и нагревателей в той степени, в которой эти элементы имеются в наличии в составе оборудования, установленного на заводе (установлено оно или нет).
Нормальная масса людей, находящихся в автомобиле, равна произведению 68 кг на количество людей в автомобиле, как указано в таблице 8. Если местное правило включает в себя массу багажа, находящегося в багажнике, она берется из расчета 7 кг на одного человека. Распределение людей, находящихся в автомобиле, приведено в таблице 8.
Грузоподъемность автомобиля - сумма расчетной массы груза и багажного груза плюс 68 кг, умноженные на установленное количество сидячих мест.
Масса производственных опций - дополнительная масса, образуемая при замене установленного стандартного оборудования оборудованием, превышающим стандартное более чем на 2,3 кг, которое ранее не учитывалось в собственной массе полностью нагруженного и заправленного автомобиля или в массе вспомогательного оборудования, включая сверхмощные тормоза, выравниватели хода, багажник на крыше автомобиля, мощный аккумулятор и специальную отделку.
12 Угол развала шин
Углы развала шин, особенно в суровых условиях вождения, влияют на эксплуатационные характеристики шин: статический угол развала на легковом автомобиле не должен превышать значения, установленного для различных размеров шин, приведенных в таблице 9.
Таблица 9 - Максимальный угол развала шин для различных H/S
H/S, % |
Максимальный угол развала |
45 |
3° |
40 |
3° |
35 |
2° |
30 |
2° |
25 |
2° |
20 |
2° |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 4000-1-2005 "Шины для легковых автомобилей и ободья. Часть 1. Шины (метрические серии)" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 542-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию, Москва, Стандартинформ, 2006 г.
1 Подготовлен Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 "Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники" (ООО "Научно-технический центр "НИИШП") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 542-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 4000-1:2001 "Шины для легковых автомобилей и ободья. Часть 1. Шины (метрические серии)" (ISO 4000-1:2001 "Passenger car tyres and rims - Part 1: Tyres (metric series)").
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении F
5 Введен впервые