Положение о работе санитарно-эпидемиологических станций при ликвидации последствий радиационной аварии на ядерно-физической установке (ЯФУ)
Введение
В результате аварии на ядерно-физической установке (ЯФУ) возможно образование больших очагов радиоактивного загрязнения не только на территории учреждения, где имеется ЯФУ (промышленные, транспортные, научно-исследовательские ядерные реакторы и т.п.), но и за пределами его санитарно-защитной зоны. В зависимости от мощности, продолжительности во времени радиоактивного выброса, особенностями метеорологической обстановки на момент аварии очаг радиоактивного загрязнения может захватить часть территории целого региона (области, края, автономной или союзной республики) и даже выйти далеко за его границы.
Степень радиационной опасности для населения при аварии определяется количеством и радионуклидным составом выброшенных во внешнюю среду радиоактивных веществ, расстоянием от источника радиоактивного выброса до населенных пунктов, характером их застройки и плотностью населения, метеорологическими условиями во время аварии, сезоном года, характером сельскохозяйственного использования территории, водоснабжения и питания населения.
При аварии с выбросом в атмосферу радиоактивных веществ возможны следующие основные пути воздействия радиационных факторов на население:
- внешнее гамма-облучение при прохождении радиоактивного облака;
- внутреннее облучение за счет вдыхания радиоактивных аэрозолей (ингаляционная опасность);
- контактное облучение при радиоактивном загрязнении кожных покровов и одежды;
- общее внешнее гамма-облучение людей от радиоактивных веществ, осевших на поверхность земли и местные объекты (здания, сооружения и т.п.);
- внутреннее облучение в результате потребления населением воды и местных пищевых продуктов, загрязненных радиоактивными веществами.
При прогнозе радиационных последствий и планировании мер по защите населения следует выделять три фазы протекания аварии:
- ранняя фаза (РФ) - от начала аварии до момента прекращения выброса радиоактивных веществ в атмосферу и окончания формирования радиоактивного следа на местности. Продолжительность этой фазы в зависимости от характера и масштаба аварии может длиться от нескольких часов до нескольких суток.
- В этой фазе доза внешнего облучения формируется гамма- и бета-излучением радиоактивных веществ, содержащихся в облаке. Внутреннее облучение обусловлено ингаляционным поступлением в организм радиоактивных продуктов из облака;
- средняя фаза (СФ) - от момента завершения формирования радиоактивного следа до принятая всех мер защиты населения. В зависимости от характера и масштаба аварии длительность СФ может быть от нескольких дней до года после возникновения аварии.
На средней фазе источником внешнего облучения являются радиоактивные вещества, осевшие из облака на поверхность земли, зданий, сооружений и т.п., и сформировавшие радиоактивный след. Внутрь организма радиоактивные вещества поступают в основном пероральным путем при употреблении загрязненных продуктов и воды;
- поздняя фаза (ПФ) - длится до прекращения необходимости в выполнении защитных мер. Фаза заканчивается одновременно с отменой всех ограничений на жизнедеятельность населения загрязненной территории и переходам к обычному санитарно-дозиметрическому контролю радиационной обстановки, характерной для условий "контролируемого облучения".
На поздней фазе источники внешнего и внутреннего облучения те же, что и на средней фазе.
На ранней фазе аварии для предотвращения или ограничения облучения людей может потребоваться проведение экстренных, чрезвычайных мероприятий по защите населения. Это диктует необходимость заблаговременного планирования деятельности санитарно-эпидемиологических станций на случай возможной аварии на ядерно-физической установке.
1. Общие положения
1.1. Территориальные санитарно-эпидемиологические станции (СЭС) осуществляют государственный санитарный надзор за ликвидацией последствий аварии на ядерно-физической установке с выбросом в окружающую среду радиоактивных веществ, в результате которого радиоактивное загрязнение вышло за пределы санитарно-защитной зоны объекта или последствия аварии оказывают влияние на здоровье населения.
Если последствия аварии не вышли за пределы объекта и его санитарно-защитной зоны, то необходимые мероприятия проводятся силами объектовой медико-санитарной части (объединения) (МСЧ, МСО). Информация территориальных СЭС о случае аварии и проводимых мероприятиях осуществляется в установленном порядке. В этом случае территориальная СЭС осуществляет надзор по расширенной программе за радиационной обстановкой на прилегающей к объекту территории (по планам совместной работы с МСЧ объекта).
1.2. Основной целью государственного надзора в случае аварии является обеспечение максимального снижения количества облученных лиц и сведение к минимуму доз облучения населения, отдельных групп населения и индивидуальных доз облучения.
1.3. Основным структурным подразделением, принимающим непосредственное участие в ликвидация последствий аварии, являются отделения (отделы) радиационной гигиены при областных, краевых, республиканских, некоторых городских и районных санитарно-эпидемиологических станциях.
1.4. Городские и районные санитарно-эпидемиологические станции, не имеющие отделений радиационной гигиены, работу по ликвидации последствий аварии проводят через своих специалистов с высшим образованием, средний и младший персонал, прошедших соответствующую подготовку.
1.5. В случае большого объема работ (при радиоактивном загрязнении обширной территории) по ликвидации последствий аварии при городских и районных санитарно-эпидемиологических станциях создаются дополнительные отделения радиационной гигиены. Эти отделения организуются приказом Министра здравоохранения автономной республики, заведующего краевым и областным отделами здравоохранения. Этим же приказом устанавливаются штаты отделений и определяются сроки их функционирования.
1.6. К работе по ликвидации последствий аварии привлекаются все специалисты областной, краевой и республиканской санитарно-эпидемиологических станций.
1.7. Отделения (отделы) радиационной гигиены городских и районных санитарно-эпидемиологических станций, специалисты всех территориальных санитарно-эпидемиологических станций при ликвидации последствий аварии работают под организационным и методическим руководством отделения (отдела) радиационной гигиены областной санитарно-эпидемиологической станции.
1.8. Общее руководство работой СЭС при ликвидации последствий аварии осуществляет Главный Государственный санитарный врач административной территории (главный врач соответствующей СЭС).
1.9. Работа территориальных санитарно-эпидемиологических станций проводится в тесном контакте с местными штабами ГО и учреждениями III Главного управления МЗ СССР, Госагропрома СССР, Гидрометеослужбы, других заинтересованных министерств и ведомств.
1.10. Основное содержание, методы и объем деятельности санитарно-эпидемиологических станций определяются особенностями развития аварии, временем, прошедшим после инцидента (фазой аварии), складывающейся радиационной обстановкой, местными условиями.
1.11. При осуществлении государственного санитарного надзора санитарно-эпидемиологические станции руководствуются действующим законодательством, санитарными правилами и нормами радиационной безопасности, указаниями вышестоящих организаций.
2. Задачи санитарно-эпидемиологических станций
2.1. Санитарно-эпидемиологические станции в пределах обслуживаемой территории осуществляют:
а) государственный санитарный надзор за радиационной безопасностью различных групп населения;
б) государственный санитарный надзор за выполнением предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами правил, требований и норм законодательства Союза ССР, союзных республик, а также приказов и инструкций Министерства здравоохранения СССР, Министерств здравоохранения союзных республик, местных органов здравоохранения по вопросам радиационной гигиены при проведении работ по ликвидации последствий аварии;
в) организационную и методическую работу по радиационной гигиене.
2.2. Основными задачами санитарно-эпидемиологических станций являются:
2.2.1. На ранней фазе аварии:
- приведение в полную готовность сил и средств санитарно-эпидемиологической станции;
- проведение радиационной разведки на местности на заранее выбранных маршрутах;
- выборочное экстренное радиационное исследование местных продуктов питания, питьевой воды;
- ориентировочная гигиеническая оценка складывающейся радиационной обстановки;
- разработка предложений для Советов народных депутатов по проведению экстренных мероприятий по защите населения;
- принятие мер по обеспечению радиационной безопасности персонала санитарно-эпидемиологической станции.
2.2.2. На средней фазе аварии:
- проведение выборочного радиационного контроля местных продуктов питания, питьевой води, объектов внешней среды;
- уточнение и гигиеническая оценка радиационной обстановки и ее прогноза;
- разработка предложений для Советов народных депутатов по проведению мероприятий по защите населения;
- развертывание дополнительных сил и средств для контролирования содержания долгоживущих радионуклидов в окружающей среде, продуктах питания, питьевой воде.
2.2.3. На средней и поздней фазе аварии:
2.2.3.1. Проведение государственного санитарного надзора на контролируемой территории за:
- соблюдением временных допустимых уровней (ВДУ) содержания радиоактивных веществ в продуктах питания, пищевом сырье, питьевой воде;
- соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами правил, требований и норм законодательства Союза ССР, союзных республик, а также приказов и инструкций Министерства здравоохранения СССР, министерств здравоохранения союзных республик по вопросам радиационной гигиены при проведении работ по ликвидации последствий аварии;
- реализацией и эффективностью защитных и оздоровительных мероприятий;
- санитарно-эпидемиологическим благополучием территории.
2.2.3.2. Проведение выборочного контроля за уровнями радиоактивного загрязнения продовольственного сырья, продуктов питания в местах их производства, переработки, хранения и реализации.
2.2.3.3. Проведение выборочного контроля за внутренним содержанием радиоактивных веществ в организме жителей.
2.2.3.4. Проведение организационно-методической и санитарно-просветительной работы.
3. Работа санитарно-эпидемиологических станций в предаварийный период
3.1. В предаварийный период СЭС проводит следующие мероприятия:
- разрабатывает и корректирует План работы СЭС по ликвидации последствий радиационных аварий на ЯФУ;
- определяют дислокацию резервных отделений радиационной гигиены при городских и районных СЭС, принимает меры к укомплектовыванию их кадрами, оснащению дозиметрическими, радиометрическими и спектрометрическими приборами и другим оборудованием;
- организует повышение квалификации специалистов областных, городских и районных СЭС, резервных отделений по вопросам радиационной гигиены, работы с дозиметрическими, радиометрическими и спектрометрическими приборами путем предоставления рабочих мест, организации краткосрочных семинаров и т.п.;
- постоянно контролирует готовность кадров областной, городских и районных СЭС к выполнению работы по ликвидации последствий радиационной аварии на ЯФУ путем решения практических задач по гигиенической оценке радиоактивной загрязненности продовольственного сырья, продуктов питания и питьевой воды, уровней внешнего и внутреннего облучения отдельных групп населения;
- выбирает маршруты для проведения радиационной разведки на ранней фазе аварии с учетом местных условий;
- организует резерв дозиметрической, радиометрической и спектрометрической аппаратуры и периодически проверяет ее готовность к работе;
- организует и осуществляет постоянный надзор за радиоактивностью окружающей среды в пределах 50-километровой зоны вокруг учреждения с ЯФУ (по плану совместной работы с учреждением);
- подготавливает материалы и проводит пропаганду радиационно-гигиенических знаний среди различных групп населения, в первую очередь, среди медицинских работников и работников народного образования;
- координирует работу ведомственных лабораторий по радиационному контролю за продуктами питания, пищевым сырьем, питьевой водой.
4. Разработка предложений по экстренным мерам защиты населения на ранней и средней фазах аварии
4.1. В зависимости от складывающейся радиационной обстановки экстренная защита населения обеспечивается выполнением следующих мер:
- ограничение пребывания населения на открытой местности путем временного укрытия в домах и убежищах с герметизацией жилых и служебных помещений (отключение вентиляции при отсутствии фильтров, плотное закрытие дверей, окон, дымоходов и вентиляционных отверстий) на время рассеивания радиоактивного загрязнения в воздухе;
- предупреждение накопления радиойода в щитовидной железе путем применения (приема внутрь) лекарственных препаратов стабильного йода (йодная профилактика);
- эвакуация населения;
- исключение или ограничение потребления с пищей загрязненных продуктов питания;
- переселение жителей в чистые районы.
4.2. Решения о мерах защиты населения от радиоактивного облучения на ранней и средней фазах развития аварии долины приниматься на основании сравнения оцененных (прогнозируемых) доз с приведенными в "Критериях для принятия решения о мерах защиты населения в случае аварии ядерного реактора", утвержденных Главным Государственным санитарным врачом СССР 16.05.90 г. N 06-9/154-9 дозовыми критериями для нижнего и верхнего уровней радиационного воздействия.
5. Государственный санитарный надзор за радиационной безопасностью населения
Санитарно-эпидемиологические станции в пределах обслуживаемой территории:
5.1. Дают гигиеническую оценку характеру и масштабам последствий аварии, уровням радиоактивного загрязнения местности, территорий населенных пунктов, жилых, общественных и производственных помещений и зданий, продовольственного сырья, продуктов питания, питьевой воды, личных вещей и организма жителей, уровней внешнего и внутреннего облучения различных групп населения.
5.2. На основании имеющейся в СЭС и других организациях информации совместно с профильными научно-исследовательскими учреждениями разрабатывают и в дальнейшем систематически корректируют прогноз возможной радиационной обстановки на ближайшее и отдаленное время.
5.3. Разрабатывают предложения гигиенического характера по предотвращению и уменьшению степени дополнительного (аварийного) облучения различных групп населения.
5.4. Организуют и осуществляют государственный санитарный надзор за:
- реализацией и эффективностью оздоровительных мероприятий;
- организацией йодной профилактики населения;
- уровнями гамма-излучения в населенных пунктах, в районах расположения в первую очередь детских, лечебных и оздоровительных учреждений;
- уровнями радиоактивного загрязнения продовольственного сырья, продуктами питания в местах их переработки, хранения и реализации;
- эффективностью мероприятий по дезактивации пищевых продуктов;
- проведением мероприятий по герметизации колодцев и других источников водоснабжения населения;
- эффективностью санитарной обработки людей и дезактивации их личных вещей;
- эффективностью дезактивации территорий населенных пунктов, дорог, жилых и общественных зданий и помещений;
- сбором, транспортировкой, удалением радиоактивных отходов;
- соблюдением населением и администрацией учреждений режима труда, быта, отдыха, учебы и питания.
5.5. Дают заключение о возможности использования помещений или площадок для пунктов дезактивации транспорта и тары, санитарной обработки населения и его личного имущества, временного складирования не подлежащих дезактивации материальных ценностей.
5.6. Проводят контроль за организацией диспансерного наблюдения за состоянием здоровья различных групп населения.
6. Государственный санитарный надзор за лицами, проводящими работу по ликвидации последствий аварии
6.1. Санитарно-эпидемиологические станции осуществляют надзор за:
- соблюдением персоналом и администрацией учреждений норм и правил радиационной безопасности при работе по дезактивации транспорта, тары, местности, дорог, территории населенных пунктов, жилых и общественных зданий, продовольственного сырья, пищевых продуктов и т.п.;
- проведением работ с радиоактивно загрязненным продовольственным сырьем, пищевыми продуктами, прочей народно-хозяйственной продукцией;
- проведением сельскохозяйственных и прочих работ на радиоактивно загрязненной территории.
6.2. Государственный санитарный надзор за использованием источников ионизирующего излучения в народном хозяйстве, медицине и науке на период ликвидации радиационной аварии осуществляется выборочно, в случае служебной необходимости.
7. Организационно-методическая работа
7.1. Силами специалистов отделения (отдела) радиационной гигиены и организационно-методического отдела разрабатываются предложения по организации и режиму работы областной, городских и районных санэпидстанций, подготавливаются проекты соответствующих приказов и распоряжений Главного Государственного санитарного врача курируемой территории. В приказе извещается о начало соответствующей деятельности, указывается помещения для работы, лица, которые должны принять участие в проведении этой работы, средства индивидуальной защиты, порядок получения и передачи информации о радиационной обстановке в адрес вышестоящих организаций; устанавливается дежурство персонала санитарно-эпидемиологической станций, указываются помещения, где должен находиться дежурный, необходимые средства связи.
7.2. В соответствии со складывающейся радиационной обстановкой определяются для городских и районных санитарно-эпидемиологических станций направления, методы и объем работы по ликвидации последствий аварии.
7.3. Специалисты областной СЭС принимают, обрабатывают и оценивают информацию об уровнях радиоактивного загрязнения на курируемой территории, на основании которой вносят необходимые коррективы для деятельности районных и городских санитарно-эпидемиологических станций.
7.4. Оценивают кадровые и материальные (материально-технические) возможности районных и городских санитарно-эпидемиологических станций, разрабатывают предложения по их усилению кадрами, дозиметрической и радиометрической аппаратурой.
7.5. Осуществляют методическую помощь в работе ведомственных и объектовых радиологических лабораторий, проводящих контроль за уровнями радиоактивного загрязнения продовольственного сырья, продуктов питания, питьевой воды и организма человека.
7.6. Оценивают объем и качество проводимой районными и городскими санитарно-эпидемиологическими станциями работы по определению уровней радиоактивного загрязнения контролируемых объектов и в случае необходимости оказывают им соответствующую методическую помощь.
7.7. Организуют краткосрочные курсы и семинары для повышения квалификации в области радиационной гигиены работников городских и районных санитарно-эпидемиологических станций.
7.8. Санитарно-эпидемиологические станции оказывают помощь центрам здоровья в организации, а также принимают активное участие в проведении разъяснительной работы, гигиенического обучения и воспитания различных групп населения, которые проживают и работают на радиоактивно загрязненной местности, по вопросам оценки сложившейся радиационной обстановки, правил поведения на загрязненной территории.
7.9. Систематически информируют заинтересованные организации о сложившейся радиационной обстановке, эффективности проводимых при ликвидации аварии гигиенических мероприятий.
8. Участие профильных подразделений и специалистов санитарно-эпидемиологических станций в ликвидации последствий аварии
8.1. Общими для всех профильных специалистов санитарно-эпидемиологической станции являются:
- обязательный дозиметрический контроль за уровнями гамма-излучения на территории курируемых объектов и рабочих местах персонала;
- обобщение и анализ результатов дозиметрических и радиометрических исследований;
- проведение контроля за выполнением мероприятий противорадиационной защиты работающих и населения;
- надзор за обеспечением радиационной безопасности на курируемых объектах;
- проведение санитарно-просветительной работы по вопросам радиационной безопасности среди работающих и населения.
8.2. Кроме перечисленных выше, в обязанности отдельных профильных специалистов входит также решение вопросов, подлежащих их компетенции.
9. Требования к обеспечению радиационной безопасности при проведении работ по ликвидации последствий аварии
9.1. Специалисты санитарно-эпидемиологической станции, привлекающиеся к работам по ликвидации последствий аварии, относятся к категории облучаемых лиц "персонал". Они должны руководствоваться Нормами радиационной безопасности - НРБ-76-87 и Основными санитарными правилами ОСП-72/87.
9.2. При выполнении работ, связанных с ликвидацией последствий радиационной аварии, сотрудники СЭС обязаны соблюдать требования "Инструкции по радиационной безопасности", которая утверждается главным врачом СЭС.
II. Типовые функциональные обязанности персонала санитарно-эпидемиологических станций при ликвидации последствий радиационной аварии на ядерно-физической установке (ЯФУ)
Введение
Настоящие функциональные обязанности предназначены для специалистов областных, краевых, республиканских без областного деления, городских и районных санитарно-эпидемиологических станций, которые непосредственно участвуют в проведении государственного санитарного надзора при ликвидации последствий радиационной аварии на ядерно-физической установке (ЯФУ). На основании этого документа создаются функциональные обязанности специалистов всех профилей с учетом особенностей работы конкретного подразделения санитарно-эпидемиологической станции.
При наличии в подразделениях СЭС нескольких работников одной специальности рекомендуется выделить ответственных лиц за выполнение конкретных видов работы.
В процессе ликвидации последствий радиационной аварии функциональные обязанности персонала могут быть изменены и дополнены в соответствии с создавшейся радиационной обстановкой, наличием кадрового обеспечения.
Функциональные обязанности должны быть утверждены Главным врачом санитарно-эпидемиологической станции или его заместителем.
Функциональные обязанности персонала отделений (отдела) радиационной гигиены
Руководитель отделения (отдела) *
Основными задачами, стоящими перед руководителем отделения (отдела), являются:
- организация работы отделения (отдела) в соответствии с "Положением о работе санитарно-эпидемиологических станций (СЭС) при ликвидации последствий аварии на ядерно-физической установке (ЯФУ)";
- осуществление государственного санитарного надзора за:
а) обеспечением радиационной безопасности различных групп населения;
б) выполнением предприятиями, учреждениями, организациями **, должностными лицами и гражданами правил и норм законодательства Союза ССР, союзных республик, а также приказов и инструкций Министерства здравоохранения СССР, Министерств здравоохранения союзных республик, местных органов здравоохранения по вопросам радиационной гигиены при проведении работ по ликвидации последствий аварии;
- организационная и методическая работа по радиационной гигиене;
- санитарно-просветительная работа по вопросам радиационной гигиены.
В период повышенной готовности к ликвидации последствий аварии руководитель отделения (отдела);
- участвует в составлении и ежегодной корректировке Плана работы СЭС при ликвидации последствий аварии на ЯФУ;
- участвует в составлении проекта Плана совместной работы с МСЧ учреждений, имеющих ЯФУ, с целью проведения мероприятий по ликвидации последствий радиационной аварии;
- разрабатывает программу надзора за радиоактивностью окружающей среды и организует ее выполнение в пределах 50-километровой зоны вокруг учреждений, имеющих ЯФУ, а также проводит гигиеническую оценку и анализ инструментальных измерений и лабораторных анализов;
- готовит предложения по дислокации резервных радиологических лабораторий при городских и районных СЭС по вопросам противорадиационной защиты населения, методикам работы по ликвидации последствий аварии на ЯФУ, по гигиенической оценке радиационной обстановки, которая может сложиться в регионе в результате аварии на ЯФУ;
- организует учение областных, краевых, городских и районных СЭС с целью поддержания их готовности к работе по ликвидации последствий аварии;
- осуществляет взаимодействие с ведомственными профильными лабораториями (подразделениями), осуществляет координацию работ;
- на основании анализа радиационной обстановки в регионе и прогноза возможных последствий радиационных аварий, готовит предложения в местные советские органы по обеспечению ее улучшения и повышения надежности мероприятий радиационной безопасности;
- подготавливает материалы по пропаганде радиационно-гигиенических знаний среди медицинских работников и отдельных групп населения.
В период ликвидации последствий радиационной аварии руководитель отделения (отдела): на ранней фазе аварии:
- прибывает по получении сигнала об изменении радиационной обстановки в регионе в расположение своего отделения (отдела);
- обеспечивает сбор специалистов отделения (отдела);
- при подтверждении факта превышения уровня гамма-излучения и особенно в случае его нарастания докладывает главному врачу СЭС или его заместителю;
- организует проведение радиационной разведки на местности на заранее выбранных маршрутах;
- связывается с ведомственными радиологическими лабораториями и запрашивает имеющиеся у них данные о радиационной обстановке;
- организует проведение мероприятий по защите сотрудников и сохранению помещений, имущества от возможного радиоактивного загрязнения;
- в случае подтверждения факта радиационной аварии на ЯФУ приступает к реализации Плана работы по ликвидации ее последствий;
- на основании анализа складывающейся радиационной обстановки и первичного прогноза готовит информацию и предложения для местных Советов народных депутатов, в Министерство здравоохранения союзной республики по экстренным мероприятиям радиационной защиты населения:
а) укрытие населения, защита органов дыхания и кожных покровов;
б) проведение йодной профилактики:
- взрослым,
- детям, беременным женщинам;
в) проведение эвакуации:
- взрослых,
- детей, беременных женщин,
г) другим защитным мероприятиям;
- подготавливает (уточняет) проект приказа главного врача СЭС о переводе областной, городских и районных СЭС на работу в аварийных условиях;
- контролирует развертывание резервных радиологических лабораторий при городских и районных СЭС, их кадровое обеспечение, оснащение дозиметрическими, радиометрическими и спектрометрическими приборами;
- организует силами специалистов отделения (отдела) радиационной гигиены совместно со специалистами санитарно-гигиенического отдела областной, городских и районных СЭС надзор за: организацией йодной профилактики, укрытием населения, эвакуацией;
на средней фазе аварии:
- организует проведение радиационной разведки на местности с целью уточнения радиационной обстановки на территории населенных мест;
- организует проведение выборочного контроля за уровнями содержания радиоактивных веществ в продуктах питания, пищевом сырье местного производства и питьевой воде;
- на основании анализа складывающейся радиационной обстановки подготавливает предложения по организации и проведению защитных мероприятий: ограничению потребления местных продуктов питания, переселения или эвакуации населения, санитарной обработки населения, дезактивация местности, зданий, сооружений и т.д.;
на средней и поздней фазе аварии:
- организует силами специалистов отделения (отдела) радиационной гигиены совместно со специалистами санитарно-гигиенического отдела надзор за:
а) проведением радиационного контроля за продуктами питания, пищевого сырья и питьевой воды ведомственными лабораториями;
б) санитарной обработкой людей;
в) дезактивацией личного имущества граждан, жилых и общественных зданий, территорий населенных пунктов, автомобильных дорог, транспорта, тары и т.п.;
г) условиями труда персонала при санитарной обработке людей, дезактивации личного имущества граждан, жилых и общественных зданий, территорий, автомобильных дорог, транспорта, тары и т.п.;
д) условиями труда при проведении сельскохозяйственных, строительных работ и эффективностью использования при этом защитных мероприятий;
- систематически сопоставляет материалы санитарно-эпидемиологических станций о радиационной обстановке с результатами наблюдений учреждений других министерств и ведомств;
- обобщает и направляет в заинтересованные организации материалы о радиационной обстановке и в случае необходимости разрабатывает предложения оздоровительного характера для местных Советов народных депутатов и других заинтересованных организаций;
- организует и проводит экстренные мероприятия по повышению квалификации всех специалистов областной, городских и районных СЭС, ведомственных радиологических лабораторий в области противорадиационной защиты населения, освоения практических навыков работы на приборах, гигиенической оценке радиационной обстановки;
- с учетом радиационной обстановки готовит материалы дли проведения санитарно-просветительной работы среди различных групп населения в части, касающейся радиационной обстановки, проведения необходимых защитных мероприятий, правил труда, жизни, учебы и отдыха населения;
- обеспечивает выполнение сотрудниками и выполняет правила техники безопасности (в том числе радиационной безопасности), производственной санитарии и личной гигиены;
- отчитывается о своей работе перед администрацией СЭС.
Функциональные обязанности инженера отделения (отдела)
Основными задачами, стоящими перед инженером, являются:
- руководство деятельностью отделения (отдела) по дозиметрии, радиометрии, спектрометрии, радиационной защите и другим физическим вопросам, входящим в компетенцию СЭС при осуществлении ими надзорных функций в области радиационной гигиены;
- участие в пределах компетенции в осуществлении в установленном порядке государственного санитарного надзора за:
а) обеспечением радиационной безопасности населения;
б) выполнением учреждениями правил, требований и норм радиационно-гигиенического законодательства при проведении работ по ликвидации последствий радиационной аварии;
- организационно-методическая работа по радиационной гигиене;
- санитарно-просветительная работа по вопросам радиационной гигиены.
В период повышенной готовности к ликвидация последствий аварии инженер отделения (отдела):
- участвует в составлении и корректировке плана работы СЭС, а также в подготовке проекта плана совместной работы СЭС с МСЧ учреждения, имеющего ЯФУ, по ликвидации последствий радиационной аварии;
- участвует в разработке программы контроля за радиоактивностью окружающей среды в пределах 50-километровой зоны вокруг учреждения, имеющего ЯФУ, а также организует проведение инструментальных замеров, оценку получаемых результатов;
- организует наблюдение за уровнями гамма-излучения в месте дислокации СЭС;
- принимает меры по оснащению резервных отделений дозиметрической, радиометрической и спектрометрической аппаратурой;
- участвует в повышении квалификации специалистов отделения (отдела) радиационной гигиены областной, городских и районных СЭС по вопросам противорадиационной защиты населения и отработки практических навыков работы на дозиметрических, радиометрических и спектрометрических приборах;
- участвует в проведении учений областной, городских и районных СЭС о целью поддержания их готовности к работе по ликвидации последствий аварии путем разработки практических задач и контроля за правильностью их решения;
- принимает меры к созданию на базе областной СЭС резерва дозиметрической, радиометрической и спектрометрической аппаратуры;
- обеспечивает контроль за работоспособностью приборов и аппаратуры, имеющихся в СЭС, при необходимости организует ремонт и наладку, следит за своевременностью проведения метрологической аттестации (государственной поверки);
- готовит предложения о приобретения вновь разработанных приборов и аппаратуры, обеспечивает внедрение их в практику работы;
- отвечает за достоверность получаемых результатов;
- участвует в подготовке материалов по пропаганде радиационно-гигиенических знаний среди медицинских работников и отдельных групп населения;
- выполняет правила техники безопасности (в том числе радиационной безопасности), производственной санитарии и личной гигиены;
- отчитывается о своей работе перед руководителем отделения (отдела).
В период ликвидации последствий радиационной аварии инженер отделения (отдела) на ранней фазе аварии:
- прибывает по получению сигнала об изменении радиационной обстановки в регионе в расположение своего отделения (отдела);
- проводит контрольные измерения гамма-излучения на территории (в нескольких точках) и в помещениях СЭС;
- проводит радиационную разведку на местности на заранее выбранных маршрутах;
- организует постоянное наблюдение за уровнями гамма-излучения на местности;
- принимает меры по сохранению приборов и вверенного ему имущества от угрозы радиоактивного загрязнения;
- в случае установления факта радиационной аварии на ЯФУ приступает к реализации Плана работы по ликвидации ее последствий;
- контролирует приборное оснащение развертываемых резервных отделений при городской и районных СЭС;
на средней и поздней фазе аварии:
- организует и принимает участие в проведении инструментальных измерений при осуществлении надзора за:
а) радиоактивностью пищевого сырья, продуктов питания и питьевой воды в регионе;
б) эффективным использованием инструментальных методов объектовыми лабораториями учреждений, производящих продукты питания для различных групп населения, обеспечивающих питьевой водой, при проведении санитарной обработки людей, дезактивации личного имущества граждан, жилых и общественных зданий, территории населенных пунктов, транспорта, тары и т.п., достоверностью получаемых ими результатов;
в) условиями труда персонала при санитарной обработке людей, дезактивации личного имущества граждан, жилых и общественных зданий, территории населенных пунктов, автомобильных дорог, транспорта, тары и т.п.;
г) условиями труда при проведении сельскохозяйственных и строительных работ и эффективностью использования при этом защитных мероприятий;
- организует и проводит экстренные мероприятия по повышению квалификации специалистов областной, городских и районных СЭС, ведомственных радиологических лабораторий в области противорадиационной защиты населения, освоения практических навыков работы на приборах, оценку получаемых данных о степени радиоактивного загрязнения продуктов питания и питьевой воды;
- участвует в обобщении материалов о радиационной обстановке и в случае необходимости - в разработке предложений оздоровительного характера для местных Советов народных депутатов и других заинтересованных организаций;
- участвует в разработке материалов для проведения санитарно-просветительной работы среди различных групп населения;
- выполняет правила техники безопасности (в том числе радиационной безопасности), производственной санитарии и личной гигиены;
- отчитывается о своей работе перед руководителем отделения (отдела).
Функциональные обязанности врача-лаборанта отделения (отдела)
Основными задачами, стоящими перед врачом-лаборантом, являются:
- организация и проведение силами отделения (отдела), отраслевых специалистов городских и районных СЭС, ведомственных служб радиационной безопасности лабораторного контроля за содержанием радионуклидов в объектах окружающей среды, продуктах питания и питьевой воде, организме человека;
- организационно-методическая работа по использованию лабораторных методов исследования;
- участие в разработке материалов для проведения санитарно-просветительной работы среди различных групп населения.
В период повышенной готовности к ликвидации последствий аварии врач-лаборант:
- участвует в составлении и корректировке плана работы СЭС, а также в подготовке проекта плана совместной работы СЭС с МСЧ учреждения, имеющего ЯФУ, по ликвидации последствий радиационной аварии;
- участвует в разработке программы контроля за радиоактивностью окружающей среды в пределах 50-километровой зоны вокруг учреждения, имеющего ЯФУ, а также организует работу отделения (отдела) по отбору и доставке проб, проведению лабораторных анализов и оценке получаемых результатов;
- участвует в повышении квалификации специалистов отделения (отдела) радиационной гигиены областной, городских и районных СЭС по вопросам противорадиационной защиты населения и отработке практических навыков по отбору, доставке и лабораторному исследованию проб пищевых продуктов и питьевой воды, оценке получаемых результатов лабораторного анализа;
- участвует в проведении учений областной, городских и районных СЭС с целью поддержания их готовности к работе по ликвидации последствий аварии путем разработки практических задач лабораторного характера, контроля за правильностью их решения;
- принимает меры к созданию на базе областных СЭС резерва имущества для проведения лабораторных исследований;
- внедряет в практику работы лабораторного контроля новые методики;
- отвечает за достоверность получаемых результатов;
- участвует в подготовке материалов по пропаганде радиационно-гигиенических знаний среди медицинских работников и отдельных групп населения.
В период ликвидации последствий радиационной аварии врач-лаборант отделения (отдела) на ранней фазе аварии:
- прибывает по получении сигнала об изменении радиационной обстановки в регионе в расположение своего отделения (отдела);
- организует экстренный отбор проб почвы и травы на территории СЭС, местных продуктов питания, молока и определяет уровни их радиоактивного загрязнения;
- принимает меры по сохранению лабораторных помещений и имущества от возможного радиоактивного загрязнения;
- в случае установления факта радиационной аварии на ЯФУ приступает к реализации Плана работ по ликвидации ее последствий;
на средней и поздней фазе аварии:
- в соответствии с радиационной обстановкой разрабатывает предложения по уточнению и корректировке программы лабораторных исследований по надзору за радиоактивностью окружающей среды;
- организует и проводит лабораторные исследования в отделении (отделе) с использованием радиометрических, радиохимических и спектрометрических методов;
- определяет изотопный состав аварийного радиоактивного загрязнения;
- контролирует качество лабораторных исследований, проводящихся городскими и районными СЭС, ведомственными радиологическими лабораториями;
- участвует в экстренных мероприятиях по повышению квалификации специалистов областной, городских и районных СЭС, ведомственных радиологических лабораторий в области противорадиационной защиты населения, освоения практических навыков в проведении лабораторных анализов, оценке получаемых данных о степени радиоактивного загрязнения продуктов питания и питьевой воды;
- участвует в обобщении материалов о радиационной обстановке и в случае необходимости - в разработке предложений оздоровительного характера для местных Советов народных депутатов и других заинтересованных организаций;
- участвует в разработке материалов для проведения санитарно-просветительной работы среди различных групп населения;
- выполняет правила техники безопасности (в том числе радиационной безопасности), производственной санитарии и личной гигиены;
- отчитывается о своей работе перед руководителем отделения (отдела.
Функциональные обязанности помощника санитарного врача, техника, лаборанта и санитарки
Помощник(и) санитарного врача, техник(и), лаборант(ы), санитарка(и) отделения (отдела) в период повышенной готовности и в период ликвидации последствий радиационной аварии на ЯФУ работают в соответствии с указанием руководителя отделения (отдела), инженера и врача-лаборанта.
Функциональные обязанности профильных специалистов СЭС в ликвидации последствий радиационной аварии
Основное содержание работы профильных специалистов определены "Положением о работе СЭС при ликвидации последствий аварии на ядерно-физической установке".
В период повышенной готовности к ликвидации последствий аварии они:
- участвуют в составлении и ежегодной корректировке Плана работы СЭС при ликвидации последствий аварии на ЯФУ;
- повышают свою квалификацию по вопросам противорадиационной защиты населения, овладевают навыками работы на дозиметрических и радиометрических приборах, оценке радиационной обстановки, методике ведения санитарно-просветительной работы в условиях образования больших очагов радиоактивного загрязнения.
В период ликвидации последствий радиационной аварии профильные специалисты работают в соответствии с Планом работы СЭС по ликвидации последствий радиационной аварии, указаниями Главного врача СЭС.
Специалист по гигиене питания:
- организует и проводит контроль за содержанием радиоактивных веществ в продуктах питания местного производства и поступающих из зон загрязнения;
- принимает решения по реализации готовой продукции и выдает заключение на реализацию пищевых продуктов;
- осуществляет контроль за организацией и проведением мероприятий на курируемых объектах, направленных на обеспечение непревышения временно допустимых уровней радиоактивного загрязнения продуктов питания и пищевого сырья, контроль за условиями труда персонала при переработке загрязненного сырья, контроль за работой ведомственной и объектовой лабораторий.
Специалист по коммунальной гигиене осуществляет контроль за:
- организацией и проведением мероприятий по соблюдению допустимых уровней загрязнения радиоактивными веществами питьевой воды (водопровод, колонки, колодцы и т.д.);
- организацией и проведением санитарной обработки населения, личных вещей, транспорта, жилых и общественных зданий и помещений, ежедневным учетом числа лиц, прошедших санобработку, а также направленных на дополнительные медицинские освидетельствования;
- условиями пребывания и питания детей в детских дошкольных учреждениях, школах, ПТУ;
- проведением оздоровительной кампании.
Специалист по гигиене труда:
- осуществляет надзор за условиями труда на курируемых объектах и обеспечением радиационной безопасности при проведении дезактивационных мероприятий, санитарной обработки людей, при выполнении сельскохозяйственных (животноводство, растениеводство и т.п.) и строительных, дорожных работ и дает заключение о возможности работы в этих условиях.
Специалисты среднего звена оперативного и лабораторного подразделений санитарно-эпидемиологической станции по принципу принадлежности осуществляют отбор проб для проведения радиометрических, спектрометрических, радиохимических и других исследований.
Врачи-эпидемиологи и их помощники:
- усиливают эпидемиологический надзор за объектами;
- активно выявляют и изолируют (госпитализируют) инфекционных больных и подозрительных на эти заболевания лиц;
- расширяют бактериологические исследования объектов окружающей среды;
- согласно календарю прививок осуществляют плановые прививки и ревакцинацию (при отсутствии клинических и гематологических проявлений воздействия ионизирующего излучения);
- организуют и проводят дезинсекционные и дератизационные работы.
Специалисты оргметодотдела:
- принимают непосредственное участие в разработке проектов приказов главного врача санитарно-эпидемиологической станции о начале работ по ликвидации последствий аварии, получении и обобщении материалов по радиационной обстановке, в подготовке донесений и отчетов о работе санитарно-эпидемиологической станции по ликвидации последствий аварии, обеспечении инструктивно-методическими материалами.
III. Планирование работы санитарно-эпидемиологических станций при ликвидации последствий радиационной аварии на ядерно-физической установке (ЯФУ)
Введение
В целях обеспечения экстренных мероприятий по ликвидации последствий радиационной аварии на ядерно-физической установке (ЯФУ) областные, городские, районные санитарно-эпидемиологические станции (СЭС) заблаговременно разрабатывают План работы СЭС при ликвидации последствий аварии на ядерно-физической установке (ЯФУ). Этот план является составной частью общего Плана работы местных органов здравоохранения, что в свою очередь является разделом аналогичного Плана работы местных Советов народных депутатов.
В разработке участвуют все профильные специалисты СЭС. План работы по ликвидации последствий радиационной аварии на ЯФУ должны иметь все СЭС, независимо от того, имеются ли на курируемой ими территории ЯФУ.
Планом предусматриваются организационные формы работы СЭС по ликвидации аварии, в частности, отдельных ее подразделений, привлечение к работе городских и районных СЭС. Определенное место в плане должны занимать вопросы оснащения районных и городских СЭС необходимой дозиметрической, радиометрической и спектрометрической аппаратурой.
Важным разделом Плана должны явиться мероприятия по повышению квалификации санитарных работников в области радиационной гигиены в виде предоставления рабочих мест, организации краткосрочных семинаров, проведения тренировок и учений с целью поддержания их готовности к работе по ликвидации последствий аварии на ЯФУ. Необходима отработка практических навыков работы с дозиметрическими и радиометрическими приборами, в решении контрольных задач по определению радиоактивности исследуемых проб, по гигиенической оценке, уровней внешнего и внутреннего облучения отдельных групп населения.
На базе отделений (отделов) радиационной гигиены областных (городских) СЭС должен быть создан запас дозиметрических и радиометрических приборов. Необходимо предусмотреть мероприятия по поддержанию этих приборов в рабочем состоянии.
Уже в предварительный период СЭС совместно с центрами здоровья должны начать подготовку материалов по пропаганде радиационно-гигиенических знаний.
В плане работы СЭС необходимо предусмотреть мероприятия, которые проводят как в период повышенной готовности, так и в период ликвидации последствий аварии на ЯФУ. В приложении представлен примерный План работы СЭС по ликвидации последствий радиационной аварии на ядерно-физической установке (ЯФУ), который может быть использован для составления основного Плана работы с учетом реальных возможностей СЭС, местных условий географического, климатического, этнических особенностей проживания населения, характера водообеспечения, использования местных и привозных продуктов питания.
С учетом формирования радиационной обстановки, особенно в поздней фазе после аварии указаний директивных органов возможны коррективы Плана работы, особенно в части, касающейся мероприятий по непосредственной ликвидации последствий радиационной аварии.
В Плане должны быть предусмотрены мероприятия, исходя из различных вариантов радиационной обстановки, складывающейся после аварии. Так, если реальная угроза прохождения выброса с радиоактивным йодом над территорией региона, то на первый план выдвигается задача йодной профилактики. Если произошло значительное радиоактивное загрязнение территории региона или ее части, то в первую очередь нужно решать вопросы о возможной эвакуации населения, временного ограничения для потребления части местных продуктов, вопросы санитарной обработка людей, дезактивации территории, помещений и т.д.
В случаях, когда территория не подверглась гигиенически значимому радиоактивному загрязнению, то на первый план выходят вопросы, связанные с оказанием помощи населению, прибывающему из зон аварии, с контролем привозных продуктов питания и пищевого сырья.
Примерный план
работы санитарно-эпидемиологической станции при ликвидации последствий радиационной аварии на ядерно-физической установке (ЯФУ)
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Исполнители |
Отметка о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Мероприятия в период повышенной готовности СЭС к ликвидации последствий аварии | ||||
1.1. |
Составление и ежегодная корректировка Плана работы СЭС при ликвидации последствий радиационной аварии |
ежегодно |
Главный врач СЭС руководитель ОРГ обл. СЭС руководители подразделений (структурных) СЭС |
|
1.2. |
Составление плана совместной работы СЭС с МСЧ ЯФУ с целью проведения мероприятии по ликвидации последствий радиационной аварии |
-"- |
Главный врач обл. СЭС руководитель ОРГ обл. СЭС |
|
1.3. |
Контроль за радиоактивностью объектов окружающей среды в пределах 50-километровой зоны вокруг ЯФУ |
-"- |
Главный врач обл. СЭС руководитель ОРГ обл. СЭС. |
|
1.4. |
Проведение замеров гамма-излучения в месте дислокации СЭС и в реперных точках |
ежедневно |
Инженер (техник) обл. СЭС лаборант (техник) дополнительных ОРГ рай. и гор. СЭС |
|
1.5. |
Оснащение резервных ОРГ необходимой дозиметрической, радиометрической и спектрометрической аппаратурой |
ежегодно |
Главные врачи рай. и гор. СЭС |
|
1.6. |
Повышение квалификации специалистов ОРГ областной, районных и городских СЭС, в первую очередь входящих в состав резервных РГ, по вопросам противорадиационной защиты населения |
-"- |
Руководитель ОРГ обл. СЭС инженер, врач-лаборант ОРГ |
|
1.7. |
Проведение учений областных, городских и районных СЭС с целью поддержания их готовности к работе по ликвидации последствий радиационной аварии на ЯФУ |
-"- |
Руководитель ОРГ обл. СЭС врач-лаборант ОРГ |
|
1.8. |
Решение контрольных задач по определению радиоактивности исследуемых проб |
ежегодно |
Врач-лаборант ОРГ обл. СЭС |
|
1.9. |
Освоение практических навыков работы с дозиметрической, радиометрической, спектрометрической аппаратурой |
-"- |
Инженер, техник ОРГ обл. СЭС |
|
1.10. |
Создание на базе ОРГ обл. СЭС резерва дозиметрической, радиометрической и спектрометрической аппаратуры |
-"- |
Руководитель ОРГ обл. СЭС, инженер ОРГ обл. СЭС |
|
1.11. |
Подготовка материалов по пропаганде радиационно-гигиенических знаний для различных групп населения |
-"- |
Руководитель ОРГ обл. СЭС |
|
1.12. |
Согласование возможных мест проведения массовой сан. обработки населения, дезактивации личных вещей, захоронения радиоактивных отходов |
-"- |
Руководитель ОРГ обл. СЭС зав. санитарно-гигиеническим отделом |
|
1.13. |
Согласование возможных пунктов дезактивации транспорта, тары |
-"- |
-"- |
|
1.14. |
Согласование возможных пунктов предварительного радиационного контроля в местах массового прибытия населения (железнодорожные, автовокзалы, аэропорты и т.п.) |
-"- |
-"- |
|
1.15. |
Согласование планов работы учреждений пищевой промышленности, торговли, агропрома по радиационному контролю продуктов питания |
-"- |
-"- |
|
1.16. |
Согласование планов работы учреждений коммунального хозяйства по радиационному контролю питьевой воды и надзор за их выполнением |
-"- |
-"- |
|
1.17. |
Выбор основных мест отбора проб пищевых продуктов и проведение надзора за содержанием в продуктах питания радиоактивных веществ |
-"- |
-"- |
|
1.18. |
Выбор маршрутов для проведения радиационной разведки на ранней фазе аварии (с учетом расстояния от ядерно-физической установки, географических особенностей, характера застройки населенных пунктов, плотности населения, розы ветров, характера сельскохозяйственного использования территории, водоснабжения и питания населения и т.п.) |
-"- |
Главный врач обл. СЭС Руководитель ОРГ обл. СЭС |
|
1.19. |
Координация работы ведомственных лабораторий по радиационному контролю за продуктами питания, пищевым сырьем и питьевой водой |
ежегодно |
Главный врач обл. СЭС руководитель ОРГ обл. СЭС |
|
1.20. |
Оказание ведомственным лабораториям необходимой методической помощи |
-"- |
-"- |
|
2. Периоды ликвидации последствий радиационной аварии | ||||
2.1 Ранняя фаза | ||||
2.1.1. |
Получение информации из штаба ГО в нерабочее время, в выходные и праздничные дни о повышении гамма-излучения на территории области |
при повышении гамма-излучения |
Штабы ГО по схеме оповещения |
|
2.1.2. |
Сбор специалистов ОРГ (СЭС) |
при поступлении информации из штаба ГО о повышении гамма-излучения |
Главный врач СЭС руководители структурных подразделений СЭС |
|
2.1.3. |
Установление постоянного наблюдения за гамма-излучением в местах дислокации действующей(их) и резервных радиологических групп СЭС (через каждые 3 часа до получения соответствующего распоряжения) |
по установлению наличия РА |
Главный врач обл, гор., рай. СЭС |
|
2.1.4. |
Проведение радиационной разведки на местности по заранее выбранным маршрутам для экстренной оценки радиационной обстановки: - измерение уровней гамма-излучения; - определение радиоактивности воздуха; - определение плотности загрязнения поверхности территории |
1-3 день после аварии |
Руководитель ОРГ |
|
2.1.5. |
Приказ о переводе обл. (рай., гор.) СЭС на работу в аварийных условиях |
по установлению наличия РА |
Главный врач обл., гор., рай. СЭС |
|
2.1.6. |
Выборочный контроль за уровнями радиоактивного загрязнения продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды |
1-2 дни после аварии |
Главный врач обл. СЭС, врач-лаборант ОРГ |
|
2.1.7. |
Отбор проб и измерение радиоактивной загрязненности свеженадоенного молока |
со 2 дня после аварии |
Руководитель ОРГ |
|
2.1.8. |
Уточнение радиационной обстановки в области в местных партийных и советских органах, штабах ГО, учреждениях Госкомгидромет СССР, агропрома СССР, ведомственных службах радиационной безопасности |
1-2 дни после аварии |
Главный врач обл. СЭС, инженер *, врач-лаборант СЭС |
|
2.1.9. |
Предварительный анализ сложившейся (складывающейся) радиационной обстановки в области с целью разработки неотложных мероприятий по защите населения от радиации для доклада председателю Совета народных депутатов |
ежедневно |
Главный врач обл. СЭС, руководитель ОРГ обл. СЭС. |
|
2.1.10. |
По результатам анализа радиационной обстановки определения районов, населенных пунктов, в которых необходимо: - укрытие населения, защита органов дыхания и кожных покровов; - йодная профилактика: взрослые, дети и беременные женщины - эвакуация: взрослые, дети и беременные женщины |
в течение 1-2 суток после аварии |
-"- |
|
2.1.11. |
Надзор за организацией йодной профилактики населения |
ежедневно |
Руководитель ОРГ, руководитель сан. отдела обл. СЭС |
|
2.1.12. |
Развертывание резервных радиологических групп при районных и городских СЭС |
1-3 дни |
Главные врачи рай. и гор. СЭС |
|
2.2. Средняя фаза аварии | ||||
2.2.1. |
Проведение радиационной разведки на местности с целью уточнения радиационной обстановки на территории населенных мест: - измерение уровней гамма-излучения; - определение плотности загрязнения поверхности территории; - отбор проб объектов внешней среды для лабораторного исследования |
-"- |
Руководитель ОРГ |
|
2.2.2. |
Проведение выборочного контроля за уровнем радиоактивного загрязнения продуктов питания, пищевого сырья местного производства и питьевой воды: - отбор и доставка проб; - определение радионуклидного состава загрязнения, активности, - обобщение и анализ данных |
-"- |
Руководитель ОРГ, зав. сан.-гиг. отделом |
|
2.2.3. |
По результата анализа радиационной обстановки определения районов населенных пунктов, в которых необходимо: - ограничение потребления местных продуктов питания и питьевой воды; - переселение или эвакуация населения; - проведение других защитных мероприятий (дезактивация людей посредством их санитарной обработки, защита органов дыхания, ограничения передвижения автотранспорта по загрязненной территории, дезактивация загрязненной местности, зданий и сооружений и т.д.) |
по мере накопления информации |
Главный врач обл. СЭС, руководитель ОРГ |
|
2.3. Средняя и поздняя фазы аварии | ||||
2.3.1. |
Систематическое проведение выборочного радиационного контроля продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды с выдачей заключения: - доставка проб на исследование в рай., гор., обл. СЭС; - спектрометрические и радиохимические анализы радионуклидного состава радиоактивного загрязнения; - радиометрическое исследование; - обобщение и анализ данных |
1-3 дни после аварии |
Руководитель ОРГ, зав. сан.-гиг. отделом |
|
2.3.2. |
Анализ радиоактивности отдельных звеньев пищевой цепочки движения радиоактивных веществ в организм человека, гигиеническая оценка |
-"- |
Руководитель ОРГ |
|
2.3.3. |
Надзор за организацией и проведением санитарной обработки людей |
-"- |
Руководитель ОРГ, руководитель сан. отдела обл. СЭС |
|
2.3.4. |
Надзор за организацией и проведением дезактивации личного имущества граждан |
-"- |
-"- |
|
2.3.5. |
Надзор за организацией и проведением дезактивации загрязненной территории. |
-"- |
-"- |
|
2.3.6. |
Систематическое обобщение материалов о радиационной обстановке в регионе и ее гигиеническая оценка и коррекция защитных мероприятий (в случае необходимости) |
-"- |
Главный врач обл. СЭС, руководитель ОРГ |
|
2.3.7. |
Надзор за организацией и проведением дезактивации транспорта |
ежедневно |
Инженер ОРГ |
|
2.3.8. |
Согласование (сопоставление) данных о радиационной обстановке учреждений других министерств и ведомств |
ежедневно |
руководитель ОРГ, инженер, врач-лаборант ОРГ |
|
2.3.9. |
Надзор за организацией и проведением дезактивации тары |
-"- |
Инженер ОРГ, зав. сан. отд. СЭС |
|
2.3.10. |
Проведение маршрутных съемок гамма-излучения с отбором проб окружающей среды, продуктов питания и питьевой воды с целью определения границ очага радиоактивного загрязнения и его зон |
-"- |
Инженер, техник ОРГ |
|
2.3.11. |
Проведение экстренных мероприятий по повышению квалификации специалистов резервных радиологических групп в области противорадиационной защиты населения с освоением практических навыков работы на приборах |
|
Руководитель ОРГ, инженер ОРГ, врач-лаборант ОРГ |
|
2.3.12. |
Проведение индивидуального дозиметрического контроля (методом ТЛД) за различными группами населения |
|
Руководитель ОРГ |
|
2.3.13. |
Проведение радиационно-гигиенического надзора за детскими дошкольными учреждениями, школами, ПТУ, техникумами |
|
Зав. сан.-гиг. отделом |
|
2.3.14. |
Осуществление государственного санитарного надзора за выполнением предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами правил, требований и норм по вопросам радиационной гигиены при проведении работ по ликвидации последствий радиационной аварии |
|
Главный врач обл. СЭС, руководитель ОРГ |
|
2.3.15. |
Организация мелкого ремонта и градуировка аппаратуры |
|
Инженер ОРГ |
|
2.3.16. |
Проведение санитарно-просветительной, разъяснительной работы среди населения |
|
Все специалисты СЭС |
|
_____________________________
* - по указанию руководителя ОРГ.
Примечание: СЭС - областная, краевая, республиканская, районная санитарно-эпидемиологическая станция;
ОРГ - отделение (отдел) радиационной гигиены.
Главный Государственный |
А.И. Кондрусев |
_____________________________
* - при наличии в отделении (отделе) санитарного(ых) врача(ей) по радиационной гигиене его(их) функциональные обязанности в основном совпадают с обязанностями руководителей отделения (отдела).
** - учреждения, предприятия, лаборатории и другие организации в дальнейшем именуются как учреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструктивно-методические материалы о работе территориальной санитарно-эпидемиологической станции при ликвидации последствий аварии на ядерно-физической установке (утв. Главным Государственным санитарным врачом СССР 10 ноября 1990 г. N 5195-90)
Текст инструкции официально опубликован не был
В составлении документов принимали участие:
Н.Н. Сергиенко (Минздрав СССР);
О.А. Бобылева (Минздрав УССР);
К.К. Поплавский, Н.Е. Карлин, Г.М. Кацнельсон, Д.К. Попов, В.И. Пархоменко, М.И. Балонов, А.О. Попов (Ленинградский НИИ радиационной гигиены Минздрава РСФСР);
В.М. Орловский, О.Д. Фещенко, Л.И. Наговицина, Н.Д. Семенюк (Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Марзеева Республиканского гигиенического центра Минздрава УССР);
Л.И. Ротенберг (Санэпидстанция Минздрава СССР);
Ю.С. Милушкин (Республиканская санэпидстанция Минздрава РСФСР);
В.М. Рудой (Республиканская санэпидстанция Минздрава УССР);
A.Г. Кондратьев (Республиканский центр гигиены и эпидемиологии Минздрава БССР);
B.М. Самойленко, Е.Н. Шапошникова (Брянская областная санэпидстанция);
C.Н. Потеев (Орловская областная санэпидстанция);
P.В. Ткаченко (Калужская областная санэпидстанция);
Д.С. Котик (Тульская областная санэпидстанция);
В.В. Андреева (Киевская областная санэпидстанция).